Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогический коллектив, его формирование и развитие




Мнемосхема

 

Понятие о коллективе

Педагогический коллектив – важнейший фактор успешности учебно-воспитательного процесса. Результативность образовательного процесса определяется профессиональной культурой и талантом педагога, его стремлением добиться высоких результатов в работе. Эти качества в полной мере раскрываются в дружном сплоченном творческом коллективе. Педагогический коллектив выполняет две главные функции: учебно-воспитательную и социальную.

Учебно-воспитательная функция выражает потребность общества, а социальная – личные интересы самих работников, при этом коллектив удовлетворяет различные потребности педагога – в труде, в определенном материальном вознаграждении, в общественном признании, в общении и дружбе, в социальной защите. Для успешной реализации этих функций необходимы организованность и сплоченность. Педагогический коллектив – это организованная и сплоченная группа на основе образовательной деятельности и развития обучающихся и общества.

Социально-психологическая структура коллектива складывается из психологических «нитей», связывающих его членов, из симпатий и антипатий, взаимного уважения и пренебрежения, доверия-недоверия, а также других эмоционально-оценочных отношений. Организованность характеризует деловую структуру коллектива с точки зрения того, насколько она способствует четкому взаимодействию людей в процессе совместной деятельности. А сплоченность – это свойство социально-психологической структуры. Она характеризует степень психологического единства членов коллектива. Организованность складывается из внешнего поведения работников их действий и поступков, тогда как сплоченность – из внутренних отношений[63].

Функции межличностных отношений в педагогическом коллективе

Межличностные отношения представляют собой психологические связи между людьми, носящие эмоционально-оценочный характер. Отсутствие отношений проявляется в равнодушии. В общем виде отношения выражаются в симпатии и антипатии. Межличностные отношения выполняют различные функции, главной является ценностная.

Самая большая ценность на земле это человек. Для каждого человека нет более дорогого существа, чем любимый человек. Любовь, глубокая привязанность, нежность, обожание, восхищение и другие чувства делают близкого человека высочайшей ценностью. Его утрата – самая большая трагедия в жизни, порой вообще лишающая ее смысла.

Второй аспект этой функции зависит от состояния межличностных отношений, которые создают эмоциональный тонус личности, ее самочувствие. Трудовая деятельность, повседневное поведение людей, мотивируются межличностными отношениями. Это отчетливо проявляется и в профессиональной школе. Среди внешних мотивов, влияющих на качество педагогической деятельности, на первые два места поставлены желание сохранить престиж среди учащихся и внимание коллег к своим успехам, а среди негативных стимулов самое неприятное – осуждение коллег.

Неблагоприятные отношения с людьми вызывают серьезные дисфункции в организме на всех уровнях – и на соматическом, и на нервно-физиологи-ческом, и на психическом. С ними тесно связаны многие заболевания: сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, нервно-психические, нарушения в опорно-двигательной сфере.

Человеческие отношения выступают как «катализаторы» взаимодействия людей. Типы взаимодействия (доминирование, соперничество, сотрудничество) основаны на определенном типе межличностных отношений, которые создают у участников специфическую мотивацию общения.

Во многих видах деятельности, связанных с воздействием на людей большее значение имеет психологический контакт между участниками. Психологический контакт – это духовная связь между людьми, которая определяет возможность передачи от человека к человеку психологической информации - мыслей, чувств, убеждений, воли. Это проводник, по которому передается энергия психологического воздействия на другую личность. В основе контакта лежат межличностные отношения, где особая роль принадлежит доверию. Доверие – это такое эмоционально-оценочное состояние, благодаря которому слова, оценки и действия другого лица воспринимаются как правильные без всякого объективного подтверждения. Ошибки и недостатки лица, облеченного доверием, обычно не замечаются или кажутся незначительными. И, напротив, при отсутствии доверия все слова и действия берутся под сомнение. Не вызывающие доверия руководители неспособны эффективно влиять на учителей и сотрудничать с ними.

Эмоционально-оценочные отношения в коллективе – важнейший фактор морального становления личности. Одобрение и осуждение, похвала и порицание, восхищение и пренебрежение, ирония и насмешка, любовь и ненависть, взаимные требования – эти состояния влияют на действия и поступки членов коллектива, их чувства, самооценку. Чем гордится человек, что он считает делом чести, чего он стыдится – все это, в конечном счете, определяется тем, какие действия и поступки, какие качества одобряются или осуждаются другими людьми, общественным мнением коллектива.

Сплочение педагогического коллектива

Сплоченность педагогического коллектива – одно из главных условий продуктивности учебно-воспитательного процесса. Под сплоченностью следует понимать внутреннее психологическое единство группы, ее привлекательность для всех членов. Объединяет людей тот коллектив, который помогает им удовлетворить разнообразные потребности, интересы и влечения, представляет для них определенную ценность. Такой коллектив привлекает своих членов, привязывает их к себе.

Сплоченность имеет сложную структуру. В зависимости от того, где локализованы привлекательные, объединяющие ценности, можно выделить два ее главных компонента – функциональную и межличностную сплоченность.

Стремление педагога работать в данном учебном заведении или уйти из него существенно зависит от функциональных факторов. Если преподавателю нравится работа, если он разделяет цели и задачи общей деятельности, находит радость в общении с педагогами, учащимися, то это вызывает положительное отношение его к учебному заведению. Существенно влияют и условия труда: заработная плата, учебно-материальная база, санитарно-гигиенические условия, разумная организация труда, отсутствие формализма, режим работы, отпуск, перспективы профессионального и должностного роста.

Межличностная сплоченность базируется на коммуникативных ценностях, заключенных в окружающих людях, в их взаимодействии и общении. Межличностный характер отношений ярко выражен в психологической ткани функциональной сплоченности. Во всех типах профессиональных образовательных учреждений для педагогов наиболее важны две ценности – любовь и уважение обучающихся и добрые взаимоотношения с коллегами; затем хорошие отношения с администрацией, возможность реализовать себя в педагогической деятельности и др.

Чтобы сплотить коллектив, необходимо знать те внутренние механизмы, которые обеспечивают единение людей, их взаимное тяготение. Общая деятельность объединяет людей при условии, если между ними есть психологическая совместимость, если они способны удовлетворить различные потребности, интересы и ожидания партнеров, проявляющиеся в совместной деятельности. Эти потребности могут быть обращены к самым различным проявлениям взаимодействующих субъектов: к их целям и ценностям, профессиональным умениям, распределению функций и различных благ, доброжелательности и тактичности, честности и порядочности.

Для создания благоприятного климата в педагогическом коллективе учитываются следующие условия:

- материальные и социальные;

- согласованность общей работы, осознание каждым сотрудником общих целей, взаимная поддержка;

- личная защищенность каждого педагога;

- совершенствование квалификации и педагогического мастерства;

- коллективная методическая творческая работа;

- коллегиальность в принятии педагогических решений;

- взаимное доверие и уважение, постоянная поддержка хороших отношений между сотрудниками со стороны руководства учебного заведения;

- своевременное предупреждение конфликтов;

- хорошие отношения с обучаемыми.

На жизнедеятельность коллектива влияет не только руководитель образовательного учреждения, но и его заместители, весь управленческий персонал, а также рядовые члены педагогического коллектива. Задача администрации состоит в том, чтобы исключить хаос в этих воздействиях, организовать и направить их в полезное русло, отвечающее целям и задачам управления.

Администрирование, руководство и мастерство в коллективе – это разные формы организации совместной деятельности людей, а администратор, руководитель и лидер – это три разных вида организатора. Главное отличие между ними заключается в источниках влияния: если администратор влияет на людей с помощью официальной власти, лидер – опираясь на структуру личных отношений, то руководитель оказывает воздействие на других путем использования системы официальных и личных зависимостей. Оптимальной является такая ситуация, когда руководитель выступает не только в качестве администратора, но и лидера[64].

Словарь основных понятий

Коллектив – группа людей, объединенных общими идеями, интересами.

Коллективизм – включенность индивида в один или несколько коллективов, в особенности в экономическом и социальном отношениях, часто в ущерб естественно выросшим сообществам (семье, сословию и т.д.).

Формальная структура коллектива – обусловлена официальным разделением труда, правами и обязанностями его членов. В рамках формальной структуры каждый человек, выполняя те или иные профессиональные функции, взаимодействует с другими членами трудового общества на основе определенных, предписанных ему правил.

Неформальная организационная структура педагогического коллектива – возникает на основе действительных, а не только предписанных функций, выполняемых членами конкретного профессионального объединения людей. Неформальная структура коллектива представляет собой сеть реально сложившихся отношений между его членами.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие принципы необходимо учитывать при организации управленческой деятельности?

2. Какие требования предъявляет к руководителю эффективное управление?

3. Почему управление рассматривается как целостная система?

4. Укажите специфические особенности в управлении профессиональными учебными заведениями.

5. Какие требования необходимо учитывать при организации планирования работы профессионального образовательного учреждения?

6. Укажите основные разделы плана образовательного учреждения.

7. В чем заключается специфика планирования методической работы учреждения и организация контроля за учебно-воспитательным процессом?

8. Каково значение управления качеством подготовки специалистов?

9. Каковы параметры качества профессионального образования?

10. Укажите значение мониторинга в работе профессионального образовательного учреждения.

Литература для самостоятельной работы

1. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. – М.: Высшая школа, 1989. – С. 78-112.

2. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. – Екатеринбург. Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – С.123-140.

3. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. Изд. 2-е, испр. и дополн. – М.: Пед. общество России, 2001. – С. 27-42.

4. Профессиональная педагогика / Под ред. С.Я. Батышева – 2-е изд. перераб. и дополн. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. – С. 505-576.

5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – С.482-561.

6. Смирнов И.П. Человек – образование – профессия – личность. Монография. – М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2002. – С.225-288.

7. Титова О.В. Определение (назначение) показателей качества профобразования: Методические рекомендации. – М.: ИРПО, 1996. – С. 18-31.

8. Третьяков П.И., Мартынов Е.Г. Профессиональное образовательное учреждение: управление образованием по результатам. – М.: Новая школа, 2001. – С. 56-78.

9. Якуба Ю.А., Скакун В.А. Диагностика качества практического (производственного) обучения (Методические рекомендации). – М.: ИРПО, 1995. – С. 36-49.


Алексей Максимович Воронин

Евгиния Ивановна Дуканова

Михаил Васильевич Ретивых

Виктор Дмитриевич Симоненко

Николай Васильевич Фомин

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...