Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выпускная квалификационная работа




ФГБОУ ВПО «ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики и психологии

 

Кафедра педагогики

 

Выпускная квалификационная работа

(бакалаврская работа)

 

по направлению подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое образование

профиль «Психология и социальная педагогика»

 

На тему: «Формирование интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников»

 

 

                                                                                                  

                       

 

 

                                                                                 Выполнила студентка гр. ПСПЗс-51

                                                                                 Исупова Анна Михайловна

                                                                                  _______________________

                                                                                        (подпись)

                                                                                  Научный руководитель

                                                                                  кандидат  пед. наук, доцент

                                                                                  Бажин Константин Сергеевич     

                                                                                   _______________________

                                                                                          (подпись)                   

                                             

Допущено к защите в ГЭК: _________________

 

Заведующий кафедрой педагогики

 

___________________                                                                 Симонова Г. И.

 

 

Директор института педагогики и психологии

 

___________________                                                                 Бажин К. С.

 

Киров

 

Оглавление

Введение.....................................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы формирования интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников................................................................................  
1. 1. Теоретический анализ исследований психолого-педагогических особенностей выбора профессии старшеклассниками..........................................  
1. 2. Сущность и содержание профессиональной ориентации старшеклассников......................................................................................................  
1. 3  Связь социально-экономического развития муниципального образования с особенностями рынка труда.................................................................................  
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников...................................................  
2. 1. Диагностика интересов в выборе профессий у старших школьников.............................................................................................................  
2. 2. Реализация программы по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников……………..........................................................  
2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников…  
Заключение.................................................................................................................
Библиографический список......................................................................................
Приложения................................................................................................................

ВВЕДЕНИЕ

Проблема профессионального самоопределения молодежи, представлений о своем профессиональном «Я» тех, кто завтра выйдет на рынок труда и будет производительной силой общества, является чрезвычайно актуальной. В педагогической науке проблема формирования интереса учащихся к рабочей профессии активно обсуждается в последние годы в связи с дефицитом рабочих кадров.

Проблеме профессионального самоопределения, профессионального формирования и профессионального развития будущих рабочих посвятили свои труды Н. Н. Захаров, Е. А. Климов, В. Г. Максимов, Е. М. Павлютенков,  Н. С. Пряжников, Г. В. Резапкина, А. Д. Сазонов, С. Н. Чистякова.

Подготовка будущих высококвалифицированных рабочих предполагает индивидуализированное становление профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных компетенций, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в профессии.

Анализ научно-педагогической литературы показал, что проблема повышения престижа рабочей профессии и формирования интереса учащихся к рабочим профессиям в современных условиях недостаточно изучена в отечественной педагогической науке.

Особенностью российского рынка труда является то, что наряду с ростом незанятого населения наблюдается дефицит рабочей силы. Развитие личности молодого рабочего стало общественной потребностью, одним из главнейших условий экономического и социального прогресса. Поэтому большое внимание уделяется профориентации школьников на рабочие профессии.

В наше время, когда информационный поток сообщений, касающихся путей трудоустройства, а именно выбора учебного заведения для продолжения обучения, временной и сезонной занятости, кружках и секциях, в которых можно развить свои способности, приобрести дополнительные умения и навыки, велик и разрознен, выпускнику, желающему продолжить свое образования и в дальнейшем трудоустроиться, становится все труднее сделать свой выбор.

Благодаря переходу к рыночным отношениям расширился круг выбора профессии. Однако из-за недостаточной осведомленности у школьников складывается неправильное представление о многих из них. Случается так, что какой-то вид занятий может увлечь при более детальном ознакомлении с ним. Поэтому одна из основных задач — обратить внимание старшеклассников на те профессии, по которым бывают вакансии, как можно подробнее рассказать о них. Накопленные знания уже сегодня позволяют в ряде случаев достаточно эффективно проводить профориентационную работу. Но выбираемые выпускниками профессии не в полной мере соответствуют, с одной стороны, потребностям рынка труда, а с другой, личностным качествам самих учащихся.

Восполнить данный пробел призвана наша выпускная квалификационная работа, выполненная на тему: «Формирование интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников».

Цель исследования: теоретическое изучение и разработка эффективных способов формирования интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников.

Объект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников.

Предмет исследования: процесс формирования интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников.

Гипотеза исследования: формирование интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников будет эффективным, если

· учитывать возрастные особенности, а также индивидуально-личностные склонности старшеклассников;

· выявить связь социально-экономического развития муниципального образования с особенностями рынка труда;

· способствовать повышению мотивации обучающихся на активное включение в профессию, стимулировать их личностный и профессиональный рост;

· реализовывать программу по формированию интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогические особенности старшеклассников и их влияние на выбор профессии.

2. Определить сущность и содержание профессиональной ориентации старшеклассников.

3. Выявить связь социально-экономического развития муниципального образования с особенностями рынка труда.

4. Разработать и апробировать программу по формированию интереса к рабочим профессиям у старшеклассников.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; обобщение, сравнение.

Эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); беседа, анкетирование, тестирование, наблюдение. Для изучения профессиональных интересов и склонностей применялись методики: Дж. Голланд «Определение профессионального типа личности», Л. А. Йовайши «Определение профессиональных интересов»,  А. Г. Грецов «Склонности к исполнительскому или творческому труду».

Математические: метод математической статистики обработки экспериментальных данных (Т-критерий Вилкоксона).

Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные труды и исследования Г. С. Абрамовой, И. В. Дубровиной,             Н. Н. Захарова, Е. А. Климова, И. Ю. Кулагиной, В. С. Мухиной, Н. И. Никитиной, Е. М. Павлютенкова, Н. С. Пряжникова, Г. В. Резапкиной, А. Д. Сазонова,        С. Н. Чистяковой.

Экспериментальная база исследования:  МКОУ СОШ с УИОП им. В. И. Десяткова г. Белая Холуница, учащиеся 9 классов в количестве 50 человек.

Новизна исследования: определены особенности содержания профессиональной профориентации старшеклассников по формированию у них интереса к выбору рабочих профессий.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении материала по вопросу формирования интереса к рабочим профессиям у старшеклассников.

Практическая значимость исследования: разработана и успешно апробирована программа занятий по формированию интереса к рабочим профессиям у старшеклассников, которая способствует их профессиональному становлению и удовлетворению потребностей общества в квалифицированных рабочих кадрах в Белохолуницком районе Кировской области.

Апробация результатов исследования осуществлялась во время выступлений на педагогическом совете и родительских собраниях в 9 классах муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов им. В. И. Десяткова (2015 год), районном методическом объединении психологов и социальных педагогов (2015 год).

Структура исследования отражает логику, содержание и результаты работы, включает введение, 2 главы (6 параграфов), заключение, библиографический список, приложения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...