Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 7. Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении




Воспитание – это самое трудное из искусств.

П.Ф. Каптерев

·Сущность и содержание процесса воспитания ·Современные концепции и подходы к воспитанию ·Закономерности и принципы воспитания ·Методы, формы и технологии воспитания ·Формирование и развитие коллектива обучающихся ·Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении ·Воспитательная работа в общежитии ·Критерии и
показатели воспитанности будущих специалистов и методы ее выявления ·Вопросы и задания для самоконтроля
·Литература для самостоятельной работы

§ 1. Сущность и содержание процесса воспитания

Мнемосхема

 


Процесс воспитания

Процесс воспитания занимает важное место в целостном педагогическом процессе. Воспитание проявляется там, где формирование личности имеет управляемый характер, где воспитатели и воспитуемые руководствуются сознательными намерениями, действуют по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами.

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысле представляется как «совокупность формирующего воздействия всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей»[42]. В этом значении воспитание отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Современная программа воспитания личности в нашем обществе основывается на краткой характеристике тех общих социальных ролей, которые приходится исполнять практически каждому человеку: семьянин, труженик, гражданин и т.д. В этом и проявляется общественная направленность воспитания. Реализуя этот принцип, важно добиться практически-мотивированного взаимодействия с воспитанниками. Важно, чтобы деятельность, к которой привлекаются воспитанники имела воспитывающее значение, необходимо при этом формировать у них общественно-ценные мотивы деятельности.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает та его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, понятную воспитаннику. Процесс воспитания – процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, которые своим совокупным действием усложняют воспитательный процесс. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности. Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так быстро обнаруживают себя, как в процессе обучения, воспитательный процесс динамичен, подвижен и изменчив, он отличается длительностью. Для воспитания характерны отдаленность результатов от момента воспитательного воздействия и его непрерывность. Необходима система работы с определенной целью. Процесс воспитания – процесс комплексный, означающий единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненный идее целостности формирования личности. Воспитательному процессу присущи вариативность и неопределенность результатов. Это обусловлено наличием субъективных факторов – индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер – прямую и обратную связь от воспитателя к воспитаннику, на основании чего происходит процесс управления взаимодействия.

 
 

 

 


В последние годы активно внедряется теория гуманистического воспитания. Оно является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса. Осознание данной тенденции поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сложившейся в ней адаптивной парадигмы, апеллирующей к определенным личностным параметрам (идейность, дисциплинированность, исполнительность, коллективизм). Это было основным содержанием «социального заказа» в советский период.

Ядро в новой теории воспитания составляет генеалогия личности, объясняющая происхождение личности в системогенезе. Она доказывает, что развитие и становление человека как личности подчиняется системно-ролевой закономерности, он становится личностью не иначе, как осваивая и выполняя объективную систему социальных ролей: в семье – семейных, в профессионально-трудовой сфере – профессионально-трудовых, в обществе – гражданских, в мире – геосоциальных и интерсоциальных, в “Я”-сфере – эгосферных. Такие социальные роли объективны для человека, даны ему ходом социальной эволюции. Осваивая и выполняя такие роли, человек овладевает культурой человековедения, составными частями которой являются семейная культура, профессионально-трудовая культура, гражданская культура, геосоциальная культура и эгосферная культура.

Цели и задачи воспитания

Генеральная цель воспитания – формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять объективную систему социальных ролей. Под такой целью понимается конечный результат, который необходимо достичь в процессе воспитания личности на различных этапах ее развития. Эта цель имеет ориентирующее значение для всех типов образовательных учреждений и для всех воспитателей, так как она определяет стратегию всего воспитательного процесса.

Задачи воспитания – это его цели, взятые в данных конкретных условиях. К таким условиям относятся: возраст обучаемых, специфика учебного заведения, уровень воспитанности, индивидуальные особенности и т.д. Задачи воспитания делятся на две группы: инвариантные и вариативные.

Инвариантные задачи воспитания – это общие задачи, которые стоят перед всеми типами учебных заведений. Они вытекают из потребности освоения личностью системы социальных ролей, их структура системно-ролевая. Каждая из них – это составная часть генеральной цели воспитания.

Цель гуманистического воспитания ставит адекватные ей задачи:

- философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире и в профессии;

- оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных, профессиональных задатков и способностей, творческого потенциала;

- приобщение личности к системе культурных ценностей;

- раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование интеллектуально значимых личностно-профессиональных параметров;

- развитие интеллектуальной и нравственной свободы личности, способной к адекватным самооценкам и оценкам, самореализации поведения и деятельности, умений принимать профессионально значимые решения;

- возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма, единства этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремление к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества;

- формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные блага;

- развитие представлений о культуре труда и здоровом образе жизни.

По мере взросления личность осваивает все объективные социальные роли с учетом конкретных возрастных потенциалов и возможностей. По этому основанию выделяются возрастные вариативные задачи, которые должны соответствовать уровню освоения личностью социальных ролей.

В одном и том же возрасте воспитательные задачи варьируются в зависимости от типа учебного заведения: они специфичны, например, в общеобразовательной и профессиональной школе. В общеобразовательной школе формируется общая базовая культура личности, в профессиональной школе воспитание носит профессиональный характер и формирует качества, присущие будущему специалисту.

Содержание профессионального воспитания

Под профессиональным воспитанием понимается процесс формирования профессионально важных качеств личности.

Профессионально значимые (важные) качества – это потенциальные или актуальные свойства человека, необходимые для успешного овладения той или иной профессиональной деятельностью. К ним можно отнести:

- интересы, склонности, способности;

- свойства темперамента, особенности характера;

- особенности психических процессов: ощущений, внимания, мышления, памяти, воображения и др.;

- моторно-двигательные особенности;

- общее физическое развитие, состояние здоровья и т.д.

Есть общие профессионально значимые качества. Например, для любого специалиста необходимы такие качества, как высокий профессионализм, профессиональная компетентность, организованность и исполнительность, творческое отношение к делу, деловитость, предприимчивость, стремление к разумному риску и др.

Одновременно конкретные типы профессий и отдельные профессии предъявляют к человеку специфические требования. Например, для тех, кто занимается профессиональной деятельностью, связанной с техникой, необходимы такие качества, как любовь к технике, технический кругозор, быстрота реакции, скорость и точность движений, эмоционально-волевая устойчивость, технический слух, физическая выносливость, распределение и концентрация внимания.

Вся воспитательная работа в профессиональном образовательном учреждении должна быть направлена на формирование общей и профессиональной культуры молодого специалиста.

Под культурой понимается определенный уровень организации жизнедеятельности людей, выраженный в продуктах материального и духовного творчества, человеческом общении, в характере овладения приемами и методами труда, интеллектуальной деятельности, собственного физического и духовного развития. Культура является признаком отдельного человека, группы людей, социальных, профессиональных и национальных общностей, всего общества в целом. Культура молодого специалиста соединяет все интегрированные признаки.

Культурный потенциал личности можно представить в виде сочетания ряда элементов:

- культура жизненного самоопределения – философско-мировоззренче­ская подготовка, формирование самосознания, ценностного отношения к собственной жизни, определение смысла жизни, потребности в самоактуализации, социальной и профессиональной адаптации;

- интеллектуальная культура – формирование мышления, культуры умственного труда, расширение кругозора, базового фундамента знаний, общей культуры;

- нравственная культура – формирование отношений к Родине, общественной системе и государству, к людям, к труду, к самому себе на уровне общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общения;

- культура труда и экономическая культура – воспитание положительного отношения к труду, потребности в творческом труде, формирование экономического мышления;

- правовая культура – воспитание уважения к закону и беспрекословного подчинения ему, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной и политической ответственности, культура межна-циональных отношений;

- экологическая культура – воспитание бережного и ответственного отношения к окружающей среде, формирование готовности к природоохранительной деятельности;

- эстетическая культура – формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях, в их дальнейшем обогащении, развитии творческих способностей;

- физическая культура – развитие двигательных качеств, умений и навыков, формирование ответственного отношения к своему здоровью, повышение физической и умственной работоспособности, формирование потребности в здоровом образе жизни;

- культура семейных отношений – формирование готовности к семейно-брачным отношениям, установки на рождение и воспитание детей, половое и сексуальное просвещение;

- профессиональная культура – овладение определенным набором профессиональных знаний, связанных с идеями, понятиями, ситуациями, фактами той деятельности, которая избрана в качестве профессиональной. Это знание о производственном сырье, о технике, технологиях, измерительных приборах, инструментах.

Все названные элементы культуры личности будущего специалиста находятся в тесном и органическом сочетании, они интегрируются друг с другом. Формирование культуры молодого специалиста становится одной из генеральных целей профессиональной школы.

Основными направлениями воспитательной работы в профессиональном учебном заведении являются:

- гражданско-правовое воспитание (философско-мировоззренческая подготовка, воспитание политической культуры, гражданской зрелости, патриотизма, толерантности, культуры межнационального общения, правовой культуры, развитие общественно-политической активности);

- социально-экономическое воспитание (формирование активной жизненной позиции, экономической и потребительской культуры, заинтересованного отношения к своему учебному заведению);

- формирование духовно-нравственной культуры (воспитание гуманности, доброты, терпимости, духовного богатства, формирование духовно-нравственного идеала, экологической культуры, готовности к семейной жизни);

- художественно-эстетическое воспитание (формирование эстетических знаний, чувств художественно-эстетического вкуса, идеала, развитие художественно-эстетической активности);

- воспитание физической культуры и здорового образа жизни (формирование физической образованности, валеологической культуры, потребности в физическом развитии и занятиях физкультурой и спортом, развитие основных двигательных качеств, ориентация на здоровый образ жизни, привитие интереса к туризму);

- формирование учебно-профессиональной культуры (развитие профессиональной направленности, профессионального самосознания, профессиональной этики, формирование профессионально важных качеств и потребности в постоянном профессиональном росте, воспитание учебной культуры, развитие индивидуального стиля учебной деятельности, формирование компьютерной грамотности, информационной культуры, трудолюбия, положительного и творческого отношения к различным видам труда).

Работа по формированию культуры обучаемых осуществляется в процессе преподавания всех учебных предметов, всех циклов, а также и во внеучебное время. В зависимости от типа и профиля профессионального учебного заведения делается выбор приоритетных направлений. В данном случае в качестве доминанты может быть, с учетом ситуации, любой предмет специального или гуманитарного циклов.

Только интегрированная культура может способствовать формированию личности молодого специалиста и устойчивости его профессиональной судьбы по следующим показателям:

- высокая конкурентоспособность воспитанника профессиональной школы в условиях острой конкурентной борьбы работников всех уровней за обеспечение рабочим местом, за качество выполняемых работ и выпускаемой продукции;

- складывающаяся профессиональная интуиция, позволяющая с опережением выстраивать ряд всех компонентов трудового процесса как творческого, осознанно включать в него все элементы культуры своей личности;

- способность и опыт осмысленной оценки различных явлений жизни, в которые вовлечены молодые люди в период, когда они воспринимают их остро и болезненно в силу своего возрастного психологического и социокультурного максимализма;

- умение видеть в учебных предметах не только стандартизованные положения, идеи, узконаучные связи, но и значительность их общекультурного смысла.

Формируя культуру молодого специалиста, делают акцент на вопросах истории искусства, тенденциях и явлениях развития художественной культуры, науки, производства. Важно обращаться к «расшифровке» проблем экологии, делового и досугового общения, семейных отношений.

Словарь основных понятий

Социальный заказ – совокупность задач, выполнение которых ожидается от того или иного субъекта деятельности, включенного в систему общественного разделения труда. Социальный заказ в системе образования состоит из совокупности социальных потребностей, которые он призван удовлетворить.

Преемственность в воспитании – многоступенчатое воспитательно-образовательное пространство, в котором конкретная ступень охватывает определенный жизненный рубеж человека, формируя у него необходимые личностные и профессиональные качества.

Воспитанник – человек, являющийся, с одной стороны, объектом целенаправленной деятельности воспитателя и социального окружения (семьи и коллектива); с другой стороны – субъектом самовоспитания и саморазвития.

Воспитательная функция педагогического процесса – круг деятельности по формированию основ научного мировоззрения, профессиональных убеждений, уважения к труду, по воспитанию коллективизма, дружбы, трудовой дисциплины, ответственности; формирование норм и правил гражданского поведения.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...