Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.3.2. Методика «Определение ребенком эмоциональных состояний человека»




1. 3. 2. Методика «Определение ребенком эмоциональных состояний человека»

Для участия в данном задании произвольно отбираются шесть детей группы. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком.

Для выполнения задания необходимы:

• набор из 6 фотографий с изображением лиц в двух проти­воположных эмоциональных состояниях (радость, грусть);

• набор картинок с изображением ситуаций и персонажей (4 картинки);

• набор картинок с изображением ситуаций. Вместо персо­нажей на картинках - белое пятно;

• набор изображений лиц (веселых и грустных).

 

Выполнение задания:

1. Ребенку предъявляют набор фотографий с изображением двух эмоциональных состояний (радость, грусть). Взрослый фиксирует положительные и отрицательные ответы ребенка. После ответов на вопросы ребенок должен нарисовать грустное и веселое лица.

2. Ребенку предъявляют набор картинок с изображением си­туаций:

а) мальчик (девочка) с мамой идут в детский сад, у мальчика (девочки) грустное лицо;

б) мальчик (девочка) с мамой идут в детский сад, у мальчика (девочки) веселое лицо;

в) мальчик (девочка) играет со сверстниками, у мальчика (девочки) грустное лицо;

г) мальчик (девочка) играет со сверстниками, у мальчика (девочки) веселое лицо.

Психолог задает вопросы ребенку: «Почему у мальчика (девочки) грустное (веселое) лицо? У тебя такое бывает? » Затем фиксируются положительные и отрицательные ответы ребенка. После ответов на вопросы ребенок должен выбрать, какое лицо у него бывает чаще - грустное или веселое.

3. Ребенку предъявляется набор картинок, иллюстрирующих ситуации, где изображение лица персонажа отсутствует. Ребен­ку предлагается также набор веселых и грустных лиц, которые можно использовать, чтобы закрыть белое пятно и придать пер­сонажу грустный или веселый вид. Ситуации могут быть сле­дующими.

(Имя ребенка) идет с мамой в детский сад.

(Имя ребенка) с детьми на прогулке.

(Имя ребенка) на занятиях.

(Имя ребенка) играет с детьми в группе.

(Имя ребенка) поет в музыкальном зале.

(Имя ребенка) бегает на физкультурных занятиях.

(Имя ребенка) играет дома.

Взрослый объясняет ребенку, что делает персонаж, которого зовут так же, как и ребенка. Взрослый просит ребенка, исполь­зуя набор лиц, закрыть белое пятно и придать персонажу груст­ный или веселый вид. Фиксируются положительные или отри­цательные решения. Взрослый просит ребенка рассказать, поче­му у персонажа такое лицо.

После проведения обследования педагог определяет индиви­дуальное и общее количество положительных и отрицательных ответов и решений детей. Если по результатам эксперимента более 60 % ответов отрицательные, это принимается как свиде­тельство негативного эмоционального самочувствия детей в группе.

 

1. 3. 3. Методика «Разложи картинки»

Для участия в этом задании произвольно отбирается шесть детей группы. Задание выполняется индивидуально. Для этого необходим набор картинок с изображением различных ситуаций из жизни детей.

Набор состоит из восьми картинок:

1. Дети бегут к воспитателю.

2. Ребенок разговаривает со взрослым.

3. Дети идут на прогулку парами.

4. Дети играют в группе.

5. Дети занимаются, сидя за столами.

6. Двое взрослых и один ребенок стоят рядом и смотрят друг на друга.

7. Два ребенка и один взрослый стоят рядом и смотрят друг па друга.

8. Дети сидят на стульчиках.

 

Педагог дает инструкциюребенку: «Возьми в одну руку все грустные картинки, в другую - все веселые».

Затем фиксируется количество «грустных» и «веселых» кар­тинок у каждого ребенка независимо от их содержания. По ре­зультатам эксперимента взрослый определяет индивидуальное и общее количество «грустных» и «веселых» картинок. Если общее количество «грустных» картинок превышает общее коли­чество «веселых», это является свидетельством негативного эмоционального состояния детей в группе.

Данную методику рекомендуется использовать в комплексе с другими, а также в сочетании с социометрическим обследова­нием детей, направленным на выявление особенностей взаимо­отношений детей в группе детского сада.

 

1. 4. Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке

Цель: изучение понимания и осознания ребенком эмоцио­нального состояния других людей и своего собственного, спосо­ба выражения своих эмоций.

Для этого используются картинки из журналов, фотографии с изображением детей и взрослых, на которых ярко выражены эмоциональные состояния, а также сюжетные картинки и гра­фическое изображение эмоций. С их помощью демонстрируются основные эмоции: радость, грусть, удивление, страх, гнев. Иссле­дование проводится индивидуально с детьми 3-7 лет в два этапа.

Первый этап. Сначала ребенку предлагается рассмотреть сюжетные картинки и фотографии с изображением детей и взрослых, затем задаются вопросы:

1. Кто изображен на картинке?

2. Что он делает?

3. Как он себя чувствует?

4. Как ты догадался об этом?

5. Опиши картинку.

6. Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?

7. Что произойдет с человеком, если он увидит на березе яб­локи?

8. Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?

9. Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?

10. Что почувствует мальчик, если ему подарят красивую машинку?

11. Что почувствует ребенок, если потеряет любимую иг­рушку?

При обработке результатов подсчитывается число верных ответов по данной серии картинок и выявляется, до­ступно ли детям понимание эмоционального состояния взрос­лых и сверстников; на какие признаки они опираются, кого лучше понимают - взрослого или сверстника, и отмечается за­висимость этих показателей от возраста детей.

Второй этап. Детям предлагаются карточки с графическим изображением на стилизованном лице базовых эмоций: радости, грусти, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо? ». Ответы детей записываются в таблицу.

 

 

Фамилия, имя ребенка Радость Грусть Страх Гнев Удивление
           
           
           
           

 

На этом этапе выявляется восприятие детьми графических изображений эмоциональных состояний и сравниваются графи­ческие изображения по сложности восприятия их детьми.

Для изучения осознания детьми своих собственных эмоций с ними проводится беседа по следующим вопросам:

1. Что ты любишь?

2. Что ты не любишь?

3. Когда тебе весело?

4. Что ты делаешь, когда тебе весело?

5. Когда тебе грустно?

6. Что ты делаешь, когда тебе грустно?

7. Когда тебе страшно?

8. Что ты делаешь, когда тебе страшно?

9. Когда ты злишься?

10. Что ты делаешь, когда злишься?

11. Когда ты удивляешься?

В беседе необходимо побуждать ребенка отвечать как можно более полно и развернуто. Объяснения детей анализируются по схеме, с определением того, что они понимают под тем или иным эмоциональным переживанием, и насколько полно их осознают.

Ситуации, объекты и действия, которые вызывают пе­реживания детей:

• природные явления («Люблю, когда тепло на улице, све­тит солнышко», «Люблю, когда наступает лето»);

• предметы, удовлетворяющие бытовые потребности («Люб­лю вкусные конфеты», «Люблю пирожные», «Не люблю геркуле­совую кашу», «Не люблю пить лекарства», «Люблю, когда много игрушек», «Люблю красивые платья»);

• взаимоотношения со взрослыми и сверстниками («Люблю, когда рядом мама», «Люблю играть с мальчиками, мне с ними весело»);

• нарушение или соблюдение правил поведения и мораль­ных норм («Не люблю, когда обзываются, дразнятся», «Не люб­лю, когда дерутся»);

• ситуации из литературы, кинофильмов, книг («Боюсь оста­ваться одна дома», «Боюсь привидений», «Я люблю ужастики»);

• деятельность или действия, совершаемые самим ребенком («Люблю играть», «Люблю рисовать»);

• недифференцированные представления об эмоции («Я люб­лю, когда люблю», «Я веселый, когда веселый»).

Действия, которые ребенок связывает с определенной эмоцией:

• адекватность действий переживанию («Когда мне грустно, то я плачу», «Когда мне весело, я пою песни или смеюсь»);

• несоответствие указанных действий эмоциям, называние одних и тех же эмоций как соответствующих разным пережива­ниям («Когда мне весело, я играю. Когда мне грустно, я иг­раю»);

• неумение установить взаимосвязь между действием и эмо­цией.

Показатель степени осознанности переживания харак­теризуется развернутостью ответов:

• ответ краткий («Я люблю играть»);

• ответ краткий, но становится более развернутым при до­полнительных вопросах взрослого;

• ответ развернутый и подробный.

При подведении итогов исследования подсчитываются пред­меты, ситуации, действия, которые чаще пугают дошкольников, радуют или заставляют грустить. Делается вывод о том, какие эмоции дети лучше осознают на разных возрастных этапах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...