Социальная группа и индивид
Иногда утверждают, и это можно услышать от многих вполне разумных людей, что нельзя о целой нации говорить, что она хорошая или плохая, честная или нечестная, агрессивная или добрая, полноценна или страдает комплексом неполноценности, умственно высоко- или слаборазвита и т. п. Главный аргумент рассуждающих таким образом людей сводится к тому, что в любой этнической группе встречаются как добрые, так и агрессивные, как умные, так и глупые, как честные, так и нечестные люди, и всякое обобщение в этой области недопустимо. Может показаться, что это действительно очень разумный и мощный аргумент и полностью соответствует реальностям жизни и нашему повседневному опыту. Мы в какой-то момент обезоружены и думаем, что, к примеру, агрессивность турка и его склонность к разбойному образу жизни — лишь черты, характерные для отдельных представителей этой нации, а в целом турецкая нация мало чем отличается от других. А может быть, вообще не стоит исследовать психологию этносов и наций (высшей ступени развития этносов) и их психологические различия, и, следовательно, психология должна ограничиваться исследованием индивидов без учета их принадлежности к различным этническим группам? Встречаясь с подобными рассуждениями, начинаешь ясно осознавать, какое существует большое различие между научным подходом к определенному явлению и его повседневным, житейским восприятием. Правда, и многие неспециалисты чувствуют, что между представителями разных наций и этнических групп есть какие-то различия, и все же проблемы этнической психологии можно решать лишь путем серьезных научных исследований. А если это так, возникает вопрос: достижения какой науки следует принять за основу для успешного раскрытия психического склада, характера и других особенностей этнических групп и их представителей?
• Вполне понятно, что в первую очередь это должна быть наука, которая исследует взаимоотношения людей в социальных группах, поведение личности в присутствии и под воздействием других людей. Речь идет, прежде всего, о социальной психологии, как науке, которая исследует межличностные отношения в социальных группах, а также взаимоотношения самих социальных групп. Почти по всем вопросам, которые обсуждаются в этой книге, наш подход — личностный и социально-психологический, хотя мы будем широко опираться на данные других наук — социологии, этнологии, антропологии (физической и культурной), языкознания, психолингвистики, истории и ряда других. Поэтому начнем наше обсуждение с ознакомления с некоторыми категориями социальной психологии. Социальная группа Сообщество людей, состоящее из двух или большего числа индивидов, объединенных на основе некоторых общих признаков и целей, называют социальной группой. В процессе следования этим общим целям между членами группы возникают определенные отношения. Группа создается для достижения таких целей, которых в одиночку добиться невозможно. Для их достижения члены группы организуют совместную деятельность, общаются, взаимодействуют, вследствие чего это сообщество как целостность приобретает такие общегрупповые качественно новые черты, которые невозможно полностью свести к особенностям составляющих ее личностей, т. е. собственно групповые качества и черты. Со временем группа становится как бы своеобразной психологической целостностью, психической сущностью («существом»), обладающим системой своеобразных свойств. Сочетание этих свойств, их неповторимый комплекс создает своеобразный «дух» социальной группы, которым каждая из них отличается от других'.
Например, психологи говорят, что некоторые группы являются экс-травертными, т. е. направленными «вовне», на внешний социальный 1 Из множества работ о социальных группах и «групповой динамике» см. следующие: Шибутани Т. Социальная психология. — М., 1969; Петровский А. В., Шпалин-ский В. В. Социальная психология коллектива. — М., 1978; Роббер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988; Десев Л. Психология малых групп. — М., 1979; Щепански Я. Элементарные понятия социологии. — М., 1969; МайерсД. Социальная психология. — СПб., 1997; Baron R., Byrne D. Social Psychology. Understanding Human Interaction. 2-nd ed. — Boston etc., 1977; Austin W., WorchelS. (Eds.) The Social Psychology of Intergroup Relations. — Monterey (Calif), 1979; Shaw M. Group Dynamics. — New York, 1966 и др.14 Часть I. Этнос, нация, этнопсихология и природный мир. Они отличаются главным образом внешней активностью, в то время как противоположный тип — интровертирован-ные группы, — отличается противоположными свойствами: замкнут (т. е. устанавливает мало межгрупповых отношений и связей), удовлетворяется преимущественно внутригрупповым общением, преследует главным образом узкогрупповые цели. Экстраверсия как направленность на внешний мир, интроверсия — направленность «вовнутрь» являются также индивидуально-личностными свойствами, но на уровне группы приобретают качественно новые, синтетические особенности. Люди живут, взаимодействуют и играют свои роли в социальных группах — семьях, трудовых коллективах, учебных группах, общественных и политических организациях, сообществах друзей, соседей и т. п. Группами являются также этнические сообщества (этносы). Во всем мире число социальных групп достигает нескольких десятков миллионов. Индивид после своего рождения оказывается в обществе, в составе его социальных групп, и все его дальнейшее развитие протекает во внутригрупповых и межгрупповых взаимодействиях. Значение наследственных факторов огромно, однако не менее важно для понимания личности знание ее социальных групп. Когда говорят, что человек — общественное существо или что каждый — дитя своего века, то имеют в виду следующее: личность, как неповторимое сочетание многих психических свойств и установок, как система качеств, как особый характер, формируется в больших и малых, этнических и трудовых, профессиональных и других группах, членом которых становится на различных этапах своего развития.
Референтная группа Для формирования личности особенно важны те социальные группы, которые в научной литературе получили название референтных '. Это наиболее важные и значимые для личности социальные группы, ценности и нормы которых она учитывает каждый раз, когда стоит перед необходимостью принятия ответственного решения и выбора новой линии поведения. Со временем система ценностей референтной группы, ее «культура» становятся внутренним содержанием личности и начинают участвовать в саморегуляции ее поведения. Внешний социальный конт- ' Название «референтная группа» возникло из английского слова refer, что означает «относиться, устанавливать отношение». Основу теории референтных групп в социологии и социальной психологии положил американец Г. Хаймен. См.: Hymen H. The psychology of status. Archives of Psychology, 1942. — P. 269. Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии роль над личностью в ходе ее становления как члена общества, т. е. в процессе социализации, превращается во внутренний контроль (самоконтроль). Последний по своей природе тоже явление социальное, но оно приобрело уже более тонкие формы и в значительной степени осуществляется на подсознательном уровне, «латентно». Для многих индивидов референтной группой является семья: в разных ситуациях жизни, принимая важные решения, желая ориентироваться в социальной обстановке и в своих взаимоотношениях с другими людьми, мы вспоминаем свою семью, ее наиболее уважаемых нами членов — что бы они посоветовали, как бы оценили наше поведение в зависимости от принятия нами того или иного решения. Референтной социальной группой для многих является вся нация, та этногруппа, к которой они принадлежат от рождения. При решении многих задач своей личной жизни, особенно касающихся взаимоотношений с представителями других этносов, мы сознательно или подсознательно учитываем возможные реакции людей своего этноса, ожидаемые от них оценки.
Например, когда молодой мужчина стоит перед необходимостью выбрать одну из двух девушек в качестве своей будущей жены, причем одна из них из «чужого» этноса, то, кроме учета своих чувств и других личных мотивов, он пытается также предвидеть: «А что скажут люди?», — в первую очередь имея в виду представителей своей нации. Что они скажут, если узнают, что он женился на девушке другой нации? В процессе внутрипсихического обсуждения этой задачи (собственно — внутреннего конфликта) он может думать о своей нации или в общих понятиях, как о сообществе «мы», или вполне конкретно, вспоминая такую подгруппу этноса, как его семья или группа близких друзей, или просто отдельные лица. Нация — большая социальная группа, обычно состоящая из многих тысяч и миллионов людей, и никто не может лично знать всех членов этой этнической группы. Поэтому воздействие нации на образ мышления и поведение человека выражается в форме воздействия отдельных лиц, небольших социальных групп, этнической культуры (в первую очередь языка), обычаев и нравов. Поскольку значительная часть культуры данной нации — например, живопись, архитектура и т. п. — доступна восприятию представителей других этносов, а другая часть становится доступной благодаря переводам художественной, философской, научной и другой литературы, то личность может формироваться под воздействием культуры и психологического склада своего народа, даже если не владеет его языком. Главное, чтобы человек считал себя представителем данного этноса, знал его историю и культуру. Естественно, что для того чтобы быть типичным, характерным 16 Часть I. Этнос, нация, этнопсихология Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии представителем своего этноса, он должен свободно владеть своим национальным языком (который является для него «родным», «материнским»), а также — знать основные национальные традиции, историю и характерные особенности принятых в этой среде межличностных отношений. Он должен быть этнофором — носителем основных этнических черт. Имея в виду данное обстоятельство, мы здесь, пока в общей форме, можем сказать, что существуют различные уровни социально-психологической идентификации индивида со своей этнической группой. Это обусловлено тем, что для разных представителей одной и той же нации она обладает неодинаковыми степенями референтности: для одного индивида своя этническая группа более значима, чем для другого. Не исключено также существование людей (это так называемые космополиты), для которых родившая их нация не обладает какими-либо преимуществами перед другими. В целом проблему этнического предпочтения и идентификации полезно рассматривать на основе теории референтных социальных групп.
Наконец, можно также утверждать, что есть люди, для которых своя этническая группа является носителем отрицательной референтности. «Вот каким человеком нельзя быть», — может подумать данный индивид, имея в виду представителей своего народа. Здесь мы имеем дело с отчуждением индивида от своего этноса. В последних двух случаях люди легко, без заметных внутренних конфликтов, могут покинуть свою этническую среду и попытаться жить в другом месте, в обществе более значимых для себя этносов. Все эти явления требуют пристального внимания этнопсихологов, и мы еще вернемся к ним в последующих главах книги. Читатель вправе заметить, что уже не раз были употреблены понятия «этническая группа», «этнос», «нация» и др., но без более или менее точного определения. Мы воспользовались тем, что каждый из нас интуитивно понимает смысл этих терминов, т. е. те понятия, которые ими обозначаются. Однако для научного обсуждения проблем этнопсихологии нам надо иметь более точные их характеристики. К этому мы и переходим. § 2. Этническая группа Основные понятия и термины этнологии, этнопсихологии и этно-социологии широко обсуждаются в научной литературе, на научных конференциях и даже в популярной печати. Важность разработанной терминологии для такой пограничной науки, как этнопсихология, не вызывает сомнений. Здесь мы вкратце рассмотрим основные и наиболее устоявшиеся термины, поскольку без этого корректное рассмотрение этнопсихологических проблем просто невозможно. Подлежат рассмотрению следующие основные понятия: этнос (или этническая группа, этническая общность), этничностъ, народ, нация, суперэтнос и некоторые другие. Что такое этнос Приведем здесь наиболее общую характери- стику этноса или этнической группы, имея в виду, что не все его разновидности обладают всеми признаками (маркерами), которые будут ниже перечислены. Этнос — специфический вид социальной группы, возникающий в результате естественноисторического процесса. Этносы характеризуются нижеперечисленными основными чертами, только совокупность которых позволяет определить его как особое явление'. Взятые в отдельности, эти признаки не являются этнодифференци-рующими. 1. Этносы имеют общее биологическое происхождение, или, во всяком случае, все его взрослые, сознательные члены полагают и верят, что произошли от общих предков. Такое представление очень важно как для самих членов группы, так и для других людей, воспринимающих и характеризующих эту группу2. Более того, Макс Вебер считал этническими именно те группы, члены которых верят в свое общее происхождение. При этом они исходят или из физического сходства, или из сходства традиций, или из того и другого одновременно. Члены таких групп имеют воспоминания о колонизации или миграции, и такая память важна для продолжения общинной жизни даже без родственных связей3. 2. Этносы обладают общей территорией, на которой протекает хозяйственная и культурная деятельность этнического сообщества. Следует иметь в виду, что территория, на которой сформировался этнос ' Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. — М., 1983. — С. 16-17; Гумилев Л. Н. Биосфера и импульсы сознания // Природа. 1978. — № 12. — С. 97-98; Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. — Л., 1989 и др. 2 Более подробно психобиологические основы этногенеза мы обсуждаем в специальной монографии: Этногенез и ассимиляция. — Ереван, 2003. 3 Weber M. Ethnic Groups. In: Theories of Society Glencoe (111.): Free Press, 1961; Horowitz D. Ethnic Calif Press, Berkley a. o., 1985. - P. 53.
Часть I. Этнос, нация, этнопсихологи я Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии (т. е. происходили первоначальные этапы его этногенеза), может не совпадать с современной территорией его проживания. Например, турки! как этническая группа возникли на территории современного Алтайского края РФ и Средней Азии, но их этногенез, особенно процесс превращения в нацию, был продолжен в Малой Азии, которую в течение веков они завоевывали у греков, армян и других коренных народов — настоящих хозяев этих земель. Иногда территория первоначального этногенеза считается родиной данного этноса, в других случаях родиной становится завоеванная территория, на которой уже прожили несколько поколений. Конечно, это при условии, что старых хозяев уже нет (они истреблены, изгнаны или ассимилированы доминирующим этносом). Общность территории позволяет людям тесно общаться, заключать браки, обеспечить свое воспроизводство, создать хозяйство и культуру. Психический склад этноса тесно связан с территорией, ландшафтом. Самосознание этноса тоже возникает на основе общей территории, чувства первичного запечатления и родины. Только в том случае, если этнос имел возможность долгосрочного обладания своей территорией («почвой»), его раздробление может еще не означать уничтожения этноса. Отдельные группы такого психологически крепкого этноса, живя в разных странах, долгое время сохраняют свою этническую идентичность, язык, другие общие элементы и блоки культуры. Примеры: евреи, армяне, китайцы и другие этнические группы в разных странах мира. 3. Этническая группа — такое сообщество людей, которое имеет общие для всех своих членов специфические культурные традиции, обгцую культуру. Сюда входят оригинальные стереотипы поведения, причем, как отмечают Л. Н. Гумилев и др. авторы, структура общности и поведение ее историчны и подвижны, являясь фазой этногенеза. Есть авторы, которые сводят сущность этноса именно к культуре. Так, Я. Я. и И. А. Чебоксаровы пишут: «Коротко этнос можно определить как осознанную культурно-языковую общность»'. Понятие «культура» очень широкое. Когда в этнологии и этнопсихологии, характеризуя этнос, говорят об общности его культуры для всех его членов, имеют в виду в первую очередь наиболее традиционные и массовые ее элементы, проявляющиеся в быту. «В области материальной культуры таковы традиционные виды жилища, хозяйственной утвари, одежды, пищи и т. п. В духовной культуре это обычаи, обряды, народное искусство, религия и т. п.»2. 4. Этнос противопоставляет себя всем прочим аналогичным коллективам людей, различая «своих» и «других» («мы» и «не мы»). Тем самым этнос приобретает самосознание («я-концепцию» или «мы-концепцию»). Этническое самосознание — важнейшая особенность и психологическая структура этносов и их членов. Если оно образовано, члены этноса уже ощущают себя единым народом. Внешним выражением этнического самосознания является самоназвание (этноним). Самосознанию мы посвятим отдельную обширную главу. Здесь отметим лишь то, что самосознание этноса включает, помимо других элементов, представления о тех признаках этноса, которые мы сейчас обсуждаем. Создание этих представлений означает этническую самоидентификацию части этнофоров. Между различными их подгруппами по этому вопросу могут существовать разногласия. 5. Этнос имеет внутреннюю структуру или организацию. Как указал один из известных исследователей в области этнологии Р. Джексон, под этнической организацией следует понимать «ассоциацию самосознающих взамодействующих членов» этнической группы'. Но внутриэтническая организация имеет одну важную особенность: в ней возникает много неформальных групп, в том числе «компуль-сивные институции» — системы родства и религиозные группы. Члены этноса поэтому общаются между собой относительно легко. Этому способствует постоянное чувство этничности («русскость», «герман-ство», «армянство» и т. п.), что, как мы знаем, связано с верой в то, что у них были общие предки, следовательно, они являются носителями общих наследственных черт. Членство в группе через систему родства — важнейший признак этнической группы и этничности. Если у человека русская семья, то он принадлежит к русской нации. Правда, этническая группа выходит за рамки родственных связей и не все ее члены непосредственно общаются друг с другом. Несмотря на это, в этнической группе преобладает эндогамия (внутриэтнические браки). 6. Этнос на высоких уровнях своего развития создает общую государственность, ту или иную разновидность государственного строя, которая охватывает этнос целиком. Если этнос достиг такого уровня развития, то его уже называют нацией или этнонацией. Последним термином «...обозначают этническую группу, которая стремится до- ' Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. — М., 1985. — С. 29. 2 Этнография /Под ред. Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова. — М., 1982. — С. 5. 1 Jackson R. Ethnicity. In: Social science concepts: A systematic analysis. Ed. by G. Sartori. Beverly Hills. - London, 1984. (См. в нижеупомянутой работе Т. В. Та-болиной. - С. 150.20 Часть I. Этнос, нация, этнопсихология Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии стичь в стране достойного политического статуса, удовлетворения своих особых прав»'. Это означает, что этническое меньшинство, живущее в составе доминирующего национального государства, может превратиться в нацию. Такие этносы могут закрепить за собой постоянную территорию проживания. 7. Члены этноса обладают чувством идентичности с данной этнической группой. Это означает, что члены этноса осознают и ценят свою принадлежность к этой этнической группе. 8. Некоторые исследователи считают, что общая религия всех членов этноса также является признаком нации. Такая точка зрения особенно характерна для мусульманских авторов, в частности турецких исследователей, часть которых является сторонниками панисламизма 2. Но данная тенденция наблюдается и у некоторых христианских народов. Например, ряд армянских авторов, в первую очередь религиозные мыслители, считают, что вера в христианскую религию является характерной чертой армянской нации. Связь «армянин — христианин» считается неразрывной, и неверующий армянин уже вызывает недоумение даже в наше время широкого распространения атеизма. Данная тенденция имеет глубокие исторические корни. Любая этническая общность наследует целый ряд характеристик или маркеров. Среди них — раса, цвет кожи, язык, обычаи, географическое происхождение и, как уже говорилось, религия. Как утверждает Р. Джексон, маркеры являются «оперативными опознавателями этнических категорий» даже в том случае, если не признаются индивидами, которые их унаследовали. «Тем самым маркеры — это объективные реалии. Как минимум, этническая общность состоит из личностей, разделяющих одну или несколько таких характеристик»3. 9. Еще один признак — общий язык, который служит средством общения внутри этноса. Язык этноса также является важным этнодиффе-ренцирующим признаком, или, как называют еще иначе, маркером. Роль языка в качестве этнического признака велика там, где язык и этнос идентифицированы, где их связь является устойчивой и долговечной. Например, отличительной чертой русского этноса является 1 Таболина Т. В. Этничность и общество: поиск концептуальных решений // Этнология в США и Канаде. - М., 1989. - С. 148-176. 2 Еремеев Д. Е. Этногенез турок. — М., 1971. — С. 35. 3 Jackson R. Ethicity. In: Social science concepts: A systematic analysis. Ed. by G. Sartory. Beverly Hills. - London, 1984. то, что практически все его представители говорят и мыслят на русском языке. В этногенетическом отношении язык следует рассматривать двояко: а) как условие этногенеза: возникнув каким-то образом, язык, даже в своем зачаточном состоянии, объединяет определенное числолюдей, поскольку им легче понимать друг друга. Можно даже утверждать, что появление языка — начало осознанного существования этноса. Поэтому исследование генезиса национальных языков имеет важнейшее значение для понимания процесса этногенеза. Однако основой существования групп древнейших людей могла быть и неречевая коммуникация: язык жестов, поз, голосовых доречевых сигналов и т. п. Поэтому было бы не совсем верно говорить, что генезис этноса совпадает с появлением первых слов и словосочетаний. Для того чтобы последние появились, люди должны были жить совместно; б) язык является также итогом этногенеза, поскольку в истории этноса он все время развивается и обогащается. Поэтому по уровню развитости языка можно судить об этнической, особенно этнопсихологической, истории каждого народа. Язык является одним из важнейших признаков этнической принадлежности человека. 10. Важнейшей особенностью этнической группы является то, что ее члены обладают некоторыми общими психологическими особенностями. Именно в силу психологической общности большинства членов этноса возможна этническая психология как отдельная наука со своим особым предметом и методом. А утверждение, что «культурное единство членов этноса в свою очередь неразрывно связано с некоторыми особенностями их психики, главным образом оттенками, стилем проявления общечеловеческих свойств психики. Эти особенности в своей совокупности составляют так называемый этнический (национальный) характер», верно лишь частично'. Как мы увидим, этническая психика — чрезвычайно сложное динамическое образование, состоящее из многих механизмов и процессов, а национальный характер можно толковать совсем по-другому. Исследование национального этнического характера — лишь одна из важнейших задач этнопсихологии. Здесь следует отметить, что в качественной целостности каждого этноса вышеназванные черты по-особому сочетаются: каждый эт- 1 Этнография / Под ред. Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова. — М, 1982. — С. 5.22 Часть I. Этнос, нация, этнопсихология Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии нос можно охарактеризовать не отдельными признаками, а совокупностью, системой признаков. Простое перечисление этих признаков не приводит к пониманию характерной особенности, специфичности этноса, поскольку этими же чертами могут обладать и другие этносы. Даже язык (например, русский, английский, армянский и т. п.) может быть одним и тем же для нескольких различных этносов. Только качественное сочетание их и указание ведущих черт позволяет показать специфичность этносов. Совершенно справедливо утверждение Ю. В. Бромлея и других специалистов, согласно которому у одних этносов ведущим признаком может быть язык, у других — быт, у третьих — черты поведения и т. п. Например, у современных армян, особенно тех, кто живет в других странах (в диаспоре), ведущими национальными чертами являются язык и религия, а быт может быть почти полностью таким же, как у представителей того большого и доминирующего этноса, в среде которого они живут. К примеру, во Франции быт среднего армянина мало отличается от быта среднего француза, но сам он отличается от француза своим языком, мышлением, религией. Если он не сохранил эти признаки, тогда его нельзя назвать армянином-этнофором, т. е. носителем культуры и психологии своего народа. Только генетическая связь и память о своем этническом происхождении недостаточны для принадлежности к армянскому этносу. Когда этническая группа в расовом отношении является более или менее гомогенной, т. е. состоит в основном из представителей одной расы, тогда, характеризуя ее, следует использовать также расовые признаки (т. е. физико-антропологические черты). В таких случаях система критериев выделения этноса среди других становится более сложной. Причем такую группу одни внешние наблюдатели в одной ситуации могут воспринимать в качестве расовой, а другие наблюдатели и в других условиях — в качестве этнической группы. Это зависит от мотивации наблюдателей и от их апперцепции. О конструктивизме в этнопсихологии Точку зрения, согласно которой этносом является та общность, члены которой считают, что имеют общее происхождение, называют примордиализмом (от англ. primordial — первозданный, изначальный, исконный). Концепцию примордиальности этничности развивали К. Гирц, Р. Рам-бино, У. Кантор, Э. Стюарт, П. ван ден Берге, а в России — Ю. В. Бромлей. Эти авторы считали этничность качеством врожденным и неизменным, т. е. психобиологическим. Впервые американский социолог Э. Шилз использовал слова «примордиальные связи» в середине XX в., хотя сам этот подход к этничности появился в XIX в. в Германии. Считается, что осознание групповой принадлежности заключено в генетическом коде и является результатом ранних этапов эволюции'. Имея такую веру, этнофоры переживают эмоциональную привязанность друг к другу, словно находятся в родственных отношениях друг с другом. Как мы помним, веру в общее происхождение и чувство общей исторической судьбы мы включили в перечень основных признаков этнической общности. Однако не все согласны с такой точкой зрения на этнос. В этнологических науках XX в. возникло направление, которое называют конструктивизмом (или «инструментализмом»). Его представители считают, что этничность не является исконной, а создается, конструируется членами социальной группы, частью интеллигенции; этничность, по их мнению, создается для определенных этнополитических целей. Такую точку зрения развивают Д. Белл, М. Фишер, Дж. Окамура и др. Хотя инструменталисты правы в том, что этничность, вернее, ее интенсивность, зависит от социальных и экономических условий общества, они не способны объяснить устойчивость этнических чувств и связей даже в Западной Европе, США и Канаде, в высокоразвитых индустриальных обществах. Мы считаем, что необходимо осуществить синтез рассмотренных здесь подходов. Да, этничность является первобытным, идущим из глубин веков и эмоционально насыщенным явлением, но интеллигенция может оказать на нее влияние. Мы считаем, что приведенное выше описание черт этноса, являясь характеристикой этничности, содержит все необходимые предпосылки для развития этнопсихологии. По-видимому, после «чувства» принадлежности к виду «человек разумный» (homo sapiens) главным для любого индивида является «чувство» этнической принадлежности. На основе этого «чувства» возникают этнические «я- (и мы-) концепции». В этом смысле «чувство» этничности первично. Отметим, что под «чувством» мы понимаем психический комплекс, состоящий из образных, мыслительных и эмоциональных компонентов. Этническая группа редко бывает малочисленной и простой, т. е. однородной по своей структуре. Например, такие этносы, как современные французы, немцы (германцы), русские или армяне, являются большими группами и состоят из великого ' Тишков В. А. Очерки теории этноса и политики этничности в России. — М., 1997; Винер Б. Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения // Этнографическое обозрение. 1998. - № 4; Садохин А. П. Этнология. - М., 2000. - С. 80-85.24 Часть I. Этнос, нация, этнопсихология Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии множества других групп: классов и слоев (страт), организаций, семейных групп, профессиональных, возрастных, половых и территориальных (городских и сельских общин) и других групп.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|