Обсуждение. Приведите примеры из собственной жизни.
Продолжение беседы. Любое явление имеет свою противоположность. Где бы мы не поставили точку на одной половине цилиндра – ей соответствует такая же точка на другой. Например, у листа бумаги всегда две стороны – одна без другой не существует. У магнита всегда два полюса, магнит с одним полюсом невозможен. Где есть верх, там есть и низ, твердое и мягкое, сильное и слабое, плюс и минус, черное и белое. И так далее. Все в мире делится на противоположности, каждая вещь, каждое явление в мире имеет оборотную сторону. Счастье – страдание. Дуальные пары играют в нашей жизни огромное значение. Суть этого восприятия мира прекрасно передали китайцы много тысячелетий назад. Это знаменитая китайская монада. Самый главный вывод, который можно сделать, заключается в том, что наш мир двойственен, состоит всего из двух начал. Счастье невозможно почувствовать, не зная, что такое страдание. Именно это имеют в виду белый и черный цвета: в нашем мире существуют всего два противоположных начала, поддерживающих друг друга и одновременно отрицающих, борющихся друг с другом. Одна половина попеременно опирается на другую. Одна половина существует только потому, что существует другая, поэтому они едины. Они ослабляют друг друга, потому что все-таки существуют раздельно, они – разные, между ними всегда идет борьба. Эта борьба имеет результатом то, что одно из начал попеременно берет верх над другим. Вселенная и люди существуют и развиваются благодаря единству и борьбе этих начал. Обсуждение. Ритуал-Прощание. Занятие 2. Все о психотравмах и как с ними совладать Цель: расширить представления людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья о типах психологических травм, и способствовать изменению взглядов на травмирующие жизненные события.
1. Беседа. Примерное содержание беседы. Само понятие психологической травмы было введено в психоанализ и понималось как неожиданное чрезмерное раздражение, в результате которого привычные способы защиты оказываются бессильными, человек становится абсолютно беспомощным. Считается, что психологическая травма – это особое внутреннее состояние, адаптивная реакция, направленная на самоизменения. Иногда сравнивают понятие «психической травмы» с хирургическими терминами. Так, в хирургии раны бывают открытыми и закрытыми, зияющими и асептическими, осложненными вторичной (присоединившейся) инфекцией, заживающими первичным или вторичным натяжением, не оставляющими последствий или завершающимися тяжелыми (келоидными) рубцами, требующими дополнительного хирургического вмешательства, но уже в безопасных условиях и при анестезии некоторые легкие травмы остаются практически незамеченными. Все те же характеристики можно отнести и к психологической травме. Так, психологическая травма может быть открытой и закрытой, осложненной прошлыми неприятностями, либо сопровождающаяся негативными событиями в настоящем («беда не приходит одна»); заживающая быстро, либо имеющая хронический характер; не оставляющая последствий либо завершающаяся тяжелыми душевными рубцами, которые периодически заявляют о себе и требуют психологической помощи. Материал для обсуждения
Притча «О гвоздях» Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. Его несдержанность больно травмировала, обжигала многих людей. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдерживает своего гнева в отношении какого-либо человека, вбивать один гвоздь в столб забора. В первый же день в столбе появилось несколько десятков гвоздей. На следующей неделе их стало гораздо меньше. И с каждым днем число забиваемых гвоздей уменьшалось.
Наконец пришел день, когда сын не вбил ни одного гвоздя. Он поделился этим с отцом, а тот сказал, что каждый раз, когда сыну удастся вести себя терпимо и внимательно по отношению к какому-либо человеку, он может вытаскивать из забора по одному гвоздю. Пришел день, когда в заборе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: – Ты неплохо справился, но видишь, сколько на заборе осталось дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-то злое, у него в душе остается такой же шрам, как эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты попросил прощения – шрам остается (М.А. Одинцова, 2015. С. 32) [по 8]. Обсуждение. Методика изучения степени травматизации Шкала ПТС [4] Инструкция: Оцените, насколько утверждения подходят Вам для описания переживаний значимой, жизненно важной ситуации и связанных с ней проблем. Коротко опишите эту ситуацию: что это за ситуация, когда она произошла?____________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка выраженности признака, отображенного в утверждении, осуществляется на основе пятибалльной шкалы: почти всегда — 5 баллов; часто — 4 балла; иногда — 3 балла; редко — 2 балла; никогда — 1 балл. Утверждения: 1. Все решения я принимал с мыслями и переживаниями об этой ситуации 2. Я чувствовал, что переживания об этом отнимают слишком много времени и сил 3. Мне было плохо от того, что многое зависит от переживания этой ситуации 4. Эта ситуация могла непредсказуемо и внезапно вызвать тяжѐлые переживания 5. Я был вынужден менять свои планы из-за переживаний об этом 6. Мне было очень трудно сопротивляться переживаниям этой ситуации 7. Многие отношения (на работе, в учебе, знакомстве, на отдыхе, с близкими) зависели от этих переживаний 8. Переживания об этом были очень значимы по сравнению с остальными проблемами 9. Я думаю, что многое бы отдал, чтобы никогда не испытывать таких переживаний 10. В переживании этой ситуации я чувствовал активную поддержку, помощь со стороны кого-либо 11. Многие знакомые, близкие искренне понимали мои переживания этой ситуации
12. Я мог абсолютно доверить кому-нибудь переживания об этом 13. У меня было ощущение бесконечности этих переживаний 14. Я старался, чтобы скорее закончилась тяжесть этих переживаний 15. Я планировал, думал, чтобы как можно быстрее избавиться от мучительности этих переживаний.
Обработка результатов Методика содержит пять субшкал, представляющих психотравматические характеристики, каждая из которых содержит по три описывающих еѐ пункта-утверждения соответственно: 1. Переживание состояния фрустрации – пункты 1, 2, 3; 2. Переживание неопределенности воздействия стрессора — пункты 4, 5, 6; 3. Переживание значимости ситуации – пункты 7, 8, 9; 4. Переживание дефицита поддерживающих отношений – пункты 10*, 11*, 12*; 5. Переживание длительности ситуации – пункты 13, 14, 15. Оценки отмеченные звездочками, подсчитываются в обратном порядке, так как увеличение баллов по этим признакам снижает общий коэффициент психотравматизации. Основные характеристики ПТС: 1. Переживание состояния фрустрации – переживание невозможности справится с ПТС своими силами; 2. Переживание неопределенности воздействия стрессора – переживание непредсказуемости, неожиданности и внезапности воздействия ПТС; 3. Переживание значимости ситуации – переживание высокой субъективной значимости происходящей ситуации по сравнению с другими; 4. Переживание дефицита поддерживающих отношений – переживание непонимания, невозможности обсудить происходящее и поделиться своими эмоциональными состояниями; 5. Переживание длительности ситуации – переживание невозможности осмыслить и завершить непрерывность происходящей ПТС.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|