Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление качеством подготовки специалистов




Мнемосхема

 

 
 

 


Состояние, основные принципы и подходы к управлению качеством подготовки специалистов

Переход к рынку труда объективно требует коренного повышения качества профессионального образования, профессиональной подготовки, более высокого уровня квалификации, который получает будущий рабочий, специалист в начале своего жизненного пути. Особую остроту в обеспечение высокого качества профессионального образования привносят ускоренное развитие международных экономических связей, более широкая вовлеченность российского промышленного и аграрного потенциала в мировое экономическое пространство, создание совместных предприятий и фирм, а с другой стороны, конкуренция в сфере образования, на рынке образовательных услуг.

Все это приковывает пристальное внимание ученых и практиков к проблеме повышения качества профессионального образования, к межреспубликанскому и международному признанию учебных курсов, дипломов и других документов о получении профессионального образования, рабочей профессии. При аттестации рабочего или специалиста, присвоении им определенной квалификации должны быть соблюдены единые требования, обеспечен государственный стандарт профессионального образования, учитывающий требования международных сертификатов о профессиональной квалификации.

Происходящие в сфере профессионального образования положительные процессы дифференциации образования, создание образовательных учреждений принципиально нового типа и различных организационно-правовых форм, обозначившаяся в регионах вариативность учебных планов и программ, параллельных учебников, даже в условиях введения государственного стандарта качества образования, могут иметь нежелательные последствия из-за отсутствия четко поставленной диагностики качества профессионального образования. Такие процессы могут привести к снижению качества профессионального образования на всей территории Российской Федерации. Это требует точного и однозначного формулирования требований к содержанию профессионального образования, к выпускникам училища, техникума, вуза, настолько же точно должны быть описаны параметры качества подготовки, подлежащие контролю.

Разработка и обновление стандартов, единых требований к уровню профессионального образования, создание систем диагностики и оценки качества профессионального образования должны осуществляться в их тесной взаимосвязи. Представляется исключительно важным, наряду с формированием системы диагностики качества профессионального образования в Российской Федерации, создание совместно с другими заинтересованными государствами совместных систем диагностики и оценки качества профессионального образования.

Актуальной проблемой является создание и налаживание службы диагностики и качества профессионального образования, которая обеспечивает федеральные и территориальные органы управления образованием, Федеральную службу занятости России, отраслевые министерства и ведомства, предприятия, общественность систематической и объективной информацией в этой области.

Для начального и среднего профессионального образования управление качеством подготовки специалистов осуществляется через разработку государственных стандартов профессионального образования, научно-методического обеспечения их функционирования, рекомендаций по обеспечению преемственности содержания подготовки специалистов в системе непрерывного образования, требований к содержанию профессионального образования, а также уровня подготовки выпускников. На этой основе разрабатывается дифференцированная система критериальных (точно измеряемых) показателей качества, взаимосвязанных систем тестов, как способов измерения качества профессионального образования, в том числе для приема обучающихся на различные ступени обучения рабочим профессиям и специальностям, для итоговых аттестаций качества подготовки выпускников по всем ступеням образования.

Для этого на всех уровнях разрабатываются стандартизованные диагностические методики, используемые для оценки качества профессионального образования, отрабатывается организация диагностики качества профессионального образования на различных уровнях. Создаются общие и частные методики текущего и итогового контроля успеваемости обучающихся, итоговой аттестации как заключительной проверки эффективности результатов обучения. При этом создаются банки данных, содержащих документы научно-методического обеспечения диагностики качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, а также включающих иную информацию по этим вопросам.

Эта работа сопровождается повышением квалификации и переподготовкой инженерно-педагогических кадров учреждений профессионального образования по всему кругу вопросов, связанных со стандартизацией, диагностикой качества профессионального образования и управлением качеством подготовки специалистов.

Управление качеством подготовки рабочих и специалистов не решается на частнометодическом уровне, совершенствованием лишь проверки знаний, умений и навыков. Диагностика качества профессионального образования является составной частью обширной и многозначной научно-практической проблемы – конкретизации целей обучения, научно-обоснованных требований к обязательному минимуму содержания основных профессиональных образовательных программ, максимальному объему учебной нагрузки обучающихся и к уровню подготовки выпускников, т.е. стандарта образования.

Параметры качества профессионального образования

Качество профессионального образования – характеристика, которая в условиях стандартизации образования должна быть максимально конкретизированной, поддающейся четкому, количественному определению. Традиционно требования к качеству образования выдвигались в виде общих несистематизированных рассуждений об облике специалиста, о том, что он должен знать и уметь. Самым большим минусом представления требований к качеству образования является отсутствие возможности контроля качества. Будущая трудовая деятельность выпускника определяет содержание обучения и требования к его качеству.

Такой подход к отбору содержания обучения и требований к качеству его усвоения, когда будущая профессиональная деятельность выпускника образовательного учреждения выступает основным источником его формирования и критерием оценки, называется деятельностным, что соответствует современным представлениям в педагогике и психологии. Данный подход в профессиональном образовании учитывает целостность, системность педагогических структур, содержание образования, форм, методов, результативность, взаимосвязанных между собой при подготовке специалистов.

Системный подход в педагогике предполагает вычленение элементов педагогической системы и исследование их во взаимосвязи и взаимовлиянии. Педагогическая система (образовательное учреждение) состоит из ряда элементов, которые группируются вокруг дидактической задачи и технологии ее достижения. Любая, в том числе и педагогическая, система является частью более широкой системы, в данном случае социальной. Социальная система формирует социальный заказ на подготовку специалистов различных профессий и специальностей с определенным качеством подготовки. Нормативным выражением такого заказа является перечень профессий и специальностей, а также профессиональные характеристики по ним. Реально отражение социального заказа можно увидеть в конъюнктуре рынка рабочей силы, в должностных инструкциях и требованиях предприятий, фирм, учреждений к своим специалистам.

В настоящее время широко распространена система описания качества профессионального образования через независимые критериальноориентированные параметры, разработанные Беспалько В.П.[57] В ней выделены пять независимых характеристик (параметров) качества образования, которые свидетельствуют о степени подготовленности выпускника, в том числе и к его трудовой деятельности. Перечень параметров (характеристик) качества профессионального образования выглядит следующим образом:

- количество объектов усвоения, необходимых для приобретения профессионального мастерства (количество учебных элементов);

- глубина их усвоения (уровень усвоения);

- возможность восприятия учебных элементов на определенном уровне сложности;

- сформированность навыков, скорость актуализации полученных знаний (степень автоматизации);

- широта связей между учебными элементами (степень осознанности).

Так, усвоение учебной информации будущим специалистом можно представить в соответствии с алгоритмом соотнесения конкретных его действий и поведения (см. схему). Описание будущей деятельности специалиста является исходным материалом для назначения параметров качества образования специалиста, а также является главным критерием при решении всех спорных вопросов в этом отношении.


 
 

Схема оценки степени усвоения учебной информации будущим специалистом


Управление качеством подготовки
профессионально-педагогических работников


Анализ профессиональной деятельности работников профессиональной школы и соответствующих этой деятельности квалификационных требований Государственных образовательных стандартов к выпускнику показывает, что наиболее востребованными системой профессионального образования оказываются специалисты – педагоги профессионального обучения. Учитывая наибольшую потребность профессиональной школы в педагогах профессионального обучения и других специалистах, интерес к данному виду подготовки со стороны вузов и населения, при пятилетнем сроке обучения, компоненты образовательной программы выстраиваются в четкой взаимосвязанной последовательности с соответствующим количеством учебных часов, согласно их значимости:

Содержание образовательной программы в профессионально-педагогическом вузе объединено в четыре цикла, которые в свою очередь делятся на блоки. Содержание гуманитарной, математической и естественнонаучной подготовки унифицировано для всех специальностей. Цикл дисциплин профессиональной подготовки является вариативным и состоит из двух блоков – общих и специальных дисциплин. Каждый блок включает по два модуля.

Модуль психолого-педагогических дисциплин представляет собой один из компонентов интегрированной подготовки специалиста. Модуль отраслевых дисциплин, как второй компонент, формирует знания, умения и навыки работы в определенной сфере производства. Модульный подход к структурированию содержания позволяет выделить из дисциплин циклов и блоков такие, которые являются инвариантными частями содержания подготовки специалистов с различными специализациями и аналогичны для всех образовательных программ специальности «030500 Профессиональное обучение». Другие (вариативные) модули, строятся в зависимости от специфики отрасли. В Российской Федерации сформировались условия стандартизации высшего профессионально-педагогического образования как современного многоуровневого вида образования. В Государственном образовательном стандарте высшего профессионально-педагогического образования реализован принцип единообразия общей структуры стандартов профессионального образования, обеспечен преемственный переход от одного уровня профессионального образования к другому[58].

Словарь основных понятий

Учебный элемент – это предмет (или объект), процесс (или явление), а также методы или способы деятельности, характерные для профессии и внесенные в программу учебного предмета.

Коэффициент полноты учебного предмета – отношение количества учебных элементов в изучаемом предмете к количеству объектов в соответствующей учебному предмету отрасли науки (для профессиональной школы – отношение к объекту соответствующего учебного предмета в вузе).

Качество образования – интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быт образовательный процесс и каким целям он должен служить. Качество образования определяется факторами, обусловливающими его социальную эффективность: содержание; высокая компетентность педагогических работников; новейшие педагогические технологии; материально-техническая оснащенность; гуманистическая направленность; полнота удовлетворения потребностей населения в знаниях.


§ 5. Мониторинг профессионально-образовательного процесса
и профессионального развития личности

Мнемосхема

 
 

Понятие мониторинга

В последнее время термин «мониторинг» имеет широкое понятие, под которым подразумевается постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальному предположению. Допустимо рассматривать данный термин как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей. С методической точки зрения мониторинг стоит рассматривать как универсальный тип деятельности, индифферентный к предметному содержанию, способствующий постоянному отслеживанию происходящих в реальной предметной среде явлений, с тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления[59].

Мониторинг имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, он представляет собой целостную систему, реализующую множество функций. Во-вторых, можно выделить следующие аспекты мониторинга, которые отличают его от других близких или похожих педагогических и психологических процессов:

a. непрерывность сбора данных;

b. диагностичность происходящих процессов;

c. информативность;

d. научность применяемых критериев и выводов;

e. наличие обратной связи для внесения корректив в отслеживаемый процесс.

В качестве объектов мониторинга в системе профессионального образования могут выступать:

- профессионально-образовательный процесс;

- академическая успеваемость обучаемых;

- учебная и учебно-профессиональная деятельность обучаемых;

- развитие личности обучаемых;

- становление учебной группы;

- профессиональная деятельность преподавателя, мастера производственного обучения и их развитие;

- становление педагогического коллектива.

В зависимости от выбранного объекта мониторинга возникают специфические цели и задачи, связанные с его реализацией на практике, т.е. в каждом случае определяется индивидуальный вид мониторинга. При реализации любого вида мониторинга проявляются психологические особенности, обусловленные его объектом. Профессиональные образовательные учреждения осуществляют мониторинг образовательного процесса и академической успеваемости обучаемых. Однако эти виды мониторинга не дают полной информации в личностном плане. Они не позволяют отслеживать динамику профессионального становления личности обучаемого, развитие учебной и учебно-профессиональ-ной деятельности. Мониторинг развития личности обучаемых, их учебной и учебно-профессиональной деятельности реализуется по двум направлениям: 1) отслеживаются параметры деятельности, где основное внимание уделяется процессуальным характеристикам; 2) осуществляется наблюдение, дается оценка и прогноз психического состояния в процессе профессионального становления.

Главной целью мониторинга является диагностика профессионального развития обучаемых и внесение корректив в процесс профессионального образования, т.е. мониторинг включает диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития личности и процесса образования. Основное внимание уделяют отслеживанию характеристик процесса профессионального становления личности, которые более информативны по сравнению со сведениями о результатах обучения[60].

Способы осуществления мониторинга

По мнению Э.Ф. Зеера, все многообразие применяемых способов, технологий осуществления мониторинга сводится к нескольким группам.

1. Текущее наблюдение осуществляется для отслеживания изменений профессионального развития под влиянием образовательного процесса и определения смысла происходящих явлений. Качество наблюдения зависит от психологической компетентности педагога и характеризуется субъективностью.

2. Метод тестовых ситуаций состоит в создании специальных условий, в которых каждый из структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности проявляется наиболее отчетливо. Для этого ставятся уточняющие вопросы, стимулируется рефлексия познавательных действий, дозируется помощь в учении.

3. Экспликация – развертывание содержания учебно-профессиональной деятельности. Данный метод позволяет диагностировать происходящие изменения в развитии обучаемого и оперативно вносить коррективы в процесс образования. Экспликация осуществляется путем постановки наводящих вопросов, оказания помощи в виде подсказок и совместных действий, поощрение педагогом обучаемых. Регистрация эксплицируемых характеристик осуществляется в простейшем случае посредством использования метода наблюдения, а фиксация данных - с помощью опросников, в которых отражаются эмпирически наблюдаемые учебно-профессиональные действия и качества обучаемых.

4. Опросные методы позволяют получить информацию о развитии субъектов образовательного процесса на основе анализа письменных или устных ответов на стандартные вопросы. Опросники позволяют определить уровень выраженности или сформированности основных компонентов учебно-профес-сиональной деятельности, направленности обучаемых.

5. Анализ результатов учебно-профессиональной деятельности проводится на основе изучения письменных ответов, графического материала, технических изделий, творческих работ обучаемых.

6. Тестирование – один из методов сбора данных об уровне развития педагогических процессов и степени выраженности психического развития субъектов образования. Тестирование ориентируется на норму, что позволяет сопоставлять, сравнивать оценки, полученные при помощи текста[61].

Мониторинг профессионально-образовательного процесса

 

 


Образовательный мониторинг – категория педагогическая и управленческая, поскольку он не копирует общие положения теории информации, а переводит их на язык педагогики, психологии и управления. Образовательный мониторинг как сложный объект рассматривается с позиций системного подхода. Содержание образования передается преподавателями и усваивается обучаемыми в рамках деятельности обучения, и в этих же рамках функционирует образовательный мониторинг. Формирование благоприятной образовательной среды происходит в деятельности психологов, дидактов, методистов и других специалистов в области педагогики и психологии.

Основными задачами мониторинга профессионально-образовательного процесса являются:

- отслеживание трудностей при усвоении нового учебного материала;

- создание реального механизма управления профессионально-образова-тельным процессом;

- получение информации о сформированности способов учебно-позна-вательной деятельности;

- индивидуализация педагогом своей деятельности;

- обнаружение и фиксация непредсказуемых, неожиданных отклонений в профессионально-образовательном процессе.

Реализация данных задач возможна при осуществлении следующих способов осуществления мониторинга профессионально-образовательного процесса:

- сбор информации, регистрация состояния текущих процессов;

- учет полученных данных при принятии управленческих решений и регуляции образовательного процесса.

Мониторинг мотивации учения может быть достаточно осуществлен с помощью метода наблюдения. В отдельных случаях целесообразно использование специальных методик, направленных на диагностику мотивов учения.

Важной частью мониторинга является оценка уровня развития познавательных и учебно-профессиональных способностей обучаемых. Для отслеживания уровня их выраженности целесообразно использование фрагментов интеллектуальных тестов, метода тестовых ситуаций и наблюдения за обучаемыми в процессе решения учебно-профессиональных задач.

Отрефлексированные в мониторинге уровни выраженности компонентов профессионально-образовательного процесса отражаются в специальном бланке. Регистрационный бланк заполняется преподавателями в конце изучения раздела профессионально-образовательной программы, объединяющего несколько тем занятий. Мастер производственного обучения заполняет бланк после выполнения комплексных работ, включающих несколько 4-6 часовых занятий. В конце каждого занятия (семестра) показатели регистрационных бланков отражаются в итоговом индивидуальном графике профессионально-образо-вательного процесса учащихся.

Данные мониторинга используются для совершенствования содержания образования, оценки эффективности измеряемых образовательных технологий, определения проблем в профессионально-образовательном процессе. Результаты мониторинга являются информационной основой принятия управленческих решений по улучшению профессионального образования, аттестации инженерно-педагогических работников.

Мониторинг профессионального развития личности

Развитие обучаемого является главной целью личностно-ориентирован-ного образования. Потребность в развитии себя как личности обусловливает в дальнейшем продуктивное профессиональное становление. Личностное развитие является фактором, инициирующим профессиональное становление обучаемого и специалиста. На разных стадиях их становления профессиональное развитие детерминируется различными противоречиями.

На стадии профессионального образования движущей силой профессионального развития является противоречие между требованиями общества и уровнем личностного и профессионального развития обучаемого. Разрешение противоречия приводит к развитию познавательных и профессиональных способностей, повышению социально-профессиональной компетенции.

Следующее противоречие проявляется между требованиями новой для личности социально-профессиональной ситуации профессиональной деятельности, новой роли, трудового коллектива – и уровнем социально-профес-сиональной квалификации и компетенции. Его разрешение происходит в процессе психологической перестройки личности и выражается в профессиональном самоопределении, нахождении личностного смысла в выполняемой работе, а также в приобретении профессионального опыта.

На стадии профессионализации основным является противоречие между "Я" - действующим и "Я" - отраженным в профессии, обусловленное потребностью специалиста в развитии карьеры. Разрешается это противоречие в процессе продвижения по квалификационным ступеням профессии и выработки индивидуального стиля деятельности.

Переход на стадию профессионального мастерства происходит в процессе разрешения противоречия между потребностью личности в самореализации в профессии и профессионально-психологическим содержанием, техническими возможностями профессиональной деятельности. Здесь отчетливо обнаруживается противоречие между "Я" - профессиональным и "Я" - потенциальным. Его разрешение возможно путем самоактуализации личности, обусловливающей ее переход на креативный уровень выполнения деятельности, и проявления акмеологического стиля в профессии и профессиональном сообществе.

На начальных стадиях профессионального становления его движущими силами выступают противоречия между внешними и внутренними факторами, на последующих стадиях – внутренние противоречия личности специалиста, профессионала. К внешним факторам, инициирующим профессиональное становление, относятся социально-экономические условия, содержание и технологии выполнение деятельности, система стимулирования развития.

На стадии профессионального образования в качестве такой системы стимулирования может выступать система оценки учебных достижений и уровня развития обучаемых, на стадии профессиональной адаптации - оценки уровня квалификации.

Словарь основных понятий

Качество профессионального образования – степень соответствия профессионального образования текущим и перспективным задачам социально-экономического развития общества.

Мониторинг (англ. monitor - контролировать, проверять) – 1) постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям; 2) в педагогике планомерное диагностическое отслеживание профессионально-образователь-ного процесса; мониторинг включает диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития личности и процесса образования.

Мониторинг профессионального развития – внешнее и внутреннее побуждение субъекта к профессиональной деятельности и способы его инициирования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...