Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример 2. Л.Бетховен (17.12.1770 – 26.3.1827) великий композитор




 

 

В конце 1790-х годов у Бетховена начала развиваться глухота. Он осознал, что эта болезнь прогрессирует и грозит полной потерей слуха. В октябре 1802 года, находясь под Веной, Бетховен составил для своих братьев документ крайне пессимистического содержания, известный как "Хайлигенштадтское завещание". Вскоре, однако, он сумел преодолеть душевный кризис и вернулся к творчеству. Новый этап ознаменован усилением драматических и героических мотивов в его музыке. В качестве эпиграфа ко всему периоду мог бы служить авторский подзаголовок Третьей симфонии - "Героическая". Героическим духом проникнуты и такие произведения, как Пятая симфония с ее знаменитым "мотивом судьбы", опера "Фиделио" на сюжет о плененном борце за справедливость, "Крейцерова соната", фортепианная соната "Аппассионата". За 11 лет из-под его пера вышли 16 произведений крупного масштаба: 2 виолончельные и 5 фортепианных сонат, тридцать три вариации на вальс А.Диабелли, Торжественная месса, Девятая симфония и 6 струнных квартетов.

Задание: Прослушать Лунную сонату Бетховена[1].

Обсуждение. Некоторые комментарии к обсуждению. Первая часть сонаты. Нежность, печаль, раздумье. Исповедь страдающего человека. Финал звучит как буря, все сметающая с пути. Иногда, кажется, что наступает полное изнеможение, но человек вновь поднимается, чтобы преодолеть страдания. Заключительная часть – это схватка человека с самим собой. Финал – главенствующая часть сонаты, здесь все, как в жизни, как случается у многих людей, для которых жить – значит бороться, побеждать страдания.

2. Упражнение «Я полководец!» (работа в Дневнике).

Строим график. На вертикальной линии – «ум, который есть у каждого», на горизонтальной – «воля, которая есть у каждого».

Инструкция: Определи (проведи линию), сколько у тебя воли и ума для достижения своей цели. И какие эмоции ты переживаешь, глядя на свою картинку?

Обсуждение.

Домашнее задание. Книга М.Веллера «Приключения майора Звягина» Глава VIII. Живы будем - не помрем. [2]

Ритуал – Прощание.

 

Занятие 2. Смыслы и Жизненные предназначения

Цель: расширить представление людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью о жизненных ценностях и смыслах, жизненных предназначениях человека.

1. Беседа. Примерное содержание беседы. Имеет ли жизнь смысл? И, если да, то какой? В чем именно? Или жизнь вообще бессмысленна? Какие ценности являются самыми важными для человека? В чем заключается жизненное предназначение каждого? Эти вопросы в глубине души мучают каждого. Человек на время может совсем забыть об этом, погрузиться с головой в будничные проблемы, заботы, интересы. Но совсем отмахнуться от этих вопросов нельзя. И даже самый «духовно тупой», спящий человек периодически возвращается к ним, потому что приближается смерть. Умирать страшно. Боится, как правило, тот, кто не раскрыл смысл жизни. Страх перед смертью – это фактически трансформированный страх перед жизнью. Бывает жизнь проходит очень быстро, дни сменяют один другой как в калейдоскопе, и однажды вдруг человек становится перед фактом: жизнь прошла, и жизни не было, потому что не было в ней смысла. Многие философские и психологические течения рассматривают проблему смысла с разных позиций. Виктор Эмиль Франкл, австрийский психиатр и психолог, находит смысл жизни в самой жизни, в каждом ее мгновении. Им была создана логотерапия, согласно которой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующие во внешнем мире смыслы: смысл учебы, смысл работы, смысл любви, ненависти, страдания, смерти, существования и т.д. Жизнь не может лишиться смыслов ни при каких обстоятельствах. Смысл жизни всегда может быть найден.

 

2. Упражнение: «Мои смыслы» (работа в Дневнике).

Инструкция: Запишите вопросы и дайте сразу ответы на них. У вас получится небольшой трактат о поисках смыслов.

1. Что я даю жизни? (творчество, работа, учеба…)

2. Что я беру от жизни? (ценности, переживания, опыт…)

3. Моя позиция по отношению к судьбе. Как я отношусь к тому, как я живу.

4. К чему я стремлюсь?

5. Что я даю труду?

6. Что я беру у труда?

7. Как я отношусь к труду?

Обсуждение.

3. Упражнение «События моей жизни» (работа в Дневнике).

Инструкция: Перед Вами две оси: горизонтальная – ВРЕМЯ (годы жизни), вертикальная – ЗНАЧИМОСТЬ СОБЫТИЯ от 0 до 10. Ось ВРЕМЯ задается самим участником (по годам или подробнее). На ней в соответствующем месте нужно изобразить в виде столбика важные события своей жизни: прошлой, настоящей, будущей, а по вертикальной оси отложить личную значимость каждого события (от 0 до 10).

Синим цветом – события прошлого по значимости. Красным – настоящего. Зеленым – будущего.

Для руководителя: Нормальная картина предполагает приблизительно одинаковое количество красного, зеленого и синего цвета. Наличие проблем с будущим указывает на полное отсутствие зеленого, либо присутствие одного-двух столбиков, относящихся к определенным годам жизни: когда-нибудь умру, когда-нибудь стану богатым… Анализируется и интенсивность переживаний того или иного события в жизни.

При анализе можно заострить внимание на следующих вопросах:

Ø Как протекала ваша жизнь до сегодняшнего дня?

Ø В чем ваши крупные успехи и поражения?

Ø Как вы живете сейчас?

Ø Ваши успехи и поражения.

Ø Как вы представляете будущее?

Ø До какого возраста вы хотели бы дожить?

Ø Чего хотели бы достичь?

Обсуждение.

4. Упражнение «Мои ценности и жизненные предназначения»

Инструкция: Состоит из нескольких этапов.

1. Напишите на отдельном листе (в специально выделенном пространстве Дневника) все-все свои желания. Чем больше напишете, тем лучше.

2. На следующем листе Дневника попробуйте все разнообразие ваших желаний привести в порядок: сгруппируйте их так, как вам этого хочется. Дайте каждой из групп название (можно метафорой) и обозначьте символом. Промежуточное обсуждение количества групп, их названий и символов.

3. На следующем листе в центре нарисуйте свое Я, или символ себя, а вокруг расположите выделенные вами группы так, как считаете нужным.

4. Сделайте анализ по перечисленным ниже вопросам:

Ø Что является главной ценностью для вас?

Ø Каким образом расположились группы?

Ø В чем видится ваше жизненное предназначение?

Ø Можно ли все, что получилось на рисунке объединить в одно целое?

Ø Какой образ получился?

Ø Что он значит для вас?

Ритуал - Прощание.

 

Занятие 3. Искусство ставить цели и побеждать

Цель: Развитие у лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья способностей к постановке конкретных целей и стремлений к их реализации.

 

1. Беседа. Примерное содержание беседы: Самое трудное – это научиться использовать ресурсы собственного «Я» и направлять их на достижение успехов. Множество людей по разным причинам часто не имеют представления о том, что бы они хотели делать. Необходимо помочь им найти свою цель и двигаться к ней, иначе они никогда не достигнут успеха. Человек чем-то напоминает велосипед, который в состоянии сохранять равновесие только в движении по направлению к чему-то. Мы созданы преодолевать препятствия и решать проблемы, а если этого нет, то мы не удовлетворены жизнью, и несчастны. Люди, которые говорят, что они несчастливы – это люди, не имеющие конкретной осмысленной цели. Но достаточно ли просто иметь цель? Что нужно человеку для того, что бы цель достичь? Как вы понимаете слова: самостоятельность, активность, активация?

Обсуждение.

Продолжение беседы. Человеку характерно стремление к поддержанию оптимального уровня активации, а значит к самоактивации, потому что именно это позволяет ему наиболее эффективно действовать. Мы все хотим быть эффективными. Наиболее эффективная и полноценная деятельность человека возможна на основе личностного потенциала, вовлеченности и интереса к жизни, миру, другим людям, ответственности и т.д. Какое же место занимает самоактивация в структуре личностной активности?

Активность – это свойство и состояние человека, проявляется в виде следующей цепочки: 1) физиологической активации организма, которая переходит в 2) психическую активацию, и только потом в 3) психическую активность, которая, в свою очередь, и приводит к 4) проявлению внешней активности человека на моторном и личностном уровнях. Активность личности начинается с феномена, хорошо известного в возрастной психологии – «я сам», в который включается активация и самостоятельность в их единстве, отсюда – самоактивация. Рис. 1.

 

 

Рисунок 1. Самоактивация в структуре активности человека

Продолжение беседы. Многие, когда говорят о целях, о своих планах на далекое или недалекое будущее акцентируют свое внимание на недостатках времени, как бы оправдывая себя в невыполнении той или иной цели.Именно самоактивация во многом предопределяет, будет ли "дружить " человек со временем.Отношения человека со временем являются первым показателем его личностной зрелости и успешности. Гармоничные отношения со временем означают две вещи:

Ø способность жить настоящим, т.е. переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не как подготовку к будущему или как роковое следствие прошлого;

Ø способность ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т.е. видеть свою жизнь целостной.

 

2. Диагностическая игра, состоящая из двух коротких методик (работа в Дневнике).

 

1) Проективная методика «Я» в прошлом, настоящем и будущем (Л.Б.Шнейдер, 2005) [по 5].

Инструкция: Нарисуйте себя в прошлом, настоящем и будущем и подпишите «Я – в прошлом». «Я – в настоящем». «Я – в будущем».

По рисунку проводится беседа. Следует выяснить не просто представленность временных категорий, но и отраженность в них самой жизни человека. Наиболее удобным является внесение элемента «Я», что дает возможность воспроизвести на языке рисунка рассказ о своей жизни.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...