Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закономерности и принципы воспитания




Мнемосхема

 

 


Закономерности воспитания

Общие закономерности выражают связи между важнейшими, наиболее крупными компонентами данного процесса. Закономерности, которые определяют связи в отдельных компонентах системы, называются конкретными или частными.

В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей.

Главной среди закономерностей функционирования и развития воспитания в целостном педагогическом процессе выделяют ориентацию на развитие личности обучающегося. Здесь важно учитывать, что «чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции»[46].

Важное значение имеет следующая закономерность: развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой.

В мире ценностей происходит усложнение стимулов поведения человека и причин социального действия. На первый план выступает то, что соответствует представлению о назначении человека и его достоинства, те моменты мотивации поведения, в которых проявляются самоутверждение и свобода личности. Это и есть ценностные ориентации, которые затрагивают всю личность, структуру самосознания личностных потребностей. Без них не может быть подлинной самореализации личности. Ценностные ориентации отражаются в нравственных идеалах.

Нравственные идеалы развиваются и совершенствуются и определяют перспективы развития личности. Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно-ценностного отношения личности, которое характеризуется осознанием личностью своего долга, ответственности перед обществом.

Личность развивается посредством культуры только в том случае, если она побуждается к активной деятельности. Из этого вытекает следующая закономерность воспитания: чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.

Эффективность воспитания во многом зависит от собственной активности личности, от содержания и способов организации деятельности. Деятельность личности является тем механизмом, который позволяет преобразовывать совокупность внешних влияний в собственные изменения и новообразования личности. Это обусловливает особую важность деятельностного подхода в гуманистическом воспитании.

Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом воспитания. Данная закономерность реализуется через единство деятельностного и личностного подхода. Личностный подход настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.

Развитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса. Данная закономерность составляет основу индивидуально-творческого подхода, который предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащимся испытать радость от осознания собственного роста и развития. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, профессионального роста.

Гуманистическое воспитание в значительной степени связано с реализацией профессионально-этической ответственности. Это обусловлено закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества неизбежно предполагает их гуманистический образ жизни, соблюдение норм педагогической и профессиональной этики. Данный подход к воспитанию предполагает такой уровень внутренней активности личности, при котором и педагоги профессионального обучения, и учащиеся (студенты) не идут на поводу обстоятельств в педагогическом процессе, а могут вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.

Принципы воспитания

Принципы воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Всеобщим принципом организации учебно-воспитательного процесса следует признать принцип педагогической целесообразности, сформулированный А.С. Макаренко, который утверждал: «Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей»[47]. Данный принцип предусматривает такую деятельность педагога, которая бы стимулировала и формировала у учащихся профессиональной школы духовные, физические, нравственные качества, которые составляют своеобразную программу личности. Педагог не должен выпускать из виду целей воспитания. Опытный педагог реализует целостную программу воспитания, понимая, что «человек не воспитывается по частям». Так реализуется на практике принцип педагогической целесообразности.

Принцип воспитания в коллективе предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Всякий коллектив воспитывает личность в силу того, что обусловливает общение с определенным кругом людей. В процессе общения происходит воспитательное воздействие на личность.

При этом следует учитывать, что не всякий коллектив воспитывает в соответствии с поставленными целями. Для того чтобы он стал оказывать воспитательное воздействие, необходима социальная работа по развитию воспитательных функций коллектива. Правильно организованный трудовой коллектив является главным воспитателем молодого человека. Большое значение отводится педагогу и, затем, наставнику, сумевшему сплотить и организовать коллектив.

В профессиональной педагогике особенно важно найти пути разрешения проблемы взаимоотношений личности и трудового коллектива. Во всяком производственном коллективе связи между отдельными работниками и подразделениями коллектива обогащаются за счет экономических и технологических зависимостей, соответственно увеличивается и сила воспитательного и нравственного общения участников общего труда. Для молодых специалистов открываются широкие возможности овладения производственным опытом старших товарищей, наставников, мастеров производства, педагогов. Здоровая конкуренция и соревнование открывают простор для развития качеств предприимчивости и навыков рационализации труда, участие в различных формах самоуправления ведет к повышению ответственности каждого за общее дело, за результаты общего труда.

Принцип связи воспитания с жизнью и практикой наиболее актуален для профессиональной школы. Реализация данного принципа требует от педагога умения обеспечить понимание общих основ современного производства, стремления расширять политехнический кругозор, овладевать общей культурой и основами научной организации труда; сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности; выбор профессии в соответствии с задачами общества и личными и хозяйственными потребностями и т.д. Изучение теории должно опираться на имеющийся у воспитанников опыт и ориентировать на уровень воспитанности, заложенный в общеобразовательной школе. При этом воспитанники должны активно включаться в общественно полезную деятельность. Применение знаний, умений, навыков на практике способствует их более глубокому и прочному освоению.

Одним из путей осуществления принципа связи жизнью и практикой является вовлечение воспитанников в активную трудовую деятельность на производстве.

В организации деятельности воспитанников педагог играет ведущую роль. Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у учащихся активность, самостоятельность и инициативу. Отсюда значимость принципа сочетания педагогического управления с развитием инициативы, самодеятельности и самостоятельности воспитанников. Принцип развития самодеятельности личности был впервые выдвинут применительно к учебному труду К.Д. Ушинским, который утверждал, что главная задача наставника заключается в том, чтобы развить самодеятельность ученика.

Самодеятельность личности – это такая деятельность человека, которая обеспечивает ему свободу выбора решений, носит творческий характер, реализует его инициативу, приобретается на основе мастерства, приобретенного в процессе обучения. Инициатива и самодеятельность не может возникнуть из ничего, сама по себе.

Успех в реализации принципа зависит от педагогического руководства, логика которого с необходимостью приводит к построению и реализации педагогических систем, рождающих творческую активность, инициативу и самодеятельность учащихся.

Следующий принцип определяет направления развития отношений педагога и воспитанников – единство требований в сочетании с уважением к личности учащихся.

Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности учащихся. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, и ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности. Твердая требовательность должна быть одинаково обращена на всех учащихся. Требовательность должна быть реалистична и выполнима и рассчитана на достигнутый и заданный уровень развития личности учащихся. У хорошего педагога требовательность к учащимся органично и динамично соединяется с требовательностью к себе.

Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников.

Словарь основных понятий

Закономерности воспитания – устойчивые, повторяющиеся, существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.

Принцип воспитания – исходное положение, требование, которым нужно руководствоваться в воспитательной работе.

Педагогическое управление – перевод педагогической системы на более высокий уровень развития с помощью педагогических методов и средств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...