П.А.Федотов Свежий кавалер
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Маска пятая «Зависимая жертва»
Зависимое поведение в психологии рассматривается широко. Все мы знаем об алкогольной зависимости, наркотической зависимости, игорной зависимости, но редко или никогда не задумываемся, что люди могут страдать от зависимости во взаимоотношениях, от любовной зависимости. Зависимость дает человеку возможность бежать от действительности, а точнее – бежать от самого себя, растворяясь в мире другого человека В психологии под зависимым поведением понимают разновидность девиантного поведения, характеризующегося непреодолимой подчиненностью собственных интересов интересам другой личности, невозможность быть самостоятельным и свободным в выборе поведения. Перечислим лишь немногие характеристики, выделяемые в структуре личности зависимого типа: готовность соглашаться с другими, из страха быть отвергнутым; готовность добровольно идти на выполнение унизительных или неприятных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих; плохая переносимость одиночества; ощущение опустошенности или беспомощности, когда обрывается близкая связь; охваченность страхом быть отвергнутым; легкая ранимость, тревожность, податливость малейшей критике или неодобрения со стороны, и т.п. «Зависимая жертва» является еще одним ликом игровой роли жертвы. Такая жертва, теряет себя в пространстве другого человека. «Я» не есть «Я», «Я» = «Другой». Человек утрачивает свои собственные границы в другом человеке, растворяется в нем, происходит полное слияние и превращение в жертву. Такая зависимость является разрушительной для личности, потому что его индивидуальность погибает.
К.Васильев Русалка
Маска шестая «Козел отпущения» Особый случай в психологии представляет теория козла отпущения. Фрустрация (блокирование достижения цели), боль, переживание несчастья часто вызывают у людей враждебность. В этом случае мы нередко переадресовываем нашу злость на любую попавшуюся мишень. Так, после поражения Германии в Первой мировой войне и последовавшего за этим экономического хаоса многие немцы увидели зло в евреях. Задолго до того, как Гитлер пришел к власти, один немецкий лидер заявил: «Евреи – это очень удобно. Если бы евреев не было, их пришлось бы выдумать» (цит. По Allport,, в кн. Майерса, 2004,с. 274). В средние века люди вымещали свой страх и враждебность на ведьмах, которых они время от времени сжигали или топили. В это же время бытовал относительно безобидный обычай швырять гнилыми яблоками, помидорами, или тухлыми яйцами в какого-нибудь ярмарочного шута. Архетип «Козла отпущения» изобильно представлен в мифологии, фольклоре, библейских сюжетах. Древние евреи сдавали все свои грехи раз в году специальному козлу, которого потом отпускали в пустыню на верную гибель. Вместе с ним, якобы, уходили все проблемы жителей данного населенного пункта. «И возьмет двух козлов и поставит их пред лицом Господним у входа скинии собрания; и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения; и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения [и чтоб он понес на себе их беззакония в землю непроходимую]» (Ветхий завет.Левит, ст. 16). Известен также факт принесения Авраамом жертвы Богу. Сначала речь шла о сыне Авраама, Исааке, но в последний момент Бог сжалился и согласился на барана вместо Исаака. «Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего» (Библия: Быт.22:12-19).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|