Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная группа и индивид




Иногда утверждают, и это можно услышать от многих вполне разум­ных людей, что нельзя о целой нации говорить, что она хорошая или плохая, честная или нечестная, агрессивная или добрая, полноценна или страдает комплексом неполноценности, умственно высоко- или слабо­развита и т. п. Главный аргумент рассуждающих таким образом людей сводится к тому, что в любой этнической группе встречаются как доб­рые, так и агрессивные, как умные, так и глупые, как честные, так и не­честные люди, и всякое обобщение в этой области недопустимо. Может показаться, что это действительно очень разумный и мощный аргумент и полностью соответствует реальностям жизни и нашему повседневно­му опыту. Мы в какой-то момент обезоружены и думаем, что, к приме­ру, агрессивность турка и его склонность к разбойному образу жизни — лишь черты, характерные для отдельных представителей этой нации, а в целом турецкая нация мало чем отличается от других. А может быть, вообще не стоит исследовать психологию этносов и наций (высшей сту­пени развития этносов) и их психологические различия, и, следователь­но, психология должна ограничиваться исследованием индивидов без учета их принадлежности к различным этническим группам?

Встречаясь с подобными рассуждениями, начинаешь ясно осозна­вать, какое существует большое различие между научным подходом к определенному явлению и его повседневным, житейским восприяти­ем. Правда, и многие неспециалисты чувствуют, что между предста­вителями разных наций и этнических групп есть какие-то различия, и все же проблемы этнической психологии можно решать лишь путем серьезных научных исследований.

А если это так, возникает вопрос: достижения какой науки следует принять за основу для успешного раскрытия психического склада, харак­тера и других особенностей этнических групп и их представителей?

Вполне понятно, что в первую очередь это должна быть наука, кото­рая исследует взаимоотношения людей в социальных группах, поведе­ние личности в присутствии и под воздействием других людей. Речь идет, прежде всего, о социальной психологии, как науке, которая ис­следует межличностные отношения в социальных группах, а также взаимоотношения самих социальных групп. Почти по всем вопросам, которые обсуждаются в этой книге, наш подход — личностный и со­циально-психологический, хотя мы будем широко опираться на дан­ные других наук — социологии, этнологии, антропологии (физиче­ской и культурной), языкознания, психолингвистики, истории и ряда других. Поэтому начнем наше обсуждение с ознакомления с некото­рыми категориями социальной психологии.

Социальная группа Сообщество людей, состоящее из двух или большего числа индивидов, объединенных на основе некоторых общих признаков и целей, называют социальной группой. В процессе следования этим общим целям между членами группы воз­никают определенные отношения. Группа создается для достижения таких целей, которых в одиночку добиться невозможно. Для их дости­жения члены группы организуют совместную деятельность, общают­ся, взаимодействуют, вследствие чего это сообщество как целостность приобретает такие общегрупповые качественно новые черты, которые невозможно полностью свести к особенностям составляющих ее лично­стей, т. е. собственно групповые качества и черты. Со временем группа становится как бы своеобразной психологической целостностью, пси­хической сущностью («существом»), обладающим системой своеобраз­ных свойств. Сочетание этих свойств, их неповторимый комплекс со­здает своеобразный «дух» социальной группы, которым каждая из них отличается от других'.

Например, психологи говорят, что некоторые группы являются экс-травертными, т. е. направленными «вовне», на внешний социальный

1 Из множества работ о социальных группах и «групповой динамике» см. следую­щие: Шибутани Т. Социальная психология. — М., 1969; Петровский А. В., Шпалин-ский В. В. Социальная психология коллектива. — М., 1978; Роббер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988; Десев Л. Психология малых групп. — М., 1979; Щепански Я. Элементарные понятия социологии. — М., 1969; МайерсД. Со­циальная психология. — СПб., 1997; Baron R., Byrne D. Social Psychology. Under­standing Human Interaction. 2-nd ed. — Boston etc., 1977; Austin W., WorchelS. (Eds.) The Social Psychology of Intergroup Relations. — Monterey (Calif), 1979; Shaw M. Group Dynamics. — New York, 1966 и др.14

Часть I. Этнос, нация, этнопсихология

и природный мир. Они отличаются главным образом внешней актив­ностью, в то время как противоположный тип — интровертирован-ные группы, — отличается противоположными свойствами: замкнут (т. е. устанавливает мало межгрупповых отношений и связей), удовлет­воряется преимущественно внутригрупповым общением, преследует главным образом узкогрупповые цели. Экстраверсия как направлен­ность на внешний мир, интроверсиянаправленность «вовнутрь» являются также индивидуально-личностными свойствами, но на уровне группы приобретают качественно новые, синтетические особенности.

Люди живут, взаимодействуют и играют свои роли в социальных группах — семьях, трудовых коллективах, учебных группах, обществен­ных и политических организациях, сообществах друзей, соседей и т. п. Группами являются также этнические сообщества (этносы). Во всем мире число социальных групп достигает нескольких десятков милли­онов. Индивид после своего рождения оказывается в обществе, в со­ставе его социальных групп, и все его дальнейшее развитие протекает во внутригрупповых и межгрупповых взаимодействиях. Значение на­следственных факторов огромно, однако не менее важно для понима­ния личности знание ее социальных групп. Когда говорят, что чело­век — общественное существо или что каждый — дитя своего века, то имеют в виду следующее: личность, как неповторимое сочетание мно­гих психических свойств и установок, как система качеств, как особый характер, формируется в больших и малых, этнических и трудовых, профессиональных и других группах, членом которых становится на различных этапах своего развития.

Референтная группа Для формирования личности особенно важ­ны те социальные группы, которые в научной литературе получили название референтных '.

Это наиболее важные и значимые для личности социальные группы, ценности и нормы которых она учитывает каждый раз, когда стоит перед необходимостью принятия ответственного решения и выбора новой линии поведения.

Со временем система ценностей референтной группы, ее «культу­ра» становятся внутренним содержанием личности и начинают уча­ствовать в саморегуляции ее поведения. Внешний социальный конт-

' Название «референтная группа» возникло из английского слова refer, что оз­начает «относиться, устанавливать отношение». Основу теории референтных групп в социологии и социальной психологии положил американец Г. Хаймен. См.: Hymen H. The psychology of status. Archives of Psychology, 1942. — P. 269.

Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии

роль над личностью в ходе ее становления как члена общества, т. е. в про­цессе социализации, превращается во внутренний контроль (самоконт­роль). Последний по своей природе тоже явление социальное, но оно приобрело уже более тонкие формы и в значительной степени осуществ­ляется на подсознательном уровне, «латентно».

Для многих индивидов референтной группой является семья: в раз­ных ситуациях жизни, принимая важные решения, желая ориентиро­ваться в социальной обстановке и в своих взаимоотношениях с други­ми людьми, мы вспоминаем свою семью, ее наиболее уважаемых нами членов — что бы они посоветовали, как бы оценили наше поведение в зависимости от принятия нами того или иного решения. Референтной социальной группой для многих является вся нация, та этногруппа, к которой они принадлежат от рождения. При решении многих задач своей личной жизни, особенно касающихся взаимоотношений с пред­ставителями других этносов, мы сознательно или подсознательно учи­тываем возможные реакции людей своего этноса, ожидаемые от них оценки.

Например, когда молодой мужчина стоит перед необходимостью вы­брать одну из двух девушек в качестве своей будущей жены, причем одна из них из «чужого» этноса, то, кроме учета своих чувств и других личных мотивов, он пытается также предвидеть: «А что скажут люди?», — в первую очередь имея в виду представителей своей нации. Что они ска­жут, если узнают, что он женился на девушке другой нации? В процессе внутрипсихического обсуждения этой задачи (собственно — внутрен­него конфликта) он может думать о своей нации или в общих понятиях, как о сообществе «мы», или вполне конкретно, вспоминая такую под­группу этноса, как его семья или группа близких друзей, или просто отдельные лица.

Нациябольшая социальная группа, обычно состоящая из многих тысяч и миллионов людей, и никто не может лично знать всех членов этой этнической группы. Поэтому воздействие нации на образ мыш­ления и поведение человека выражается в форме воздействия отдель­ных лиц, небольших социальных групп, этнической культуры (в пер­вую очередь языка), обычаев и нравов. Поскольку значительная часть культуры данной нации — например, живопись, архитектура и т. п. — доступна восприятию представителей других этносов, а другая часть становится доступной благодаря переводам художественной, фило­софской, научной и другой литературы, то личность может форми­роваться под воздействием культуры и психологического склада сво­его народа, даже если не владеет его языком. Главное, чтобы человек считал себя представителем данного этноса, знал его историю и куль­туру. Естественно, что для того чтобы быть типичным, характерным 16

Часть I. Этнос, нация, этнопсихология

Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии

представителем своего этноса, он должен свободно владеть своим национальным языком (который является для него «родным», «ма­теринским»), а также — знать основные национальные традиции, ис­торию и характерные особенности принятых в этой среде межлично­стных отношений. Он должен быть этнофором — носителем основных этнических черт.

Имея в виду данное обстоятельство, мы здесь, пока в общей форме, можем сказать, что существуют различные уровни социально-психоло­гической идентификации индивида со своей этнической группой. Это обусловлено тем, что для разных представителей одной и той же на­ции она обладает неодинаковыми степенями референтности: для од­ного индивида своя этническая группа более значима, чем для друго­го. Не исключено также существование людей (это так называемые космополиты), для которых родившая их нация не обладает какими-либо преимуществами перед другими. В целом проблему этнического предпочтения и идентификации полезно рассматривать на основе те­ории референтных социальных групп.

Наконец, можно также утверждать, что есть люди, для которых своя этническая группа является носителем отрицательной референтно­сти. «Вот каким человеком нельзя быть», — может подумать данный индивид, имея в виду представителей своего народа. Здесь мы имеем дело с отчуждением индивида от своего этноса. В последних двух слу­чаях люди легко, без заметных внутренних конфликтов, могут покинуть свою этническую среду и попытаться жить в другом месте, в обществе более значимых для себя этносов. Все эти явления требуют присталь­ного внимания этнопсихологов, и мы еще вернемся к ним в последую­щих главах книги.

Читатель вправе заметить, что уже не раз были употреблены поня­тия «этническая группа», «этнос», «нация» и др., но без более или ме­нее точного определения. Мы воспользовались тем, что каждый из нас интуитивно понимает смысл этих терминов, т. е. те понятия, которые ими обозначаются. Однако для научного обсуждения проблем этно­психологии нам надо иметь более точные их характеристики. К этому мы и переходим.

§ 2. Этническая группа

Основные понятия и термины этнологии, этнопсихологии и этно-социологии широко обсуждаются в научной литературе, на научных конференциях и даже в популярной печати. Важность разработанной

терминологии для такой пограничной науки, как этнопсихология, не вызывает сомнений. Здесь мы вкратце рассмотрим основные и наиболее устоявшиеся термины, поскольку без этого корректное рассмотрение этнопсихологических проблем просто невозможно. Подлежат рассмот­рению следующие основные понятия: этнос (или этническая группа, этническая общность), этничностъ, народ, нация, суперэтнос и неко­торые другие.

Что такое этнос Приведем здесь наиболее общую характери-

стику этноса или этнической группы, имея в

виду, что не все его разновидности обладают всеми признаками (мар­керами), которые будут ниже перечислены.

Этнос — специфический вид социальной группы, возникающий в резуль­тате естественноисторического процесса. Этносы характеризуются нижеперечисленными основными чертами, только совокупность ко­торых позволяет определить его как особое явление'.

Взятые в отдельности, эти признаки не являются этнодифференци-рующими.

1. Этносы имеют общее биологическое происхождение, или, во вся­ком случае, все его взрослые, сознательные члены полагают и верят, что произошли от общих предков. Такое представление очень важно как для самих членов группы, так и для других людей, воспринимаю­щих и характеризующих эту группу2.

Более того, Макс Вебер считал этническими именно те группы, чле­ны которых верят в свое общее происхождение. При этом они исходят или из физического сходства, или из сходства традиций, или из того и другого одновременно. Члены таких групп имеют воспоминания о ко­лонизации или миграции, и такая память важна для продолжения об­щинной жизни даже без родственных связей3.

2. Этносы обладают общей территорией, на которой протекает хо­зяйственная и культурная деятельность этнического сообщества. Сле­дует иметь в виду, что территория, на которой сформировался этнос

' Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. — М., 1983. — С. 16-17; Гумилев Л. Н. Биосфера и импульсы сознания // Природа. 1978. — № 12. — С. 97-98; Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. — Л., 1989 и др.

2 Более подробно психобиологические основы этногенеза мы обсуждаем в спе­циальной монографии: Этногенез и ассимиляция. — Ереван, 2003.

3 Weber M. Ethnic Groups. In: Theories of Society Glencoe (111.): Free Press, 1961; Horowitz D. Ethnic Calif Press, Berkley a. o., 1985. - P. 53.

 

Часть I. Этнос, нация, этнопсихологи я

Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии

(т. е. происходили первоначальные этапы его этногенеза), может не со­впадать с современной территорией его проживания. Например, турки! как этническая группа возникли на территории современного Алтай­ского края РФ и Средней Азии, но их этногенез, особенно процесс пре­вращения в нацию, был продолжен в Малой Азии, которую в течение веков они завоевывали у греков, армян и других коренных народов — настоящих хозяев этих земель. Иногда территория первоначального эт­ногенеза считается родиной данного этноса, в других случаях родиной становится завоеванная территория, на которой уже прожили несколь­ко поколений. Конечно, это при условии, что старых хозяев уже нет (они истреблены, изгнаны или ассимилированы доминирующим этносом).

Общность территории позволяет людям тесно общаться, заключать браки, обеспечить свое воспроизводство, создать хозяйство и культуру. Психический склад этноса тесно связан с территорией, ландшафтом. Самосознание этноса тоже возникает на основе общей территории, чув­ства первичного запечатления и родины. Только в том случае, если этнос имел возможность долгосрочного обладания своей территорией («поч­вой»), его раздробление может еще не означать уничтожения этноса. От­дельные группы такого психологически крепкого этноса, живя в разных странах, долгое время сохраняют свою этническую идентичность, язык, другие общие элементы и блоки культуры. Примеры: евреи, армяне, ки­тайцы и другие этнические группы в разных странах мира.

3. Этническая группа — такое сообщество людей, которое имеет об­щие для всех своих членов специфические культурные традиции, обгцую культуру. Сюда входят оригинальные стереотипы поведения, причем, как отмечают Л. Н. Гумилев и др. авторы, структура общности и по­ведение ее историчны и подвижны, являясь фазой этногенеза. Есть авторы, которые сводят сущность этноса именно к культуре. Так, Я. Я. и И. А. Чебоксаровы пишут: «Коротко этнос можно определить как осознанную культурно-языковую общность»'.

Понятие «культура» очень широкое. Когда в этнологии и этнопси­хологии, характеризуя этнос, говорят об общности его культуры для всех его членов, имеют в виду в первую очередь наиболее традицион­ные и массовые ее элементы, проявляющиеся в быту. «В области мате­риальной культуры таковы традиционные виды жилища, хозяйствен­ной утвари, одежды, пищи и т. п. В духовной культуре это обычаи, обряды, народное искусство, религия и т. п.»2.

4. Этнос противопоставляет себя всем прочим аналогичным кол­лективам людей, различая «своих» и «других» («мы» и «не мы»). Тем самым этнос приобретает самосознание («я-концепцию» или «мы-концепцию»). Этническое самосознаниеважнейшая особенность и психологическая структура этносов и их членов. Если оно образовано, члены этноса уже ощущают себя единым народом.

Внешним выражением этнического самосознания является само­название (этноним). Самосознанию мы посвятим отдельную обшир­ную главу. Здесь отметим лишь то, что самосознание этноса включает, помимо других элементов, представления о тех признаках этноса, ко­торые мы сейчас обсуждаем. Создание этих представлений означает этническую самоидентификацию части этнофоров. Между различны­ми их подгруппами по этому вопросу могут существовать разногласия.

5. Этнос имеет внутреннюю структуру или организацию. Как ука­зал один из известных исследователей в области этнологии Р. Джек­сон, под этнической организацией следует понимать «ассоциацию са­мосознающих взамодействующих членов» этнической группы'.

Но внутриэтническая организация имеет одну важную особенность: в ней возникает много неформальных групп, в том числе «компуль-сивные институции» — системы родства и религиозные группы. Члены этноса поэтому общаются между собой относительно легко. Этому способствует постоянное чувство этничности («русскость», «герман-ство», «армянство» и т. п.), что, как мы знаем, связано с верой в то, что у них были общие предки, следовательно, они являются носителями общих наследственных черт.

Членство в группе через систему родстваважнейший признак этнической группы и этничности. Если у человека русская семья, то он принадлежит к русской нации. Правда, этническая группа выходит за рамки родственных связей и не все ее члены непосредственно об­щаются друг с другом. Несмотря на это, в этнической группе преобла­дает эндогамия (внутриэтнические браки).

6. Этнос на высоких уровнях своего развития создает общую го­сударственность, ту или иную разновидность государственного строя, которая охватывает этнос целиком. Если этнос достиг такого уровня развития, то его уже называют нацией или этнонацией. Последним термином «...обозначают этническую группу, которая стремится до-

' Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. — М., 1985. — С. 29. 2 Этнография /Под ред. Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова. — М., 1982. — С. 5.

1 Jackson R. Ethnicity. In: Social science concepts: A systematic analysis. Ed. by G. Sartori. Beverly Hills. - London, 1984. (См. в нижеупомянутой работе Т. В. Та-болиной. - С. 150.20

Часть I. Этнос, нация, этнопсихология

Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии

стичь в стране достойного политического статуса, удовлетворения сво­их особых прав»'.

Это означает, что этническое меньшинство, живущее в составе до­минирующего национального государства, может превратиться в на­цию. Такие этносы могут закрепить за собой постоянную территорию проживания.

7. Члены этноса обладают чувством идентичности с данной этни­ческой группой. Это означает, что члены этноса осознают и ценят свою принадлежность к этой этнической группе.

8. Некоторые исследователи считают, что общая религия всех чле­нов этноса также является признаком нации. Такая точка зрения особенно характерна для мусульманских авторов, в частности ту­рецких исследователей, часть которых является сторонниками пан­исламизма 2.

Но данная тенденция наблюдается и у некоторых христианских наро­дов. Например, ряд армянских авторов, в первую очередь религиозные мыслители, считают, что вера в христианскую религию является харак­терной чертой армянской нации. Связь «армянин — христианин» счи­тается неразрывной, и неверующий армянин уже вызывает недоуме­ние даже в наше время широкого распространения атеизма. Данная тенденция имеет глубокие исторические корни.

Любая этническая общность наследует целый ряд характеристик или маркеров. Среди них — раса, цвет кожи, язык, обычаи, географи­ческое происхождение и, как уже говорилось, религия. Как утверждает Р. Джексон, маркеры являются «оперативными опознавателями этни­ческих категорий» даже в том случае, если не признаются индивида­ми, которые их унаследовали. «Тем самым маркеры — это объектив­ные реалии. Как минимум, этническая общность состоит из личностей, разделяющих одну или несколько таких характеристик»3.

9. Еще один признак — общий язык, который служит средством об­щения внутри этноса. Язык этноса также является важным этнодиффе-ренцирующим признаком, или, как называют еще иначе, маркером.

Роль языка в качестве этнического признака велика там, где язык и этнос идентифицированы, где их связь является устойчивой и дол­говечной. Например, отличительной чертой русского этноса является

1 Таболина Т. В. Этничность и общество: поиск концептуальных решений // Эт­нология в США и Канаде. - М., 1989. - С. 148-176.

2 Еремеев Д. Е. Этногенез турок. — М., 1971. — С. 35.

3 Jackson R. Ethicity. In: Social science concepts: A systematic analysis. Ed. by G. Sartory. Beverly Hills. - London, 1984.

то, что практически все его представители говорят и мыслят на рус­ском языке.

В этногенетическом отношении язык следует рассматривать двояко:

а) как условие этногенеза: возникнув каким-то образом, язык, даже в своем зачаточном состоянии, объединяет определенное числолюдей, поскольку им легче понимать друг друга. Можно даже утверждать, что появление языка — начало осознанного существования этноса. Поэтому исследование генезиса национальных языков имеет важнейшее значение для понимания процесса этногенеза. Однако основой существования групп древнейших людей могла быть и неречевая коммуникация: язык жестов, поз, голосовых доречевых сигналов и т. п. Поэтому было бы не совсем верно говорить, что генезис этноса совпадает с появлением первых слов и словосочетаний. Для того чтобы последние появились, люди должны были жить совместно;

б) язык является также итогом этногенеза, поскольку в истории этноса он все время развивается и обогащается. Поэтому по уровню развитости языка можно судить об этнической, особенно этно­психологической, истории каждого народа.

Язык является одним из важнейших признаков этнической принад­лежности человека.

10. Важнейшей особенностью этнической группы является то, что ее члены обладают некоторыми общими психологическими особен­ностями. Именно в силу психологической общности большинства членов этноса возможна этническая психология как отдельная наука со своим особым предметом и методом. А утверждение, что «культур­ное единство членов этноса в свою очередь неразрывно связано с не­которыми особенностями их психики, главным образом оттенками, стилем проявления общечеловеческих свойств психики. Эти особен­ности в своей совокупности составляют так называемый этнический (национальный) характер», верно лишь частично'.

Как мы увидим, этническая психикачрезвычайно сложное дина­мическое образование, состоящее из многих механизмов и процессов, а национальный характер можно толковать совсем по-другому. Иссле­дование национального этнического характера — лишь одна из важ­нейших задач этнопсихологии.

Здесь следует отметить, что в качественной целостности каждого этноса вышеназванные черты по-особому сочетаются: каждый эт-

1 Этнография / Под ред. Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова. — М, 1982. — С. 5.22

Часть I. Этнос, нация, этнопсихология

Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии

нос можно охарактеризовать не отдельными признаками, а совокуп­ностью, системой признаков. Простое перечисление этих признаков не приводит к пониманию характерной особенности, специфичности этноса, поскольку этими же чертами могут обладать и другие этносы. Даже язык (например, русский, английский, армянский и т. п.) может быть одним и тем же для нескольких различных этносов. Только ка­чественное сочетание их и указание ведущих черт позволяет пока­зать специфичность этносов. Совершенно справедливо утверждение Ю. В. Бромлея и других специалистов, согласно которому у одних эт­носов ведущим признаком может быть язык, у других — быт, у треть­их — черты поведения и т. п.

Например, у современных армян, особенно тех, кто живет в других странах (в диаспоре), ведущими национальными чертами являются язык и религия, а быт может быть почти полностью таким же, как у представителей того большого и доминирующего этноса, в среде ко­торого они живут. К примеру, во Франции быт среднего армянина мало отличается от быта среднего француза, но сам он отличается от фран­цуза своим языком, мышлением, религией. Если он не сохранил эти признаки, тогда его нельзя назвать армянином-этнофором, т. е. носи­телем культуры и психологии своего народа. Только генетическая связь и память о своем этническом происхождении недостаточны для при­надлежности к армянскому этносу.

Когда этническая группа в расовом отношении является более или менее гомогенной, т. е. состоит в основном из представителей одной расы, тогда, характеризуя ее, следует использовать также расовые при­знаки (т. е. физико-антропологические черты). В таких случаях система критериев выделения этноса среди других становится более сложной. Причем такую группу одни внешние наблюдатели в одной ситуации могут воспринимать в качестве расовой, а другие наблюдатели и в дру­гих условиях — в качестве этнической группы. Это зависит от мотива­ции наблюдателей и от их апперцепции.

О конструктивизме в этнопсихологии

Точку зрения, согласно которой этносом яв­ляется та общность, члены которой счита­ют, что имеют общее происхождение, назы­вают примордиализмом (от англ. primordial — первозданный, изначальный, исконный).

Концепцию примордиальности этничности развивали К. Гирц, Р. Рам-бино, У. Кантор, Э. Стюарт, П. ван ден Берге, а в России — Ю. В. Бромлей. Эти авторы считали этничность качеством врожденным и неизменным, т. е. психобиологическим. Впервые американский социолог Э. Шилз использовал слова «примордиальные связи» в середине XX в., хотя

сам этот подход к этничности появился в XIX в. в Германии. Считает­ся, что осознание групповой принадлежности заключено в генетиче­ском коде и является результатом ранних этапов эволюции'.

Имея такую веру, этнофоры переживают эмоциональную привязан­ность друг к другу, словно находятся в родственных отношениях друг с другом. Как мы помним, веру в общее происхождение и чувство об­щей исторической судьбы мы включили в перечень основных призна­ков этнической общности.

Однако не все согласны с такой точкой зрения на этнос. В этнологи­ческих науках XX в. возникло направление, которое называют конст­руктивизмом (или «инструментализмом»). Его представители счита­ют, что этничность не является исконной, а создается, конструируется членами социальной группы, частью интеллигенции; этничность, по их мнению, создается для определенных этнополитических целей. Та­кую точку зрения развивают Д. Белл, М. Фишер, Дж. Окамура и др.

Хотя инструменталисты правы в том, что этничность, вернее, ее интенсивность, зависит от социальных и экономических условий об­щества, они не способны объяснить устойчивость этнических чувств и связей даже в Западной Европе, США и Канаде, в высокоразвитых индустриальных обществах.

Мы считаем, что необходимо осуществить синтез рассмотренных здесь подходов. Да, этничность является первобытным, идущим из глубин веков и эмоционально насыщенным явлением, но интеллиген­ция может оказать на нее влияние. Мы считаем, что приведенное выше описание черт этноса, являясь характеристикой этничности, содержит все необходимые предпосылки для развития этнопсихологии.

По-видимому, после «чувства» принадлежности к виду «человек разумный» (homo sapiens) главным для любого индивида является «чувство» этнической принадлежности. На основе этого «чувства» возникают этнические «я- (и мы-) концепции». В этом смысле «чув­ство» этничности первично. Отметим, что под «чувством» мы пони­маем психический комплекс, состоящий из образных, мыслительных и эмоциональных компонентов. Этническая группа редко бывает ма­лочисленной и простой, т. е. однородной по своей структуре. Напри­мер, такие этносы, как современные французы, немцы (германцы), рус­ские или армяне, являются большими группами и состоят из великого

' Тишков В. А. Очерки теории этноса и политики этничности в России. — М., 1997; Винер Б. Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения // Этнографическое обозрение. 1998. - № 4; Садохин А. П. Этнология. - М., 2000. - С. 80-85.24

Часть I. Этнос, нация, этнопсихология

Глава 1. Этнические группы и задачи этнопсихологии

множества других групп: классов и слоев (страт), организаций, семей­ных групп, профессиональных, возрастных, половых и территориаль­ных (городских и сельских общин) и других групп.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...