1.7.8. Графическая методика «Кактус»
1. 7. 8. Графическая методика «Кактус» Цель: определение эмоционального состояния ребенка, наличия агрессивности, ее направления и интенсивности. Графическая методика «Кактус» предназначена для работы с детьми старше трех лет. Материал: при проведении диагностики ребенку выдается лист бумаги стандартного размера и простой карандаш. Возможно и использование восьмицветных карандашей «люшеровских» цветов. В этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера. Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус такой, какой ты себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. При обработке результатов во внимание принимаются указанные выше данные, которые свойственны всем графическим методам. В этой методике также учитываются специфические показатели - такие, как характеристика иголок (размер, расположение, количество). В рисунке могут проявиться следующие качества ребенка: Агрессия - наличие сильно торчащих иголок. Длинные, близко расположенные друг от друга иглы показывают высокую степень агрессивности. Импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим. Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, центр листа. Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположение внизу листав Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса. Оптимизм - использование ярких цветов, «радостные «кактусы». Тревога - использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.
Экстравертированностъ наличие на рисунке других кактусов или цветов. Интровертированность - на рисунке изображен один кактус. Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения. Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества - дикорастущие, «пустынные» кактусы. Еще раз хочется обратить внимание на осторожность в выводах после обработки данного теста. Ведь кроме учета изобразительных навыков, детских стереотипов, возрастных особенностей, на образ рисунка может повлиять ситуация, например: наличие дома кактуса определенной формы, недавно прочитанная книга о кактусах пустыни и прочее. Не забывайте, что этот тест, как и другие графические методики, эффективен только в комплексе с основными, классическими методами. Графические методики применяются в комплексе с классическими тестами и основными методами психологии (наблюдение, эксперимент и др. ). Комплексное применение позволяет заинтересовать испытуемого и настроить его на совместную работу (мотивационная помощь), получить более общую характеристику личности и отметить возможные проблемы (ориентированная помощь), подтвердить данные других тестов (уточняющая помощь).
1. 7. 9. Автопортрет Стимульный материал: лист белой бумаги, цветные карандаши. Инструкция: «Нарисуй себя таким, каким представляешь. Я не буду смотреть на качество». Формы автопортретов: • Изображение лица как центрального (очень часто это графическое изображение). • Изображение портрета в интерьере. • Изображение одновременно нескольких автопортретов, различных по возрасту. • Автопортрет-метафора. Например, изображение молодой женщины в экстравагантном платье на подвешенном в воздухе канате. • Сюжетный автопортрет.
• Исключительная ситуация, но вполне реальная, при которой изображается участие в каком-либо важном событии, происходившем в действительности. • Изображение вымышленной ситуации, в которой автор никогда не находился, и все это происходило без него. Интерпретация №1 Тест адаптирован Р. Бернсом (США, Институт человеческого развития, г. Сиэтл). ГОЛОВА. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности. ГЛАЗА. Большие - подозрительность, проявление озабоченности и гиперчувствителыюсти по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые - самопоглощенность и тенденция к интроверсии. УШИ И НОС. Большие уши - чувствительность к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри - склонность к агрессии. РОТ. Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможные затруднения с речью. Отсутствие рта -депрессия или вялость в общении. РУКИ. Символизируют контакт личности с окружающим миром; скованные - жесткая, обязательная, замкнутая личность. Вяло опущенные - неэффективность. Хрупкие, слабые - физическая или психологическая слабость. Длинные, сильные - амбициозность и сильная вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие - чувство неадекватности и отсутствие амбициозности. НОГИ. Длинные - потребность в независимости. Большие -потребность в безопасности. Без ног - нестабильность и отсутствие основы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|