Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этнос, нация, этнопсихология




Налчаджян А. А.

Н23 Этнопсихология. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 381 с.: ил.

ISBN 5-94723-911-6

Учебное пособие вводит читателя в сферу новой перспективной науки - этнической психологии, лежащей на стыке социальной психологии и ряда других наук, в первую оче­редь этнологии и психологии личности. Предметом ее изучения является психический склад народов, этносов. Книга представляет собой попытку освещения ряда основных про­блем современной этнопсихологии в их систематическом изложении. Особое внимание уде­ляется проблемам межэтнических отношений, национальных стереотипов и символов, этнозащитным механизмам, национальному самосознанию и его структуре, вопросам этно­центризма.

Книга является одновременно научным исследованием и вузовским пособием. При рас­смотрении целого ряда проблем автор в общедоступной форме высказывает новые идеи и гипотезы излагает результаты собственных исследований. Книга предназначена как специа­листам, так и широкому кругу читателей, в том числе студентам и аспирантам. Она может быть использована в качестве основы для чтения специальных курсов по этнопсихологии.

ББК 88.58я7 УДК 159.922.8(075)

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

 

ISBN 5-94723-911-6

© ЗАО Издательский дом «Питер», 2004

Оглавление

От автора..............................................................................................................7

ЧАСТЬ I. ЭТНОС, НАЦИЯ, ЭТНОПСИХОЛОГИЯ

Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии........................12

§ 1. Социальная группа и индивид................................................................12

§ 2. Этническая группа....................................................................................16

§ 3. Суперэтносы и субэтносы.......................................................................34

§ 4. Предмет, задачи и методы этнопсихологии...........................................36

§ 5. Основные направления этнопсихологических исследований.............43

§ 6. Этнопсихология и другие науки.............................................................46

§ 7. Основные разделы этнопсихологии и задача создания

синтетической науки.........................................................................................48

§ 8. О некоторых областях этнопсихологии.................................................50

Литература.........................................................................................................51

Глава 2. Межэтнические отношения.........................................................54

§ 1. Различные типы межэтнических отношений........................................54

§ 2. Варны и касты в Индии...........................................................................58

§ 3. Этническая структура реальных обществ и индикаторы

существования субординации..........................................................................67

§ 4. Условия возникновения расовой и этнической стратификации........69

§ 5. От внутриэтнических к гражданским связям........................................72

§ 6. Типы и этапы развития межэтнических отношений.............................74

§ 7. Колониализм.............................................................................................79

§ 8. Концепция Л. Н. Гумилева о межэтнической

комплиментарности...........................................................................................87

§ 9. Евреи и хазары..........................................................................................89

§ 10. Этнические меньшинства........................................................................91

§ 11. Этнические меньшинства, зрелость и соперничество..........................96

§ 12. Последствия статуса меньшинства.........................................................99

§ 13. Межэтнические процессы......................................................................100

§ 14. Соперничество, роли и этническая стратификация............................103

§ 15. Последствия межэтнических отношений для культуры этносов…..105

Литература.......................................................................................................106

Глава 3. Маргинальный статус и адаптивные реакции.....................108

§ 1. Маргинальный статус............................................................................108

§ 2. Жизненный путь маргинального человека..........................................116

§ 3. Стратегии разрешения конфликтов......................................................120

§ 4. Маргинальный статус и невротизм......................................................128

§ 5. Маргинальный статус и лидерство.......................................................131

§ 6. К проблеме психологии предательства................................................133

Литература.......................................................................................................135

ЧАСТЬ II. СИМВОЛЫ, СТЕРЕОТИПЫ, САМОСОЗНАНИЕ

Глава 1. Этнические символы.................................................................138

§ 1. Символы: индивидуальные и групповые.............................................138

§ 2. Этнические символы..............................................................................141

§ 3. Разновидности этнических символов...................................................145

§ 4. Положительная и отрицательная идентификация,

положительные и отрицательные символы..................................................157

§ 5. Жесты, групповые действия и другие символы..................................160

§ 6. Символы как средства опознавания этнической

принадлежности..............................................................................................163

§ 7. Механизмы этнической символизации................................................166

§ 8. Перемещение, замена и этнические символы......................................178

§ 9. Убийство, сублимация и символизация...............................................183

§ 10. Заимствование символа и его превращение........................................185

§ 11. Национальная символическая социализация.......................................186

Литература......................................................................................................190

Глава 2. Этнические стереотипы и предрассудки................................192

§ 1. Группы, категории и стереотипы.........................................................192

§ 2. Этнические стереотипы.........................................................................196

§ 3. Разновидности этнических стереотипов..............................................207

§ 4. Основные функции этнических стереотипов......................................212

§ 5. Условия и мотивы формирования этнических стереотипов.............217

§ 6. Механизмы возникновения стереотипов............................................222

§ 7. Стереотипы и этнопсихологическая защита........................................224

§ 8. Конформизм и этнические стереотипы................................................229

§ 9. О носителе этнических стереотипов....................................................231

§ 10. Гетеростереотипы и этнический характер...........................................233

§ 11. Взаимосвязь авто- и гетеростереотипов...............................................235

§ 12. Стереотипы, социальные установки и поведение...............................241

§ 13. Этнические стереотипы в ранжированных и неранжированных

многоэтнических обществах..........................................................................248

§ 14. Предубеждения и предубежденный человек.......................................255

§ 15. Причины образования предрассудков..................................................261

§ 16. Пути преодоления предубеждений.......................................................265

§ 17. Уровни и последствия предрассудков..................................................266

§ 18. «Синтетическая этническая ненависть»...............................................268

Литература.......................................................................................................273

Глава 3. Этническое самосознание..........................................................276

§ 1. Личное самосознание и его структура.................................................276

§ 2. Самозащита личной «я-концепции».......................................................281

§ 3. Группоцентризм: «мы» и «они»............................................................282

§ 4. Этническая «я-концепция»....................................................................286

§ 5. О структуре этнического самосознания...............................................291

§ 6. Двойное этническое самосознание.......................................................297

§ 7. Функции этнического самосознания....................................................299

§ 8. Этническое самосознание, самоназвание и гордость.........................305

§ 9. Этническая «я-концепция» и социальная обратная

связь..................................................................................................................310

§ 10. Сколько этнических «я» имеет человек?.............................................311

§11. Этнические установки и этническая «я-концепция»...........................315

§ 12. Некоторые другие аспекты этнической идентификации....................316

§ 13. Образы покровителей и союзников......................................................322

§ 14. Принцип сопряжения в процессе генезиса этнического

самосознания....................................................................................................323

§ 15. Этническое самосознание и сплоченность группы.............................324

§ 16. Самоидентификация с этносом исублимация собственной

личности...........................................................................................................326

§ 17. Символическое выражение национальной идентичности

и «я-концепции»..............................................................................................328

§ 18. Самооценка и самореализация: этнопсихологические

аспекты.............................................................................................................332

Литература.......................................................................................................337

Глава 4. Этноцентризм..............................................................................340

§ 1. Что такое этноцентризм?.......................................................................340

§ 2. Этноцентризм и социальная психология межгрупповых

отношений........................................................................................................346

§ 3. Этническая относительность.................................................................347

§ 4. Структура этноцентрической идеологии.............................................348

§ 5. Этноцентризм, гордость и враждебность.............................................356

§ 6. Теория социальной идентичности........................................................357

§ 7. Этническая идентификация и этноцентризм.......................................362

§ 8. Отрицательная идентификация и внутригрушювое унижение.......366

§ 9. Этноцентризм как защитно-адаптивный комплекс............................370

§ 10. Как преодолеть этноцентризм?.............................................................373

Литература.......................................................................................................379

От автора

Этнические группы — важнейшая разновидность социальных групп, т. е. общностей людей. Известно, что исследованием взаимоотноше­ний людей в социальных группах, механизмов их возникновения и развития, появления новых психических явлений в процессе этих взаи­модействий занимается в наше время бурно развивающаяся наука — социальная психология. На стыке социальной психологии и ряда дру­гих наук, в первую очередь этнологии и психологии личности, форми­руется другая, чрезвычайно перспективная наука — этническая пси­хология (этнопсихология).

Согласно социально-психологическим представлениям, когда фор­мируется какая-либо группа людей, сохраняющая свое существование более или менее длительно (месяцы и годы), при достаточно частом взаимодействии ее членов в ней возникают общие, групповые явления, совокупность которых образно можно назвать групповой психикой (но не психологией, так как этим словом обозначается наука о психике). Социальная психологияэто наука о психике групп, если говорить весьма абстрактно и упрощенно. Именно в этом смысле и следует по­нимать выражения «этническая психика» и «этническая психология»: этническая психологиянаука, изучающая «этническую психику», или психический склад народа, этноса. Психический склад этноса вклю­чает все те черты, свойства и процессы, которые приобретаются эт­нической группой в ходе ее развития. Все эти понятия мы подробно разъясним на следующих страницах книги.

Перечислим ряд вопросов, на которые должны ответить представи­тели этой сравнительно новой науки — этнопсихологии.

1. Как возникают и формируются этнические группы и их высшая разновидность — нация?

2. Какие этапы проходит процесс этногенеза?

3. Чем отличаются друг от друга этнические группы и какие существуют сходства между ними?

4. Какие типы людей (мужчин и женщин) встречаются в этносах, и как они формируются?

5. Почему между этносами возникают конфликты и какими спосо­бами они смягчаются?

6. Что такое самосознание этноса и как оно выражается в межэтни­ческих отношениях?

Этнопсихологических вопросов великое множество. На значитель­ную их часть мы попытаемся дать ответы в данной книге не только на основе собственных исследований и размышлений, но и опираясь на достижения мировой науки о жизни и взаимоотношениях этносов.

Особое внимание мы уделяем проблемам межэтнических отношений, национальных стереотипов и символов, этнозащитным механизмам, на­циональному самосознанию и его структуре, вопросам этноцентриз­ма. Многие черты и тенденции этнической психики сохраняются и действуют вне сферы сознательного контроля личности, на подсозна­тельном уровне, поэтому представляет интерес ответ на вопрос: каким образом на уровне индивидуальной и групповой психики взаимодей­ствуют индивидуальное и общечеловеческое бессознательное.

Интересные мысли об этносах высказаны еще в древнейшие времена. Один из самых первых авторов книг по этнопсихологии Г. Г. Шпет спра­ведливо писал, что «...Геродот, Ксенофонт, Цезарь, Тацит, Страбон, Плиний должны быть названы, по-видимому, среди первых источни­ков этнической психологии. Уже Гиппократ пробует связать особен­ности народных характеров с различиями климата и географических условий»1.

Но когда мы утверждаем, что этнопсихология является новой наукой, то имеем в виду, что, начиная со второй половины XIX в. и особенно в XX в., психическая жизнь этносов и наций исследуется последователь­но, на основе достижений психологии, социологии, этнографии и ант­ропологии и с использованием современных научных методов. В про­шедшие века подобные исследования попросту были невозможны. Всему свое время, и мы можем сказать, что наступила эра этнопсихо­логии.

Книга, которую вы начали читать, представляет собой одновременно научное исследование и вузовское пособие. Дело в том, что в настоя­щее время невозможно писать систематический курс этнопсихологии без предварительного осуществления самостоятельных исследований

 

почти в каждой из ее областей, которые здесь представлены. Этнопси­хологических данных немало, но они плохо систематизированы, а зача­стую вовсе не связаны в единую систему знаний. Многие этнопсихоло­гические явления совсем еще не исследованы. Существуют большие возможности творческой работы, создания новых концепций и еди­ной этнопсихологической науки.

Хотя вряд ли в настоящее время возможно полное объединение эт­нопсихологических явлений с единых теоретических позиций, мы все же стремились произвести синтез возможно большего их количества в рамках общего подхода, называемого нами адаптивным. Смысл этого подхода состоит в том, что многие этнопсихологические механизмы и процессы служат целям адаптации индивидов и этнических групп к тем социальным и межэтническим условиям, в которых они существу­ют. Этот подход хорошо «работает» при рассмотрении таких явлений, как этнические конфликты, процессы и механизмы этнической само­защиты, национального характера, ассимиляции и др. Основные наши представления о социально-психологической адаптации индивидов и групп представлены в одной из наших предыдущих книг'.

Идеи этой теории мы часто будем использовать на страницах данной «учебной монографии». Мы увидим, до какой степени внутриэтниче-ские и особенно межэтнические отношения проникнуты различными защитными процессами, работой таких механизмов, как атрибуция, проекция, сублимация, рационализация и др. Эти механизмы помога­ют этносам и их отдельным представителям осуществлять психологи­ческую самозащиту, создавать стереотипы, психологически подготав­ливать свои агрессивные действия против других этносов путем их дегуманизации и дискредитации.

При рассмотрении целого ряда проблем автор высказывает новые идеи и гипотезы, излагает результаты собственных исследований. Но в целом книга представляет собой попытку творческого синтеза ре­зультатов исследований многих и многих авторов, работавших и еще работающих в различных странах. Здесь собраны идеи и сведения не только из собственно этнопсихологических, но и из других наук: исто­рических, социологических, антропологических, языковедческих, рели­гиоведческих, философских и других работ. В книгу включены сведе­ния о самых различных этносах, поскольку только таким путем можно создать этнопсихологию как науку об этнических группах. Но даже

1 Шпет Г. Г. Сочинения. - М., 1989. - С. 483.

' Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности: формы, меха­низмы и стратегии. — Ереван, 1988.10

 

для понимания природы и исторической судьбы определенной нации или этноса требуется выйти за ее «пределы» и исследовать прошлое и настоящее других народов, их культуру и деяния.

Книга представляет собой попытку освещения ряда основных про­блем современной этнопсихологии в их систематическом изложении. Более подробно проблемы этнической самозащиты, характерологии и этногенеза автор излагает в отдельных монографиях'.

Реалии сегодняшнего дня, проявляющиеся в активном характере этнических процессов, их обострении, превращении в конфликты во многих регионах мира, в том числе на территории бывшего СССР, не дают сомневаться в актуальности такого пособия. Автор стремился к тому, чтобы изложение было общедоступным и вместе с тем строго научным, поскольку книга предназначена не только для специалистов, но и для широкого круга читателей, в том числе студентов и аспиран­тов. Мы надеемся, что она будет использоваться в качестве основы для чтения спецкурсов по этнопсихологии.

А. А. Налчаджян 2004 г.

Часть I

ЭТНОС, НАЦИЯ, ЭТНОПСИХОЛОГИЯ

1 Налчаджян А. А. Этнопсихологическая самозащита и агрессия. — Ереван, 2000; Этническая характерология. — Ереван, 2001; Этногенез и ассимиляция. — Ереван, 11 2003.Глава 1 ■ Этнические группы и задачи этнопсихологии

Глава 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...