Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 3. Самоактивация и ресурсы человека




Занятие 1. Что мешает самоактивации человека?

Цель: Ознакомить людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с препятствиями самоактивации, направить на осмысление и анализ.

1. Беседа. Примерное содержание беседы. Главным препятствием самоактивации становится ощущение себя жертвой ситуации. В энциклопедическом словаре 1894 г. дается широкое определение понятия «жертва» – умилостивительное или благодарственное приношение Богу от плодов земных или из царства животных. Этимологически это слово происходит от глагола «жрети», «жрать», «пожирать» (отсюда – жрец) – как вследствие представления о том, что приносимое в жертву потребляется божеством, так и вследствие того, что жертва, по освящении ее, потреблялась самими приносящими» (С. 897).

Упражнение-эссе. А как Вы понимаете термин «жертва»? Какие ассоциации он у Вас вызывает?

Обсуждение.

Продолжение беседы. Что такое Игровая и социальная роли жертвы?

Тип и характер отношений ДОБРОВОЛЬНЫЙ (принимаемые) НАВЯЗАННЫЙ (отвергаемые)
СИТУАТИВНЫЕ ИГРОВАЯ РОЛЬ ЖЕРТВЫ СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ЖЕРТВЫ
ПОСТОЯННЫЕ ПОЗИЦИЯ ЖЕРТВЫ СТАТУС ЖЕРТВЫ

Рисунок. 2. Игровые и социальные роли «жертвы»

 

Позиция и игровая роль «жертвы» имеют свободный характер, но позиция более постоянна. Позицию «жертвы» человек выбирает сам (свободный характер), «нашел свое место», прочно стоит на нем. Например, игровая роль «жертвы» неоднократно приносившая положительный результат, закрепляется в модели поведения человека и переходит в позицию. Игровая роль «жертвы» – единица анализа свободных, но ситуативных отношений. Она может быть временной, которую человек выбирает в силу различных причин (например, привлечь внимание). Статус и социальная роль – это жестко регламентированные положения человека, имеющие характер предопределенных, навязанных. Здесь подчерчивается тотальность, неизбежность, часто пожизненность такого положения. Система социальных ожиданий как бы выталкивает человека в определенную социальную роль, например, «мальчик для битья», «белая ворона», «козел отпущения». Статус жертвы часто бывает навязан целой группе людей, переживших какую-либо трагедию (например, статус жертвы могут приобрети люди с ОВЗ).

Обсуждение. Возможно ли преодоление трудной жизненной ситуации через поведение жертвы? И насколько эффективно поведение того или иного типа жертвы? Насколько в нашем обществе роли жертвы навязываются инвалидам и людям с ОВЗ? Чувствуете ли Вы это на себе? Приведите примеры.

2. Продолжение беседы. Обсуждение типов жертвы. Приложение 3. Примечание: Ведущему желательно приготовить презентацию.

3. Упражнение. Маска – я тебя знаю. Работа в группах с одной из масок жертвы (на выбор).

Инструкция: Нарисовать маску жертвы, которую выбрали и рассказать о ней: что она чувствует, о чем она думает, что она делает и как ей живется? Что бы ей хотелось изменить и какими способами она может это сделать?

Обсуждение.

Материал для обсуждения

Притча Обезьяна и рыба

Случилось как-то большое наводнение, и застигло оно обезьяну и рыбу. Обезьяна, создание проворное и опытное, ухитрилась вскарабкаться на дерево и ускользнула от бушующих вод. Посмотрев со своего безопасного места вниз, она увидела, как отчаянно несчастная рыба борется со стремительным потоком. С самыми добрыми намерениями обезьяна наклонилась и вынула рыбу из воды. Результат был печален [5].

Обсуждение.

Прощание-Пожелание.

 

 

 

Занятие 2. Что помогает самоактивации? Ресурсы человека

 

Цель: Обнаружить и исследовать ресурсные составляющие преодолевающего поведения людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

 

1. Беседа. Примерное содержание беседы. Высокий темп современной жизни предъявляет к человеку повышенные требования, требует соответствующей активности от личности, и не просто приспособительной активности, но активности преобразующей. Во многом этому способствуют внутренние ресурсы личности. Ресурсы– (от франц. ressourse – вспомогательное средство). В психологии это «сильные стороны» личности, которые увеличивают вероятность преодоления стрессов. Наряду с понятием ресурс зачастую используется понятие потенциал. Потенциал (от латинского potentia – сила) – источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели. В личностном потенциале заложены способности к творчеству, стремление к самосовершенствованию и саморазвитию. Личностный потенциал понимают и как внутреннюю физическую и духовную энергию человека, его деятельную позицию, направленность на творческое выражение и самореализацию. Наличие у нас личностного потенциала является необходимым условием успешности деятельности. Личностный потенциал – это система внутренних и внешних возобновляемых ресурсов личности, имеющих четкую структуру (Рис.1). Один из уровней этой структуры составляют личностные (внутренние) ресурсы, определяющиеся спецификой особенностей личности (темперамент, характер, способности). Другой уровень составляют внешние ресурсы (все, что относят к средовым ресурсам: окружающая обстановка, учебная, семейная и т.п.). Внешние и внутренние ресурсы в своей совокупности влияют и образуют личностный потенциал.

 

 

Рисунок 3. Система ресурсов человека

Ресурсы отличаются не только источником их возникновения (внешние и внутренние), но и содержанием. Для каждого вида ресурсов характерна определенная способность к сохранению и накоплению, способность адаптации к изменяющимся условиям, способность ресурсов к взаимному влиянию друг на друга и на личностный потенциал в целом.

Обсуждение.

2. Упражнения (на выбор руководителя).

1) «Мои внутренние ресурсы» (продолжительность 20 минут)

2) «Путешествие по внутренним ресурсам» (продолжительность 40 минут)

Материал для упражнения 1 размещен в Дневнике Жизнестойкости (рисунок 2.).

 

Рисунок 4. Структура внутренних ресурсов человека

Инструкция: Сегодня мы будем работать с внутренними ресурсами, которые помогают преодолеть любые трудные жизненные ситуации. Внутренние ресурсы человека представляют соединение неких структурных элементов. К ним мы можем отнести физический компонент (энергопотенциал, психомоторика); когнитивный компонент (мышление, воображение, и др.), эмоционально-волевой (чувства, интуиция, воля). Существует и понятие реабилитационного потенциала, которое также способствует самоактивации личности.

Пояснение: Каждый участник должен описать компоненты своих внутренних ресурсов и рассказать, как они выражены в его личностном потенциале, какие развиты в большей степени, какие в меньшей. Какие требуют коррекции. Что хотелось бы изменить и т.п.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...