Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностические лабораторные исследования




Диагностические лабораторные исследования

Диагностические лабораторные исследования включают специальные методы исследования, позволяющие подтвердить правильность диагноза.

• Патоморфологическое исследование: микроскопия биоптата и определение характера патологического процесса, типа клеток, проведение иммунофлюоресценции, иммунофенотипирования, использование специальных методов окраски и т. д.

- При некоторых заболеваниях гистологическое исследование бывает решающим (опухоли кожи, ретикулез, саркоидоз и т. д. ). В некоторых случаях биопсию проводят для контроля эффективности лечения.

- В ряде случаев в диагностике используют мазки-отпечатки для определения атипичных клеток (опухолевых при длительно незаживающих язвах, акантолитических - при пузырчатках и т. д. ).

• Микроскопическое исследование чешуек кожи, корок, экссудата, волос, ногтей.

- Грибы: препарат обрабатывают 10% раствором КОН; посев на специальные среды.

- Бактерии: окраска мазка по Граму, бактериологическое исследование, определение чувствительности к антибиотикам.

- Вирусы: мазок содержимого везикул (проба Тцанка), вирусологическое исследование (полимеразная цепная реакция - ПЦР).

- Спирохеты: микроскопия в темном поле.

- Паразиты: определение чесоточного клеща, клеща Demodex folliculorum при микроскопировании.

• Исследование крови: общий анализ крови, биохимический анализ крови, определение гормонального профиля, исследование крови на стерильность, определение антител к инфекционным агентам, уровень антинуклеарных антител, проведение аллерготестов, серологических реакций и т. д.

• Исследование мочи: общий анализ мочи, моча в лучах лампы Вуда - оранжево-красный цвет при поздней порфирии.

• Люминесцентная диагностика с помощью лампы Вуда кожи, волос.

• Аллергические кожные пробы (аппликационные, скарификационные и внутрикожные).

• Инструментальные методы: ультразвуковое исследование (УЗИ), рентгенография, компьютерная томография (КТ), магнитнорезонансная томография (МРТ) и др.

Особенности обследования больного венерическим заболеванием

Особенности сбора анамнеза заболевания: выяснение сроков инфицирования, источника заражения, бытовых и половых контактов. Обязателен осмотр всего кожного покрова, слизистых оболочек и волосистой части головы.

Симптомокомплекс больного сифилисом соответствует таковому при кожном процессе. У больных гонореей и негонококковым вульвовагинитом при выяснении субъективных симптомов обращают внимание на наличие выделений, зуда, жжения, боли при мочеиспускании, частоту мочеиспускания. При объективном осмотре обращают внимание на характер выделений из влагалища, уретры (гнойные, слизистые, слизисто-гнойные), их обильность (обильные, скудные).

Для диагностики венерических заболеваний используют общеклинические, бактериоскопические, бактериологические, молекулярные (ПЦР) методы. Наиболее тонкими диагностическими методами являются серологические реакции: микропреципитации (РМП), прямой гемагглютинации (РПГА), иммуноферментный анализ (ИФА).

Особенности обследования детей

На приеме больного дерматозом ребенка или при поступлении его в стационар врач сталкивается с известными трудностями, связанными с выяснением жалоб и сбором анамнеза.

Приемы обследования детей несложны, но включают ряд обязательных правил.

• Необходимо, чтобы с больным ребенком приходили лица, которые проводят с ним большую часть времени и обладают наблюдательностью, так как, во-первых, от точности их ответов нередко зависит, в каком направлении пойдет клиническое мышление врача; во-вторых, обследование близких родственников может подтвердить правильность некоторых инфекционно-паразитарных заболеваний (чесотки, пиодермии и т. д. ), а также ряда наследственных болезней.

• Знание точного возраста ребенка способствует более точной постановке диагноза, так как существует зависимость клинических проявлений дерматозов от возраста ребенка (атопический дерматит, чесотка, псориаз и др. ), а некоторые заболевания кожи вообще не характерны для детского возраста (пузырчатка, пемфигоид, розовые угри).

• Начать прием лучше с опроса родителей, прежде всего для получения общей информации о ребенке, а также для того, чтобы ребенок привык к врачу - «оценил» его со стороны. Лучше, чтобы маленький ребенок во время разговора был на руках у родителей, где ему привычнее и спокойнее.

• Прямое общение с ребенком хорошо начинать со знакомства (имя, возраст), предложения поиграть с игрушками, находящимися в кабинете, разговором на «интересные» темы (питомцы, игры, школа и т. д. ). Общение с ребенком лучше проводить на уровне с ним, чем стоять «над ним», что его отпугивает.

• При осмотре нельзя торопиться. Начать следует с визуального осмотра и только затем переходить к пальпации.

• Необходимо помнить, что дети, особенно маленькие, не могут правильно отвечать на сложные вопросы, поэтому их надо адаптировать к возрасту ребенка, делая вопросы более доступными и понятными.

Собирая у родителей anamnesis morbi (болезни) ребенка первого года жизни, врач пытается установить связь кожных проявлений с питанием и уходом.

Анамнез жизни (anamnesis vitae) выясняют по следующей схеме.

Беременность: какая по счету, течение ее 1 и 2-й половины. Питание матери во время беременности, соблюдение ею режима дня, частота и длительность прогулок. Заболевания во время беременности и примененная терапия. Использование отпуска по беременности. Регулярность наблюдения в женской консультации и результаты консультаций у других специалистов.

Роды: какие по счету, на какой неделе беременности. Длительность родов (1 и 2-й периоды), их характеристика. Применение стимуляции или акушерских пособий. Крик ребенка. Применялось ли оживление. Характеристика новорожденного (масса тела, рост, окружность головы), оценка его состояния по шкале Апгар. Когда отпала пуповина и как быстро зажила пупочная рана. Когда ребенка выписали из родильного дома, масса тела при выписке.

Вскармливание: 1-е прикладывание к груди, докорм, прикорм, их состав и сроки введения. Аппетит ребенка. Стул.

Уход: кто ухаживает, выполнение гигиенических правил (купание, умывание, туалет глаз, слизистых оболочек носа, половых органов), обработка и хранение детского белья, наличие в доме домашних животных.

Развитие ребенка: прибавка массы тела на первом году жизни, рост ребенка, развитие статических и психических функций, прорезывание зубов и т. д.

Перенесенные заболевания: характер их течения и терапии. Сделанные прививки (БЦЖ, АКДС, введение коревой и полиомиелитной вакцин) и их переносимость.

Для детского дерматолога необходимо знание условий быта ребенка. При сборе анамнеза учитывают заболевания, перенесенные как ребенком, так и его родителями (длительные хронические инфекции - туберкулез, сифилис и др.; хронические интоксикации - химическими веществами, алкоголем, наркотиками и др.; хронические дерматозы с наследственным характером течения - атопический дерматит, псориаз, ихтиоз и др. ).

Дерматологический осмотр и описание локального статуса производят по тем же правилам, что и у взрослых. У детей особое внимание уделяют ладоням и подошвам, так как в раннем детском возрасте некоторые кожные и венерические заболевания наиболее выражены в этой области (сифилитическая пузырчатка, чесотка и др. ), осмотру волосистой части головы (педикулез, грибковые инфекции).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...