Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.5. Проективная игра «Почта». (модификация теста Д. Антона и К. Бене)




1. 5. Проективная игра «Почта»

(модификация теста Д. Антона и К. Бене)

Изучать эмоциональное самочувствие ребенка в семье мож­но с помощью проективных игровых методик, при использова­нии которых необходимо следовать принципу «не навреди».

Для этого:

• не стоит формулировать свои утверждения прямолинейно;

• предлагать ребенку «ранжировать» своих близких;

• не создавать стрессовых ситуаций, при которых у ребенка может возникнуть чувство обиды, вины и т. д.;

• надо четко определять, какую информацию и кому можно сообщать.

Методика используется в работе с детьми старшего до­школьного возраста.

Цель: изучение эмоционального самочувствия дошколь­ника в семье, выявление уверенности / неуверенности ребенка в родительской любви.

Ход игры: ребенку предлагается роль почтальона, разно­сящего письма адресатам - членам своей семьи. Диагностиче­ская задача - ребенок должен выразить свое эмоционально-оценочное отношение к каждому из адресатов, распределяя письма-послания по собственному усмотрению. Выполнение такой задачи не требует от дошкольника ни чрезмерного умст­венного напряжения, ни обязательного участия речи, так как он получает готовое содержание посланий.

Игра проводится с каждым ребенком отдельно. Он пригла­шается в комнату, где находится игровой материал. Взрослый сообщает ребенку: «Я хочу предложить тебе поиграть. Это игра в «Почту». Ты, конечно, знаешь, кто работает на почте и что он делает? (Ребенок отвечает. ) Я хочу предложить тебе роль почтальона. Вот эти письма почтальон должен вручить адресатам». При этом перед мальчиками ставится игрушка -машинка, «груженная» почтой; девочкам предлагается красоч­ная сумка почтальона, наполненная письмами и телеграммами. Пока ребенок рассматривает атрибуты к игре, взрослый про­должает: «Обычно письма посылают родным и близким. Пусть эти письма почтальон принесет твоим маме и папе, бабушке (называются все члены семьи ребенка). Выбери фигурки, кото­рые будут изображать твоих маму, бабушку, папу и других родственников».

Малыш выбирает из картонных фигур-аппликаций те, кото­рые будут обозначать членов его семьи - детей и взрослых. Отобранные фигурки устанавливаются на столе, оставаясь в по­ле зрения ребенка, у каждой свой почтовый ящик.

«В нашей игре пожелал участвовать Незнакомец, - сообща­ет взрослый и ставит на стол внешне неброскую фигурку Незна­комца. - В почтовый ящик Незнакомца почтальон тоже мо­жет опускать письма, но только в том случае, когда какое-то из писем он не захочет передать никому из своих близких».

Чтобы предупредить механическое раскладывание писем по очереди в каждый ящик, важно напомнить ребенку после про­чтения адреса (короткой фразой на конверте): «Подумай, к кому из адресатов письмо с таким адресом относится больше всего? Л теперь подумай, кому в ящик положить следующее письмо».

Чтобы ребенок понимал, что чужие письма читать нельзя, взрослый до начала игры в доброжелательно-шутливой форме договаривается с ним считать содержание короткой фразы, ко­торая ребенку будет прочитана, своеобразным адресом. Распо­лагается такая фраза - «адреса» - на лицевой стороне конверта, а само письмо выглядит запечатанным.

Игра длится обычно не более 15 минут. По окончании ее ре­бенку предлагается подсчитать количество писем в каждом поч­товом ящике. Переключение его из тесной ситуации, требующей эмоциональных оценок, на деятельность по счету, в которой от­сутствует зримое напоминание о распределении эмоциональных предпочтений, успокаивает ребенка.

В игре используется 20 писем, из них 10 - с сообщениями об отношении ребенка к членам семьи:

1. Этого человека я люблю.

2. Этого человека я не люблю.

3. По этому человеку я скучаю.

4. По этому человеку я не скучаю.

5. С этим человеком я люблю играть, читать.

6. Иногда я боюсь этого человека.

7. Я часто рассказываю этому человеку свои секреты.

8. На этого человека я часто сержусь.

9. Этому человеку мне нравится помогать дома.

10.     К этому человеку я никогда не обращусь за помощью.

Другие 10 писем содержат сообщение об отношении членов семьи к ребенку (на основе его представлений):

1. Этот человек меня любит.

2. Этот человек меня не любит.

3. Этот человек всегда веселый.

4. Этот человек на меня злится и сердится.

5. Этот человек меня всегда жалеет.

6. Этот человек часто наказывает меня и ругает.

7. Этот человек часто играет со мной.

8. Этот человек никогда не играет со мной.

9. Этот человек самый добрый и хороший.

10.     Этот человек всегда все запрещает мне.

Обработка данных. Здесь учитывается то, как распре­делились между всеми адресатами письма с положительной и отрицательной направленностью.

Особое значение придается письмам следующего содержа­ния: «Этого человека я люблю», «Этого человека я не люблю», «Этот человек меня любит», «Этот человек не любит меня», так как письма обладают наибольшей степенью информативности об избирательности эмоциональных отношений ребенка. Если одному и тому же лицу ребенок адресует сообщение с положи­тельной эмоциональной окраской («Этот человек меня любит»,

«Этого человека я люблю»), а также другие письма положи­тельной направленности типа: «Этот человек самый добрый и хороший», «... веселый», «... часто со мной играет» и т. п., то можно предполагать взаимную симпатию и близость с этим взрослым, доверие со стороны малыша к этому человеку.

Если в почтовый ящик, относящийся к той или иной фигур­ке, ребенком не опущено ни одного письма, содержание которо­го обладает наибольшей эмоциональной насыщенностью, типа: «Этого человека я люблю», «Этот человек меня любит», «Этот человек самый добрый», - такой факт говорит об эмоционально не выраженном отношении к данному лицу (индифферентном). На безучастность будут указывать и письма, иллюстрирующие и бедность контактов с этим адресатом, типа: «К этому человеку я никогда не обращусь за помощью», «Этот человек никогда не играет со мной» и др.

О негативном отношении маленького человека ко взросло­му, о наличии эмоциональных проблем в отношениях с ним бу­дет свидетельствовать то, что ребенок опустит реальным членам семьи (а не эмоционально-нейтральной фигуре Незнакомца) письма с отрицательными посланиями типа: «Этого человека я не люблю», «Этот человек не любит меня», «Этот человек часто наказывает меня и ругает» и т. д.

Адресованность одному и тому же лицу писем как с поло­жительным, так и с отрицательным отношением ребенка или с положительным и отрицательным отношением этого человека к ребенку можно расценивать как противоречивость чувств ре­бенка к этому члену семьи.

Кто-то из детей может адресовать послания «... я люблю», «... меня любит» эмоционально-нейтральной фигуре Незнакомца. Возможно, это свидетельствует об отсутствии у ребенка объекта любви и привязанности из числа близких людей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...