Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Диагностика эмоционально личностной сферы




1. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1. 1. Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника

 

Л. П. Стрелковой были разработаны следующие параметры эмоционального развития дошкольники:

• адекватная реакция на различные явления окружающей среды;

• дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональ­ных состояний других людей;

• широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмо­ционального состояния в речевом плане, терминологическая ос­нащенность языка;

• адекватное проявление эмоциональною состояния в ком­муникативной сфере.

Исходя из этого в условиях детского дошкольного учрежде­ния можно использовать разные методики изучения эмоцио­нального развития ребенка. В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, используются наблюдение, эксперимент и проективные рисуночные тесты. Этими методиками могут успешно пользоваться как специали­сты-психологи, так и воспитатели, поскольку, наблюдая ребенка каждый день, имеют возможность тщательно исследовать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах. Регулярное наблюдение позволяет достаточно объективно оценить эмоцио­нальное состояние ребенка в условиях детского сада при взаи­модействии с воспитателем и со сверстниками, в процессе орга­низационной деятельности и в отдельных режимных моментах.

Однако при использовании данного метода возникают следую­щие сложности:

• невозможно избежать субъективизма наблюдателя, так как, интерпретируя результаты наблюдений, психолог (педагог) не ограничивается только научными представлениями, но и вклю­чает в оценку собственные стереотипы суждений, эмоциональ­ные отношения, ценностные ориентации и т. д.;

• наблюдатель может фиксировать только внешние выраже­ния эмоций, а различные эмоции могут выражаться одним и тем же способом. Например, и от страха, и от удивления широко открываются глаза, увеличиваются зрачки; опушенные глаза и голова могут выражать застенчивость, страх или нежелание общаться; слезы могут быть вызваны страхом, печалью или гневом.

Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок при интер­претации результатов, следует отказаться от преждевременных выводов, тщательно фиксировать внешние проявления поведе­ния, продолжать наблюдение по возможности длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов. Подтвердить или опровергнуть сделанные выводы можно с помощью специ­альных рисуночных методов.

Наблюдения за ребенком должны происходить в естествен­ной ситуации: в группе, на прогулке, во время прихода в дет­ский сад и ухода из пего. В ходе наблюдения следует обратить внимание на такие параметры эмоциональных проявлений, как эмоциональный (рои, имеющий много общего с настроением (но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния), который может быть либо положительным, либо отрицательным. В целом эмоцио­нальный фон даст психологу информацию о степени эмоцио­нального благополучия ребенка.

Другой важный параметр - выраженность эмоций. Зачас­тую дошкольники не владеют культурными формами выраже­ния эмоций, не всегда могут сдерживать такие эмоциональные проявления, как плач, крик и т. п. Важно попробовать увидеть, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир ребенка, усвоил ли он эмоциональные оттенки, или его эмоции «пло­ские», односторонние, невыраженные.

Следующий важный параметр — эмоциональная подвиж­ность. Эмоции детей более подвижны, чем у взрослых, что внешне выражается в быстрой и легкой смене от печали к радо­сти, «от горя к веселью». Однако чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной под­вижности, неустойчивости.

Выделяют следующие ситуации, в которых эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко, что дает воз­можность пронаблюдать и оценить степень эмоционального реагирования ребенка на данные воздействия.

Страх:

• приход в детский сад;

• незнакомая, удивительная игрушка;

• поломка игрушки;

• плач, крик сверстника, друга;

• нападение сверстника, друга;

• неуспешность в деятельности;

• незнакомые звуки;

• запрет, ругань, крик со стороны взрослого;

• незнакомое помещение;

• появление и приближение незнакомых взрослых или детей.

Гнев:

• уход матери, близкого взрослого;

• желание иметь что-то, чем обладает сверстник;

• желание иметь что-то, чем обладает взрослый;

• желание иметь что-то, что нельзя взять;

• сложная в использовании игрушка, поломка игрушки;

• внимание близкого обращено на другого ребенка;

• другой ребенок забирает игрушку, нападает, дразнится, прячет игрушку;

• сверстники не принимают в игру;

• неуспешность на занятиях;

• воспитатель забирает игрушку, обижает, ругает;

• физическое наказание;

• наличие препятствия.

Радость:

• приход в детский сад/домой;

• выполнение задания, действия;

• восприятие собственного отражения в зеркале;

• восприятие отражения другого ребенка, друга в зеркале;

• сверстник дурачится;

• внимание, похвала другого человека при взаимодействии и общении;

• совместная игра;

• смешные незнакомые звуки;

• воспитатель заигрывает с детьми, веселит их.

Печаль:

• приход в детский сад;

• уход матери, близкого взрослого;

• игра, общение со сверстниками;

• невнимание со стороны взрослого;

• наказание, порицание взрослого;

• трудности при выполнении задания;

• сверстники не принимают в игру.

Интерес:

• приход в группу, прогулка;

• незнакомый взрослый;

• незнакомый сверстник;

• новая игрушка;

• незнакомая игра;

• рассказ взрослого или показ чего-либо;

• проявление интереса на прогулке, во время занятия к пред­метам окружающей среды, явлениям природы;

• подготовка к праздникам. Удивление:

• появление чего-либо/кого-либо в группе;

• незнакомая игрушка;

• на занятиях (прогулке) услышал или увидел что-то новое;

• новая игра;

• знакомый сверстник, друг ведет себя по-другому;

• близкий взрослый общается иначе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...