Глава 7. Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении
Воспитание – это самое трудное из искусств. П.Ф. Каптерев ·Сущность и содержание процесса воспитания ·Современные концепции и подходы к воспитанию ·Закономерности и принципы воспитания ·Методы, формы и технологии воспитания ·Формирование и развитие коллектива обучающихся ·Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении ·Воспитательная работа в общежитии ·Критерии и § 1. Сущность и содержание процесса воспитания Мнемосхема
Процесс воспитания Процесс воспитания занимает важное место в целостном педагогическом процессе. Воспитание проявляется там, где формирование личности имеет управляемый характер, где воспитатели и воспитуемые руководствуются сознательными намерениями, действуют по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами. Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысле представляется как «совокупность формирующего воздействия всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей»[42]. В этом значении воспитание отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
Современная программа воспитания личности в нашем обществе основывается на краткой характеристике тех общих социальных ролей, которые приходится исполнять практически каждому человеку: семьянин, труженик, гражданин и т.д. В этом и проявляется общественная направленность воспитания. Реализуя этот принцип, важно добиться практически-мотивированного взаимодействия с воспитанниками. Важно, чтобы деятельность, к которой привлекаются воспитанники имела воспитывающее значение, необходимо при этом формировать у них общественно-ценные мотивы деятельности. Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает та его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, понятную воспитаннику. Процесс воспитания – процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, которые своим совокупным действием усложняют воспитательный процесс. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности. Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так быстро обнаруживают себя, как в процессе обучения, воспитательный процесс динамичен, подвижен и изменчив, он отличается длительностью. Для воспитания характерны отдаленность результатов от момента воспитательного воздействия и его непрерывность. Необходима система работы с определенной целью. Процесс воспитания – процесс комплексный, означающий единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненный идее целостности формирования личности. Воспитательному процессу присущи вариативность и неопределенность результатов. Это обусловлено наличием субъективных факторов – индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию.
Процесс воспитания имеет двусторонний характер – прямую и обратную связь от воспитателя к воспитаннику, на основании чего происходит процесс управления взаимодействия.
В последние годы активно внедряется теория гуманистического воспитания. Оно является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса. Осознание данной тенденции поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сложившейся в ней адаптивной парадигмы, апеллирующей к определенным личностным параметрам (идейность, дисциплинированность, исполнительность, коллективизм). Это было основным содержанием «социального заказа» в советский период. Ядро в новой теории воспитания составляет генеалогия личности, объясняющая происхождение личности в системогенезе. Она доказывает, что развитие и становление человека как личности подчиняется системно-ролевой закономерности, он становится личностью не иначе, как осваивая и выполняя объективную систему социальных ролей: в семье – семейных, в профессионально-трудовой сфере – профессионально-трудовых, в обществе – гражданских, в мире – геосоциальных и интерсоциальных, в “Я”-сфере – эгосферных. Такие социальные роли объективны для человека, даны ему ходом социальной эволюции. Осваивая и выполняя такие роли, человек овладевает культурой человековедения, составными частями которой являются семейная культура, профессионально-трудовая культура, гражданская культура, геосоциальная культура и эгосферная культура. Цели и задачи воспитания Генеральная цель воспитания – формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять объективную систему социальных ролей. Под такой целью понимается конечный результат, который необходимо достичь в процессе воспитания личности на различных этапах ее развития. Эта цель имеет ориентирующее значение для всех типов образовательных учреждений и для всех воспитателей, так как она определяет стратегию всего воспитательного процесса. Задачи воспитания – это его цели, взятые в данных конкретных условиях. К таким условиям относятся: возраст обучаемых, специфика учебного заведения, уровень воспитанности, индивидуальные особенности и т.д. Задачи воспитания делятся на две группы: инвариантные и вариативные.
Инвариантные задачи воспитания – это общие задачи, которые стоят перед всеми типами учебных заведений. Они вытекают из потребности освоения личностью системы социальных ролей, их структура системно-ролевая. Каждая из них – это составная часть генеральной цели воспитания. Цель гуманистического воспитания ставит адекватные ей задачи: - философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире и в профессии; - оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных, профессиональных задатков и способностей, творческого потенциала; - приобщение личности к системе культурных ценностей; - раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование интеллектуально значимых личностно-профессиональных параметров; - развитие интеллектуальной и нравственной свободы личности, способной к адекватным самооценкам и оценкам, самореализации поведения и деятельности, умений принимать профессионально значимые решения; - возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма, единства этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремление к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества; - формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные блага; - развитие представлений о культуре труда и здоровом образе жизни. По мере взросления личность осваивает все объективные социальные роли с учетом конкретных возрастных потенциалов и возможностей. По этому основанию выделяются возрастные вариативные задачи, которые должны соответствовать уровню освоения личностью социальных ролей.
В одном и том же возрасте воспитательные задачи варьируются в зависимости от типа учебного заведения: они специфичны, например, в общеобразовательной и профессиональной школе. В общеобразовательной школе формируется общая базовая культура личности, в профессиональной школе воспитание носит профессиональный характер и формирует качества, присущие будущему специалисту. Содержание профессионального воспитания Под профессиональным воспитанием понимается процесс формирования профессионально важных качеств личности. Профессионально значимые (важные) качества – это потенциальные или актуальные свойства человека, необходимые для успешного овладения той или иной профессиональной деятельностью. К ним можно отнести: - интересы, склонности, способности; - свойства темперамента, особенности характера; - особенности психических процессов: ощущений, внимания, мышления, памяти, воображения и др.; - моторно-двигательные особенности; - общее физическое развитие, состояние здоровья и т.д. Есть общие профессионально значимые качества. Например, для любого специалиста необходимы такие качества, как высокий профессионализм, профессиональная компетентность, организованность и исполнительность, творческое отношение к делу, деловитость, предприимчивость, стремление к разумному риску и др. Одновременно конкретные типы профессий и отдельные профессии предъявляют к человеку специфические требования. Например, для тех, кто занимается профессиональной деятельностью, связанной с техникой, необходимы такие качества, как любовь к технике, технический кругозор, быстрота реакции, скорость и точность движений, эмоционально-волевая устойчивость, технический слух, физическая выносливость, распределение и концентрация внимания. Вся воспитательная работа в профессиональном образовательном учреждении должна быть направлена на формирование общей и профессиональной культуры молодого специалиста. Под культурой понимается определенный уровень организации жизнедеятельности людей, выраженный в продуктах материального и духовного творчества, человеческом общении, в характере овладения приемами и методами труда, интеллектуальной деятельности, собственного физического и духовного развития. Культура является признаком отдельного человека, группы людей, социальных, профессиональных и национальных общностей, всего общества в целом. Культура молодого специалиста соединяет все интегрированные признаки. Культурный потенциал личности можно представить в виде сочетания ряда элементов:
- культура жизненного самоопределения – философско-мировоззренческая подготовка, формирование самосознания, ценностного отношения к собственной жизни, определение смысла жизни, потребности в самоактуализации, социальной и профессиональной адаптации; - интеллектуальная культура – формирование мышления, культуры умственного труда, расширение кругозора, базового фундамента знаний, общей культуры; - нравственная культура – формирование отношений к Родине, общественной системе и государству, к людям, к труду, к самому себе на уровне общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общения; - культура труда и экономическая культура – воспитание положительного отношения к труду, потребности в творческом труде, формирование экономического мышления; - правовая культура – воспитание уважения к закону и беспрекословного подчинения ему, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной и политической ответственности, культура межна-циональных отношений; - экологическая культура – воспитание бережного и ответственного отношения к окружающей среде, формирование готовности к природоохранительной деятельности; - эстетическая культура – формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях, в их дальнейшем обогащении, развитии творческих способностей; - физическая культура – развитие двигательных качеств, умений и навыков, формирование ответственного отношения к своему здоровью, повышение физической и умственной работоспособности, формирование потребности в здоровом образе жизни; - культура семейных отношений – формирование готовности к семейно-брачным отношениям, установки на рождение и воспитание детей, половое и сексуальное просвещение; - профессиональная культура – овладение определенным набором профессиональных знаний, связанных с идеями, понятиями, ситуациями, фактами той деятельности, которая избрана в качестве профессиональной. Это знание о производственном сырье, о технике, технологиях, измерительных приборах, инструментах. Все названные элементы культуры личности будущего специалиста находятся в тесном и органическом сочетании, они интегрируются друг с другом. Формирование культуры молодого специалиста становится одной из генеральных целей профессиональной школы. Основными направлениями воспитательной работы в профессиональном учебном заведении являются: - гражданско-правовое воспитание (философско-мировоззренческая подготовка, воспитание политической культуры, гражданской зрелости, патриотизма, толерантности, культуры межнационального общения, правовой культуры, развитие общественно-политической активности); - социально-экономическое воспитание (формирование активной жизненной позиции, экономической и потребительской культуры, заинтересованного отношения к своему учебному заведению); - формирование духовно-нравственной культуры (воспитание гуманности, доброты, терпимости, духовного богатства, формирование духовно-нравственного идеала, экологической культуры, готовности к семейной жизни); - художественно-эстетическое воспитание (формирование эстетических знаний, чувств художественно-эстетического вкуса, идеала, развитие художественно-эстетической активности); - воспитание физической культуры и здорового образа жизни (формирование физической образованности, валеологической культуры, потребности в физическом развитии и занятиях физкультурой и спортом, развитие основных двигательных качеств, ориентация на здоровый образ жизни, привитие интереса к туризму); - формирование учебно-профессиональной культуры (развитие профессиональной направленности, профессионального самосознания, профессиональной этики, формирование профессионально важных качеств и потребности в постоянном профессиональном росте, воспитание учебной культуры, развитие индивидуального стиля учебной деятельности, формирование компьютерной грамотности, информационной культуры, трудолюбия, положительного и творческого отношения к различным видам труда). Работа по формированию культуры обучаемых осуществляется в процессе преподавания всех учебных предметов, всех циклов, а также и во внеучебное время. В зависимости от типа и профиля профессионального учебного заведения делается выбор приоритетных направлений. В данном случае в качестве доминанты может быть, с учетом ситуации, любой предмет специального или гуманитарного циклов. Только интегрированная культура может способствовать формированию личности молодого специалиста и устойчивости его профессиональной судьбы по следующим показателям: - высокая конкурентоспособность воспитанника профессиональной школы в условиях острой конкурентной борьбы работников всех уровней за обеспечение рабочим местом, за качество выполняемых работ и выпускаемой продукции; - складывающаяся профессиональная интуиция, позволяющая с опережением выстраивать ряд всех компонентов трудового процесса как творческого, осознанно включать в него все элементы культуры своей личности; - способность и опыт осмысленной оценки различных явлений жизни, в которые вовлечены молодые люди в период, когда они воспринимают их остро и болезненно в силу своего возрастного психологического и социокультурного максимализма; - умение видеть в учебных предметах не только стандартизованные положения, идеи, узконаучные связи, но и значительность их общекультурного смысла. Формируя культуру молодого специалиста, делают акцент на вопросах истории искусства, тенденциях и явлениях развития художественной культуры, науки, производства. Важно обращаться к «расшифровке» проблем экологии, делового и досугового общения, семейных отношений. Словарь основных понятий Социальный заказ – совокупность задач, выполнение которых ожидается от того или иного субъекта деятельности, включенного в систему общественного разделения труда. Социальный заказ в системе образования состоит из совокупности социальных потребностей, которые он призван удовлетворить. Преемственность в воспитании – многоступенчатое воспитательно-образовательное пространство, в котором конкретная ступень охватывает определенный жизненный рубеж человека, формируя у него необходимые личностные и профессиональные качества. Воспитанник – человек, являющийся, с одной стороны, объектом целенаправленной деятельности воспитателя и социального окружения (семьи и коллектива); с другой стороны – субъектом самовоспитания и саморазвития. Воспитательная функция педагогического процесса – круг деятельности по формированию основ научного мировоззрения, профессиональных убеждений, уважения к труду, по воспитанию коллективизма, дружбы, трудовой дисциплины, ответственности; формирование норм и правил гражданского поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|