1.5. Проективная игра «Почта». (модификация теста Д. Антона и К. Бене)
1. 5. Проективная игра «Почта» (модификация теста Д. Антона и К. Бене) Изучать эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно с помощью проективных игровых методик, при использовании которых необходимо следовать принципу «не навреди». Для этого: • не стоит формулировать свои утверждения прямолинейно; • предлагать ребенку «ранжировать» своих близких; • не создавать стрессовых ситуаций, при которых у ребенка может возникнуть чувство обиды, вины и т. д.; • надо четко определять, какую информацию и кому можно сообщать. Методика используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Цель: изучение эмоционального самочувствия дошкольника в семье, выявление уверенности / неуверенности ребенка в родительской любви. Ход игры: ребенку предлагается роль почтальона, разносящего письма адресатам - членам своей семьи. Диагностическая задача - ребенок должен выразить свое эмоционально-оценочное отношение к каждому из адресатов, распределяя письма-послания по собственному усмотрению. Выполнение такой задачи не требует от дошкольника ни чрезмерного умственного напряжения, ни обязательного участия речи, так как он получает готовое содержание посланий. Игра проводится с каждым ребенком отдельно. Он приглашается в комнату, где находится игровой материал. Взрослый сообщает ребенку: «Я хочу предложить тебе поиграть. Это игра в «Почту». Ты, конечно, знаешь, кто работает на почте и что он делает? (Ребенок отвечает. ) Я хочу предложить тебе роль почтальона. Вот эти письма почтальон должен вручить адресатам». При этом перед мальчиками ставится игрушка -машинка, «груженная» почтой; девочкам предлагается красочная сумка почтальона, наполненная письмами и телеграммами. Пока ребенок рассматривает атрибуты к игре, взрослый продолжает: «Обычно письма посылают родным и близким. Пусть эти письма почтальон принесет твоим маме и папе, бабушке (называются все члены семьи ребенка). Выбери фигурки, которые будут изображать твоих маму, бабушку, папу и других родственников».
Малыш выбирает из картонных фигур-аппликаций те, которые будут обозначать членов его семьи - детей и взрослых. Отобранные фигурки устанавливаются на столе, оставаясь в поле зрения ребенка, у каждой свой почтовый ящик. «В нашей игре пожелал участвовать Незнакомец, - сообщает взрослый и ставит на стол внешне неброскую фигурку Незнакомца. - В почтовый ящик Незнакомца почтальон тоже может опускать письма, но только в том случае, когда какое-то из писем он не захочет передать никому из своих близких». Чтобы предупредить механическое раскладывание писем по очереди в каждый ящик, важно напомнить ребенку после прочтения адреса (короткой фразой на конверте): «Подумай, к кому из адресатов письмо с таким адресом относится больше всего? Л теперь подумай, кому в ящик положить следующее письмо». Чтобы ребенок понимал, что чужие письма читать нельзя, взрослый до начала игры в доброжелательно-шутливой форме договаривается с ним считать содержание короткой фразы, которая ребенку будет прочитана, своеобразным адресом. Располагается такая фраза - «адреса» - на лицевой стороне конверта, а само письмо выглядит запечатанным. Игра длится обычно не более 15 минут. По окончании ее ребенку предлагается подсчитать количество писем в каждом почтовом ящике. Переключение его из тесной ситуации, требующей эмоциональных оценок, на деятельность по счету, в которой отсутствует зримое напоминание о распределении эмоциональных предпочтений, успокаивает ребенка.
В игре используется 20 писем, из них 10 - с сообщениями об отношении ребенка к членам семьи: 1. Этого человека я люблю. 2. Этого человека я не люблю. 3. По этому человеку я скучаю. 4. По этому человеку я не скучаю. 5. С этим человеком я люблю играть, читать. 6. Иногда я боюсь этого человека. 7. Я часто рассказываю этому человеку свои секреты. 8. На этого человека я часто сержусь. 9. Этому человеку мне нравится помогать дома. 10. К этому человеку я никогда не обращусь за помощью. Другие 10 писем содержат сообщение об отношении членов семьи к ребенку (на основе его представлений): 1. Этот человек меня любит. 2. Этот человек меня не любит. 3. Этот человек всегда веселый. 4. Этот человек на меня злится и сердится. 5. Этот человек меня всегда жалеет. 6. Этот человек часто наказывает меня и ругает. 7. Этот человек часто играет со мной. 8. Этот человек никогда не играет со мной. 9. Этот человек самый добрый и хороший. 10. Этот человек всегда все запрещает мне. Обработка данных. Здесь учитывается то, как распределились между всеми адресатами письма с положительной и отрицательной направленностью. Особое значение придается письмам следующего содержания: «Этого человека я люблю», «Этого человека я не люблю», «Этот человек меня любит», «Этот человек не любит меня», так как письма обладают наибольшей степенью информативности об избирательности эмоциональных отношений ребенка. Если одному и тому же лицу ребенок адресует сообщение с положительной эмоциональной окраской («Этот человек меня любит», «Этого человека я люблю»), а также другие письма положительной направленности типа: «Этот человек самый добрый и хороший», «... веселый», «... часто со мной играет» и т. п., то можно предполагать взаимную симпатию и близость с этим взрослым, доверие со стороны малыша к этому человеку. Если в почтовый ящик, относящийся к той или иной фигурке, ребенком не опущено ни одного письма, содержание которого обладает наибольшей эмоциональной насыщенностью, типа: «Этого человека я люблю», «Этот человек меня любит», «Этот человек самый добрый», - такой факт говорит об эмоционально не выраженном отношении к данному лицу (индифферентном). На безучастность будут указывать и письма, иллюстрирующие и бедность контактов с этим адресатом, типа: «К этому человеку я никогда не обращусь за помощью», «Этот человек никогда не играет со мной» и др.
О негативном отношении маленького человека ко взрослому, о наличии эмоциональных проблем в отношениях с ним будет свидетельствовать то, что ребенок опустит реальным членам семьи (а не эмоционально-нейтральной фигуре Незнакомца) письма с отрицательными посланиями типа: «Этого человека я не люблю», «Этот человек не любит меня», «Этот человек часто наказывает меня и ругает» и т. д. Адресованность одному и тому же лицу писем как с положительным, так и с отрицательным отношением ребенка или с положительным и отрицательным отношением этого человека к ребенку можно расценивать как противоречивость чувств ребенка к этому члену семьи. Кто-то из детей может адресовать послания «... я люблю», «... меня любит» эмоционально-нейтральной фигуре Незнакомца. Возможно, это свидетельствует об отсутствии у ребенка объекта любви и привязанности из числа близких людей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|