Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интерпретация №2.  (интегративно-оценочная). 1.8. Тест «Страхи в домиках»




Интерпретация №2

 (интегративно-оценочная)

 

Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.

Материал: карандаш или ручка, лист бумаги размером 10x15 см.

Инструкция: «Нарисуй свой портрет».

• Эстетическое изображение - выполняется лицами, имею­щими художественные способности. Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа.

• Схематичное изображение - в виде лица, схемы тела, бюс­та, нарисованного в профиль или анфас, - интеллектуальный склад ума. Изображение соответствует синтетическому когни­тивному стилю с тенденцией к обобщению.

Реалистическое изображение - выполнено с более тща­тельными подробностями, то есть с прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды, - это люди, отличающиеся большой педантичностыо, склонные к детализации, аналитическому когнитив­ному стилю.

• Метафорическое изображение - человек изображает себя в виде какого-то предмета, например чайника. Это люди худо­жественного склада, обладающие развитой фантазией, творче­скими способностями, чувством юмора.

• В интерьере - лица, обладающие способностью к сюжет­ному описанию; внимание направлено на внешнее предметное

окружение.

• Эмоциональный автопортрет ~ человек отразил себя в ка­ком-либо эмоциональном состоянии, рисунок часто является шаржем или напоминает его - лица, обладающие высокой эмо­циональностью, рефлексирующие собственные состояния. Причем изображаемая эмоция может быть противоположна настоящей.

Оценка

• Изображение позы или движения - свойственно людям с вы­разительными движениями, увлеченным спортом, танцами и т. д.

• Изображение со спины - вместо лица рисуют затылок. Это свойственно людям, обладающим противоречивостью в отно­шении к инструкции, например, исследователю и т. д., либо при нежелании рисовать лицо.

 

№п/п Выделенный показатель Оценка
Изображение в виде одного лица  
В виде бюста  
В полный рост  
Профиль  
Анфас  
Схематичное изображение  
Реалистическое  
Метафорическое  
В интерьере  
Более 1 изображения: 2, 3 и т. д.  
На фоне пейзажа  
В декоративной рамке  
В эмоциональном состоянии  
В виде литературного персонажа  
Выполняется в виде движущегося изображения  
С предметом в руках  
Размер изображения в квадратных сантиметрах  
Высота изображения  
Степень сходства изображения с ори­гиналом (1, 2, 3 балла)  
Степень нажима, толщины линии (1, 2 балла)  
Наличие штриховки (1, 2, 3 балла)  
Эмоциональная выразительность изо­бражения (1, 2, 3 балла)  
Степень прорисовки лица (1, 2, 3 балла)  
Наличие: глаз носа рта бровей ресниц и т. д.  

 

Виды:

• Перечисляющий - изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один - мыслительный экстраверт.

• Органический - на фоне изображения живой природы, в окружении растений, животных и т. д. - мыслительный интроверт.

• Гаптический - изображение себя в неком состоянии, часто в состоянии болезни - «болит зуб», «болит голова» - сенсорный интроверт.

• Эмфатический - изображение себя в какой-либо эмоцио­нальной атмосфере, идущей извне, - сенсорный экстраверт.

• Декоративный - изображение портрета в явно приукра­шенном виде в красивой рамочке, с присутствием цветов и дру­гого декора сенсорный экстраверт.

• Имажинарный - изучение себя в виде какого-либо персо­нажа из литературно-художественного произведения, а также созданного в собственном воображении - эмоциональный ин­троверт,

• Ритмический - изображение, в котором подчеркивается движение, то есть изображается движущийся человек идущий, бегущий но лестнице и т. д., - интуитивный экстраверт.

• Структурный рисунок - изображение себя как есть - ин­туитивный интроверт.

 

1. 8. Тест «Страхи в домиках»

В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, кото­рые появляются постепенно, как результат развития интеллекту­альной сферы, воображения и т. д. При благоприятных обстоя­тельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но существуют случаи, когда страхи накаплива­ются, нарастают и мешают личностному развитию, создают адаптационные, невротические проблемы и др.

Цель: диагностика страхов у детей дошкольного возраста. Из 29 типов страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов, у городских современных детей эта норма доходит до 15. Метод А. И. Захарова по диагностике страхов целесообразно использо­вать в соединении с тестом «Красный дом черный дом».

Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей. После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами нарисуют, а ключ - выбросить или потерять (это несколько успокаивает актуализированные страхи). Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.

Тест А. И. Захарова прост в применении, но при использова­нии могут возникнуть некоторые сложности. Например, демон­стративные дети на поставленный вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься?.. » - постоянно отвечают: «Я ниче­го не боюсь! ». Безусловно, физиологические и другие реакции подсказывают психологу о внутреннем проявлении страха у ре­бенка. Но очень трудно удержаться от субъективности в интер­претации даже опытному профессионалу.

В практике встречаются дети, которые могут при перечисле­нии страхов постоянно твердить о боязни всего. «Я всего бо­юсь! » - говорят они. И как здесь отследить истинное количество страхов?

Инструкция: «В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком - нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты записывай их номера внутри дома» (дошкольники показывают соответствующий дом).

 

Страхи:

1) дома один;

2)нападение бандитов;

3)заболеть, заразиться; когда остаешься один;

4)умереть;

5)того, что умрут твои родители;

6)боязнь каких-то людей;

7)мамы или папы;

8)того, что они тебя накажут;

9)сказочных персонажей: Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;

10)опоздать в детский сад;

11)перед тем, как заснуть;

12)страшных снов;

13)темноты;

14)волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15)машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16)бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17)когда очень высоко (страх высоты);

18)когда очень глубоко (страх глубины);

19)в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, пере­полненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

20)воды;

21)огня;

22)пожара;

23)войны;

24)больших улиц, площадей;

25)врачей (кроме зубных);

26)крови (когда идет кровь);

27)уколов;

28)боли (когда больно);

29)неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упа­дет, стукнет.

 

Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту), являю­щееся нормативным (по А. И. Захарову), показывает следующая таблица:

 

Возраст

Число страхов

    Мальчики Девочки
7 (дошкольники)
7 (школьники)

 

Возрастные особенности проявления страхов:

8 месяцев - боязнь незнакомых людей;

1, 5 года - беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановке в семье; боязнь врачей, боли, уколов;

после 1 года - страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины;

2 года - страх наказания со стороны родителей, боязнь по­ездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов.

Младший дошкольный возраст — могут присутствовать страхи: боязнь сказочных персонажей; уколов, боли; крови; вы­соты; неожиданных звуков; типичные страхи: одиночества, тем­ноты, замкнутого пространства.

Старшин дошкольный возраст — могут присутствовать страхи: смерти, смерти родителей; животных; сказочных персо­нажей; глубины; страшных снов; огня, пожара; нападения, вой­ны; у девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием, боязнь сказочных персонажей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...