Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика «Временной семантический




Дифференциал» (Е.А.Головаха, А.А.Кроник, 2008)

Инструкция: С помощью предлагаемых шкал попытайтесь оценить свои переживания времени в настоящий период Вашей жизни. Если Вы в наибольшей степени согласны с утверждени­ем, приведенным на одном из концов шкалы, обозначьте Ваш ответ. Если Вы в одинаковой мере согласны с обоими утверждениями, поместите Вашу отметку в середине шкалы. Промежуточные между крайней и средней оценки соответствуют большему или меньшему согласию с тем или иным утверждением.

 

  ВРЕМЯ 2 4 6 8 10 12 14 ВРЕМЯ
Н течет медленно х----х-----х----х-----х----х----х течет быстро
Н пустое х----х-----х----х-----х----х----х насыщенное
К плавное х----х-----х----х-----х----х----х скачкообразное
Э приятное х----х-----х----х-----х----х----х неприятное
К непрерывное х----х-----х----х-----х----х----х прерывистое
Н сжатое х----х-----х----х-----х----х----х растянутое
К однообразное х----х-----х----х-----х----х----х разнообразное
Н организованное х----х-----х----х-----х----х----х неорганизованное
К цельное х----х-----х----х-----х----х----х раздробленное
Э беспредельное х----х-----х----х-----х----х----х ограниченное

Примечание: максимальная выраженность каждого деления равна 2 баллам. В левой колонке отмечены сокращенные наименования шкал.

Шкалы методики:

1) Континуальность-Дискретность времени (К): плавность-скачкообразность; непрерывность-прерывистость; цельность-раздробленность; однообразие-разнообразие.

2) Напряженность времени (Н): сжатость-растянутость; пустота-насыщенность; неорганизованность-организованность; быстрое-медленное.

3) Эмоциональное отношение ко времени (Э): неприятное-приятное; ограниченное-беспредельное (Е.А.Головаха, А.А.Кроник, 2008. С. 147) [по 5].

 

Обсуждение.

Продолжение беседы. Вопросы о времени очень актуальны, многие не научились ценить время. Отношения со временем должны строиться на «научной основе», важно «подружиться со временем», сделать так, чтобы оно «не сердилось».

Обратите внимание, как вы относитесь к словам «понадобится еще пятнадцать лет… «Тоскливо. Правда? Сколько вам сейчас лет? Сколько бы не было, все равно, прожитые годы воспринимаются как пролетевшее мгновение. Вроде жизнь была, а вроде бы все это было лишь сном. Пролетит еще пятнадцать лет, и они тоже превратятся в мгновенье. Теперь оглянитесь назад и вспомните, как вы собирались, например, изучать язык. Прошло время, а вы до сих пор собираетесь, хотя надо было потратить всего двадцать минут в день.

Обсуждение.

4. Упражнение «Я – попал в цель!»

В жизни человек может быть таким, каким он хочет. Учеба, работа нужна для того, чтобы человек мог собой гордиться. А для того, чтобы собой гордиться, необходимо работать над своими волевыми качествами, иметь четкие определенные цели и стремиться к их реализации. Перед вами две мишени, с которыми можно работать ежедневно. См. Приложение 2. Планируя какое-либо дело, отмечайте ежедневно, насколько точно и успешно вы попадаете в цель. Одна мишень может быть черного цвета (назовем ее мишенью неудач), другая красного (мишень успехов). Стрелками отмечаем дело, событие, цели, задачи и т.д. И насколько точно или не совсем вы добились желаемого. Важен и качественный анализ неудачных и удачных попаданий. Рефлексия поможет вам анализировать промахи, искать пути исправления ошибок и более рациональными способами достигать желаемого.

Обсуждение.

Ритуал-Прощание.

Занятие 4. Что такое счастье

И успех?

 

Цель: Помочь людям с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья осознать истинное значение счастья и успеха.

 

1. Беседа. Примерное содержание беседы. Жизнь – поток нейтральных событий, таких же, как рост дерева или взрыв вулкана. И только после наших интерпретаций события приобретают то или иное значение: положительное или отрицательное. Человек всегда стремится к положительному. Если попытаться найти одно-единственное слово, выражающее самое главное, что нужно любому человеку, слово это будет СЧАСТЬЕ.Принимая близко к сердцу судьбу дорогого человека, мы интересуемся главным: доволен ли он своей жизнью? Счастлив ли?

Обсуждение. Что такое счастье? Напишите, что означает данное слово для вас лично.

Продолжение беседы. С одной стороны это знают все. С другой – этого не знает никто. В любом сборнике изречений знаменитых людей этому вопросу посвящены целые разделы. Это и высшая степень радости, наслаждения, удовлетворения. Чтобы исполнились самые главные и сильные, заветные желания и мечты. Чтобы все было так, как хочется. В счастье человек расцветает, глаза сияют, на губах улыбка, дело в руках спорится, он большой оптимист. Жизнь прекрасна! К этому любой стремится. Счастье – это не то, что человек имеет, а то, что он испытывает. Счастье – это сильнейшее приятное ощущение. Человек переживает наслаждение от достижения трудной цели, от осознания своей победы, от совершенного открытия, от красоты природы, от людской благодарности и признания, от своей значительности и свободы. А как быть счастливым? Как испытать это наслаждение? Приведите примеры.

Обсуждение.

Упражнение «Подарки жизни».

Инструкция: Представьте себе, что вы сидите в парке на скамейке. Солнце светит ярко, все спокойно и мирно. Вы расслабленны и восприимчивы ко всему, что происходит. Вот издалека идут люди и несут разные свертки, перевязанные лентами. Эти люди подходят к вам и вручают вам подарки. Вы принимаете эти подарки, рассматриваете их, благодарите каждого, кто их преподнес.

Обсуждение.

Обсуждается умение принимать от жизни все подарки: и приятные и неприятные.

Продолжение беседы. А что такое успех? Какое место он занимает в жизни человека? Существует около трехсот различных определений счастья. Определений успеха – не меньше. Обратимся к словарям. Успех – это удача в достижении чего-нибудь, общественное признание, хорошие результаты в работе, учебе. С самых древних времен люди уделяли успеху много внимания. Многие мифы, сказки, Библия, Коран учат, как достичь успеха в жизни. При этом достижение успеха ставилось во главу угла, как важное условие обретения счастья.

Существует несколько подходов к пониманию успеха. Западный подход носит экстравертированный характер. Главное – эффективное общение, взаимодействие. Берет свое начало этот подход с древнегреческой философии, которая связывала успех с овладением ораторским искусством, достижением статуса и богатства. Современные западные показатели успеха мало чем отличаются от древнегреческих.

Восточный подход носит в большей мере интровертированный характер. Успех обретается через преобразование себя для достижения внутренней гармонии, покоя, накопления энергии. Такой подход берет свое начало в Восточной философии.

Есть народы в большей степени ориентированные на успех и его внешние атрибуты (Америка, Западная Европа) и народы, менее ориентированные на успех и его внешние проявления (страны Востока, славяне).

Обсуждение.

Что мешает человеку добиться успеха?

Совместное вырабатывание критериев. Работа в малых группах.

Обсуждение.

1. Жизнь прошлым. Концентрируясь на нем, как на лучшей части своей жизни, человек не оставляет времени на настоящее и будущее и не застрахован от случайностей.

2. Смотреть на себя как на жертву злой судьбы, рокового стечения обстоятельств.

3. Считать, что всегда существует одно единственное правильное решение, единственный выход. Это мешает увидеть новые эффективные решения и добиться успеха.

4. Заниматься негативным программированием (например: у меня не получится).

5. Концентрироваться на неприятных аспектах ситуации. Придумывать себе новые проблемы, не позволяющие добиться успеха.

6. Верить в роковые пророчества.

Обсуждение

Просмотр мультфильма "Ох и Ах" [3] Обсуждение негативных и позитивных установок героев.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...