Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные концепции и подходы к воспитанию




Мнемосхема

 
 

Под концепцией понимается система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея. Поэтому термин «концепция воспитания» рассматривается как система взглядов отдельного ученого или группы исследователей на воспитательный процесс – его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его эффективности[43].

Системное построение процесса воспитания

В данной концепции воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности. Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Главное в нем – это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Авторами данной концепции являются В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, они подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития – приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов; вместо этого выдвигаются диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Целью воспитания является гармоничное развитие личности, в задачами: 1) формирование целостной и научно обоснованной картины мира; 2) формирование гражданского самосознания; 3) приобщение человека к общечеловеческим ценностям; 4) развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности; 5) формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь в самореализации личности.

Принципами воспитательного процесса являются следующие:

а) личностный подход в воспитании – признание личности развивающегося человека как высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого; признание социальных прав и свобод каждого воспитанника;

б) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе – это терпимость к мнению воспитанника, доброе и внимательное отношение к ним, которые создают психологический комфорт;

в) средовой подход в воспитательной деятельности – использование возможностей внутренней и внешней среды учреждения в развитии личности;

г) дифференцированный подход к воспитанию личности – отбор содержания, форм и методов воспитательной работы;

д) природосообразность воспитания – обязательный учет половозрастных особенностей учащихся с учетом положений, определяющих возможности данного пола и возраста уровня развития их личностных свойств; опора на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста;

е) культуросообразность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуры, привычки;

ж) эстетизация среды жизнедеятельности и развития личности.

Содержание воспитательного процесса – основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности. Из спектра общечеловеческих ценностей выделяют восемь: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.

Главным механизмом воспитания является функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для развития воспитанника. Воспитательная система – это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

Критериями и показателями эффективности воспитательного процесса являются:

а) критерии факты, которые позволяют судить о наличии воспитательной системы;

б) критерии качества – помогают сформировать представления на уровне развития воспитательной системы и ее эффективности.

Системно-ролевая теория формирования личности

Создателем системно-ролевой теории воспитания личности является казанский профессор, доктор педагогических наук Н.М. Таланчук, который полагает, что формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. Социальные ценности – это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека и т.д. Человек наследует социальные ценности тогда, когда он входит в состав какого-то общества людей, т.е. социума, и выполняет в нем определенные роли (социальные роли). Осваивая роль человек приобретает качества, позволяющие ему стать личностью. Он становится тем, кем и должен объективно стать в жизни через сферу жизнедеятельности:

а) семейная сфера;

б) профессионально-трудовая сфера жизнедеятельности;

в) общественная сфера деятельности;

г) геосоциальная сфера жизнедеятельности (отношение к миру);

д) Я-сфера (эгосфера).

Основу содержания воспитательного процесса составляет совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить в соответствующем возрасте.

Одним из важнейших направлений воспитательной деятельности является педагогическое обеспечение усвоения знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми в семейной сфере жизнедеятельности. В коллективе учебного заведения возможно создание благоприятных условий для подготовки воспитанников к профессиональному самоопределению и самостоятельной трудовой деятельности, для овладения профессиональными знаниями.

Механизм воспитания заключается в целенаправленном использовании форм и способов социального наследования посредством оказания педагогической помощи в освоении и выполнении социальных ролей. Воспитанник «присваивает» себе социальные ценности, а затем в процессе собственной созидательной деятельности их приумножает.

Критериями эффективности воспитательного процесса выступают показатели готовности и способности личности выполнять объективно существующую систему социальных ролей.

Воспитание как педагогический компонент социализации личности

Авторами данной концепции является коллектив ученых – М.И. рожков, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Паладьев, В.Б. Успенский и др., который воспитание представляет как педагогический компонент процесса социализации и целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение воспитанника в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Целевые ориентиры воспитания условно разбиты на две группы целей:

1) идеальные – гармонично развитый человек;

2) реальные – конкретизируются в соответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития.

Цель конкретизируется тремя группами воспитательных задач:

1) формирование гуманистического мировоззрения;

2) развитие потребностей и мотивов нравственного поведения;

3) создание условий для реализации мотивов и стимулирование нравственных поступков воспитуемых.

Практическая педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с пятью принципами.

1. Принцип гуманистической ориентации воспитания рассматривает ребенка (воспитанника) как главную ценность в системе человеческих отношений, где главная норма – гуманность.

2. Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социальные условия.

3. Принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого воспитанника, выделение социальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, включение воспитанника в различные виды деятельности с учетом его особенностей.

4. Принцип социального закаливания воспитанников предполагает включение их в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления.

5. Принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность обучаемого. Здесь важна роль идей о единстве коллектива образовательного учреждения, педагогов и обучающихся, сплочение этого коллектива.

Содержание воспитательного процесса реализуется через усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Наиболее перспективной моделью воспитания является та, которая вычленяет социальные аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности. Поэтому содержание воспитания рассматривается как сумма всех существенных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной.

Механизмом воспитания являются формы, методы и приемы воспитательного взаимодействия педагогов и обучаемых. От правильного выбора во многом зависит успешность педагогического влияния на процесс социального становления личности, на формирование всех ее сущностных сфер.

Авторы концепции утверждают, что все методы воспитания оказывают совокупное воздействие на все сферы человека, на доминирующее воздействие на соответствующую сферу оказывают не все методы, а определенный метод воспитания. Поэтому ими составлена оригинальная классификация методов воспитания и самовоспитания.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса определяются самими участниками педагогического процесса с учетом конкретных целей и задач воспитательной работы и в соответствии с уровнем развития воспитательной системы учебного заведения.

Наиболее важными компонентами диагностики воспитательного процесса являются:

а) изучение воспитанности обучаемых – направленность личности, выражающаяся во взглядах, ценностных ориентациях;

б) диагностика уровня развития коллектива и сложившихся в нем отношений;

в) исследование организационных аспектов воспитательной деятельности, направленное на определение наиболее эффективных педагогических средств и установление малорезультативных и отрицательных воздействий.

Соблюдение организаторами изучения эффективности воспитательного процесса позволяет выполнить диагностическую работу качественно и без лишних затрат времени.

Воспитание как формирование образа жизни

Автором концепции является Н.Е. Щуркова, которая определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение воспитанника к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека[44].

В данном определении воспитания заложен принцип субъективности, ориентирующий всех субъектов воспитательного процесса на свободный выбор нравственной позиции, на ответственность за этот выбор, на сознательность и творчество.

По мнению Н.Е. Щурковой, цель воспитания – это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. Человек становится личностью, когда вменяет себе обязанности и отвечает за них, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. Принципы данной концепции не декларируются, а, по мнению автора концепции, выводятся из анализа цели воспитания. Это принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями человеческие отношения; принцип субъективности, предполагающий развитие у воспитанника способности быть субъектом собственного поведения; принцип принятия воспитанника как данности, означающий признание права на уважение его личности.

Основу содержания воспитательного процесса составляют такие направления, как философическое (способность к обобщениям), диалогическое (стиль педагогического взаимодействия) и этическое (формирование ценностно-смыслового единства педагога и воспитанника) воспитание.

Механизмом формирования образа жизни, достойной Человека является постепенное, пошаговое движение с формированием духовной и душевной зрелости. Результатом формирующего влияния на личность основных процессов обозначается триадой: знаю-умею-люблю.

Показателями эффективности воспитательного процесса являются такие как:

- внешний облик воспитанника;

- физическое и психическое развитие;

- поведение;

- способности;

- предпочтения;

- отношения к своему «Я».

Воспитание на основе потребностей человека

Эта концепция принадлежит В.П. Созонову, основные положения которого исходят от самосознания отдельного члена, от потребностей и внутренних проблем человеческого индивида, который пришел в человеческое сообщество и стремится познать себя, непонятного и непокорного, найти в мире свое место. В этом случае воспитанием является деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей личности:

- в творческой деятельности;

- в здоровом образе жизни;

- в защищенности, безопасности;

- в уважении, признании, необходимом социальном статусе;

- в смысле жизни;

- в самореализации;

- в удовольствии, наслаждении.

Основной целью концепции является обеспечение необходимых условий для удовлетворения базовых потребностей личности, а основными принципами являются: 1) принцип природосообразности; 2) принцип целостности в подходе к личности; 3) деятельностный принцип; 4) эгоцентрированный принцип; 5) возрастной принцип; 6) принцип гуманизма.

В содержании воспитательного процесса присущи следующие направления:

- организация разнообразной, творческой деятельности;

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

- формирование благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе;

- создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности;

- психолого-педагогическое просвещение воспитанников.

Для оценивания результатов воспитательной деятельности автор предлагает два пути:

1) оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий для жизнедеятельности воспитанников;

2) поиск глубинных оснований и признаков для оценки личности воспитанника, когда характеризуются не поступки, не внешние формы поведения, а внутренний мир, отношения, установки.

Современные подходы к воспитанию

«Подход» – это ориентация педагога или руководителя образовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности.

Подход является комплексным педагогическим средством и включает в свой состав три основных компонента: 1) основные понятия, используемые в процессе изучения, управления и преобразования воспитательной практики; 2) принципы как исходные положения или главные правила осуществления воспитательной деятельности; 3) приемы и методы построения процесса воспитания.

Системный подход

Сущность системного подхода заключается в том, что он является методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система. Целесообразность его применения объясняется следующими причинами: 1) личность воспитанника должна развиваться в целостном педагогическом процессе; 2) происходит объединение усилий субъектов воспитания; 3) созданная воспитательная система позволяет экономить время и силы педагогического коллектива в проведении традиционных воспитательных мероприятий и дел; 4) специально моделируются условия для самореализации и самовыражения личности воспитанника; 5) в процессе построения воспитательной системы формируется «лицо» учебного заведения; 6) системный подход способствует оптимальному использованию в воспитательной деятельности кадровый, финансовый и материально-технический потенциал учреждения.

Системный подход на процесс воспитания в учебном заведении предполагает выделение трех плоскостей воспитательного взаимодействия: 1) воспитательная система всего учреждения; 2) воспитательное пространство группы, где и происходит максимальное количество педагогического взаимодействия; 3) индивидуальная плоскость (траектория) развития воспитанника. Все они развиваются как самостоятельные плоскости, так и во взаимодействии друг с другом.

Деятельностный подход

Деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью обучаемого в общем контексте его жизнедеятельности с учетом его жизненных планов, ценностных ориентаций и всех других параметров субъективного мира.

Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность обучаемых и педагогов по реализации вместе выработанных целей и задач. Воспитательный процесс в аспекте деятельностного подхода исходит из необходимости проектирования, конструирования и создания ситуаций воспитывающей деятельности. Ситуации создаются в целях объединения средств обучения и воспитания в единые воспитательные комплексы, стимулирующие разностороннюю деятельность обучаемых, адекватную в определенном отношении разносторонней деятельности современного человека. Деятельностный подход в воспитании учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности обучаемого как основания периодизации в развитии воспитанника. Деятельностный подход в воспитании реализуется в современной педагогике исходя из необходимости преобразования воспитанника из объекта учебно-воспитательного процесса в его субъект. Воспитание при этом понимается как «восхождение к субъективности»[45].

Личностно-ориентированный подход

Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности обучаемого, развитие его индивидуальности.

К сущностным характеристикам личностно-ориентированного подхода относятся следующие особенности:

1) данный подход является ориентацией в педагогической деятельности;

2) он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;

3) личностно-ориентированный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных качеств.

Педагогическая деятельность при реализации личностно-ориентированного подхода осуществляется на основе следующих принципов: самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки.

Философско-антропологический подход к воспитанию личности

Исходным положением в становлении этого подхода стали идеи К.Д. Ушинского о содержательном и познавательном наполнении педагогики и ее взаимоотношении с науками о человеке. По его представлению, педагогика – это «собрание практической деятельности», требующее научного обоснования.

Данный подход сориентирован на систематическую разработку педагогической антропологии как синтетического учения о человеке обучающемся, воспитывающемся. Это синтез знаний о человеке с целью использования их в интересах обучения и воспитания. Философско-антропологический подход разрабатывает проблемы, связанные с созданием педагогической антропологии на основе использования всех достижений человекознания, предварительно осмысленных философской антропологией (используется особый метод исследования в воспитании – «философствование»).

Антропологическая ориентация подхода означает, что высшей ценностью и целью воспитания является Человек, «Истина его бытия», предназначение и подлинные возможности в плане самореализации. Все остальное располагается на более низком уровне соподчиненности. Подлинный предмет, цель и ценность воспитания – Человек и его бытие в мире.

Синергетический подход

Главным предметом изучения синергетиков являются процессы самоорганизации и саморазвития, протекающие в природных и социальных системах. Синергетический подход определяется как постнеклассическое междисциплинарное направление исследований открытых неравновесных и нелинейных систем с целью изучения процессов самоорганизации и саморазвития социальных и природных явлений.

Синергетические представления имеют большое практическое значение при проектировании и построении систем воспитания обучаемых. Соблюдение принципа самоорганизации и саморазвития в педагогической деятельности нацеливает субъектов создания воспитательной системы на обстоятельное изучение процессов саморегуляции деятельности, общения и отношений в образовательном учреждении, на выявление тенденций, внутренних механизмов и резервов развития создаваемой системы. Диалог мнений, мотивов, ценностных установок обучающихся и педагогов содействует формированию духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной атмосферы в учебном коллективе, развитию и раскрытию неповторимых индивидуальностей его членов. Роль принципов в данном подходе выполняют образцы мышления.

Словарь основных понятий

Самоорганизация – это процесс или совокупность процессов, происходящих в системе, способствующих поддержанию ее оптимального функционирования.

Креативность – творческая самореализация воспитанника.

Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми.

Самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей.

Субъектность – качество отдельного человека, отражающее способность быть индивидуальным и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе деятельности.

Моделирование воспитания – метод познавательной и практической деятельности, позволяющий адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты воспитательного процесса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...