Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.7.8. Графическая методика «Кактус»




1. 7. 8. Графическая методика «Кактус»

Цель: определение эмоционального состояния ребенка, наличия агрессивности, ее направления и интенсивности.

Графическая методика «Кактус» предназначена для работы

с детьми старше трех лет.

Материал: при проведении диагностики ребенку выдается лист бумаги стандартного размера и простой карандаш. Воз­можно и использование восьмицветных карандашей «люшеровских» цветов. В этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус такой, какой ты себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. При обработке результатов во вни­мание принимаются указанные выше данные, которые свойст­венны всем графическим методам.

В этой методике также учитываются специфические показа­тели - такие, как характеристика иголок (размер, расположение, количество).

В рисунке могут проявиться следующие качества ребенка:

Агрессия - наличие сильно торчащих иголок. Длинные, близ­ко расположенные друг от друга иглы показывают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим. Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, центр листа.

Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположение внизу листав

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по кон­туру или внутри кактуса.

Оптимизм - использование ярких цветов, «радостные «кактусы».

Тревога - использование темных цветов (вариант с цветны­ми карандашами), преобладание внутренней штриховки преры­вистыми линиями.

Экстравертированностъ наличие на рисунке других как­тусов или цветов.

Интровертированность - на рисунке изображен один кактус. Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображе­ние комнатного растения.

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чув­ства одиночества - дикорастущие, «пустынные» кактусы.

Еще раз хочется обратить внимание на осторожность в вы­водах после обработки данного теста. Ведь кроме учета изобра­зительных навыков, детских стереотипов, возрастных особенно­стей, на образ рисунка может повлиять ситуация, например: наличие дома кактуса определенной формы, недавно прочитан­ная книга о кактусах пустыни и прочее. Не забывайте, что этот тест, как и другие графические методики, эффективен только в комплексе с основными, классическими методами.

Графические методики применяются в комплексе с класси­ческими тестами и основными методами психологии (наблюде­ние, эксперимент и др. ). Комплексное применение позволяет заинтересовать испытуемого и настроить его на совместную работу (мотивационная помощь), получить более общую харак­теристику личности и отметить возможные проблемы (ориенти­рованная помощь), подтвердить данные других тестов (уточ­няющая помощь).

 

1. 7. 9. Автопортрет

Стимульный материал: лист белой бумаги, цветные каран­даши.

Инструкция: «Нарисуй себя таким, каким представляешь.

Я не буду смотреть на качество».

Формы автопортретов:

• Изображение лица как центрального (очень часто это гра­фическое изображение).

• Изображение портрета в интерьере.

• Изображение одновременно нескольких автопортретов, различных по возрасту.

• Автопортрет-метафора. Например, изображение молодой женщины в экстравагантном платье на подвешенном в воздухе канате.

• Сюжетный автопортрет.

• Исключительная ситуация, но вполне реальная, при кото­рой изображается участие в каком-либо важном событии, про­исходившем в действительности.

• Изображение вымышленной ситуации, в которой автор никогда не находился, и все это происходило без него.

Интерпретация №1

Тест адаптирован Р. Бернсом (США, Институт человеческо­го развития, г. Сиэтл).

ГОЛОВА. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом.

Рисунок маленькой головы отражает чувство интеллекту­альной или социальной неадекватности.

ГЛАЗА. Большие - подозрительность, проявление озабочен­ности и гиперчувствителыюсти по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые - самопоглощенность и тен­денция к интроверсии.

УШИ И НОС. Большие уши - чувствительность к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри - склонность к агрессии.

РОТ. Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможные затруднения с речью. Отсутствие рта -депрессия или вялость в общении.

РУКИ. Символизируют контакт личности с окружающим миром; скованные - жесткая, обязательная, замкнутая личность. Вяло опущенные - неэффективность. Хрупкие, слабые - физи­ческая или психологическая слабость. Длинные, сильные - ам­бициозность и сильная вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие - чувство неадекватности и отсутствие амбици­озности.

НОГИ. Длинные - потребность в независимости. Большие -потребность в безопасности. Без ног - нестабильность и отсут­ствие основы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...