1.2. Фиксация результатов оценки эмоционального состояниядетей
1. 2. Фиксация результатов оценки эмоционального состояниядетей Предложенная классификация предполагает наблюдение за ребенком или группой детей в режимные моменты, в процессе учебной, спортивной, игровой деятельности и свободной игры. Поскольку основным методом оценки эмоционального состояния ребенка является наблюдение, используются таблицы фиксации результата. Можно использовать оценки в баллах, применять цвета или любые другие знакомые обозначения. Мы применяем различные цветовые оттенки, так нагляднее выделяются те ситуации из жизни ребенка в детском саду, в которых он чувствует себя комфортно или неблагополучно. Кроме того, использование цвета позволяет избежать классификации детей по тому или иному признаку и деление их на «хороших» или «плохих». В результате наблюдения можно выявить причины неблагополучия, трудности, возникающие у ребенка в тех или иных ситуациях, оценить собственные промахи, что помогает понять причины затруднений при взаимодействии с ребенком и найти средства их преодоления. Каждый ребенок проявляет свои эмоции по-разному, поэтому необходимо обращать внимание на степень проявления эмоции конкретного ребенка в той или иной ситуации и именно эту реакцию положить в основу оценки эмоционального состояния. Для этого можно использовать шкалу оценки проявления эмоционального неблагополучия и эмоционального комфорта.
ШКАЛА ОЦЕНКИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
При наблюдении за ребенком его эмоциональное состояние в ситуациях взаимодействия ребенка с родителем, ребенка с воспитателем, ребенка со сверстником фиксируется по соответствующей индивидуальной схеме.
ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
Код ребёнка______________возраст_________ № группы______________________
1. 3. Адаптивная методика Е. В. Кучеровой для проведения одномоментного обследования эмоционального самочувствия ребенка в детском саду Цель: получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей в группе по результатам кратковременного наблюдения, индивидуальных собеседований и индивидуальных экспериментов с детьми. Методика применяется при работе с детьми старшей и подготовительной групп детского сада (то есть рассчитана на детей старшего дошкольного возраста) и проводится поэтапно с выполнением трех заданий: 1) составление проективного рассказа; 2)определение ребенком эмоционального состояния человека; 3)работа с картинками.
1. 3. 1. Методика «Проективные рассказы» Для участия в данном задании произвольно отбираются шесть детей группы. Задание проводится индивидуально с каждым ребенком. Педагог дает ребенку следующую инструкцию: «Мне интересно, как ты живешь в группе. Я хочу узнать о тебе и других детях побольше. Чтобы нам поближе познакомиться, давай вместе поиграем. Сейчас я буду рассказывать тебе истории про мальчика (девочку), а ты будешь мне помогать. Я начну рассказывать, а ты продолжишь. Только говорить нужно очень быстро, чтобы мы смогли рассказать как можно больше историй».
Затем ребенку предлагается серия проективных рассказов. Имя ребенка должно совпадать с именем персонажа рассказа. В целом рассказы носят нейтральный характер. Взрослый с помощью интонации поддерживает интерес ребенка к деятельности. Рассказ 1. (Имя ребенка) должен выступать на празднике. Он выучил стихотворение, надел нарядный костюм. А что случилось потом? Рассказ 2. (Имя ребенка) играет со своим другом в группе. Его позвал к себе воспитатель. А что случилось потом? Рассказ 3. (Имя ребенка) завтракает. Вот он уже все съел. А что случилось потом? Рассказ 4. (Имя ребенка) обедает. Больше ему есть совсем не хочется. А что случилось потом? Рассказ 5. (Имя ребенка) испачкал стол красками. А что было потом? Продолжение рассказа, которое придумывает сам ребенок, фиксируется в протоколе. Взрослый дает лишь общую оценку продолжениям каждого из рассказов. Они могут носить положительный, нейтральный и отрицательный характер. Например: «Саша должен выступать на празднике. Он выучил стихотворение. А что случилось потом?.. »
После заполнения протокола на каждого ребенка (всего обследуемых 6) по каждому предложенному рассказу определяется общее количество положительных, отрицательных и нейтральных продолжений рассказов. Если по результатам опроса детей более 75 % ответов от общего количества носят отрицательный характер, это рассматривается как негативное эмоциональное самочувствие детей в группе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|