Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Социально – педагогическая поддержка детей и подростков из «группы риска» в учреждениях




Глава 2. Социально – педагогическая поддержка детей и подростков из «группы риска» в учреждениях

2. 1. Дети «группы риска»

В понятие дети «группы риска» входят несколько определений. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего – либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти с человеком.

В переводе с испано – португальского «риск» означает «подводная страна». В толковом русском словаре «риск» - это делать что – то наудачу надеясь, на хорошее. В результате можно получить хороший или плохой исход дела. Риск – это ситуация, в которую попадает человек, где последствия неопределены.

Это сложное философское понятие, где информация о последствиях поступка, действия, явления - неизвестна. Неопределенность возникает в том случае, когда действия людей, происходящие события могут быть непредсказуемы.

«Группа риска» - это группа людей, у которых идет нарушение от нормы в физическом и психическом здоровье, социальном развитие, вследствие многих факторов: биологических, социально экономических, психологических, правовых, нравственных.

Слово «норма» в переводе с латинского означает образец, предписание - это совокупность общественных, социальных требований.

«Дети группы риска» - это категория детей, которая нуждается в особом внимании со стороны родителей, воспитателей, учителей, медицинского персонала и других специалистов (психологов, логопедов, социальных педагогов), и других служб социальной защиты.

Дети «группы риска» - это дети разного возраста,  предрасположенных

к нарушению социальных норм и правил детской жизни в семьях, в образовательных учреждениях, общественных местах и детях с отклоняющимся поведением.

    Когда говорят о детях «группы риска», подразумевают, что эти дети находятся под влиянием определенных отрицательных факторов:

- риск для общества, который создают сами дети (аморальное, антиобщественное поведение);

- риск от общества, которым подвергаются дети (потеря жизни, здоровья, нормальных условий для физического и психического развития).

    Ребенок находится под влиянием окружающей среды (факторы риска) все время своего существования, причем окружающая среда является не только природной, но и биологической, социальной. Если среда окружения положительная, то на развитие личности ребенка она действует благоприятно, но если социальное окружение негативное, соответственно в развитии личности ребенка происходит отклонение (девиации)

Существуют несколько групп факторов риска, которые вызывают опасность для ребенка:

- медико - биологические (наследственные, врожденные, нарушение психического и физического состояния здоровья, травмы внутриутробного развития, отставание в росте, несоответствие физическому развитию, соматические заболевания, тяжелые травмы, заболевания ЦНС);

- социально - экономические (неблагоприятное влияние семьи, материальные проблемы семьи, дисгармоничная семья, аморальный образ жизни родителей, проблемы со сверстниками, влияние СМИ, противоречие в обществе, в микросоциуме);

- психологические (связанные с индивидуальными и возрастными особенностями личности, неприятия себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения);

- педагогические (воспитательные) (несоответствие содержания программ образовательных учреждений и условий обучения детей их психофизическим особенностям, отсутствие интереса к обучению, несоответствие образу школьника);

- ошибки педагогов (превышение педагогической власти, лишение ребенка индивидуальных стимулов, наказание как унижение личности ребенка, поверхностное знание особенностей учащихся, противоречивость предъявляемых требований, конфликты между учителем и родителями или учителем и учеником);

- ошибки семейного воспитания (неадекватное отношение родителей к способностям ребенка, гиперопека и гипоопека родителей);

- психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и места обучения в школе).

Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска, в которой наблюдаются следующие категории детей:

- дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико – патологической характеристики;

- дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств и дети сироты;

- дети из неблагополучных, асоциальных семей;

- дети из семей, нуждающихся в социально – экономической и социально – психологической помощи и поддержке (многодетные, неполные семьи, семьи пережившие развод);

- дети инвалиды;

- дети с ЗПР;

- дети с ЦНС;

- педагогически запущенные дети;

- дети с нарушениями в аффективной сфере;

- дети с девиантным поведением;

- дети с проблемами в эмоционально – личностном развитии (агрессивные, гиперактивные, тревожные).

    Рассмотрим психологические особенности развития таких детей:

- дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств и дети сироты – испытывают тревожность и низкий уровень эмпатии, ощущают себя несчастными, темп физического, и психического развития у таких детей замедлен, импульсивны, несамостоятельны, неосознанное поведение, нуждаются в общении, низкое интеллектуальное развитие, совместно с детьми играть не могут (испытывает коммуникативные трудности), наблюдаются проблемы нравственного развития (кражи, оскорбления), нарушена социализация (отсутствие нормальных контактов), проблема эмоционально – волевого развития (низкая самооценка, неуверенность, эмоциональный стресс), агрессивно настроены к обществу из – за отсутствия теплых семейных отношений. При этом установлено, что ребенок, который жил дома до 3 лет, развивается лучше, чем дети, которые с младенчества росли без родителей;

- дети из неблагополучных, асоциальных семей – в таких семьях у детей нарушается психика, дети уклоняются от учебы, бродяжничают, начинают вести аморальный образ жизни (хулиганство, кражи, вымогательства, подростковый алкоголизм), дети агрессивны, неадекватно реагируют на замечания, низкая успеваемость;

- дети из семей, нуждающихся в социально – экономической и социально – психологической помощи, и поддержке (многодетные, неполные семьи, семьи пережившие развод) – у ребенка возникает высокий уровень тревожности, невротические симптомы, низкая успеваемость, страдает дисциплина, убегают из дома, конфликты с друзьями (родителями), занижена самооценка, дети педагогически запущенные, с асоциальным поведением;

- дети инвалиды – инвалиды по – прежнему, являются самой незащищенной группой людей и входят в категорию «группы риска», а дети тем более. Хоть общество и признает инвалидов, но все же испытывает к ним чувство неприятие, от этого, у детей – инвалидов происходит нарушение психического развития личности. У детей вместе с его основным диагнозом идет и нарушение развитие речи, наблюдаются агрессия, негативизм, крайняя возбудимость или заторможенность, тревожность, неуверенность в себе, раздражительность;

- дети с девиантным поведением – дети с отклоняющимся поведением от норм общепринятых (драки, ссоры, агрессивность, лживость, воровство, прогулы в школе, поджоги), у детей низкий уровень самокритики, низкая успеваемость, повышенная возбудимость, внушаемость, вербальная активность, подражательность, обостренное чувство независимости, негативизм, неуравновешенность, самоутверждение, стремление к лидерству;

- дети с проблемами в эмоционально – личностном развитии (агрессивные, гиперактивные, тревожные):

- агресивные дети – наблюдается мотивированное деструктивное поведение, противоречащее общественным нормам (угрозы, оскорбления, порча чужого имущества, драки) эти действия возникают в следствии нехватки внимания со стороны близких людей, средства защиты от окружающих, стремление получить желанный предмет;

- гиперактивные дети – испытывают дефицит активного внимания, импульсивны, у них повышенная двигательная активность в связи с чем они отвлекаются, невнимательны;

- тревожные дети – таких детей отличает повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость, страх, агрессия, неустойчивая самооценка, внушаемость;

Таким образом, основная отличительная особенность детей «группы риска» заключается в том, что официально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, они посещают образовательные учреждения), но фактически в силу различных причин, от них не зависящих, дети попадают в ситуацию, когда все права ущемляются. Сами дети не могут решить свои проблемы, они не могут их осознать и не видят решений в создавшейся ситуации. При этом дети «группы риска» часто попадают под негативное воздействие от общества и не находят помощи в нужный момент

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...