Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика «Реабилитационный потенциал личности» разработана И.Ю. Кулагиной и Л.В. Сенкевич в 2011 г. и апробирована в 2012—2013 гг.




Вопросы Варианты ответов
  Часто ли Вы думаете о своей болезни?   А. Постоянно Б. Часто В. Редко
  Зависит ли Ваше настроение от болезни? А. Да Б. Нет В. Трудно ответить
  Как Вы относитесь к житейским проблемам в последнее время? А. Иногда включаюсь в их решение Б. Стараюсь от них отгородиться В. Они мне по-прежнему интересны
  Нужно ли рассказывать близким и друзьям о проблемах со своим здоровьем? А. Да, они обязательно поддержат. Б. Да, но немногим – мало кто меня поймет В. Нет, на понимание и сопереживание никто не способен
  Изменились ли Ваши интересы за время болезни? А. Да, меня теперь мало что интересует Б. Да, мои интересы расширились. В. Нет, у меня остались прежние интересы.
  Как Вы думаете, жизнь здорового человека отличается от жизни больного? А. Да, конечно. Б. Не всегда В. Практически нет
  Часто ли Вы радуетесь? А. Да, я нахожу много поводов для радости Б. Меня трудно чем-то порадовать В. Иногда у меня бывает очень хорошее настроение
  Легко ли Вас расстроить? А. Да, мне приходится часто расстраиваться Б. Я огорчаюсь по серьезным поводам В. Меня трудно вывести из равновесия
  Мешает ли Ваша болезнь жить так, как Вам хочется? А. Да, мешает Б. Доставляет некоторые неудобства В. Я живу, не ориентируясь на болезнь
  Есть ли у Вас близкие люди, с которыми Вас связывают глубокие отношения? А. Да, есть любимый человек (или друг). Б. У меня есть приятели В. Постоянных глубоких отношений ни у кого не бывает
  Как Вы оцениваете свой интеллектуальный потенциал? А. Как относительно низкий Б. Как средний В. Как достаточно высокий
  Любите ли Вы свою работу (учебу)? А. Да, люблю Б. Я не работаю (не учусь) В. Работаю (учусь), но без особого интереса
  Есть ли у Вас сейчас увлечения (хобби)? А. Да Б. Трудно сказать В. Нет
  Кто виноват в том, что Вы больны? А. Никто – так сложилось Б. Я сам В. Те, кто меня окружал
  Способны ли Вы контролировать свои эмоции и поведение? А. Да, всегда Б. Не во всех ситуациях В. В последнее время контроль полностью нарушен
  Изменились ли Ваши отношения в семье? А. Нет, не изменились Б. Да, обо мне теперь больше заботятся В. Да, исчезло взаимопонимание
  Как Вы решаете возникающие у Вас проблемы? А. Мне не по плечу решение всех проблем Б. Справляюсь с ними самостоятельно, никого не беспокоя. В. Решаю их вместе с родными или друзьями
  Бывают ли у Вас болезненные состояния? А. Да, бывают Б. Иногда бывают, но по разным причинам В. Я их постоянно испытываю
  Изменились ли Ваши представления о себе за время болезни? А. Да, и я стал себя больше уважать Б. Да, и я стал себя больше жалеть В. Нет, практически ничего не изменилось
  Насколько важно для Вас сохранить здоровье? А. Для меня это сейчас — единственно важное в жизни Б. Это одно из наиболее значимых моих стремлений В. Такое желание у меня возникает от случая к случаю.
  Считаете ли Вы себя счастливым человеком? А. Да, я счастливый человек, несмотря на все мои проблемы Б. Да, хотя с некоторыми оговорками В. Нет
  Верите ли Вы в эффективность лечения Вашей болезни? А. Да, конечно Б. Нет В. Современная медицина может многое, но далеко не все.
  Изменилось ли Ваше настроение за время болезни? А. Я стал более раздражительным Б. Я стал более уравновешенным В. Не знаю
  Как Вы справляетесь со своей болезнью? А. Я упорно борюсь с болезнью и возникающими из-за нее трудностями Б. Я перед ней капитулирую В. Стараюсь сохранить баланс сил
  Может ли эта болезнь вызвать скорую смерть? А. Да, больные люди долго не живут. Б. Течение болезни бывает разным В. При правильном образе жизни и лечении можно жить долго
  Как Вы относитесь к себе? А. Как к тяжело больному человеку Б. Как к сильному человеку, способному преодолевать трудности В. Как к человеку, который живет так, как хочет
  Изменились ли Ваши взаимоотношения с окружающими людьми за время болезни А. Изменились в лучшую сторону Б. Остались такими же, как прежде В. Изменились в худшую сторону
  Отличается ли Ваша жизнь от жизни Ваших ровесников? А. Нет, моя жизнь так же полноценна, как у других Б. Да, болезнь снижает качество жизни В. У каждого из нас свои проблемы

 

Ключ

Компоненты реабилитационного потенциала Баллы №№ ответов Максимально возможное число баллов по шкале
Внутренняя картина болезни   1в, 2б, 4а, 6в, 9в, 14в, 18б, 22а, 25в, 28а  
  1б, 2в, 4б, 6б, 9б, 14а, 18а, 22в, 25б, 28в
  1а, 2а, 4в, 6а, 9а, 14б, 18в, 22б, 22а, 28б
Мотивационный компонент   3в, 5б, 12а, 13а, 20б, 24а  
  3а, 5в, 12в, 13б, 20а, 24в
  3б, 5а, 12б, 13в, 20в, 24б
Эмоциональный компонент   7а, 8в, 15а, 23б  
  7в, 8б, 15б, 23в
  7б, 8а, 15в, 23а
Самооценочный компонент Я-концепция   11в, 19а, 21а, 26б  
    11б, 19в, 21б, 26в
    11а, 19б, 21в, 26а
Коммуникативный компонент Межличностные отношения   10а, 16б, 17в, 27а  
  10б, 16а, 17б, 27б
  10в, 16в, 17а, 27в
Общий уровень реабилитационного потенциала     Сумма баллов по всем шкалам    

 

3. Тест Жизнестойкости (скрининговая версия) Е.Н.Осин, 2013 [7]

  УТВЕРЖДЕНИЯ Нет Скорее нет Скорее да Да    
  Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела        
  Мои мечты редко сбываются        
  Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны        
  Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей        
  Я часто сожалею о том, что уже сделано        
  Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми        
  Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль        
  Иногда меня пугают мысли о будущем        
  Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются        
  Мне кажется, жизнь проходит мимо меня        
  Мне кажется, если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете        
  Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал        

 

 

Ответы оцениваются по шкале: нет – 3 балла, скорее нет –2 балла, скорее да – 1 балл, да – 0 баллов (за исключением пункта 12, где шкала приобретает вид 0 – 1 – 2 – 3 балла). Общий показатель жизнестойкости: сумма баллов по пунктам 1 – 12.

Субшкала Вовлеченность: пункты опросника: 1, 4, 7, 10.

Субшкала Контроль: пункты опросника: 3, 6, 9, 12.

Субшкала принятия риска: пункты опросника: 2, 5, 8, 11.

Значения в 17 баллов и ниже могут рассматриваться как показатель сниженной жизнестойкости, 10 баллов и ниже –низкой жизнестойкости.

 

Приложение 2.

 

Приложение 3.

Описание некоторых масок жертвы.

Из книги М.А.Одинцовой «Психология жертвы. Сказкотерапия для взрослых» Самара. Бахрах. 2015 [8].

Маска первая «Инфантильная жертва»

К игровой роли жертвы мы можем отнести изнеженных, избалованных,инфантильныхлюдей. Такая роль дает возможность привлечь не только много внимания от окружающих, или, например, способствует удачному замужеству, но и позволяет достичь положения в обществе, «стать принцессой», как это случилось в известной сказке Х.К.Андерсена «Принцесса на горошине».

Как помним, принц «объехал весь белый свет», а настоящей принцессы все не находилось. «Так он и вернулся домой ни с чем. Раз вечером разыгралась непогода: молния так и сверкала, гром гремел, а дождь лил как из ведра. Вдруг в городские ворота постучали и старый король пошел отворять. У ворот стояла принцесса. Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая принцесса!» (…). Старая королева решила это проверить. «В спальне она сняла с постели все тюфяки и подушки и положила на доски горошину; поверх горошины постлала двадцать тюфяков, а еще сверху двадцать пуховиков. На эту постель и уложили принцессу на ночь. Утром ее спросили, как она почивала. «Ах, очень дурно! Сказала принцесса. – Я почти глаз не сомкнула! Бог знает, что у меня была за постель! Я лежала на чем-то таком твердом, что у меня все тело теперь в синяках! Просто беда!. Тут-то все и увидели, что она была настоящею принцессой! Она почувствовала горошину через сорок тюфяков и пуховиков, – такой деликатною особой могла быть только настоящая принцесса. (Х.Андерсен, с. 32).

В этом случае мы видим уж очень деликатную особу-жертву. Принцесса, видимо, знала, что принц ищет себе невесту (ведь он «объехал весь свет» в поиске настоящей принцессы). А слухи тогда распространялись очень быстро, тем более о таких важных особах. Главная героиня выждала удачный момент, появилась в непогоду, вызвав жалость и сочувствие от окружающих. «Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток». Наутро, проявив изнеженность, свойственную только настоящим принцессам, она заявила, что не удалось всю ночь глаз сомкнуть, т.к. «Бог знает, что у меня была за постель! Я лежала на чем-то таком твердом, что у меня теперь все тело в синяках!» И добилась своего, «принц женился на ней» (Х.Андерсен, с. 32).

Манипуляция в данном случае дает положительный результат. Но изнеженность, избалованность могут привести к серьезному постепенному отставанию ор­ганизма и психики (инфантильность). Инфантильность – одна из форм отставания в психическом развитии за счет не достаточной сформированности социальной компоненты. Важными и значимыми признаками инфантильности являются не самостоятельность, зависимость от других старших и даже младших, реагирование на любые ситуации (не говоря уже о трудных) способами, присущему более младшему возрасту. В целом, у инфантильного человека отсутствуют даже самые необходимые навыки социально-компетентного поведения. Психический инфантилизм выражается в незрелости человека, в задержке становления личности, при которой поведение не соответствует возрастным требованиям. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранении детских качеств личности. Естественно, что инфантильные люди не самостоятельны. Они привыкли к тому, что другие все решают за них.

Инфантильность, как проявление безответственности, несамостоятельности, даже некоторой психической неполноценности быстро разрушают личность. Человек остается незрелым на протяжении всей жизни, и приобретает, порой уродливые черты. Все мы неоднократно встречали «молодящихся» особ с большим количеством украшений в виде роз, цепей, кружев, «изящных» перчаток, узорных чулок, крестов, и т.п. Данный образ с сочувственной издевкой представлен в известном небольшом живописном полотне «Старая кокетка» Бернардо Строцци.

Распространяющаяся в последнее время инфантильность – это серьезная и очень опасная тенденция, похожая на быстро распространяющееся заболевание, которым можно заразиться незаметно. Причинами инфантильности могут являться многие факторы, среди которых: нежелание расти, взрослеть; нежелание принимать свой возраст, «молодиться», боязнь ответственности взрослой жизни; избалованность, в некой степени эгоизм, не желание развиваться внутренне, уход от реальности. В итоге, сегодня мы имеем то, что имеем – незрелого молодого и, порой уже немолодого человека или молодую (немолодую) особу, абсолютно не умеющих преодолевать трудности современной жизни, зато умеющих блистательно играть роль жертвы, потому что она приносит потрясающие результаты: внимание, любовь, признательность, обязательства окружающих, а при удачном стечении обстоятельств, и положение в обществе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...