Глава 1. Развитие учреждений социально – педагогической помощи и поддержки детей в России
Глава 1. Развитие учреждений социально – педагогической помощи и поддержки детей в России 1. 1. Краткий обзор истории развития учреждений социально – педагогической помощи и поддержки детей в России Во все времена в обществе существовала ниша так называемых ненужных, трудных, беспризорных детей, детей которые нуждались в помощи. И были люди (императоры, монахи, педагоги и др. ), которым была не безразлична судьба детей, они создавали дома, в которых дети находили все, что им было нужно. И если мы обратимся к истории, то можно проследить, как развивались учреждения для детей сирот, инвалидов и отказников. При этом в учреждениях детей не только кормили, воспитывали, но и давали им необходимые профессиональные знания. Первое упоминание о заботе детей сирот, нищих, убогих относится к 996 году, князь киевский Владимир Святославович, повелел в Уставе церквям заботиться об убогих, нищих, сирот и юродивых. К первым учреждениям, созданным в 1072 году Ярославом Владимировичем (Мудрым), относится училище для мальчиков – сирот, в котором обучалось и проживало 300 юношей. Далее в 1551 году царь Иван Грозный подписывает «Стоглавый стольник», в котором говорится, что государство берет на себя заботу об нищих и больных слабоумием. В 1649 году государственная власть дает права на наследование имуществом глухонемыми. В 1670 году открываются государственные учреждения – богадельни, в которых содержат детей – сирот, стариков, убогих. В 1682 году царь Федор Алексеевич указал открыть специальные дома, где за детьми не только присматривали, но и обучали грамоте, и ремеслам. Новгородский митрополит Иов в 1706 году открыл множество домов для сирот и незаконорожденых детей.
На примере митрополита Иова, в 1715 году, царь Петр Первый повелел в Москве и других городах России открыть госпитали для младенцев отказников, сиротские дома. В этих же дома принимались и глухонемые, калеки, и убогие. Младенцы обеспечивались государством и в казне предусматривались деньги на содержание детей. Когда дети подрастали, их отдавали в приемные семьи, детей (мальчиков) старше 10 лет отдавали в матросы или в ремесленные училища, девочек в няньки. Далее Екатерина II решила последовать Петровскому делу по созданию учреждений для детей сирот, 1 сентября 1763 года императрица Екатерина Великая II подписала Манифест об учреждении в Москве Сиротского дома, который назывался Императорский воспитательный дом для детей – сирот и детей отказников, в последствии был переименован в Московский воспитательный дом. Этот дом проработал до 1918 года, но в следствии, с большой смертностью младенцев по многим причинам (экономическим, социальным, политическим, медицинским), был реорганизован. И с 1918 по 1922 года дом был превращен в Дом охраны младенца, и Институт акушерства, где фактически, стали заботиться о младенцев с 0 до 3 лет. Дом охраны младенца отличался от Московского воспитательного дома своими функциями: лечебно – профилактической работой по сохранению жизни детей и научно – педагогической деятельностью. Таким образом, период реорганизации Императорского Московского воспитательного дома в Дом охраны младенца стал началом становления советской системы по охране и защите детей. Затем в 1770 года был открыт воспитательный дом в Санкт – Петербурге и в других городах государства Российского. Где за детьми был не только надлежащий уход, воспитание, но и подготовка воспитанников по разным профессиям, таким как фельдшерская, земледельческая и другие ремесла. Уровень обучения был достаточно высок, что позволяло детям поступать в Московский университет.
Особое место в те времена по воспитательной и образовательной работе занимали учреждения – интернаты. В этих школах мальчики получали математическое, навигационное, артиллерийское инженерное, медицинское образование, изучали иностранные языки. Кроме интернатов, существовали пансионы для дворянских детей, кадетские и шляхетские корпуса, Смольный женский пансион. Эти учреждения стали образцом в советские годы для создания детских домов и школ интернатов. В этих заведениях дети находили и находят не только защиту, внимание, понимание, но и получают среднее образование вместе со специальностями. В 1785 году Указом императрицы Елизаветы II «Об учреждении указов общественного призрения» открываются первые специализированные учреждения, куда принимают душевнобольных, но при этом, строго ведут контроль, чтобы эта категория людей не попадала в обычные приюты. Начиная с 1797 году Мария Федоровна жена императора Павла Первого становится покровительницей всех воспитательных домов: бесплатные роддома, детские приюты, ясли, воспитательные дома – которые воспитывали детей и обучали необходимым профессиям, и ремеслам. Также Мария Федоровна в 1798 году основывает Попечительство о глухонемых детях. Начиная с времен правления Петра Первого по правление Павла Первого, детей воспитывали не только в казенных учреждениях, но и отдавали на воспитание к добрым людям, при этом поощряя оных не только деньгами, но и подарками. В 1802 и 1809 годах в Риге открываются частные училища (школы) для глухонемых детей. А в 1806 году под покровительством Марии Федоровны в Петербурге открывается училище для глухонемых и слепых детей, где они получали образование и обучались различным видам ремесел в соответствии со своими болезнями. В училища принимались дети в возрасте от 7 до 11 лет, где они полностью обеспечивались одеждой, едой и книгами. При императоре Александре I по всей России строиться учреждения для слепых детей, а в 1807 году открывается первый институт слепых, в котором обучалось 15 студентов. В 1837 году в Воспитательном доме Санкт – Петербурга был также открыт женский Сиротский институт переименованный в Николаевский сиротский институт в 1885 года. Воспитанницы получали образование учителей: музыки, гимнастики, танцев, французского языка и общей практики. Также Одоевский Владимир Федорович в 1838 году организует детские приюты в Санкт – Петербурге.
В 1842 году в Москве, княгиня Трубецкая Надежда Борисовна создает и возглавляет опекунский совет детских приютов, первоначально в деятельность совета входило обязанность организовывать детей, пока родители их работали. Позднее стали открываться отделения для детей сирот, а в 1895 году открывается больница для детей из бедных семей. В 1881 году в Петербурге Константин Карлович Грот создает училище для слепых мальчиков, эти учреждения давали детям не только образование, но и различные профессии. А в 1882 году Великая Княгиня Елизавета Маврикиевна создает Общество попечения о бедных и больных детях, под названием «Синий крест», в 1893 году здесь также стали находить защиту дети, которые подвергались жестоким обращением от родных. В этих учреждениях детям давали не только кров, пищу, но и профессию. Таким образом, в конце XIX века в России система общегосударственного призрения состояла из благотворительных обществ и учреждений, деятельностью которых являлась содержание, воспитание, и образование детей, входящих в «группу риска» - дети – сироты, слепые, глухонемые, и дети из бедных семей. В этот период открываются благотворительные общества, на средства которых создаются учреждения для детей – сирот и малолетних преступников. В начале XX века в России, появляются различные социальные организации, так в 1902 году действует 11, 400 благотворительных учреждений, 19, 108 попечительских советов, все средства от этих учреждений шли на создание учебно – воспитательных учреждений, дома для бедных детей, ночные приюты, столовые, амбулатории, больницы. Начиная с 1917 года и до середины 80 – х годов XX века, благотворительность была запрещена, и вся обязанность за заботу о детях «группы риска» легла на государство. В Советской России органами власти создаются отделы социального воспитания, возникают учреждения по социально – правовой охране несовершеннолетних, начинается подготовка специалистов для системы социального воспитания.
С разрешения Наркомпроса, Антон Семенович Макаренко в 1920 году создал и возглавил трудовую колонию «им. М. Горького» для малолетних правонарушителей и детей сирот, а в 1927 году организует детскую коммуну «им. Ф. Э. Дзержинского». После Великой Отечественной войны (1941 – 1945 года) увеличивается количество детей – сирот и беспризорных детей, и для решения этой проблемы государство создает школы – интернаты, детские дома для эвакуированных детей, и детей погибших родителей на войне. В связи с нехваткой средств в государстве после войны, возрождается благотворительность, которая проявляется в виде открытия счетов, фондов. В 1960 годах во многих домах отменили армейскую дисциплину и режим. В 1980 годах учреждения для детей «группы риска» взяли на вооружение семейный принцип воспитания. Первая российская детская деревня SOS была создана в 1996 году в Томилино под Москвой, инициатором создания этой организации была Елена Сергеевна Брускова – корреспондент «Комсомольской правды». В 1970 году Брускова в Австрии увидела такие деревни и ее поразили счастливые лица детей, отличавшиеся от наших российских детдомовских детей. Сначала она написала две книги об этих деревнях, потом сняла цикл телепередач на эту тему и впоследствии, с разрешения государственных чиновников была создана такая деревня. Сегодня на территории нашей страны, существуют 6 таких детских деревень SOS – в Томилино под Москвой, Лаврово в Орловской области, Пушкин, Кадалакша в Мурмонской области, Пскове, Вологде в деревне Маурино - которая открылась недавно 22 мая 2012 года. На сегодняшний день под опекой детской деревни SOS в России находятся более 1300 детей – сирот, детей оставшихся без попечения родителей и детей входящих в «группу риска». Таким образом, рассмотрев кратко историю развития учреждений социально – педагогической помощи и поддержки детей в России, мы приходим к выводу, что благодаря созданию детских домов, и интернатов многие жизни детей сирот, и беспризорных были спасены, и сохранены, особенно в годы войны, и в 1990 годы во времена перестройки. Детские дома, интернаты и люди, которые там работают, до сих пор спасают жизни, и души детей в наше нелегкое время, когда нравственность в нашей стране падает.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|