Контроль как функция управления
Мнемосхема Сущность контроля как функции управления Достижение максимально высокого уровня подготовки квалифицированных рабочих и специалистов осуществляется на основе реализации последовательных и логически взаимосвязанных функций управления: педагогического анализа – принятия управленческого решения – планирования – организации – контроля. Эти функции управления тесно взаимосвязаны и переплетены, пронизывая друг друга: планирование контролируется, контроль планируется, без педагогического анализа выполнение всех функций становится формальным, а плохая организация разрушает весь цикл управленческой деятельности руководителя. Как показала практика управления учебными заведениями, системообразующим звеном в цепочке управленческих действий руководителя является контроль, тесно связанный с педагогическим анализом. Значимость контроля в том, что на его основе принимаются управленческие решения, в ходе текущего контроля корректируется и регулируется деятельность инженерно-педагоги-ческих работников, обеспечивается здоровый морально-психологический климат, создается атмосфера творческой активности. Это происходит в том случае, если организация контроля отвечает современным требованиям с точки зрения его целей и задач, планирования и методики проведения. Цели, задачи и методы контроля Основными задачами внутреннего контроля за образовательным процессом являются: - проверка качества теоретического и производственного обучения; - воздействие на образовательный процесс с целью повышения его эффективности; - оказание помощи преподавателям и мастерам производственного обучения;
- выявление лучшего опыта работы с целью обобщения и распространения его в педагогическом коллективе. Успешное достижение цели и задач внутриучилищного контроля возможно лишь при условии реализации основных принципов контроля: всесторонности, объективности, систематичности, гласности. Эти принципы, входящие в систему контроля, в значительной мере определяют следующий элемент системы – функции контроля: информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, организационную. В практике управленческой деятельности руководителей училищ применяются следующие методы внутриучилищного контроля: - изучение и анализ планирующей и учетно-отчетной документации; - посещение и педагогический анализ занятий теоретического и производственного обучения, производственной практики, внеклассных учебных и воспитательных мероприятий; - непосредственная проверка знаний, умений и навыков обучаемых: опрос, контрольные и проверочные работы, анкетирование, тестирование; - индивидуальные собеседования с преподавателями, мастерами производственного обучения, с учащимися; - заслушивание и обсуждение отчетов преподавателей и мастеров производственного обучения об учебной и воспитательной работе; - изучение статистических данных, характеризующих состояние и результаты учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. В зависимости от характера объекта С.Я. Батышев предлагает следующие виды контроля: персональный (проверка работы одного преподавателя или мастера производственного обучения); предметно-обобщающий (проверяется работа педагогов, ведущих один предмет или специальность); классно-обобщающий (проверяется работа преподавателей и мастера производственного обучения, работающих в одной группе). Охарактеризованные выше цели, принципы, функции, методы и виды контроля связаны между собой, обусловливают друг друга и выступают как целостная совокупность элементов одной системы[62].
Современные требования к организации контроля Принято считать, что систематичность – это постоянное, планомерное и последовательное изучение состояния образовательного процесса. Но этого недостаточно, требование систематичности реализуется в выборе наиболее существенного явления и рассмотрении его как самостоятельно развивающейся подсистемы в системе других явлений и на том ее этапе, который является наиболее показательным в данном случае. Так, контролируя качество знаний по спецтехнологии с помощью контрольных работ, необходимо, во-первых, определить их место наряду с устным опросом, лабораторными и практическими работами, зачетами, во-вторых, определить те ключевые, этапные, опорные темы, которые важны как для усвоения спецтехнологии, так и других предметов, и именно по этим темам провести контрольные работы. Систематичность контроля предполагает также, что результаты контроля педагогического явления не должны быть разрозненными, хаотичными, а должны представлять собой систему «сводимых» сведений для последующего их анализа. Требование объективности контроля представляется важным, поскольку лишь ясное и точное представление о реально существующем положении дел в учреждении, о тенденциях протекания учебно-воспитательного процесса дает возможность принять оптимальное управленческое решение. Реализация этого принципа может быть обеспечена соблюдением следующих условий: - профессиональная компетентность проверяющего, отличное знание им объектов контроля; - верный выбор объектов и сроков контроля за ними; - стремление установить истину, непредвзятое отношением к субъектам контроля; - своевременность первичного подведения итогов проверки, чтобы конечные выводы были точно сформулированы и своевременно приняты членами коллектива. Гласность контроля в настоящее время приобретает особое значение и становится прочным рычагом совершенствования работы инженерно-педагоги-ческого коллектива. Гласность предполагает не только наличие своевременного информирования членов коллектива о предполагаемых сроках, целях и объектах контроля, но и об открытом подведении его итогов.
Рассматривая конкретные условия жизнедеятельности профессионального образовательного учреждения, принимают во внимание следующие особенности: - администрация учреждения контролирует учебные занятия, проверяет планирующую документацию, следит за состоянием учебных кабинетов, заранее не предупреждая проверяемого, поставив в известность проверяемого лишь в день проверки; - итоги контроля должны быть персонифицированы, где указываются не только достижения или недостатки в работе коллектива, но и указываются фамилии причастных к этому преподавателей и мастеров производственного обучения. При этом используется индивидуальный подход, проявляется доброжелательность проверяющего, конкретность и объективность выводов и оценок, отмечаются положительные достижения преподавателей и мастеров производственного обучения; - подводятся итоги контроля за деятельностью администрации, указываются положительные стороны и просчеты в работе, но деятельность администрации учреждения рассматривается в контексте анализа общей деятельности всего профессионального образовательного учреждения. Так, подводя итоги контроля, отмечаются отдельные недостатки в работе учреждения, где называются конкретные виновники этих недостатков, как члены коллектива, так и представители администрации, в том числе и руководитель учреждения, что повышает уровень творческой активности инженерно-педагогического коллектива. Педагогический анализ – основа эффективности контроля Одним из требований к организации контроля является взаимосвязь с педагогическим анализом. Вне педагогического анализа контроль не просто формален, он создает иллюзию его осуществления. Контроль должен не только выявлять достоинства и недостатки учебно-воспитательного процесса, но и устанавливать причины и условия, их породившие, выявляя основные тенденции процесса обучения и воспитания, а это осуществляется на основе педагогического анализа всех контролируемых явлений. Разбор посещенного занятия и учебного кабинета получится наиболее квалифицированным, если будет проведен глубокий предварительный анализ всех наблюдений и фактов, собранных в ходе посещения занятия или кабинета. На основе педагогического анализа результатов текущего контроля корректируется управленческое решение, а на основе итогового контроля заканчивается управленческий цикл и начинается другой, принимается новое управленческое решение.
Для проверяющего важно знать не только различные объекты педагогического анализа и их соотнесенность с направлениями контроля, но и представлять оптимальную модель состояния каждого анализируемого объекта в тесной взаимосвязи с самой педагогической системой (см. таблицу). Анализ ситуации по проблеме и необходимости обоснования
В данном случае контроль отражает действенность и результативность, которые просматриваются как оперативное устранение выявленных недостатков и влияние контроля на рост профессиональной квалификации инженерно-педагогических кадров, на совершенствование и укрепление учебно-мате-риальной базы, повышение качества и результативности учебно-воспита-тельного процесса в целом. Педагогический анализ выступает как обязательное условие эффективности контроля, как его этап и как важнейший метод. Являясь самостоятельным компонентом управления профессиональным образовательным учреждением, контроль имеет свои тесно взаимосвязанные последовательные этапы: определение целей и задач контроля; составление плана контроля и его программы; сбор фактического материала; педагогический анализ собранного материала; подготовка выводов и предложений по совершенствованию учебного процесса; доведение результатов контроля до инженерно-педагогических работников; определение сроков и форм проверки исполнения. Каждый из этих этапов имеет свое содержание и назначение. Этап педагогического анализа самый трудоемкий и самый сложный, поскольку требует от проверяющего глубокого и всестороннего знания всех контролируемых явлений.
Словарь основных понятий Контроль (от франц. controle – проверка) – составная часть управления объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, инструкциями, положениями, программами, планами, проектами и соглашениями. Контроль качества профессионального образования – обеспечение соответствия результатов профессионального обучения стандарту профессионального образования. Контрольная процедура предусматривает три этапа: входной контроль, промежуточный контроль, выходной контроль. Содержание внутриучилищного контроля – включает следующие направления: решение организационно-педагогических вопросов, качество и ход выполнения образовательных программ и государственных образовательных стандартов; качество знаний, умений и навыков обучаемых; уровень воспитанности обучаемых; состояние преподавания учебных дисциплин, практик; состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы; работа с педагогическими кадрами; эффективность совместной деятельности образовательного учреждения, семьи и общественности; исполнение нормативных документов и принятых решений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|