Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2. Фиксация результатов оценки эмоционального состояниядетей




1. 2. Фиксация результатов оценки эмоционального состояниядетей

Предложенная классификация предполагает наблюдение за ребенком или группой детей в режимные моменты, в процессе учебной, спортивной, игровой деятельности и свободной игры.

Поскольку основным методом оценки эмоционального со­стояния ребенка является наблюдение, используются таблицы фиксации результата. Можно использовать оценки в баллах, применять цвета или любые другие знакомые обозначения. Мы применяем различные цветовые оттенки, так нагляднее выделя­ются те ситуации из жизни ребенка в детском саду, в которых он чувствует себя комфортно или неблагополучно. Кроме того, использование цвета позволяет избежать классификации детей по тому или иному признаку и деление их на «хороших» или «плохих». В результате наблюдения можно выявить причины неблагополучия, трудности, возникающие у ребенка в тех или иных ситуациях, оценить собственные промахи, что помогает понять причины затруднений при взаимодействии с ребенком и найти средства их преодоления.

Каждый ребенок проявляет свои эмоции по-разному, поэто­му необходимо обращать внимание на степень проявления эмо­ции конкретного ребенка в той или иной ситуации и именно эту реакцию положить в основу оценки эмоционального состояния. Для этого можно использовать шкалу оценки проявления эмо­ционального неблагополучия и эмоционального комфорта.

 

ШКАЛА ОЦЕНКИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

 

Степень выраженности Характеристика Способы проявления
1-я степень Равнодушен, внешние прояв­ления эмоций отсутствуют или выражены незначительно -
2-я степень Эмоциональные проявления выражены средне Мимика, поза, слова и т. д.
3-я степень Эмоции выражены сильно Мимика, речь, двига­тельная активность

 

 

При наблюдении за ребенком его эмоциональное состояние в ситуациях взаимодействия ребенка с родителем, ребенка с воспитателем, ребенка со сверстником фиксируется по соот­ветствующей индивидуальной схеме.

 

ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

 

Код ребёнка______________возраст_________    № группы______________________

 

 

Дата

Деятельность в режимные моменты

  Индивидуальное поведение

Поведение в общении

      Р-Р

Р-В

Р-С
Дата

Организованная деятельность (учебная, развлекательная)

  Индивидуальное поведение

Поведение в общении

   

Р-В

Р-С

       

 

 

           

 

 

1. 3. Адаптивная методика Е. В. Кучеровой

для проведения одномоментного обследования

эмоционального самочувствия ребенка в детском саду

Цель: получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей в группе по ре­зультатам кратковременного наблюдения, индивидуальных со­беседований и индивидуальных экспериментов с детьми.

Методика применяется при работе с детьми старшей и под­готовительной групп детского сада (то есть рассчитана на детей старшего дошкольного возраста) и проводится поэтапно с вы­полнением трех заданий:

1) составление проективного рассказа;

2)определение ребенком эмоционального состояния человека;

3)работа с картинками.

 

1. 3. 1. Методика «Проективные рассказы»

Для участия в данном задании произвольно отбираются шесть детей группы. Задание проводится индивидуально с каж­дым ребенком.

Педагог дает ребенку следующую инструкцию: «Мне инте­ресно, как ты живешь в группе. Я хочу узнать о тебе и других детях побольше. Чтобы нам поближе познакомиться, давай вме­сте поиграем. Сейчас я буду рассказывать тебе истории про мальчика (девочку), а ты будешь мне помогать. Я начну расска­зывать, а ты продолжишь. Только говорить нужно очень быстро, чтобы мы смогли рассказать как можно больше историй».

Затем ребенку предлагается серия проективных рассказов. Имя ребенка должно совпадать с именем персонажа рассказа. В целом рассказы носят нейтральный характер. Взрослый с по­мощью интонации поддерживает интерес ребенка к деятельности.

Рассказ 1. (Имя ребенка) должен выступать на празднике. Он выучил стихотворение, надел нарядный костюм. А что слу­чилось потом?

Рассказ 2. (Имя ребенка) играет со своим другом в группе. Его позвал к себе воспитатель. А что случилось потом?

Рассказ 3. (Имя ребенка) завтракает. Вот он уже все съел. А что случилось потом?

Рассказ 4. (Имя ребенка) обедает. Больше ему есть совсем не хочется. А что случилось потом?

Рассказ 5. (Имя ребенка) испачкал стол красками. А что было потом?

Продолжение рассказа, которое придумывает сам ребенок, фиксируется в протоколе. Взрослый дает лишь общую оценку продолжениям каждого из рассказов. Они могут носить положи­тельный, нейтральный и отрицательный характер. Например: «Саша должен выступать на празднике. Он выучил стихотворе­ние. А что случилось потом?.. »

 

 

Начало рассказа (говорит взрослый) Продолжение рассказа (говорит ребенок) Оценка взрослого
Саша должен вы­ступать на празд­нике. Он выучил стихотворение. А что случилось потом?.. Потом он вышел высту­пать и лучше всех рас­сказал стихотворение. Потом, когда нужно было выступать, он все забыл. Мама расстрои­лась. Потом дети выступали на празднике, рассказы­вали стихи. Положительное окон­чание рассказа Отрицательное окон­чание рассказа Нейтральное оконча­ние рассказа

 

 

После заполнения протокола на каждого ребенка (всего об­следуемых 6) по каждому предложенному рассказу определяет­ся общее количество положительных, отрицательных и ней­тральных продолжений рассказов.

Если по результатам опроса детей более 75 % ответов от общего количества носят отрицательный характер, это рас­сматривается как негативное эмоциональное самочувствие детей в группе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...