Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обсуждение. как Вы думаете, где место самоактивации в данной системе личностных ресурсов?




Упражнение 2. «Путешествие по внутренним ресурсам»

Цель и инструкция те же, что и в упражнении 1.

Материал для упражнения 2. Каждый ресурсный компонент изобразить на отдельном листе бумаги – потребуется 7 листов и цветные карандаши (работа в Дневнике)

Данное упражнение состоит из нескольких последовательных этапов. В качестве примера приведем один из них.

Инструкция: Представьте себе свой энергопотенциал в виде образа, предмета, явления и т.п. и нарисуйте его на отдельном листе бумаги. Опишите свой образ.

Примечание: По этой схеме-инструкции необходимо описать и обсудить в группе все структурные компоненты личностных ресурсов: мышление, воображение, интуиция, психомоторика, воля, чувства.

3. Заполнить опросник Реабилитационный потенциал личности (И.Ю.Кулагина, Л.В.Сенкевич, 2015). Приложение 1.

Обсуждение. При обсуждении можно задать участникам следующие вопросы: «Какой компонент твоей ресурсной системы является самым сильным и способствует самоактивации»? «Какой самым слабым и препятствует самоактивации»? «Кто друг другу помогает?» и т.п.

Ритуал-Прощание.

 

Занятие 3. Жизнестойкое преодоление

Цель: Проанализировать психологическое содержание жизнестойкого совладания с трудностями и травмами, сделав акцент на компоненте самоактивации

 

1. Беседа. Примерное содержание беседы. В теории жизнестойкости С.Мадди самоактивации (самостоятельность + активность = самоактивация) уделяется особое внимание. Жизнестойкость, по мнению автора, состоит из трех взаимосвязанных характеристик: вовлеченности (включенности), контроля (управление событиями своей жизни) и вызова (принятия риска). Вовлеченность – это активное участие во всем, что происходит с человеком, интерес к миру и жизни. Контроль – это путь преодоления, в результате которого можно влиять на последствия происходящих вокруг событий. Вызов – это достижение мудрости, учась на собственном опыте, позитивном или негативном.

2. Тестирование. Тест жизнестойкости (Е.Н.Осин, 2013) (работа в Дневнике). Приложение 1.

Обсуждение.

Продолжение беседы. В психологии Самоактивация личности – это психологическая активация, включающая восприятие, оценку, анализ внешних сигналов(условий среды, примеров значимых для себя людей), их внутреннюю переработку и принятие наиболее ценного и значимого для себя. В результате этого человек в состоянии управлять собой, на основе внутреннего потенциала и жизнестойкости (позитивного восприятия жизни и внутренней картины болезни, активности при решении учебных, бытовых и профессиональных задач, отношения к себе как к человеку, осознающему свои ограничения и уверенному в своих возможностях).

3. Рефлексия: «Самоактивация = Я САМ?» (работа в Дневнике)

Инструкция: Что такое Я САМ для Вас лично?

4. Просмотр мультфильма "Нехочуха" [6]

Обсуждение.

Ритуал-Прощание.

Занятие 4. Личностный потенциал – основа самоактивации

Цель: расширить представление людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья о личностном потенциале человека

 

1. Беседа. Примерное содержание беседы. Энергопотенциал компонент, который относится к внутренним ресурсам человека. Теория жизнестойкости, о которой мы говорили, описывает согласованность или несогласованность между привычным и реальным уровнями активации или напряжения. Понятие активации при этом обозначает уровень возбуждения, оживленности, энергичности. Существует ряд психологических техник и методик, позволяющих не только диагностировать уровень развития энергопотенциала каждого человека, но и пополнить его.

2. Упражнение «Мой энергетический запас» Упражнение с палкой, скакалкой или веревкой.

Примечание: Упражнение проводится стоя (для колясочников сидя). Если в группе есть люди с ДЦП, упражнение проводить не стоит. Или можно разделить группу на участников и экспертов. Экспертами могут стать люди, у которых ограничены возможности рук.

1) Берете палку двумя руками сверху, руки внизу на ширине плеч, а палка касается бедер.

2) По команде «начали» растягиваем палку в разные стороны с силой примерно 90% от вашей максимально возможной.

3) Продолжительность растягивания палки – 60 секунд, после чего дается команда «стоп!». Пальцы разжать, палку отпустить.

4) После этого закрыть глаза, расслабиться, превратиться в наблюдателя за своим собственным телом.

5) Очень важно дать волю рукам. Пусть тело само распоряжается собой и руками. Руки расслаблены и ждите.

Примечание: Обратить внимание на амплитуду движения рук и время удержания рук в тонической активности – критерий мощности энергопотенциала человека.

Если руки совершают полную амплитуду и удерживаются тонической активностью мышц в позе «руки вверху», это говорит об оптимальном состоянии, состоянии гармонии механизма таланта, о сверхвысоком энергетическом запасе человека. Как правило, возникает удивление, наслаждение и удовлетворение от своего необычного психического состояния. Такой человек работает на полную мощность. Условия для его развития наиболее благоприятны.

Состояние энергетической нормы определяет тоническая активность психомоторной системы, которая способна длиться в пределах 60 секунд и поднимать руки только до уровня плеч. В этом состоянии уже недостает работы мудрости тела. Это, конечно, норма — среднее количество энергопотенциала, а не тот рабочий оптимум для плодотворной работы всего механизма таланта: он чем-то ограничен, что-то его тормозит или просто ему не хватает энергии для разгона в работе. Если у вас состояние энергетической нормы, то это не плохо, но и не очень хорошо. Существует какая-то причина, которая сдерживает развитие той или иной стороны механизма таланта. Чтобы вырваться из состояния энергетической нормы, необходимо внимательно изучить свой режим жизни и устранить то, что ограничивает наши возможности.

Пограничные состояния. Они характеризуются тем, что тоническая активность психомоторики не может удерживать руки даже на уровне плеч. Руки невысоко взлетели и упали, совсем не двигаются, висят, словно плети. Такое состояние неблагоприятное, но и не фатальное. Это говорит об утомлении или о переутомлении. Это, скорее всего, последствия недавних или очень давних воздействий стрессоров на человека.

Обсуждение.

3. Продолжение беседы. Тезисы для обсуждения в малых группах.

Источники энергопотенциала:

1) Продукты питания.

2) Солнечная лучевая энергия.

3) Искусство.

4) Другие люди.

5) Знания.

6) Сон.

7) Вера в себя, искренняя любовь к себе.

8) Осмысленность существования.

Что забирает нашу энергию?

1) Плохие друзья.

2) Разочарования.

3) Сомнения в себе, недовольство собой.

4) Не любимое дело.

5) Самовлюбленные знакомые.

6) Недовольство окружающих.

Список можно пополнять. Обсуждение

Ритуал-Прощание.

 

Занятие 5. Внешние и внутренние причины самоактивации

Цель: расширить представление людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья о внутренних и внешних причинах самоактивации человека

1. Беседа. Примерное содержание беседы. Талантлив каждый человек. Если, конечно, он сам себя не разрушил ленью, нежеланием работать или учиться и т.д. Но вокруг нас мы видим очень мало талантливых, творческих людей, потому что большинство просто не осознает себя таковыми. Стиль жизни не пробудил в них скрытые механизмы творчества. Многие люди работают в пол силы, а то и на один процент действительно заложенного в них потенциала. Мир – это большая система, в которой создается наша биография. Сейчас вам представляется возможность посмотреть на себя, определить свое место в мире и свою позицию при помощи придуманной вами биографии. События прошлого пусть останутся такими, какими они были на самом деле. События будущего можно придумать. Создайте свой мир – со своей свободой, самостоятельностью, ответственностью, неповторимостью. Помните, вы пишете психологическую автобиографию, наполненную чувствами и мыслями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...