Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы, формы и технологии воспитания




Мнемосхема

 
 

 

 


Методы воспитания

Под методами воспитания следует понимать способы взаимодействия педагогов и обучающихся, в процессе которых происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников. Достижение целей воспитания осуществляется в процессе реализации совокупности методов. Сочетание методов в каждом случае должно быть адекватно поставленной цели и уровню воспитанности обучаемых. Выбор такой совокупности и правильное применение методов воспитания – вершина педагогического профессионализма.

Каждый метод реализуется различно в зависимости от опыта педагога профессиональной школы и его индивидуального стиля профессиональной деятельности. Различия в реализации метода характеризуются приемами воспитания, которые являются частью общего метода и представляют собой конкретные действия педагога. В отдельных случаях воспитатель приходит к новым, нетрадиционным решениям, применив свои собственные или позаимствованные у коллег приемы. Задача совершенствования методов является постоянной, и каждый воспитатель в меру своих сил решает ее, внося в общие методы свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса.

В педагогике существуют различные варианты классификации методов воспитания. Классификация методов – это выстроенная по определенному признаку система методов, которая помогает обнаружить в них общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.

Условно можно выделить группы методов прямого и косвенного педагогического влияния. Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию обучаемого и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание. Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание такой ситуации в организации деятельности, в которой у воспитуемого формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с педагогами, товарищами, обществом.

По характеру воздействия на обучаемого методы воспитания делят на убеждение, упражнения, поощрения и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гонча-ров, Ф.Ф. Королев, М.И. Рожков и др.). В данном случае общий классификационный признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и другие стороны метода. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, которая трактует характер методов более обобщенно (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников). Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения обучаемых. В классификации И.С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

Традиционной является классификация, в которой выделяют три группы методов на основе направленности и которая включает в себя целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

В профессиональной педагогике на основе опыта лучших педагогов, наставников, воспитателей сложилась классификация методов, согласно которой выделяют методы организации коллектива, метод убеждения (в данном случае убеждение рассматривается как группа методов, формирующих сознание); методы стимулирования.

Организованный трудовой коллектив отличает высокая дисциплина и культура взаимоотношений его членов. В силу этого выделяют основные методы организации коллектива: дисциплина, самообслуживание, соревнование и самоуправление.

Дисциплина – это метод воспитания, обеспечивающий формирование культуры взаимоотношения членов коллектива, полезных традиций и привычек поведения путем выработки соответствующих норм и правил внутреннего распорядка и последовательного их предъявления в качестве единых требований друг к другу. Основу дисциплины составляют единые требования. Разработка требований и их предъявление сопровождается разъяснительной работой.

Требования, определяющие дисциплину, делятся на два вида: моральные и деловые. Примером деловых требований могут служить требования техники безопасности, примером моральных требований – требование жить по законам рабочей чести.

Самообслуживание – это метод, обеспечивающий создание общими усилиями наиболее благоприятных условий жизни и труда коллектива.

В современном обществе самообслуживание становится нормой жизни. В организованном трудовом или ученическом коллективе самообслуживание проходит путь от уборки помещения и наведения порядка на рабочем месте до обеспечения полного комфорта работающим и украшения средствами дизайна рабочего помещения (озеленение помещения, организация живого уголка в зоне отдыха; расписывание шкафов для спецодежды и стен помещения, оформление помещения репродукциями и т.д.). Важно, чтобы в самообслуживание были вовлечены все члены коллектива.

Особым предметом заботы педагогов становится умелая организация коллективных норм труда по самообслуживанию и его рационализации. Она включает составление четких графиков выполнения работ, распределение обязанностей, подготовку и обеспечение необходимыми материалами и инструментами.

Соревнование – обеспечивает стимулирование успеха индивидуального и коллективного труда, формирование ревностного отношения к делу его участников, где важную роль играет учет и сравнение результатов совместной деятельности, а также поощрение всех участников, особенно передовиков.

Чтобы соревнование стало эффективным средством воспитания, необходимо соблюдать ряд условий. Во-первых, организация соревнования должна естественно вытекать из устремлений коллектива, подкрепляться производственной или учебной необходимостью. Во-вторых, разрабатывая условия соревнования, педагоги и органы самоуправления должны исходить из реальной ситуации и конкретных актуальных задач. В-третьих, основу соревнования должен составлять учет, основу которого составляют непосредственные результаты деятельности, а не вторичные формальные показатели.

Самоуправление – обеспечивает формирование у его членов отношений взаимной ответственности и организаторских качеств при условии, если в управление делами коллектива включаются работоспособные органы, наделенные реальными правами и полномочиями.

Построение самоуправления в конкретном коллективе определяется тремя факторами: структурой коллектива, содержанием его жизни и организаторским опытом его членов. Это, в свою очередь, требует особой подготовки работников, педагогов. Управление – сложная социальная функция, поэтому, чтобы оно было успешным, необходимо всех участников коллектива систематически и последовательно вооружать навыками и умениями организаторской работы, учить планированию и организации контроля и учета, проведению собраний и производственных совещаний, формам отчетов и инструктажа.

Следующая группа методов содействует формированию сознания учащихся профессиональной школы, помогает им в выработке гуманистических взглядов и личных убеждений – это методы убеждения: информация, поиск, дискуссия и взаимное просвещение. Методы убеждения используются для формирования взглядов, понятий, установок. Они относятся к методам воздействия на интеллектуальную сферу.

Убеждение предполагает разумное доказательство какого-либо понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Убеждаясь в правоте сказанного, обучающиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения. Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы: чтение отрывков из литературных произведений, исторические аналогии, басни, проведение разнообразных дискуссий.

Убеждению соответствует самоубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что воспитуемые осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют собственный комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы.

Информация – обеспечивает сообщение воспитанникам тех или иных сведений непосредственно педагогом. Данный метод можно считать исходным, так как он применяется при начальном ознакомлении с новыми идеями, теориями, правилами и другими сведениями, составляющими основное содержание воспитания.

Главным средством использования метода информации является живое слово и личный пример педагога. При этом используются такие формы, как рассказ, беседа, лекция, инструкция. Целесообразным представляется приглашение других людей: очевидцев важных событий, мастеров производства, видных деятелей науки, политических деятелей, представителей власти и т.д.

Поиск – обеспечивает вовлечение воспитанников в процессы самостоятельного приобретения знаний, сбора и исследования информации ценностно-ориентированного характера. На основе этого формируются навыки и умения самообразовательной деятельности.

Среди видов поисковой деятельности выделяют туристско-краеведческую работу, биографический поиск – сбор материалов о жизни и деятельности выдающихся людей нашей Родины, родного края. Это могут быть современные и исторические личности. Это сложный вид деятельности, который требует вооружения воспитанников приемами поисковой деятельности (конспектирование литературных источников, обработка собранных материалов, создание видеофильмов и т.д.).

Основными этапами поисковой деятельности являются:

1) определение цели и объекта поиска, конкретизация и расшифровка его задач;

2) сбор материалов;

3) обработка, систематизация и изучение собранных материалов;

4) оформление добытого материала и его дальнейшее использование.

Дискуссия – обеспечивает вовлечение воспитанников в товарищеский обмен мнениями, способствуя поддержке и развитию нравственно-этических представлений, формируя самокритичность и готовность к преодолению ошибочных взглядов и неверных точек зрения.

Важно, чтобы в процессе дискуссии проявилась готовность поддержать товарища, оказать ему нравственную помощь, сочувствие в трудной ситуации. Обогащение и развитие обсуждаемых идей должно быть главным в содержании дискуссии. Это, однако, не должно исключать тактичной и доброжелательной критики и аргументированного опровержения ложных представлений.

Применение дискуссионного метода предполагает наличие доверительных товарищеских отношений педагогов и воспитанников, наставников и молодежи, уважительного отношения друг к другу, к мнению членов коллектива, взаимной доброжелательности и такта.

Взаимное просвещение – обеспечивает формирование у воспитанников потребности и умения пропагандировать свои знания, взгляды и убеждения и реализуется в повседневной пропагандистской разъяснительной работе среди своих товарищей. На этом этапе коллектив становится субъектом воспитательной работы, а педагог выполняет роль помощника и консультанта.

Взаимное просвещение усиливает воспитательные функции коллектива, увеличивает число людей, готовых щедро поделиться своими знаниями и мастерством с другими членами коллектива, своими товарищами.

Третья группа методов воспитания – методы педагогического стимулирования: требование, перспектива, поощрение, наказание, общественное мнение.

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование – методы, в основе которых лежит формирование у обучающихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования распространены такие его компоненты, как поощрение и наказание. Поощрением выражается положительная оценка действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагают возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение проявляется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.

Наказание – компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Существуют такие виды наказаний: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным. Но педагогу нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.

Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей, пониманию смысла своей жизни – деятельности, выбору мотивов и целей, т.е. тому, что составляет суть мотивации. Поэтому метод самовоспитания, соответствующий методу стимулирования, может быть определен как метод мотивации.

Требование – обеспечивает вызов определенного поведения воспитанников и проявление их деловых и нравственных качеств путем выражения норм поведения личных отношениях педагога с воспитанниками в общении с ними.

По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны определенность, конкретность, точность, понятные формулировки. Косвенные требования (совет, просьба, намек, одобрение) отличаются от прямых тем, что стимулом действия становятся психологические факторы: переживания, интересы, стремления.

Перспектива – как метод педагогического стимулирования обеспечивает налаживание общественно полезной деятельности воспитанников путем выдвижения перед ними увлекательных, значительных целей, трансформирующихся в личные стремления и желания исходных людей.

Мастерство педагога заключается в постановке перед воспитанниками увлекательных и значительных перспектив. Важно поощрять тех воспитанников, которые сами выдвигают полезные жизненные планы и цели.

Выделяют перспективу близкую (встреча с друзьями, посещение кинотеатра, театра, клуба, дискотеки и т.д.); среднюю, т.е. ожидаемое событие несколько отодвинуто (ожидание традиционных праздников, летнего отдыха, предстоящего путешествия и т.д.), и далекую, т.е. намеченные жизненные планы воспитанников (дальнейшая учеба, профессиональная деятельность, перспективы в семейной жизни и т.д.).

Общественное мнение – обеспечивает поддержку и развитие общественно полезной деятельности и проявление моральных качеств воспитанников посредством выполнения моральных требований, постановки и реализации общественно значимых перспектив, нравственной оценки поведения членов коллектива.

Общественное мнение существенно влияет на поведение людей. Одним из способов выражения общественного мнения является деятельность лиц, избираемых коллективом в качестве организаторов того или иного дела, мероприятия. Действенным средством могут стать печатные органы коллектива, радиовещание (местное радио).

Формы воспитания

В практике воспитания постоянно приходится сталкиваться с таким понятием, как «форма воспитания». Форма воспитания – это внешнее выражение процесса воспитания. Установлено, что эффективность воспитательного процесса во многом зависит от формы его организации.

Существуют различные классификации форм воспитания. По количеству охватываемых процессом воспитания учащихся формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогруппы, групповые (коллективные) и массовые. При увеличении числа воспитанников качество воспитания снижается.

В зависимости от решаемой педагогической задачи формы воспитательной работы делят на три группы: 1) формы управления и самоуправления жизнью в учебном заведении (собрания, линейки, митинги, часы кураторов и мастеров; заседания представительных органов ученического самоуправления, стенная печать и др.); 2) познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.); 3) развлекательные формы (вечера, КВН и т.д.).

Каждая воспитательная форма педагогического процесса решает не одну воспитательную задачу. Так, развлекательные формы воспитания должны способствовать интеллектуальному и духовному развитию учащихся, укреплению их здоровья. Но это возможно только при условии правильной их подготовки, организации и проведении.

Другая классификация выделяет следующие основные формы воспитательного процесса: урок (лекции, семинарские занятия, практические занятия, диспуты, деловые игры, уроки-экскурсии); кружки (предметные, технического творчества, экономических и экологических знаний, самодеятельного художественного творчества); объединения по интересам (фото- и киностудии, Интернет-клубы, университеты культуры, стройотряды, спортивные секции и т.д.).

Наиболее распространенной формой воспитательной работы в профессиональном учебном заведении является классный (кураторский) час. Появление этой формы работы было вызвано необходимостью проведения спланированной деятельности по нравственно-эстетическому, правовому и т.д. воспитанию учащихся. Центральным компонентом классного часа является беседа куратора (мастера) с учащимися на заранее спланированную тему. Кроме этого на классных (кураторских) часах обсуждаются текущие дела, предусматриваются какие-либо развлечения с целью развития неформального общения учащихся, организации их досуга, повышения интереса к совместной внеурочной деятельности.

Другая, наиболее часто встречающаяся форма воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях – собрание. Эта форма рассматривается как высшая форма ученического самоуправления. Повестка собрания определяется заранее, число обсуждаемых вопросов небольшое (1-3). По каждому вопросу предусматривается информация (доклад), обсуждение и принятие решения. Ведет собрание избираемый председатель или руководитель представительного органа ученического самоуправления. Ход обсуждения и принимаемого решения записываются в протокол собрания.

Любая форма организации воспитания окажется статичной, если в ней не будет реализована целостная система методов и приемов воспитания.

Технологии воспитания

Технологии воспитания – это воспитательная деятельность педагогов, связанная с планированием предполагаемого ими результата и способов его достижения, с моделированием этих способов, осуществлением разработанных планов и моделей, управлением деятельностью и поведением людей, реализующих эти планы.

При разработке воспитательных технологий необходимо учитывать следующие особенности.

Процесс воспитания имеет целостный характер, его трудно разорвать на составные части. Воспитательные воздействия осуществляются не по последовательно-параллельной схеме, а комплексно.

Воспитатель поставлен перед необходимостью вести технологический процесс от начала и до конца. В данном случае учитывается индивидуальное мастерство, которое опирается на общую технологию воспитания.

За технологией в области воспитания остаются общие для всех этапы, которые необходимо преодолеть на пути формирования развивающейся личности. При технологическом решении проблем воспитания каждый воспитатель обязан пройти основной путь достижения цели, контролируя и корректируя результаты в заранее определенных точках через соответственные творческие способности.

Идея целостности воспитательного процесса в практической технологии осуществляется через комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия. Современные технологии воспитания предполагают комплексный подход, выполняя обязательные требования:

1. Воздействие на воспитанников по трем направлениям – сознание, чувства и поведение.

2. Достижение положительного результата при органичном слиянии внешнего педагогического воздействия и самовоспитания личности.

3. Единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений, средств массовой информации, литературы, искусства, семьи, органов правопорядка, коллективов групп.

4. Заданные качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны отражать комплексный подход в воспитании с решением задач умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

5. Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними. К числу главных факторов относятся:

- сложившийся образ жизни обучающегося, который содействует развитию заданных качеств или противодействует ему;

- условия жизни;

- средства массовой информации и пропаганды;

- уровень развития и условия жизни коллектива, влияющие на личность обучающегося (воспитательные системы, сложившиеся в нем, общественное мнение, ценностные ориентации, нравственные нормы, психологический климат);

- нормы взаимоотношений;

- индивидуальные и личностные особенности воспитанника.

При комплексном подходе к формированию личности должна быть учтена совокупность всех указанных условий. Благоприятное воздействие на личность может сказать и изменение внешних условий.

Системность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания лучше передает понятие “воспитательное дело”, которым предпочитают пользоваться практики. Воспитательное дело – это форма организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Главные отличительные особенности воспитательного дела – необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел.

Воспитательные дела имеют коллективный и творческий характер и называются коллективными воспитательными делами. Если рассматривать воспитательные дела как обособленные системы образования, можно выявить, что все они конструируются согласно следующих этапов: 1) целеполагание (анализ ситуации, формирование доминирующей и сопутствующих воспитательных целей); 2) планирование; 3) организация и подготовка; 4) осуществление дела; 5) анализ достигнутых результатов.

Доминирующая воспитательная цель определяет задачи конкретных дел. В наглядном деле выделяется стержневая идея, которая совпадает с одним из общих направлений воспитания (интеллектуальным, физическим, трудовым, эстетическим, экономическим). По целям и назначению выделяются многие виды воспитательных дел: социально-ориентированные, эстетические, познавательные, спортивно-физкультурные, трудовые и др. Воспитательные дела, в которых доминирующей целью выступает воспитание общественно-значимых качеств, называют социально-ориентированными. Главная цель воспитательного дела данного направления – формирование у школьников системы социальных отношений: к обществу, к органам правопорядка и т.д. Содержанием стержневых качеств личности является формирование гражданской позиции через проявление личной причастности к происходящим событиям. Параллельно формируется такое качество личности, как дисциплинированность.

При целенаправленном и систематическом воздействии на сознание, чувства и поведение воспитанников происходит формирование нравственных качеств. Основными задачами нравственного воспитания являются:

- формирование нравственного сознания;

- воспитание и развитие нравственных чувств;

- выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственное воспитание включает: формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества, ознакомление с нравственными идеалами, требованиями в обществе, превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения.

Эстетические (художественные) дела – способствуют формированию эстетического отношения к жизни: труду, общественной деятельности, природе, искусству, поведению. Критерием эстетической воспитанности считается овладение эстетической культурой[48].

Словарь основных понятий

Методы воспитания – способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Воспитательное мастерство – мера совершенства педагога в реализации системы воспитательных функций при решении конкретных воспитательных задач.

Гуманизм – совокупность взглядов, признающих ценность человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей независимо от общественного положения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...