Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование и развитие коллектива обучающихся




Мнемосхема

 
 

 


Понятие коллектива

«Коллектив (от лат. collectives – собирательный) рассматривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения»[49].

Коллектив как психолого-педагогическое явление в научной методической литературе понимается различно. В одном случае под коллективом понимают любое организованное объединение людей, в другом – высокую степень развития группы.

Коллектив сочетает интересы индивида и общества в целом или индивида и социальной общности, к которой он принадлежит. Объединение индивидов в коллективе основано на общности целей, потребностей, ценностных ориентаций, установок и мотивов деятельности.

Главными функциями коллектива являются предметная – непосредственное осуществление этой задачи, достижение этой цели, ради которой возник и существует коллектив; социально-воспитательная – обеспечение сочетания общественных и индивидуальных интересов на основе сплочения членов коллектива вокруг общей идеи и предоставление каждому свободы волеизъявления и активного участия в принятии коллективных решений.

Основными характерными признаками коллектива являются: наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие; систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность; соответствующая организация совместной деятельности.

Большое значение для развития коллектива имеет наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности, развитие критики и самокритики, сознательная дисциплина.

В организации коллектива обучающихся профессионального образования большую роль играет система единых и четких требований к обучающимся, регламентирующих их поведение. Для сплоченного педагогического коллектива характерна атмосфера высокой требовательности, которая во многом определяет поведение обучающихся в стенах образовательного учреждения и вне его. Ставя перед собой задачу воспитать каждого обучающегося полезным членом общества, педагогический коллектив должен с первых дней неуклонно предъявлять к обучающимся единые требования.

Предъявление единых требований к обучающимся - не временная мера, а неотъемлемая черта деятельности каждого педагогического работника, педагогического коллектива в целом. Опыт показывает, что самые целесообразные требования останутся нереализованными, если их предъявляет к обучающимся не весь педагогический коллектив, а только отдельные педагоги.

Высокая требовательность по отношению к коллективу обучающихся – это не только требование соблюдать правила поведения, которые должны стать нормой для каждого из них, но и создание условия для этого. Одно их них – высокая требовательность в самом педагогическом коллективе: администрации – к педагогическим работникам, каждого педагога – к товарищам, к самому себе. Только таким образом в воспитательной работе можно выработать единую коллективную методику.

Большая роль в реализации единых требований принадлежит педагогическому совету образовательного учреждения, в обязанности которого входит разъяснение значения единых педагогических требований к учебно-воспита-тельному процессу, уточнение их содержания, разработка методики их осуществления. В этой работе существенную помощь педагогическому совету оказывают методические комиссии, которые конкретизируют требования применительно к предмету, возрастным особенностям обучающихся. В результате такой совместной деятельности всего педагогического коллектива единые требования станут важным фактором улучшения учебно-воспитательного процесса.

Каждый педагог должен ясно представлять, что следует требовать от коллектива обучающихся, от каждого обучающегося в том или ином случае, какие привычки и навыки должны быть у него выработаны. Обучающиеся же должны знать, как надо вести себя при различных обстоятельствах. Только тогда, когда педагоги знают, что требовать, а обучающиеся знают, что от них требуется, можно надеяться, что атмосфера требовательности прочно укрепится в коллективе.

Наиболее целесообразной представляется следующая структура, включающая четыре группы требований.

Первая группа – общие требования. Вторая – требования к поведению обучающихся на уроках теоретического обучения. Третья – требования к поведению в процессе производственного обучения. Четвертая – требования к поведению обучающихся в общежитии. Выполнение единых требований предполагает разъяснение обучающимся их содержания, значения и смысла, систематическую тренировку и контроль. Разъяснение должно сопровождать требование, а не заменять его. Выполнения единых требований добиваются лишь те преподаватели и мастера, которые умеют в категоричной форме предъявить их обучающимся и потребовать обязательного выполнения.

Методы реализации единых требований многообразны. Ознакомление с едиными требованиями начинается с общего собрания работников образовательного учреждения. Затем преподаватели и мастера проводят в группах собрания и беседы с обучающимися о требованиях, формируют необходимые навыки поведения, используя определенную систему упражнений и постоянно контролируя их выполнение. Необходимо, чтобы обучающиеся почувствовали, с одной стороны, важность и значение соблюдения правил поведения, а с другой – непреклонную волю педагогов добиться их выполнения. Собрание сопровождается приказом: как то или иное требование должно выполняться (особенно это относится к требованиям, которые предъявляются на уроке). Единые требования обычно вывешиваются на видном месте, листочки с текстом вклеиваются в дневники, памятки об единых требованиях вручаются родителям, дежурным педагогам.

Большое значение для выполнения единых требований имеет привлечение самих обучающихся к установлению порядка, дисциплины путем организации групповых дежурств по учебному заведению. Очень важно своевременно реагировать на любое нарушение требований, но делать это следует дифференцированно, с учетом мотивов поведения. Реагировать надо на любое нарушение, но по-разному. Индивидуальный подход к обучающимся при этом является одним из важнейших педагогических положений.

Вся работа по предъявлению единых требований и тренировке в их выполнении тогда эффективна, когда осуществляется систематический контроль. Действенность контроля зависит от его регулярности, причем результаты должны быть известны обучающимся. Формы контроля и учета могут быть самыми разнообразными: журнал поведения, рапортички группы о нарушениях единых требований на уроках, сводки о внешнем виде обучающихся или состоянии рабочих мест и т.д.

Виды коллективов

Для практической работы в профессиональной школе большое значение имеет вопрос о структуре коллектива и его органах.

Выделяют различные виды коллектива. Например, первичный коллектив, т.е. такой, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии. Формы первичных коллективов различны: одни могут быть постоянными, другие временными.

По характеру деятельности первичные коллективы можно разделить: организованные на основе разнообразной деятельности (классы, отряды, группы); организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.п.); организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства. По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными.

Успешное функционирование ученического коллектива требует наличия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность членов коллектива по достижению общих целей. Главным органом коллектива является собрание. Для решения оперативных задач формируется актив и избирается староста и профорг. Они и составляют ядро группы.

Староста учебной группы избирается на собрании группы из наиболее авторитетных обучающихся на учебный год и утверждается директором училища. Если староста плохо выполняет возложенные на него обязанности, то может быть по требованию большинства обучающихся группы досрочно переизбран. Староста работает под руководством мастера производственного обучения и о своей работе отчитывается перед общим собранием группы.

На старосту группы возлагаются следующие обязанности: оказание повседневной помощи мастеру и преподавателям в подготовке и проведении занятий; обеспечение соблюдения обучающимися правил внутреннего распорядка училища и вынесение на обсуждение собрания группы случаев нарушения дисциплины отдельными обучающимися; назначение (по очереди) из обучающихся дежурных и наблюдение за выполнением ими обязанностей; вовлечение обучающихся группы в кружки, спортивные секции и др. Вместе с профоргом группы староста проводит работу по воспитанию и сплочению коллектива обучающихся.

Задачи, которые ставятся перед активом группы, должны охватывать многие стороны деятельности группы: повышение успеваемости, оказание помощи отстающим, подготовка к экзаменам, укрепление дисциплины, благоустройство учебного заведения, проведение культурно-массовых мероприятий (читательские конференции, экскурсии, посещение театров, туристские походы), подготовка к общим собраниям, работа стенной печати и др. Формы работы с активом весьма разнообразны: индивидуальный и групповой инструктажи, совещания, семинары по обмену опытом работы и т.д.

С активом следует проводить систематическую работу: анализировать в индивидуальных беседах работу того или иного активиста, уточнять его задачи с учетом конкретной обстановки в группе, проверять, как усвоил активист рекомендации совещаний, семинаров, проводимых в масштабе всего учебного заведения, какие конкретные выводы из них сделал для себя.

В группах необходимо систематически проводить совещания актива, на которых обсуждаются важнейшие вопросы: результаты учебы, планы подготовки конференций, смотров художественной самодеятельности и др.

Создание актива обучающихся – это первый шаг на пути организации крепкого, сплоченного коллектива. Организация и воспитание коллектива обучающихся – одно из важнейших средств воспитания молодежи. Большую роль в борьбе за качество обучения и воспитания должны играть сами обучающиеся. Деятельность коллектива обучающихся необходимо организовать так, чтобы каждый из них чувствовал ответственность за работу коллектива, за свое поведение.

Важную роль в создании коллектива группы играет правильное распределение общественных поручений, когда каждый обучающийся имеет поручение и вносит свой вклад в работу группы. Поэтому необходимо назначать ответственных за трудовую дисциплину, культуру поведения, групповой инструмент и приспособления, безопасность труда, сдачу готовой продукции в ОТК и др.

Выделяют коллективы временные, ученические и воспитательные.

Временный коллектив отличается определенной стабильностью и длительностью процесса выполнения стоящей перед ним задачи. Временные коллективы формируются на ограниченный временными рамками срок и прекращает свое существование по истечении намеченного срока и выполнения поставленной перед ним конкретной задачи. Временный коллектив может быть сформирован внутри постоянно действующего коллектива, например, для выполнения определенных задач.

Несмотря на временный характер деятельности, межличностные отношения, атмосфера сотрудничества во временном коллективе могут быть на высоком уровне. Это обеспечивается за счет того, что в данном виде коллектива объединяются единомышленники, специалисты или учащиеся, объединенные общностью интересов и потребностей.

Коллектив обучающихся – это объединение учащихся, студентов конкретного учебного заведения, его структурных подразделений, коллектив ученический каждого факультета, курса, учебной группы.

Коллектив профессионального учебного заведения отличается от других типов ученических коллективов особенностями учебной деятельности, которая носит характер учебно-производственной. Целями такой деятельности является не только обучение, но и, в некоторых случаях, выпуск продукции.

Специфика отношений в таком коллективе определяется возрастом учащихся и структурой педагогического коллектива. Руководство учебной группой осуществляется мастером производственного обучения и классным руководителем (куратором группы).

Показателями эффективности формирования коллектива служат сплоченность, проявляющаяся в единстве мнений и устремлений, организованность – бесконфликтное распределение обязанностей, последовательность и целеустремленность в достижении цели; открытость – способность устанавливать и поддерживать деловые отношения и т.д.

Коллектив педагогический как социальное явление представляет собой совокупность целесообразно организованной общественной деятельности, обладает организационной структурой и нравственно-эстетическими качествами.

Воспитательное значение коллектива заключается во влиянии на самопознание, самоактуализацию и саморазвитие входящих в коллектив членов.

Образовательное учреждение не может не учитывать влияния на воспитание обучающихся различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные объединения обучающихся. Опыт показывает, что у объединений обучающихся должна быть своя социальная ниша. Для них губительны глобальные цели, возложение на них функций других общественных или государственных институтов. Перспективные цели объединений обучающихся – помочь обучающимся найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации интересов обучающихся, сохраняя при этом свое лицо, свои подходы.

Объединения классифицируются по содержанию деятельности, по времени существования, по форме управления. По содержанию объединения бывают трудовыми, в которых реализуются задачи организации трудовой деятельности обучающихся, например их заработок. Это малые предприятия, созданные чаще всего для совместной деятельности обучающихся по решению личных экономических проблем.

Досуговые объединения предполагают решение задач развития способностей и склонностей обучающихся, предоставления им возможностей для общения, самовыражения и самоутверждения.

По содержанию различаются общественно-политические, религиозные, патриотические, познавательные и другие объединения.

По характеру управления среди объединений обучающихся можно выделить неформальные объединения, клубные объединения, юношеские организации.

Этапы формирования коллектива

Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были определены А.С. Мака-ренко. В развитии воспитательного коллектива он считал закономерным переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива.

На первом этапе в качестве средства, сплачивающего учащихся в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся.

На втором этапе развития коллектива основные требования должен предъявлять актив. Педагогу на этом этапе необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива.

На третьем этапе требования предъявляет коллектив, который поддерживает актив и педагог, инициирующий собственное развитие и развитие членов коллектива.

Л.И. Новикова, А.Т. Куракин предлагают другие этапы развития коллектива: 1) стадия сплочения коллектива; 2) стадия превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся; 3) стадия, когда воспитательной работой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.

Как считал Л.И. Уманский, самое существенное – качество группы, уровень её социально-психологической зрелости, что превращает ее в группу-коллектив. В своих работах он выделяет критерии развития группы.

Первый из них – групповая направленность, под которой понимается социальная ценность принятых группой целей, мотивов деятельности, групповых норм. Основой группового сознания, определяющего направленность группы, является гуманность принимаемых группой норм отношений. В случае наличия устойчивых антигуманных норм (жесткости, недоброжелательности, обмана и т.п.) группа становится асоциальным объединением. Особую роль в формировании социальных норм играет социальная позиция лидера группы.

Вторым критерием развития первичного коллектива является способность группы к самоуправлению (самоуправляемость).

Третьим критерием является подготовленность группы к совместной деятельности. Необходимо подчеркнуть зависимость этой подготовленности от особенностей самой деятельности – ее сложности, профессионального характера, уровня творчества, вида, формы и т.д.

Необходимо сказать еще о трех взаимосвязанных показателях развития группы: интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности. Интеллектуальная коммуникативность – это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка, способность членов группы понимать друг друга с «полуслова». Эмоциональная коммуникативность – это межличностные связи эмоционального характера, которые в большей степени характеризует народная мудрость: «Раздёленная радость – две радости, разделенное горе – полгоря». Волевая коммуникативность – это способность группы противостоять трудностям, препятствиям, ее стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях.

Нельзя говорить о непрерывном прогрессивном развитии группы как коллектива, в ее развитии всегда имеются спады и подъемы, встречаются временные «болезни», ведущие к конфликтным ситуациям, к негативному развитию отношений[50].

Одной из важнейших задач педагогического коллектива является вовлечение обучающихся в активную жизнь учебного заведения, воспитание у них чувства коллективизма, взаимопомощи. А это возможно лишь при создании в группе сплоченного коллектива, актива, состоящего из лучших, инициативных, пользующихся авторитетом обучающихся.

При очередном приеме обучающихся, проводя индивидуальные беседы с новичками, изучая представленные документы, знакомясь с родителями, бывшими учителями, товарищами поступающего, мастера, преподаватели, воспитатели многое узнают о характере, наклонностях, стремлениях своих будущих воспитанников. Участвуя в работе приемной комиссии, каждый мастер, преподаватель, воспитатель обязательно делает для себя заметки о принятом в учебное заведение новичке: "хорошо рисует", "был членом совета школы", "был членом редколлегии газеты", "участвовал в спортивной секции" и т.д.

Предварительное ознакомление с обучающимися дает богатый материал и облегчает создание ученического коллектива. Первичным коллективом в училище является учебная группа.

Необходимо четко понимать, что различные отношения создают разные группы. Это могут быть группы как сплоченные, так и несплоченные. В результате интеграции могут возникнуть группы социальной и асоциальной направленности, различного уровня опосредования деятельности.

Группы отличаются друг от друга и таким признаком, как доминирующий фактор сплочения. Факторами могут быть общие интересы членов группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм, принимаемых всеми членами группы и т.д. В зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает одну сплоченную группу от других.

В педагогической практике сплочение часто рассматривалось как единственный признак коллектива. Такое сплочение, даже на основе антигуманных норм отношений, рассматривается отдельными педагогическими работниками как позитивное явление. Это происходит из-за того, что организаторские задачи они считают более значимыми, чем воспитательные, а манипулирование сплоченной группой осуществлять значительно легче.

Работа с группой может рассматриваться в двух плоскостях. С одной стороны, речь идет о том, что, оказывая воспитательное влияние на обучающихся, преподаватель, мастер производственного обучения, администратор должен учитывать специфику группы, особенности ее сплочения, а с другой стороны, стремиться к тому, чтобы сплочение группы происходило достаточно демократично, на основе гуманистических норм отношений, т.е. создавался воспитательный коллектив.

Управление развитием коллектива

В учебном заведении должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений.

Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем обучающиеся вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения обучающихся к цели совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Самоуправление обучающихся – форма организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, обеспечивающая развитие самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

Самоуправление развивается только тогда, когда обучающиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.

Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подвести обучающихся к новой цели совместной деятельности, при этом на последующих этапах с каждым циклом они все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии коллективом обучающихся.

Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности обучающихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфераих интересов. В то же время, как показывает изучение этого явления, развитие самоуправления в одном виде деятельности оказывает существенное влияние на этот процесс в других видах деятельности.

Модель развития самоуправления в коллективе обучающихся

 

Целесообразно выделить специфические самоуправленческие функции. К таким функциям можно отнести самоактивизацию, организационное саморегулирование, коллективный самоконтроль.

Самоактивизация предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению управленческой проблемы, систематическую работу по вовлечению обучающихся в управление новыми сферами деятельности.

Организационное саморегулирование предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами коллектива обучающихся, устойчивое влияние актива на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организаторских задач.

Коллективный самоконтроль предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск более эффективных путей решения управленческих задач.

Развитие самоуправления обучающихся в коллективе всего образовательного учреждения имеет свои особенности по сравнению с развитием самоуправления в группе. Самоуправление в образовательном учреждении направлено на решение задач, стоящих перед учебным заведением. Коллектив группы, отличаясь однородным возрастным и постоянным составом, создает условия для участия каждого в общественной деятельности. Органы самоуправления образовательного учреждения не должны регламентировать инициативу и самостоятельность коллективов групп. Роль мастера производственного обучения в развитии самоуправления несомненна. Важно, чтобы он достаточно четко делегировал полномочия и ответственность обучающимся. Его задача – развивать их активность и помогать в выборе видов деятельности и форм организации.

Одним из ведущих факторов, способствующих развитию самоуправления в коллективе, являются конкурентные отношения между различными группами, которые не только активизируют деятельность обучающихся, но и обогащают их взаимоотношения, вносят в них здоровый дух соперничества. Важно только обеспечить такие отношения нравственными регуляторами, которые позволяют сделать их честными. Педагоги должны всячески одобрять деятельность, направленную на организацию взаимопомощи.

Для педагога важно постоянно отслеживать, как развивается самоуправление в учебном заведении. Для этого можно проводить опросы обучающихся по различным методикам[51].

Словарь основных понятий

Коллектив – группа людей (не менее 2 человек), объединенных общественно значимыми идеями, интересами, организованных и обладающих органами управления.

Комплексный подход – исследовательский метод, рассматривающий профессиональное образование в единстве его социально-экономической, психологической и педагогической проблематики; важное требование комплексного подхода – учет взаимодействия разнохарактерных факторов, обусловливающих эффективность профессионального образования.

Метод мозгового штурма – метод группового обучения или воспитания, стимулирующий познавательную активность, основанный на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблем.

Методы организации коллектива – методы воспитания, способствующие формированию коллектива, отличающегося высокой дисциплиной, заботой всех и каждого об улучшении условий обучения, труда, соревновательным отношением к делу и самоуправлением, т.е. активным участием в управлении делами коллектива.

 

§ 6. Организация воспитательного процесса
в профессиональном учебном заведении

Мнемосхема

 
 

 

 


Воспитательная система профессионального учебного заведения

Эффективность воспитательного процесса в значительной мере определяется единством действий, координацией деятельности различных социальных институтов, отвечающих за воспитание.

Успешное решение задачи формирования воспитанности и культуры молодых людей в рамках профессионального учебного заведения возможно лишь через организационную систему воспитания, которая включает в себя: администрацию (ректорат), кабинеты (методические объединения), общественные организации и объединения, клуб художественной самодеятельности, спортивный клуб, институт кураторов (классных руководителей, мастеров).

Организационная система воспитания представлена ниже.

Организационная система воспитания
в профессиональном учебном заведении

 
 

 

 


Охарактеризуем содержание воспитательной работы каждого из компонентов этой системы.

Администрация (ректорат) является основным органом в профессиональном учебном заведении, осуществляющим организацию всей системы воспитания обучающейся молодежи. Через свои структурные подразделения администрация разрабатывает и реализует классы воспитательной работы с учащимися (студентами), обеспечивает правовую, материальную и духовно-нравственную основу воспитания молодого поколения. Она объединяет усилия общественных организаций, социальных институтов и отдельных граждан для создания единого пространства, необходимых условий для всестороннего развития личности. Кроме того, контролирует ход воспитательного процесса, подготовку и переподготовку кадров, создает условия для формирования культурной среды в профессиональном учебном заведении.

Кафедры формируют у студентов научное понимание картины мира, основы профессионального мастерства, профессиональные качества, навыки научно-исследовательской работы. Они формируют у молодых людей тот багаж знаний, который поможет им разобраться в социально-политических, экономических, культурных и других процессах, происходящих в обществе, стать активными участниками этих процессов.

Общественные объединения и организации (студенческие и ученические профессиональные комитеты, союз студентов Брянщины и т.д.) объединяют студентов и учащихся на принципах добровольности, нравственности и патриотизма. Создают условия и организуют деятельность молодежи, направленную на всестороннее развитие в различных сферах жизни, раскрытие и реализацию их потенциала, защиту интересов и прав членов студенческих и ученических объединений и организаций.

Клуб художественной самодеятельности призван выявлять и оказывать помощь в развитии и совершенствовании творческих способностей у учащихся и студентов; развивать различные направления художественно-эстетической деятельности: встречи с деятелями искусства и культуры, проведение музыкальных и литературных вечеров, вечеров театра, поэзии, смотров и конкурсов художественной самодеятельности учащихся и студентов; расширить охват и повышать творческий потенциал учащихся и студентов, занимающихся в творческих коллективах и кружках художественной самодеятельности.

Спортивный клуб организует занятия спортивных кружков и секций, помогает молодежи укреплять свое здоровье, вырабатывает необходимые морально-волевые качества, помогает правильно организовать досуг. Занятия физической культурой и спортом играют незаменимую роль в подготовке юношей к службе в армии, формировании патриотизма, нравственности и гражданского мужества.

В группах воспитательную работу ведут кураторы. Воспитательная работа со студентами и учащимися организуется через совместное планирование мероприятий и акций студентов (учащихся), кураторов и администрации.

Организация конкурсов, соревнований, диспутов, дискуссий, встреч помогает кураторам лучше узнать студентов (учащихся), выявить их склонности и способности, развивать в молодых людях чувство ответственности за порученное дело, стимулировать их активность в вопросе самовоспитания.

Планирование воспитательной работы

Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное планирование помогает педагогам избежать многих ошибок. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.

Назначение плана – упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. В общем виде план – это документ, указывающий содержание деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.

Общий ход любого планирования можно представить тремя этапами:

- составление педагогом проекта плана;

- коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагога, сбор предложений, идей учащихся, родителей);

- внесение педагогом корректив в первоначальные замыслы, проект класса с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление плана воспитательной работы.

При планировании воспитательной работы необходимо учитывать:

- результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;

- воспитательные и организационно-педагогические задачи;

- материалы, советы и рекомендации методической литературы по воспитательной работе;

- передовой опыт, страны, города, учебных заведений;

- возможности родителей, общественности;

- воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;

- традиционные праздники учебного года;

- события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;

- традиции учебного заведения;

- дела, проводимые ближайшими культурными учреждениями;

- предложения педагогов и учащихся;

Изучение практического опыта показало, что в образовательном учреждении составляются следующие планы воспитательной работы:

- перспективный план, раздел годового плана работы образовательного учреждения;

- календарные планы воспитательной работы с ученическим коллективом на четверть или месяц, на полугодие;

- план методической работы с педагогами по вопросам воспитания молодежи;

- план контроля за организацией и результатами воспитательной работы;

- планы клубов, штабов, советов и других студенческих и ученических коллективов;

- перспективные планы работы по направлениям воспитания на несколько лет, по эстетическому просвещению;

- планы подготовки проведения общешкольных дел.

Приступая к планированию, необходимо помнить о том, что этот процесс длительный, не заканчивающийся написанием годового плана. Только при таком подходе план помогает управлять деятельностью[52].

Словарь основных понятий

Культура поведения – характеристика поведения по критерию и мере соответствия нравственно-эстетическим принципам, социальным нормам, правилам этикета.

Личностный подход – базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимоотношении с каждым учащимся и коллективом; предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, развитии его возможностей.

Мотивация – внешнее или внутреннее побуждение субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения. Мотивация формируется под влиянием всей системы педагогических воздействий, но она воспитывается в процессе непосредственной деятельности.

Научное воспитание – воспитание, совершаемое в процессе реального познания, состоящее в развитии личности, формировании у воспитуемых творческого, аналитического отношения к явлениям природы и общества, умения прогнозировать, строить систему доказательств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...