Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитательная работа в общежитии




Мнемосхема

 
 

 

 


Особенности воспитания в общежитии

Организация воспитательной работы в общежитии – составная часть системы воспитания профессионального учебного заведения. Эта работа направлена на повышение качества знаний, формирование мировоззрения, совершенствование нравственного и эстетического воспитания учащихся.

В настоящее время большинство профессиональных учебных заведений имеют общежития. Для проживающих в общежитии на время учебы оно становится вторым домом. Работа в общежитии имеет свои особенности, которые необходимо учитывать педагогом.

Приехавшие в чужой город подростки оказываются в новой социальной роли. Происходит естественное уменьшение влияния семьи, близких родственников на их нравственное развитие и повышается влияние ребят в группе.

Необходимо учитывать то, что отрыв студентов и учащихся от семьи часто вызывает у них сложные состояния, характеризующиеся замкнутостью, нервозностью, капризностью, угрюмостью. Поэтому очень важно организовать в общежитии нормальную жизнедеятельность.

Важно изучить особенности проживающих в общежитии студентов. Контингент общежитий в значительной степени формируется из сельской молодежи. И резкая смена условий жизни, социальной среды нередко оказывается пагубной для несформировавшейся личности. Сельская молодежь, попадая в город, стремится как можно скорее усвоить особенности городской жизни. Город создает у ребят иллюзию взрослости. На первых порах жизни молодые люди испытывают недостаток общения. Поэтому необходимо интересно и увлекательно организовать досуг учащихся.

В процессе учебы в стенах учебного заведения многие студенты и учащиеся удовлетворяют свою потребность в коллективном общении. Кроме того, увеличение контактов приводит к тому, что у студентов, учащихся возникает естественное желание уединиться, изолироваться, заняться своим любимым делом.

Практика показывает, что необходимы специальные помещения в самом общежитии, где ребята могли бы удовлетворить свои личные запросы, своеобразная зона культурно массовой работы. У обучающихся, проживающих в общежитии, ослаблены связи с родителями. Стараясь компенсировать их, они испытывают постоянную потребность в общении со взрослыми. Но установить этот контакт удается не каждому: возрастная дистанция, специфичность отдельных проблем, боязнь прослыть подхалимом являются некой преградой. Общение со взрослым высоко ценится среди обучающихся, особенно первых курсов, многие понимают, какое значение имеют для них отношения с педагогом, особенно, если собственные попытки разобраться в себе заводят в тупик.

Общение между педагогами и студентами в общежитии может быть успешным, если обеспечиваются:

- доброжелательное отношение администрации к воспитателям;

- сотрудничество между педагогами, в основе которого единая позиция;

- интеллектуальный фон;

- действенное самоуправление;

- четкий распорядок дня;

- взаимодействие с родителями.

Организация воспитательной работы в общежитии

Анализ сложившейся практики позволяет выделить в деятельности воспитателя общежития следующие направления.

1. Изучение студентов. Не зная индивидуальных особенностей студентов, проживающих в общежитии, невозможно добиться положительных результатов в воспитательной работе. Это процесс долговременный и охватывает весь период проживания учащихся в общежитии.

2. Планирование работы. Программа педагогических действий, устанавливает содержательную и временную последовательность их осуществления, позволяет определить пути совершенствования системы воспитания.

3. Воспитание в коллективе. Организуя коллектив, воспитатель создает условия для успешного решения педагогических задач не только силой своего авторитета, но и воздействием общественного мнения.

4. Воспитание сознательной дисциплины. С первых дней воспитатель совместно с администрацией устанавливает твердый режим и четкий внутренний распорядок проживания, которые неукоснительно должны выполняться студентами, приучают их заботиться о чистоте и порядке в помещении. Воспитатель не только поощряет дисциплинированное поведение, но и в случае нарушений, применяет и меры наказания.

5. Организация деятельности. Работа с коллективом студентов – важнейший участок работы воспитателя в общежитии.

6. Создание морального климата в коллективе. Доброжелательная атмосфера в коллективе создает благоприятную почву для реализации способностей и возможностей личности[53].

Планирование воспитательной работы в общежитии

Работа воспитателя в общежитии начинается с изучения нормативных документов и своих должностных обязанностей. Целесообразно познакомиться с функциями сотрудников, с которыми придется налаживать сотрудничество.

Важно изучить особенности проживающих в общежитии студентов.

В общежитии важно развитие ученического самоуправления. Совет общежития, в состав которого входят представители каждой учебной группы, проживающей в общежитии, следует с первых дней после избрания привлекать к принятию самостоятельных решений, управлению коллективом, контролю за поведением учащихся. Совет общежития делится на секторы по основным направлениям работы: бытовой, культурно-массовый, спортивно-массовый и т.д. На своих заседаниях совет рассматривает различные вопросы организации быта и досуга, выполнения учащимися режима, организации самоподготовки, заслушивает отчеты ответственных за секторы, старост блоков и комнат, поощряет и наказывает учащихся[54].

Один из элементов самообразовательной деятельности – самоподготовка студентов в общежитии. Это специфический режимный момент, в котором сочетаются как учебные, так и воспитательные задачи. Если самоподготовка правильно организована, то у проживающих в общежитии формируются навыки самостоятельного труда, умения самим добывать новые знания, работать с учебной книгой, справочной литературой.

Важным аспектом деятельности воспитателя является организация совместных с преподавателями действий, направленных на обеспечение стабильности успешного выполнения студентами самостоятельных учебных заданий во время самоподготовки. Достигается это с помощью правил:

- формирование у обучающихся навыков и умений учебного труда должно стать одним из приоритетных направлений деятельности всего педагогического коллектива;

- одна из задач воспитания – формирование потребности к самообразованию;

- необходимо не только разъяснять обучающимся важность соблюдения режима самоподготовки, но и контролировать его выполнение.

Рекомендуется организовать в общежитии группы взаимопомощи. На каждом этаже оформляются и оборудуются комнаты для занятий.

Эффективность самоподготовки в значительной степени зависит от соблюдения гигиенических требований в учебной работе. Поэтому воспитатель общежития совместно с комендантом, хозяйственными службами должен обеспечить соответствующие условия (соблюдение правил личной гигиены, регулярное проветривание, чистота окон и т.д.).

Организация быта и досуга обучающихся

Для успешного решения учебно-воспитательных задач большое значение имеет культура быта, четкая упорядоченность всех его элементов.

Задача воспитателей – создать четкую систему трудового воспитания в общежитии. Для ее успешного функционирования необходим ряд условий: доброжелательное отношение к проживающим; воспитание у обучающих готовности воспринимать воздействия педагога и правильно реагировать на них; всеобщность и обязательность труда, разнообразие видов, методов и форм организации труда; понимание конечной цели каждого трудового задания и заинтересованность в его выполнении.

Основной вид деятельности обучающихся – самообслуживание. Приобретение опыта работы в среде сверстников помогает каждому оценить собственные возможности.

Дежурство должно быть организовано с первого дня заселения в общежитие. Специально оформленные листки с перечнем прав и обязанностей дежурных вывешиваются на каждом этаже, на видном месте. Результаты труда дежурных зависят от единства требований и контроля. По линии самоуправления организация дежурства является задачей совета проживающих в общежитии и профкома (ученического, студенческого).

Тщательной подготовки требует организация субботников. С активом обсуждается предстоящее дело, совместно с ним определяется и порядок проведения субботника: объекты, ответственные, подведение итогов.

Организуя работу по самообслуживанию, воспитатель должен принимать во внимание не только конечный результат труда, но и отношения, которые сложились в коллективе в процессе этой деятельности.

Формирование культуры молодого специалиста тесно связано со сферой досуга, система организации которой в учебном заведении предполагает выявление, развитие и формирование широких и устойчивых интересов обучающихся.

Ведущий мотив в жизни и деятельности обучающегося – самоутверждение в коллективе. Он хочет добиться признания в среде сверстников. Если молодому человеку удается себя реализовать, он живет в мире и согласии с теми, кто его окружает, если нет, он либо замыкается, либо становится агрессивным, либо стремится создать свой особый мир, в котором чувствует себя защищенным.

Следует учесть: если воспитатель акцентирует внимание на создании и укреплении традиций, то мероприятия в рамках этих традиций проходят на высоком уровне.

Для того чтобы работа по организации досуга была эффективной, воспитателю необходимо позаботиться о взаимодействии с социальными и воспитательными учреждениями, способными оказать необходимую помощь, обеспечить условия для проведения культурных мероприятий.

Эпизодические, пусть даже блестяще подготовленные, мероприятия не могут стать решающими для достижения всех воспитательных задач, которые стоят перед педагогом. Необходима хорошо продуманная система работы, предусматривающая опору на традиции и создание духовной атмосферы. Для разработки такой системы необходимы комплексные мероприятия, которые предусматривают реализацию нескольких задач воспитания в их взаимосвязи, что позволяет осуществить воздействие на коллектив в целом и на каждую личность в отдельности. В процессе подготовки и проведения комплексного мероприятия укрепляются межличностные связи, создаются условия для самовыражения обучающихся, повышения уровня их общей культуры.

Словарь основных понятий

Нравственная культура – определенный уровень отношения к сложившейся в обществе системе ценностей и традиций морали, выражающейся в объеме знаний, интересе к ним и их выборе в качестве мотива своего поведения.

Общение – живой постоянный процесс взаимодействия людей, человека с самим собой и миром. Обеспечивает все многообразие жизнедеятельности, отношений, самопроявления и самоутверждения индивидов; обмен информацией, взаимопонимание, деловое сотрудничество, творчество, развивает психику, обогащает сознание.

Общественное мнение – метод самоорганизации педагогического стимулирования, обеспечивающий поддержку и развитие общественно полезной деятельности и проявление нравственных качеств воспитанников посредством выполнения моральных требований, постановки и реализации общественно значимых перспектив, нравственной оценки поведения челнов коллектива.


§ 8. Критерии и показатели воспитанности
будущих специалистов и методы ее выявления

Мнемосхема


Критерии и показатели воспитанности будущих специалистов

Разработка критериев в педагогике представляет трудности в силу того, что сам предмет педагогики сложен и многообразен в своих проявлениях. Основанием для выделения критериев воспитанности будущих специалистов могут быть понятия базовой и учебно-профессиональной культуры.

Исходя из культурологического подхода, одной из целей профессионального образования является формирование базовой культуры личности. Под базовой культурой исследователи (В.П. Борисенков, О.С. Газман, В.В. Краевский и др.) понимают минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически обусловленных дарований личности. Базовый компонент культуры человека есть его готовность и способность его к жизненному самоопределению, что открывает возможность для достижения гармонии с собой и окружающей жизнью. Базовая культура является инвариантным компонентом, которым должен овладеть современный специалист.

Учебно-профессиональная культура – это уровень овладения студентами и учащимися технологией профессионального образования, обусловленный степенью сформированности у них профессиональной направленности, профессионального самосознания, мотивационно-ценностной основы учения, выраженной в учебной активности, самодеятельности и успешности. Учебно-профессиональная культура является вариативным компонентом, содержание которого зависит от приобретаемой профессии.

Критерии воспитанности современного специалиста графически можно представить следующим образом.

 

 
 

 


Критерии выражаются в конкретных показателях. По каждому критерию воспитанности будущего специалиста можно выделить следующие показатели.

1. Гражданско-правовая воспитанность

1. Философско-мировоззренческая подготовка.

2. Политическая культура, воспитанность в духе мира и ненасилия.

3. Гражданская зрелость, национальное самосознание.

4. Патриотизм, толерантность, культура межнационального общения.

5. Правовая культура, отрицательное отношение к противоправным поступкам.

6. Активное участие в общественно-политической жизни.

2. Социально-экономическая воспитанность

1. Сформированность активной жизненной позиции.

2. Адаптированность к жизни в условиях рыночной экономики.

3. Экономическая культура (экономические знания, современное экономическое мышление, навыки экономического поведения).

4. Потребительская культура.

5. Заинтересованное отношение к своему профессиональному учебному заведению, желание участвовать в органах студенческого самоуправления.

3. Сформированность духовно-нравственной культуры

1. Гуманность, доброта, терпимость, сострадательность.

2. Духовное богатство личности обучающегося.

3. Готовность к сотрудничеству и взаимопомощи.

4. Сформированность духовно-нравственного идеала.

5. Экологическая культура.

6. Готовность к семейной жизни, сформированность представления о семье как основной ячейке общества, ее роли, функциях и способах планирования.

4. Художественно-эстетическая воспитанность

1. Сформированность художественно-эстетических чувств.

2. Художественно-эстетическая образованность.

3. Художественно-эстетический вкус.

4. Сформированность художественно-эстетического идеала.

5. Активное участие в художественно-эстетической деятельности.

5. Сформированность физической культуры и здорового образа жизни

1. Физическая образованность.

2. Валеологическая культура.

3. Потребность в физическом развитии и занятиях физкультурой и спортом.

4. Развитость основных двигательных качеств.

5. Ориентация на здоровый образ жизни.

6. Активное участие в занятиях по физкультуре, туризму и спорту.

6. Сформированность учебно-профессиональной культуры

1. Профессиональная направленность.

2. Профессиональное самосознание.

3. Сформированность профессиональной этики и профессионально важных личностных качеств.

4. Потребность в постоянном профессиональном росте.

5. Учебная культура, индивидуальный стиль учебной деятельности.

6. Компьютерная грамотность, информационная культура.

7. Трудолюбие, положительное отношение к различным видам труда.

8. Творческое отношение к труду как жизненной и социальной ценности.

Методы выявления воспитанности личности обучающегося

Для выявления воспитанности личности будущего специалиста используются такие методы, как педагогическое наблюдение, беседа, опрос, тестирование, анкетирование, социометрия, создание проблемных ситуаций поведения, анализ поступков обучающихся, квалиметрия.

Педагогическое наблюдение – это непосредственное восприятие деятельности и поведения личности в целостности и динамике ее изменения. Различают следующие виды наблюдения: непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое. Наблюдение проводится с конкретной целью по определенной программе и критериям оценки воспитанности личности. Результаты наблюдения (педагогические факты, явления, процессы) фиксируются в дневниках, картах наблюдения и других документах.

Беседы с обучающимися, их преподавателями, сокурсниками, друзьями, родителями помогают выяснить степень информированности воспитанников о нравственных нормах, причины их поступков, характер отношения к тем или иным фактам и событиям, уточнить взгляды, намерения обучающихся и т.п. Беседы могут проводиться по заранее подготовленным вопросам или в свободной форме. Результаты беседы затем анализируются и обобщаются.

Психолого-педагогические опросники, тесты, анкеты находят сейчас широкое применение при изучении эффективности учебно-воспитательного процесса. Например, в профессиональной педагогике используются личностные опросники, анкеты для выявления личностных и профессионально важных качеств, тесты для определения особенностей темперамента, типа личности, индивидуального стиля деятельности, общей и профессиональной направленности личности и т.д. Эти методы позволяют выявить степень сформированности тех или иных способностей, черт характера, психологических свойств, общих и профессиональных качеств личности обучающегося. Требования к таким методам содержатся в пособиях по педагогической психологии или рекомендациях по изучению обучающихся.

Метод анализа заключатся в изучении причин происхождения (предпосылок) возникновения тех или иных качеств личности. С этой целью изучаются анкетные данные обучающихся, проводятся беседы с их родителями, учителями, друзьями. Сведения, полученные с помощью анализа, позволяют выявить те качества, которые в данный момент не проявляются в явной форме, но могут проявиться позднее.

Метод обобщения независимых характеристик заключается в сборе и обобщении характеристик обучающегося, полученных от разных людей, знающих его. Характеристики могут быть устными или письменными. Сопоставление полученных данных позволяет сделать более обоснованные выводы об индивидуальных особенностях обучающихся.

Социометрия позволяет получить сведения о межличностных отношениях обучающихся, в которых проявляются те или иные качества их личности.

Изучение продуктов деятельности заключается в анализе результатов учебной, трудовой, научной, художественной, общественной деятельности обучающихся. Характер различных аспектов деятельности (производительность, качество, оригинальность и т.д.) позволяет делать выводы об индивидуальных особенностях личности обучающегося.

Создание проблемных ситуаций поведения позволяет обучающимся проявить те или иные стороны своей воспитанности. Например, могут быть созданы ситуации самооценки, самокритики, отношения к другим людям, разрешения конфликтов, выбора наиболее приемлемого варианта действий, влияния среды, проявления ответственности, риска, критики и др. Этот метод требует большого мастерства преподавателя.

Завершается контроль за ходом воспитательной работы оцениванием результатов воспитанности обучающихся. Здесь можно, например, использовать метод квалиметрии, т.е. количественной оценки качественных показателей. Так, если оценить каждый показатель воспитанности в баллах, то можно определить уровни гражданско-правовой, социально-экономической, духовно-нравственной, художественно-эстетической воспитанности обучающихся.

Словарь основных понятий

Мировоззрение – система научных, философских, социально-полити-ческих, эстетических взглядов на мир.

Воспитанность – достигнутый уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями и умениями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью сформированности общественно значимых качеств.

Социометрия – социально-психологический метод, позволяющий определять структуру межличностных отношений в группе по числу взаимных выборов ее членов применительно к различным видам их совместной деятельности.

Квалиметрия – наука о количественных методах оценки качества.

Идеал – образец, высшая цель, определяющие способ мышления и деятельности личности.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Охарактеризуйте сущность и структурные компоненты процесса воспитания.

2. Покажите сущностные характеристики современных концепций и подходов к воспитанию.

3. Раскройте цели, задачи и содержание воспитания будущих специалистов.

4. Дайте характеристику закономерностей и принципов воспитания.

5. Раскройте сущность понятия метода воспитания и покажите способы квалификации методов воспитания.

6. Покажите особенности массовых, групповых и индивидуальных форм воспитательной работы.

7. В чем заключается сущность технологии воспитания?

8. Чем определяется выбор методов, форм и технологии воспитания?

9. Дайте определение и раскройте признаки коллектива?

10. Какие существуют виды коллективов в профессиональных учебных заведениях?

11. Покажите этапы формирования коллектива и способы управления развитием коллектива.

12. Дайте характеристику организационной системе воспитания в профессиональном учебном заведении.

13. По каким направлениям планируется воспитательная работа в профессиональном учебном заведении?

14. Охарактеризуйте особенности воспитательной работы в общежитии.

15. Составьте план воспитательной работы в общежитии.

16. Составьте план воспитательной работы куратора академической группы.

17. Каковы критерии и методы выявления воспитанности обучающихся в профессиональном учебном заведении?

Литература для самостоятельной работы

1. Крикунова Т.К. Практическая педагогика: Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 152 с.

2. Маленкова Я.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. – М.: Пед. общество России, 2002. – 480 с.

3. Методика воспитательной работы: Учебное пособие / Под ред. Я.И. Рувинского. – М.: Просвещение, 1989. – 335 с.

4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.

5. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / Под ред. Я.С. Батышева. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. – С. 403-504.

6. Рожков М.С., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 336 с.

8. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256 с.

9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов: Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – C. 282-405.

10. Степанов Е.Н., Лузина Л.М., Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.


Глава 8. Управление профессиональным
образованием

Управление, труд руководителя – это творческий процесс, порой искусство всей системы действий.

Ф. Генов

·Сущность, функции и принципы управления образовательными системами ·Система управления профессиональными учебными заведениями ·Планирование работы профессионального учебного заведения ·Управление качеством подготовки специалистов ·Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности ·Контроль как функция управления ·Педагогический коллектив, его формирование и развитие · Вопросы и задания для самоконтроля ·Литература для самостоятельной работы

§ 1. Сущность, функции и принципы управления
образовательными системами

Мнемосхема

 
 

 


Сущность управления

Педагогическая наука всегда уделяла большое внимание вопросам управления образовательными учреждениями, а с появлением различных типов учреждений этим вопросам придается более пристальное внимание. Усложнение функций современных профессиональных образовательных учреждений, особенно в условиях перехода их в режим развития, изменение содержания их деятельности, в которых они ведут работу, повлекли за собой значительные изменения организационного характера в жизни коллектива профессионального образовательного учреждения, обусловили усложнение труда руководителей, определили потребность в поиске новых форм и методов организационно-педагогической деятельности и руководителя учреждения, направленной на решение усложненных организационных задач.

Указанные изменения повлекли за собой исследования ученых в области организации и управления учреждениями образования и образования в целом: В.Г. Афанасьева, Ю.К. Бабанского, С.Я. Батышева, Е.С. Березняка, В.И. Бон-даря, Д.М. Гвишиани, Г.И. Горской, О.А. Дейнеко, Ю.А. Конаржевского, Б.С. Кобзаря, М.М. Поташника, И.П. Раченко, И.П. Смирнова, Н.Ф. Талызиной, П.И. Третьякова, Р.Х. Шакурова, Т.И. Шамовой и других.

Под управлением понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации[55].

Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, действующая в масштабе страны, края, области, города и района. Субъектами управления системой образования выступают Министерство образования РФ, управления образования края, области, города и районные отделы образования. Главным в науке и практике управления педагогическими системами разных уровней и типов являются исходные понятия. В основе педагогической теории управления находится понятие управление. Оно отражает несколько принципиальных моментов: 1) имеет целенаправленный характер; 2) управляющая и управляемая подсистемы находятся в постоянном взаимодействии; 3) управленческие действия происходят с помощью необходимых для этого средств и технологий; 4) деятельность педагогов, обучающихся и их родителей является совместной, соуправленческой; 5) функционирование и развитие рассматриваются как единый творческий процесс, направленный на достижение желаемых прогрессивных результатов общего и специального образования; 6) управление отражает тип и вид образовательного учреждения с соответствующим уровнем образования.

Функции управления

В управлении профессиональным образовательным учреждением применяются присущие ему как педагогической системе специфические функции, наполненные определенным содержанием. Под функциями управления развитием понимают деятельность субъектов, осуществляющих полный технологический процесс развивающегося управленческого цикла с целенаправленным достижением фактических результатов. Участники управления реализуют системные функции: информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую, регулятивно-коррекционную.

Функции управления

 

 


Тесные и последовательные взаимоотношения функций проявляются на разных уровнях организационной структуры системы управления. Данные функции сохраняют единство и целостность в общем процессе управления образовательным учреждением.

Информационно-аналитическая функция управления создает основу для всей образовательной деятельности, играет роль первоисточника в принятии управленческого решения. Для руководителя образовательным процессом важнейшей задачей является овладение умением использовать методику сбора, анализа и хранения информации.

Мотивационно-целевая функция управления формирует мотивированный подход к определению целей образовательного процесса. Цели могут задаваться человеком, образовательным учреждением и считаться внутренними, но цели задаются и извне – внешней средой, окружающим социумом, обществом. Их связь определяется потребностями или мотивами субъектов.

Планово-прогностическая функция предусматривает определение конкретных и реалистических целей, направленных на достижение более высокого качественного состояния объекта. Развивающая программа учитывает внутренние и внешние совокупные педагогические условия, способы, средства и методы действий.

Организационно-исполнительская функция способствует выполнению принятых целевых решений, согласованной работе субъектов организационной структуры и взаимодействием всех участников педагогического процесса.

Регулятивно-коррекционная функция способствует устранению причин технологических сбоев в происходящих процессах. С помощью контрольных результатов устанавливается соответствие полученных данных требованиям Государственного стандарта образования.

В управленческой деятельности выделяются понятия субъекта и объекта управления. В качестве субъекта выступает человек или группа людей, находящихся на той или иной ступени организационной структуры управления. Объектом управления выступает образовательное учреждение, все процессы, происходящие там, которые направлены на образовательные действия. Во взаимодействии субъектов и объектов управления проявляется их единство в целостной педагогической системе.

Принципы управления

Вытекающие из закономерностей управления принципы управления выступают в качестве основных положений, ориентирующих руководителя в практической деятельности. В теории и практике управления выделяются основные принципы управления, к числу которых относятся: демократизация и гуманизация управления педагогическими системами; системность и целостность; рациональное сочетание централизации и децентрализации; единство единоначалия и коллегиальности; объективность и полнота информации.

Демократизация и гуманизация в управлении предполагают развитие самодеятельности и инициативы руководителей, преподавателей, обучающихся и родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Утверждение гуманистических ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира. Гуманизация в управлении образовательными учреждениями заключается в том, чтобы в каждом управленческом решении видеть личность педагога и учащегося.

Системность и целостность в управлении. Методология системного подхода в управлении образовательным учреждением побуждает руководителя иметь четкое представление об управляемом объекте как системе, его основных признаках. Понятие «система» дает представление о целостности, о возможности выделения ее отдельных частей, или компонентов, ее структуре и интегративном качестве. Системность и целостность в управлении предполагают взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллектива.

Рациональное сочетание централизации и децентрализации предполагает разумную деятельность руководителя образовательного учреждения по делегированию ответственности руководителям структурных подразделений для принятия конкретных решений, привлечению общественных органов к управлению учреждением, всего коллектива для обсуждения принимаемых решений на профессиональном уровне.

Единство единоначалия и коллегиальности в управлении направлено на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении. Это предполагает вовлечение членов коллектива на разработку и обсуждение решений, но коллегиальность не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело. Единоначалие обеспечивает четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Реализация единства единоначалия и коллегиальности в управлении находит свое воплощение в деятельности различных комиссий и советов, действующих на общественных началах.

Объективность и полнота информации в управлении необходимы для оптимального функционирования образовательного учреждения. Управленческая информация может быть распределена по различным признакам: по времени – ежедневная, ежемесячная, ежеквартальная, полугодовая, годовая; по функциям управления – аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная; по источникам поступления – внутриучилищная, ведомственная, вневедомственная; по целевому назначению – директивная, ознакомительная и т.д. Для руководителя необходимо знать методы ее сбора, обработки, хранения и использования.

Сущность и особенности инновационного управления

Инновационное управление – это управление, которое включает в себя модульные или системные управленческие новшества, обеспечивает устойчивое инновационное функционирование и развитие образовательного учреждения и обладает такими особенностями, как системность, гибкость, опережающий характер, мотивационность, информативность и оптимальность.

Инновационное управление предполагает управление развивающимся образовательным учреждением, которое представляет собой открытую, динамичную, социально-адаптированную систему, включающую в себя образовательный, инновационный, обеспечивающий, управленческий элементы.

Все управленческие новшества можно подразделить на три вида:

- новые организационные структуры управления;

- новые управленческие функции;

- новшества в организационном механизме реализации управленческих решений.

Новыми организационными структурами управления образовательными учреждениями могут быть различные службы, комиссии, советы, экспертные группы, кафедры, лаборатории и т.д.

Кроме общих, инновационное управление выполняет такие специфические функции, как научное консультирование, экспертная оценка, организация экспериментальной работы, педагогическое проектирование, установление договорных отношений с субъектами управления, привлечение дополнительных внебюджетных средств.

Новшества в организационном механизме реализации управленческих решений отражаются в различных положениях, инструкциях, договорах и т.д.

Условиями эффективности инновационного управления образовательными учреждениями являются:

- высокое информационное обеспечение процесса управления;

- контролируемость процессов функционирования и развития образоват

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...