Проективная методика «Человек под дождем».
Материал: лист А4. Инструкция: Нарисуйте на одной половинке страницы человека, а потом на другой – человека под дождем. Рисуйте тем, что вам больше нравится: краски, карандаши, фломастеры и т.п. В результате должно получиться два рисунка: «Человек» и «Человек под дождем». Предлагается описать чувства, мысли человека и человека под дождем. Обсуждение. Примерный список вопросов при обсуждении: Ø Расскажите о человеке, и человеке под дождем: кого нарисовали первым, что рисовалось легче? Ø Насколько комфортно чувствует себя человек в той или иной ситуации? Ø Что чувствует тот и другой человек? Ø О чем думает тот и другой человек? Ø Какой это дождь? Нравится ли человеку этот дождь? 5. А теперь напишите сказку о человеке под дождем, который пережил….. (задается тип ситуации, определенный самим участником в методике изучения степени травматизации). 6. Упражнение «Кто я?». Инструкция: Вам необходимо письменно ответить на вопрос: «Кто Я?». Главными условиями являются: 1) честность перед самим собой; 2) необходимо дать ответы в форме существительных; 3) таких существительных должно быть не менее сорока (чем больше, тем лучше). Обобщить полученную информацию в результате ответов на вопрос «Кто Я?» в форме эссе. Обсуждение. Ритуал-Прощание. Занятие 3. Ситуация болезни – это травма? Цель: расширить представление людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья о ситуации болезни и возможностях преодоления 1. Беседа. Примерное содержание беседы. Трудные жизненные ситуации представляют собой особый случай психологических ситуаций, среди которых можно выделить несколько групп: 1) трудные жизненные ситуации, связанные с болезнями, опасностями инвалидности или смерти;
2) трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи (затруднения, противодействие, помехи, неудачи); 3) трудные ситуации, связанные с социальным взаимодействием (ситуации «публичного поведения», оценки и критика, конфликты, давление, и т.п.). 2. Упражнение «Оцени ситуацию» (когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации, связанной с заболеванием) на основе следующих признаков. Примечание: Использовать наглядное отображение нижеперечисленных признаков трудности ситуации (это могут быть диаграммы, рисунки, и проч. на усмотрение каждого) · «Насколько данная (описываемая, происшедшая) ситуация значима для Вас? Оцените ее по 10-бальной «шкале значимости». · Насколько она является стрессогенной для Вас? · Прогнозируема она? · Контролируете ли Вы ситуацию? · Критерий, связанный с «потерями», важно дополнить критерием «приобретения», т.е. ответить на два вопроса: Что я теряю при этом, и что я приобретаю? Эту работу можно проделать, разделив лист бумаги на две части. На одной половине перечислить все потери, на другой – все приобретения, их должно быть не менее десяти, и они не должна повторяться. Обсуждение. 3. Упражнение. На выбор руководителя: Нарисуй свою болезнь. Или нарисуй свою трудную жизненную ситуацию. Инструкция: Закрыть глаза и представить свою болезнь в виде какого-то образа. Первый образ, который пришел в голову самый верный. Рассмотри его. Что это или кто это? Что чувствует твоя болезнь? О чем она думает? О чем мечтает? Открыть глава и нарисовать, и описать все то, что представилось. Обсуждение. Занятие 4. Что такое психологическое волшебство?
Цель: Научить людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья самостоятельному анализу актуальной для них трудной жизненной ситуации 1. Беседа. Примерное содержание беседы. Человеку еще с древнейших времен было свойственно стремление к чудесам, волшебству, магии. Слово магия (от лат. magia, от греч. magéia), означает колдовство, чародейство, волшебство, обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов. Стремления людей к сверхъестественному рождаются от ощущения собственного бессилия перед происходящим в их жизни. Человек никак не может понять, что является самым могущественным волшебником на земле, что все ответы на обращенные к сверхъестественным силам вопросы заключены в нем самом. Силы, позволяющие разрешить многочисленные проблемы в жизни человека, также находятся вовсе не за пределами него, а в нем самом.
Обсуждение. Причины всепоглощающего фатализма. Обсуждение метафоры. «Если ты ищешь человека, который протянул бы тебе руку помощи, вспомни, что у тебя уже есть две руки» (Н.Пезешкиан).
2. Упражнение «Волшебная палочка» (работа в Дневнике). Инструкция: Нарисуйте пять ступеней. Первая ступень «Наблюдение/дистанцирование». Именно так обозначается данная ступень у родоначальника данного направления Н.Пезешкиана. Примечание: мы сохранили авторские наименования каждой из ступеней, переосмыслив и наполнив их необходимым содержанием. Цель: Определить актуальную на сегодняшний день проблему (с чем хочу работать, что волнует меня больше всего?). При реализации поставленной цели используются все доступные источники, которые дают информацию об актуальной проблеме. Следует четко и подробно, а главное, честно описать ситуацию, вызывающую беспокойство. Возможно проведение дополнительного тестирования, обсуждение результатов тестирования. Примечание: Зачастую работа продвигается успешнее, если предложить сравнение актуальной для проработки ситуации с сюжетом какой-нибудь истории, сказки, и др. Опыт показывает, что, как правило, легче вспоминаются сказочные истории и сказочные персонажи. В сознании человека сразу всплывает сказочный персонаж, на который он похож при переживании заявленной ситуации (проблемы). Вторая ступень «Инвентаризация», представляющая собой контрольную функцию учета внутренних и внешних факторов активизации возникшей проблемы. Иными словами, следует вспомнить, был ли опыт преодоления актуальной (подобной) ситуации в прошлом?
Цель: Проанализировать прошлый опыт, возможные преодолевающие механизмы, специфику преодолевающего поведения и т.п. Возможно проведение дополнительных диагностических процедур. Примечание: отслеживать, что происходит со сказочным персонажем, который был обозначен на первой ступени. Третья ступень «Ситуативная поддержка», позволяющая выделить позитивные аспекты потерь, которые связаны с данной ситуацией (их должно быть не менее 10). Нужно остановиться и на негативных моментах этих же негативных событий (также не меньше 10). Примечания: 1) В процессе такой работы вскрываются «вторичные выгоды», происходит инсайт. Важно эти моменты фиксировать. 2) По временным затратам это самая продолжительная ступень. 3) Строго отслеживать возможные манипулятивные трюки с самим собой (часто одну и туже мысль человек подает под «вуалью» разных слов. 4) Не забывать отслеживать динамику изменений сказочного персонажа. Цель: Исследовать и задействовать собственный механизм творчества, лежащий в основе самопомощи, помочь обнаружить его ресурсные компоненты. Обнаружить «вторичные выгоды», зафиксировать инсайты. Возможно использование дополнительных психологических техник и методик. Четвертая ступень «Вербализация» ориентирована на конкретизацию происходящего в жизни человека. Уточняется, какие проблемы остались открытыми? Какие должны быть решены в ближайшее время? Какой девиз в этом может помочь? Что происходит со сказочным героем? Девиз может стать руководством к действию. Девиз выражается в кратком метафоричном высказывании. Расширить цели. Примечание: На данной ступени всплывает на поверхность целый «веер» актуальных проблем, которые до этого момента были скрыты. Важно их зафиксировать, вернуть на первую ступень, и по той же схеме отработать. Человек освобождается от груза тягостных переживаний, связанных с той или иной проблемой и становится волшебником, в руках которого «Волшебная палочка» начинает работать.
Цель: Помочь выйти на уровень осознания собственных возможностей при совладании с трудностями. Мотивировать на дальнейшую самостоятельную работу по ступеням самопомощи с одной из «всплывших» проблем. Пятая ступень «Расширение системы целей и смыслов» предполагаетрасширение представлений о своих неисчерпаемых возможностях с выходом на уровень авторства собственной жизни. Цели и пожелания на ближайшие 5 лет, 5 месяцев, 5 дней исследуются и прорабатываются согласно девизу, который был выработан в процессе прохождения пятиступенчатой модели самопомощи. Цель: Расширить представления о своих актуальных способностях, направить на позитивное оценивание своих возможностей, помочь определить перспективные направления собственного личностного развития. Примечание: Возможно использование дополнительных психологических техник и методик. Обсуждение. Как изменился сказочный герой? Каким он был и каким он стал? Какие у него планы на будущее и т.п. Ритуал-Прощание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|