Глава 1. Теоретические основы формирования интереса к выбору рабочих профессий у старшеклассников
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ВЫБОРУ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 1. 1. Теоретический анализ исследований психолого-педагогических особенностей выбора профессии старшеклассниками В педагогической и психологической литературе можно встретить несколько подходов к определению периода для формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению. Многие исследователи, такие как Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова, считают, что каждый из вековых этапов имеет специфические особенности относительно решения данной задачи. Так, например, для учеников 1-8 классов основной работой становится формирование «общей готовности» к профессиональному самоопределению. Для учеников 9-11 классов эту работу нужно скоординировать на помощь в выборе конкретной специальности и профессии [54]. Но исходя из того, что именно в период ранней юности главное внимание молодых людей сосредоточивается на развитии мотивационной сферы, определении своего жизненного пути, формировании мировоззрения, поэтому именно в этот период нужно говорить о профессиональном самоопределении, которое имеет большое значение для выбора профессии. По мнению Г. С. Абрамовой, к окончанию основной школы учащиеся должны сделать профессиональный выбор. Существует два способа. Первый способ - «проб и ошибок». В данном случае старшеклассник выбирает профиль обучения или учебное заведение вслепую. Второй способ заключается в том, что когда выпускник изучит себя, овладеет необходимыми знаниями и умениями на уроках технологии, познакомиться с миром профессий, тогда сможет осознанно и самостоятельно делает этот выбор [1].
И. В. Дубровина считает, что выпускники нередко испытывают серьезные затруднения в выборе профиля дальнейшего обучения. Обычно, они делают выбор под действием случайных факторов: например, за компанию, по совету родных или друзей. При этом старшеклассники считают, что располагают достаточным количеством информации о профессиях для выбора профиля обучения [11]. Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что не все подростки готовы самостоятельно, сознательно выстраивать своё будущее. Причиной этого, по мнению В. Г. Максимова, являются недостаточные знания об особенностях каждого вида деятельности, низкая мотивация к выбору профессии, неумение соотнести свои желания с реальными возможностями и способностями [24]. Выбор профессии - это важное, неотложное и трудное дело для выпускника. По мнению Е. А. Климова, старшеклассники устремлены в будущее и склонны мысленно пропускать незавершенные этапы. Они внутренне тяготятся школой, школьная жизнь кажется им временной, ненастоящей, после которой начнется другая, более богатая и подлинная жизнь, которая одновременно манит и пугает их [16]. Учащиеся старших классов хорошо понимают, что их будущая жизнь во многом зависит от того, правильно ли они смогут выбрать профессию. Какими бы легкомысленными и беспечными не выглядели выпускники, выбор профессии –их главная и постоянная забота. Следующей особенностью нужно отметить, что в старших классах все отчетливей выделяется индивидуальный облик каждого молодого человека, более ярко выступают те особенности, которые в совокупности определяют склад его личности [23]. Учащиеся старших классов сильно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разным уровнем самосознания. Юность, как считает И. Ю. Кулагина, это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации и установки.
Мы можем сказать, что это период перехода от детства к началу взрослой жизни, к большей ответственности, самостоятельности, к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, решению разнообразных проблем, профессиональному становлению. Юношеский возраст основывается вокруг процесса идентичности, который состоит из индивидуально-личностных и социальных выборов, идентификации и профессионального становления [22]. Важно отметить, что профессиональное самоопределение начинается в детстве, а заканчивается в ранней юности. Главное значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения. В выборе профессии – мотивация у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек совершается переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию [60]. Выбор профессии и ее освоение начинается с профессионального самоопределения. В этот период старшеклассники должны совершенно реально выработать для себя задачу выбора будущей профессиональной деятельности с учетом имеющихся психологических и психофизиологических ресурсов. В это время у школьников формируется отношение к определенным профессиям, происходит выбор учебных предметов согласно профессиональному выбору. Характерное приобретение старшеклассников - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно оказывается жизненной программой, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план - это план возможных действий, в которых проявляются индивидуальные особенности молодых людей. Но нужно заметить, что в содержании планов существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, которые связаны с будущей профессиональной деятельностью и семьей, выпускники школы достаточно реалистичны. Но вместе с тем, в сфере получения образования, социального становления и материального благополучия притязания девушек и ношей часто бывают завышены. Мы хотим отметить, что высокий уровень притязаний не всегда подкрепляется высоким уровнем профессиональных стремлений. Многие старшеклассников желают получать большую заработную плату, но при этом они не готовы к более интенсивному и квалифицированному труду [39]. Как утверждает И. В. Дубровина, профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления.
Многие авторы отмечают, что девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши. В этом выражается их недостаточная готовность к действительным трудностям и проблемам самостоятельной жизни. Основное противоречие жизненной перспективы выпускников - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради осуществления своих жизненных планов. Старшеклассники ставят перед собой цели, которые, оставаясь непроверенными на соответствие реальным возможностям, зачастую оказываются неверными, страдают «фантазийностью». Иногда, только опробовав что-то, юноши и девушки ощущают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Перспектива, которая была намечена, может быть очень конкретной, поэтому не достаточно гибкой, для того, чтобы её реализация завершилась успехом. А может и быть чересчур общей, что затрудняет успешную реализацию неопределённостью [10]. Нельзя не сказать и об изменении учебной мотивации. Учащиеся старших классов, ведущую деятельность которых многие психологи называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учёбу как необходимую предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют те предметы, которые будут нужны в дальнейшем, начинает беспокоить успеваемость. Поэтому недостаточное внимание уделяется к «ненужным» учебным предметам, а отметкам уделяется большое внимание, которого не было среди младших подростков. А. В. Петровский считает, что именно в старшем школьном возрасте возникает осмысленное отношение к учебе [30]. Профессиональная деятельность все больше начинает рассматриваться в трех аспектах: как средство для достижения жизненного успеха, как средство для определения своего места в обществе и как средство самореализации. Проблема профессионального самоопределения становится актуальной как для ученика, так и для общества. Адекватное профессиональное самоопределение - это важнейшее достижение успеха в профессиональной деятельности.
Таким образом, в период ранней юности главное внимание молодого человека сосредоточивается на развитии мотивационной сферы личности, определение своего жизненного пути, формирование мировоззрения, более ярко проявляются индивидуальные особенности, поэтому именно в этот период следует говорить о профессиональном самоопределении, которое имеет большое значение для выбора профессии. Особенности выбора профессии у старшеклассников состоят в том, что они стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей, но объективно и полно оценить себя они не в состоянии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|