Интерпретация №2. (интегративно-оценочная). 1.8. Тест «Страхи в домиках»
Интерпретация №2 (интегративно-оценочная)
Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека. Материал: карандаш или ручка, лист бумаги размером 10x15 см. Инструкция: «Нарисуй свой портрет». • Эстетическое изображение - выполняется лицами, имеющими художественные способности. Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа. • Схематичное изображение - в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованного в профиль или анфас, - интеллектуальный склад ума. Изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению. Реалистическое изображение - выполнено с более тщательными подробностями, то есть с прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды, - это люди, отличающиеся большой педантичностыо, склонные к детализации, аналитическому когнитивному стилю. • Метафорическое изображение - человек изображает себя в виде какого-то предмета, например чайника. Это люди художественного склада, обладающие развитой фантазией, творческими способностями, чувством юмора. • В интерьере - лица, обладающие способностью к сюжетному описанию; внимание направлено на внешнее предметное окружение. • Эмоциональный автопортрет ~ человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии, рисунок часто является шаржем или напоминает его - лица, обладающие высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственные состояния. Причем изображаемая эмоция может быть противоположна настоящей. Оценка • Изображение позы или движения - свойственно людям с выразительными движениями, увлеченным спортом, танцами и т. д. • Изображение со спины - вместо лица рисуют затылок. Это свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции, например, исследователю и т. д., либо при нежелании рисовать лицо.
Виды: • Перечисляющий - изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один - мыслительный экстраверт. • Органический - на фоне изображения живой природы, в окружении растений, животных и т. д. - мыслительный интроверт. • Гаптический - изображение себя в неком состоянии, часто в состоянии болезни - «болит зуб», «болит голова» - сенсорный интроверт. • Эмфатический - изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, идущей извне, - сенсорный экстраверт. • Декоративный - изображение портрета в явно приукрашенном виде в красивой рамочке, с присутствием цветов и другого декора сенсорный экстраверт. • Имажинарный - изучение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения, а также созданного в собственном воображении - эмоциональный интроверт,
• Ритмический - изображение, в котором подчеркивается движение, то есть изображается движущийся человек идущий, бегущий но лестнице и т. д., - интуитивный экстраверт. • Структурный рисунок - изображение себя как есть - интуитивный интроверт.
1. 8. Тест «Страхи в домиках» В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т. д. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но существуют случаи, когда страхи накапливаются, нарастают и мешают личностному развитию, создают адаптационные, невротические проблемы и др. Цель: диагностика страхов у детей дошкольного возраста. Из 29 типов страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов, у городских современных детей эта норма доходит до 15. Метод А. И. Захарова по диагностике страхов целесообразно использовать в соединении с тестом «Красный дом черный дом». Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей. После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами нарисуют, а ключ - выбросить или потерять (это несколько успокаивает актуализированные страхи). Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами. Тест А. И. Захарова прост в применении, но при использовании могут возникнуть некоторые сложности. Например, демонстративные дети на поставленный вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься?.. » - постоянно отвечают: «Я ничего не боюсь! ». Безусловно, физиологические и другие реакции подсказывают психологу о внутреннем проявлении страха у ребенка. Но очень трудно удержаться от субъективности в интерпретации даже опытному профессионалу. В практике встречаются дети, которые могут при перечислении страхов постоянно твердить о боязни всего. «Я всего боюсь! » - говорят они. И как здесь отследить истинное количество страхов? Инструкция: «В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком - нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты записывай их номера внутри дома» (дошкольники показывают соответствующий дом).
Страхи: 1) дома один; 2)нападение бандитов; 3)заболеть, заразиться; когда остаешься один; 4)умереть; 5)того, что умрут твои родители; 6)боязнь каких-то людей; 7)мамы или папы; 8)того, что они тебя накажут; 9)сказочных персонажей: Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ; 10)опоздать в детский сад; 11)перед тем, как заснуть; 12)страшных снов; 13)темноты; 14)волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных); 15)машин, поездов, самолетов (страхи транспорта); 16)бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии); 17)когда очень высоко (страх высоты); 18)когда очень глубоко (страх глубины); 19)в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства); 20)воды; 21)огня; 22)пожара; 23)войны; 24)больших улиц, площадей; 25)врачей (кроме зубных); 26)крови (когда идет кровь); 27)уколов; 28)боли (когда больно); 29)неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет.
Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту), являющееся нормативным (по А. И. Захарову), показывает следующая таблица:
Возрастные особенности проявления страхов: • 8 месяцев - боязнь незнакомых людей; • 1, 5 года - беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановке в семье; боязнь врачей, боли, уколов; • после 1 года - страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины; • 2 года - страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов. Младший дошкольный возраст — могут присутствовать страхи: боязнь сказочных персонажей; уколов, боли; крови; высоты; неожиданных звуков; типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.
Старшин дошкольный возраст — могут присутствовать страхи: смерти, смерти родителей; животных; сказочных персонажей; глубины; страшных снов; огня, пожара; нападения, войны; у девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием, боязнь сказочных персонажей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|