1.3.2. Методика «Определение ребенком эмоциональных состояний человека»
1. 3. 2. Методика «Определение ребенком эмоциональных состояний человека» Для участия в данном задании произвольно отбираются шесть детей группы. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. Для выполнения задания необходимы: • набор из 6 фотографий с изображением лиц в двух противоположных эмоциональных состояниях (радость, грусть); • набор картинок с изображением ситуаций и персонажей (4 картинки); • набор картинок с изображением ситуаций. Вместо персонажей на картинках - белое пятно; • набор изображений лиц (веселых и грустных).
Выполнение задания: 1. Ребенку предъявляют набор фотографий с изображением двух эмоциональных состояний (радость, грусть). Взрослый фиксирует положительные и отрицательные ответы ребенка. После ответов на вопросы ребенок должен нарисовать грустное и веселое лица. 2. Ребенку предъявляют набор картинок с изображением ситуаций: а) мальчик (девочка) с мамой идут в детский сад, у мальчика (девочки) грустное лицо; б) мальчик (девочка) с мамой идут в детский сад, у мальчика (девочки) веселое лицо; в) мальчик (девочка) играет со сверстниками, у мальчика (девочки) грустное лицо; г) мальчик (девочка) играет со сверстниками, у мальчика (девочки) веселое лицо. Психолог задает вопросы ребенку: «Почему у мальчика (девочки) грустное (веселое) лицо? У тебя такое бывает? » Затем фиксируются положительные и отрицательные ответы ребенка. После ответов на вопросы ребенок должен выбрать, какое лицо у него бывает чаще - грустное или веселое. 3. Ребенку предъявляется набор картинок, иллюстрирующих ситуации, где изображение лица персонажа отсутствует. Ребенку предлагается также набор веселых и грустных лиц, которые можно использовать, чтобы закрыть белое пятно и придать персонажу грустный или веселый вид. Ситуации могут быть следующими.
• (Имя ребенка) идет с мамой в детский сад. • (Имя ребенка) с детьми на прогулке. • (Имя ребенка) на занятиях. • (Имя ребенка) играет с детьми в группе. • (Имя ребенка) поет в музыкальном зале. • (Имя ребенка) бегает на физкультурных занятиях. • (Имя ребенка) играет дома. Взрослый объясняет ребенку, что делает персонаж, которого зовут так же, как и ребенка. Взрослый просит ребенка, используя набор лиц, закрыть белое пятно и придать персонажу грустный или веселый вид. Фиксируются положительные или отрицательные решения. Взрослый просит ребенка рассказать, почему у персонажа такое лицо. После проведения обследования педагог определяет индивидуальное и общее количество положительных и отрицательных ответов и решений детей. Если по результатам эксперимента более 60 % ответов отрицательные, это принимается как свидетельство негативного эмоционального самочувствия детей в группе.
1. 3. 3. Методика «Разложи картинки» Для участия в этом задании произвольно отбирается шесть детей группы. Задание выполняется индивидуально. Для этого необходим набор картинок с изображением различных ситуаций из жизни детей. Набор состоит из восьми картинок: 1. Дети бегут к воспитателю. 2. Ребенок разговаривает со взрослым. 3. Дети идут на прогулку парами. 4. Дети играют в группе. 5. Дети занимаются, сидя за столами. 6. Двое взрослых и один ребенок стоят рядом и смотрят друг на друга. 7. Два ребенка и один взрослый стоят рядом и смотрят друг па друга. 8. Дети сидят на стульчиках.
Педагог дает инструкциюребенку: «Возьми в одну руку все грустные картинки, в другую - все веселые». Затем фиксируется количество «грустных» и «веселых» картинок у каждого ребенка независимо от их содержания. По результатам эксперимента взрослый определяет индивидуальное и общее количество «грустных» и «веселых» картинок. Если общее количество «грустных» картинок превышает общее количество «веселых», это является свидетельством негативного эмоционального состояния детей в группе.
Данную методику рекомендуется использовать в комплексе с другими, а также в сочетании с социометрическим обследованием детей, направленным на выявление особенностей взаимоотношений детей в группе детского сада.
1. 4. Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке Цель: изучение понимания и осознания ребенком эмоционального состояния других людей и своего собственного, способа выражения своих эмоций. Для этого используются картинки из журналов, фотографии с изображением детей и взрослых, на которых ярко выражены эмоциональные состояния, а также сюжетные картинки и графическое изображение эмоций. С их помощью демонстрируются основные эмоции: радость, грусть, удивление, страх, гнев. Исследование проводится индивидуально с детьми 3-7 лет в два этапа. Первый этап. Сначала ребенку предлагается рассмотреть сюжетные картинки и фотографии с изображением детей и взрослых, затем задаются вопросы: 1. Кто изображен на картинке? 2. Что он делает? 3. Как он себя чувствует? 4. Как ты догадался об этом? 5. Опиши картинку. 6. Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками? 7. Что произойдет с человеком, если он увидит на березе яблоки? 8. Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету? 9. Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание? 10. Что почувствует мальчик, если ему подарят красивую машинку? 11. Что почувствует ребенок, если потеряет любимую игрушку? При обработке результатов подсчитывается число верных ответов по данной серии картинок и выявляется, доступно ли детям понимание эмоционального состояния взрослых и сверстников; на какие признаки они опираются, кого лучше понимают - взрослого или сверстника, и отмечается зависимость этих показателей от возраста детей. Второй этап. Детям предлагаются карточки с графическим изображением на стилизованном лице базовых эмоций: радости, грусти, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо? ». Ответы детей записываются в таблицу.
На этом этапе выявляется восприятие детьми графических изображений эмоциональных состояний и сравниваются графические изображения по сложности восприятия их детьми. Для изучения осознания детьми своих собственных эмоций с ними проводится беседа по следующим вопросам: 1. Что ты любишь? 2. Что ты не любишь? 3. Когда тебе весело? 4. Что ты делаешь, когда тебе весело? 5. Когда тебе грустно? 6. Что ты делаешь, когда тебе грустно? 7. Когда тебе страшно? 8. Что ты делаешь, когда тебе страшно? 9. Когда ты злишься? 10. Что ты делаешь, когда злишься? 11. Когда ты удивляешься? В беседе необходимо побуждать ребенка отвечать как можно более полно и развернуто. Объяснения детей анализируются по схеме, с определением того, что они понимают под тем или иным эмоциональным переживанием, и насколько полно их осознают. Ситуации, объекты и действия, которые вызывают переживания детей: • природные явления («Люблю, когда тепло на улице, светит солнышко», «Люблю, когда наступает лето»); • предметы, удовлетворяющие бытовые потребности («Люблю вкусные конфеты», «Люблю пирожные», «Не люблю геркулесовую кашу», «Не люблю пить лекарства», «Люблю, когда много игрушек», «Люблю красивые платья»); • взаимоотношения со взрослыми и сверстниками («Люблю, когда рядом мама», «Люблю играть с мальчиками, мне с ними весело»); • нарушение или соблюдение правил поведения и моральных норм («Не люблю, когда обзываются, дразнятся», «Не люблю, когда дерутся»); • ситуации из литературы, кинофильмов, книг («Боюсь оставаться одна дома», «Боюсь привидений», «Я люблю ужастики»);
• деятельность или действия, совершаемые самим ребенком («Люблю играть», «Люблю рисовать»); • недифференцированные представления об эмоции («Я люблю, когда люблю», «Я веселый, когда веселый»). Действия, которые ребенок связывает с определенной эмоцией: • адекватность действий переживанию («Когда мне грустно, то я плачу», «Когда мне весело, я пою песни или смеюсь»); • несоответствие указанных действий эмоциям, называние одних и тех же эмоций как соответствующих разным переживаниям («Когда мне весело, я играю. Когда мне грустно, я играю»); • неумение установить взаимосвязь между действием и эмоцией. Показатель степени осознанности переживания характеризуется развернутостью ответов: • ответ краткий («Я люблю играть»); • ответ краткий, но становится более развернутым при дополнительных вопросах взрослого; • ответ развернутый и подробный. При подведении итогов исследования подсчитываются предметы, ситуации, действия, которые чаще пугают дошкольников, радуют или заставляют грустить. Делается вывод о том, какие эмоции дети лучше осознают на разных возрастных этапах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|