Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.3. Типы учреждений социально – педагогической поддержки для детей «группы риска»




В последние годы после перестройки (1990 года), государство вновь взяло на себя обязанности заботиться о детях «группы риска». Российское правительство издало Положение «Об образовательных учреждений», которое было утверждено в письме Минобразования РФ №29/1488 – 6 от 05. 04. 2001 года, говорится о типах образовательных учреждений. И так назовем их:

I тип – дошкольное образовательное учреждение;

II тип – общеобразовательное учреждение;

III тип – общеобразовательная школа – интернат;

IV тип – общеобразовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

V тип – специальное учебно – воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением;

VIII тип – специально (корректирующее) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии.

     Каждый тип учреждений состоит из несколько видов учреждений.

     По нашей теме курсовой работы подходят три последних типа образовательных учреждений, рассмотрим их:

- IV тип – общеобразовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к этому типу относится следующие виды учреждений:

- детский дом;

- детский дом – школа;

- школа – интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- санаторный детский дом;

- специально (корректирующий) детский дом для детей - сирот и детей с отклонениями в развитии, и детей, оставшихся без попечения родителей.

- V тип – специальное учебно – воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением к нему относятся следующие виды учреждения:

- специальная общеобразовательная школа;

- специальное профессионально – техническое училище;

- специально (корректирующая) общеобразовательная школа для детей и подростков с девиантным отклонением в развитии;

- специально (корректирующее) профессионально – техническое училище для детей и подростков с девиантным отклонением в развитии.

- VIII тип – специально (корректирующее) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии:

- специально (корректирующая) начальная школа – детский сад;

- специально (корректирующая) общеобразовательная школа;

- специально (корректирующая) общеобразовательная школа – интернат.

Также на сегодняшний день в России существуют следующие типы учреждений социально – педагогической поддержки для детей «группы риска»:

- дома ребенка (дом малютки);

- детские дома;

- социальный приют;

- детский дом – интернат;

- детские дома семейного типа;

- детская деревня SOS;

- школы - интернаты;

- круглосуточные школы – интернаты;

- школы - интернаты с углубленной профессиональной подготовкой;

- школы – интернаты различной воспитательной направленности.

    И так дадим краткую характеристику этим учреждениям:

- дома ребенка (дом малютки) – учреждения принимают на воспитание и обслуживание детей, оставленных матерями, а также детей с дефектами умственного и физического развития. В доме ребенка (общего типа) содержатся дети от 0 до 3 лет, в специализированном доме (группе) ребенка содержатся дети до 4 лет, с дефектами умственного и физического развития (кроме детей с задержкой психоречевого и физического развития).

 Основная задача этих учреждений обеспечение благоприятных условий для физического и психического развития детей, медицинский контроль за развитием, и здоровьем детей, профилактика, и лечение инфекционных, и соматических заболеваний. Дом ребенка обеспечивается необходимыми методическими пособиями и игрушками в соответствии с возрастом, и психическим развитием детей.

- детские дома - являются, государственно – общественной формой устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этом доме находятся дети с 3 до 18 лет. Существуют детские дома для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, школьного возраста от 7 до 18 лет и смешанного типа. Численность детей в детском доме от 20 – 75, группы посещают от 10 – 12 воспитанников.

В структуру детских домов может входить отделение постинтернатной адаптации. В отделение постинтернатной адаптации проживают дети в возрасте от 14 – 18 лет с целью подготовки к самостоятельной жизни, сроком от 1 недели каждого месяца. В это отделение направляются и выпускники детских домов, которые испытывают трудности в социализации.

 Основная задача детского дома - это создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе специальности, и подготовка к самостоятельности, и трудовой деятельности. Дети обеспечены всем необходимым для жизни и образования, помимо образовательной деятельности, дети, в том числе занимаются и досуговой деятельностью (кружки, секции, игры и так далее). Обычно дети проживают в детских домах, а образование получают в ближайших школах.

- детские дома семейного типа – это семья, взявшая на попечение не менее 5 и не более10 детей – сирот, либо детей, оставшихся без попечения родителей. Такие семьи создаются по договору на несколько лет. Здесь ребенка спрашивают, хочет он жить в этой семье или нет.

 Основные задачи семейного детского дома такие же как, и у других детских домов: подготовка к самостоятельной жизни, обучение, воспитание. Разница лишь в том, что здесь дети проживают с «родителями» в теплой семейной обстановке, посещают обычные детские сады, школы, различные секции, что способствует их адаптации в обществе. За деятельностью таких домов наблюдают органы опеки и попечительства.

- детская деревня SOS – крупнейшая международная благотворительная организация по поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Детская деревня SOS максимально приближенна к детским домам семейного типа, долгосрочная форма воспитания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В отличие от большинства государственных учреждений, которые решают проблему «содержания» детей, в детских деревнях SOS создаются условия для счастливого детства, комфортного взросления, социального адаптирования детей в общество. Деревня состоит из 11 – 15 домов, численность воспитанников в деревне от 20 – 120 детей, в каждом доме проживают по 6 -8 детей с учетом родных братьев и сестер, с SOS – мамой, маме помогает SOS – тетя.

 Главное условие, мама должна быть не замужем и без собственных детей, для того что бы всю свою любовь и заботу, распространяла на детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все происходит как в обычной семье, мама воспитывает, заботится, учит бытовой и самостоятельной взрослой жизни. Дети посещают обычные детские сады, школы, что способствует их адаптации в обществе. Родных братьев и сестер не разлучают, как это делается в государственных учреждениях.

Основными задачами детских домов и детской деревни SOS являются:

- воспитание и развитие детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- создание благоприятных условий, приближенных к семейной обстановке;

- обеспечение социальной защиты, медико – психолого – педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

- защита прав и законных интересов детей.

Детские дома и детские деревни SOS могут быть государственными и частными.

- социальный приют – предназначен для экстренной помощи детям в возрасте от 3 до 18 лет. Это учреждение временного проживания детей оставшихся без попечения родителей. Основные задачи и функции: обеспечения безопасности ребенка от внешних угроз, защита его прав и интересов, снятие стрессового, и нервного состояния связанные с психологической атмосферой в семье, индивидуальная реабилитационная программа, восстановление социальных связей. В процессе реабилитации поощряется любая деятельность детей, которая не навредит детям. После реабилитации ребенок может вернуться в семью, если больше нет для него угроз или ребенка направляют в дом – интернат.

- детский дом – интернат – является образовательным учреждением интернатного типа для постоянного проживания детей в возрасте с 3 до 18 лет. Функции сходны с функциями в социальных приютах, отличаются лишь по времени проживания в них детей. В этом учреждении реабилитационная программа более долгосрочная, рассчитана на несколько лет. Детский дом – интернат может быть общеобразовательного типа или специализированным в зависимости от специальных проблем детей (нарушение речи, слепоглухих или глухонемых, с задержкой интеллектуального развития). Дети получают в этих учреждениях не только уход, проживание, но и образование со специальностью, соответственно на руки выдается диплом.

- круглосуточные школы – интернаты – в них принимаются: дети – сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители, которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местанахождение родителей, которых не установлено. Круглосуточные школы – интернаты выполняют те же функции, что и детские дома – интернаты.

- ДДИ – дом для детей – инвалидов – здесь помещаются и дети с диагнозом «умственная отсталость», в системе образования подобные заведения носят название «специальные коррекционные школы – интернаты VIII вида для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии». В этих домах живут дети с более тяжелыми диагнозами «умственная отсталость», они образование не получают. И после совершеннолетия, попадают в психоневрологический интернат для взрослых (ПНИ), где и живут всю свою жизнь. По суду они признаются недееспособными и признаются не готовыми к самостоятельной жизни, не получают жилье и работу.

- коррекционная школа – интернат VIII вида – это учреждение где живут и учатся, дети - сироты с диагнозом, легкая степень умственной отсталости. Дети получают соответствующее образование и выпускаются с дипломом об окончании коррекционная школа VIII вида, который дает право на поступление в средние специально - профессиональные учебные заведения. При этом дети этой школы имеют все гражданские права, обеспечиваются жильем и работой. Коррекционные школы подразделяются на речевые (логопедические) и с ЗПР (задержка психического развития).

Рассмотрев типы учреждений социально – педагогической поддержки для детей «группы риска», можно выделить только два типа учреждений, которые действительно заботятся о детях, как в родных семьях. Это детские дома семейного типа и детские деревни SOS, в этих учреждений дети не просто содержатся, они живут в семьях с «мамами», проживают счастливое детство, учатся общению, быту, занимаются домашним трудом, нет строгого режима. В отличие от государственных детских домов, и интернатов, где дети живут, в казарменных условиях «на всем готовеньком», и попадая во взрослую жизнь в общество, не готовы к социализации. Такие дети так и живут, считая, что все им обязаны, и ждут, когда им все принесут на «блюдечке». В отличие, от детей, живущих в «семьях», дети, живущие в государственных учреждениях несмотря на постоянную занятость, лишены права выбора общения с людьми, обществом, они лишь могут общаться в узком круге, выбирая тех, с кем проживают в учреждении (сверстники, воспитатели). Также эти дети лишены родительской любви и заботы, и воспитатели не могут этого дать, из - за загруженности работой и ответственностью за сохранении здоровья, и жизни воспитанников. Невозможность полноценного общения с другими людьми, приводит к тому, что нарушается не только социальное развитие детей, но и личностное. У детей «группы риска», появляется девиантное поведение, этим поведением они пытаются привлечь внимание взрослых. Поэтому в последнее время все чаще создаются детские дома семейного типа, деревни SOS, оформляются опекунства.

Таким образом, указанные проблемы снижают эффективность процесса социализации, данной категории детей «группы риска». Результатом трудностей социализации является низкий уровень социальной активности, адаптации, сформированности социальных ценностей и компетенции детей «группы риска».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...