1.9. Тест «Два домика». 1.10. Тест «Рука» (Hand test). Анкета-протокол № _. Анализ результатов.. Количественный показатель открытого агрессивного поведения.
1. 9. Тест «Два домика» Начинается исследование со вступления в контакт с ребёнком и обсуждения с ним дома, в котором он живёт. Далее экспериментатор говорит: «А теперь давай построим для тебя прекрасный, красивый красный дом». Ребенку нужно нарисовать дом, подчёркивая его привлекательность. «Давай этот дом, заселим. Конечно, в нём будешь жить ты, ведь мы его для тебя построили». Около дома записывается имя ребёнка. «Здесь в этом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой. Поселяй кого хочешь! » Около дома записываются имена будущих обитателей. Нейтральным тоном экспериментатор спрашивает: «А кто это? » Записав новосёлов в красный дом, нарисовать рядом ещё один дом - чёрный, но никак не характеризовать его: «Это просто другой дом. Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Надо, чтобы им тоже было где жить. Кого туда поселим? » Около дома записываются имена обитателей. Если чёрный дом не заселяется, ребёнка к этому надо мягко побудить: «Что же, этот дом так и будет стоять пустой? » Далее списки жильцов обоих домов пополняются. Если кто-то из реального окружения ребёнка останется неупомянутым, то о нём нейтральным тоном спрашивается: «Ой, а (имя) вообще никуда не поселили. А ведь ему где-то надо жить». При анализе учитываются: а) количественные показатели: сколько людей ребёнок охотно вселяет в свой дом и сколько в другой; б) качественные показатели: куда вселяет родителей, родных, куда поселяет воспитателей, сверстников; учитываются выразительные внешние симптомы (мимика, жесты, эмоции и др. ), а также словесные реакции.
1. 10. Тест «Рука» (Hand test) (Э. Вагнер )
Цели: проективная методика исследования личности; диагностика вероятности агрессивных проявлений у ребенка. Возрастной аспект: применяется для обследования детей дошкольного и школьного возраста с 5 лет. Стимульный материал состоит из стандартных 9 изображений кистей рук и одной пустой таблицы, при показе которой ребенка просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия (см. Приложение 1 на с. 192). Содержание теста. В теоретическом обосновании авторы теста исходят из положения о том, что развитие функции руки связано с развитием головного мозга. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым детям в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия, можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых. Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок с изображением руки и ответь, пожалуйста, на вопрос: какое действие, по твоему мнению, она выполняет, а также что способен выполнить человек с такой рукой? Представь кисть руки и опиши ее воображаемые действия». Процедура проведения. Изображения предъявляются в определенной последовательности и положении. Обследуемый ребенок должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнить человек с такой рукой). Применение: индивидуально.
Анкета-протокол № _ Фамилия_________________ Имя__________ _____ лет, группа сада___ детский сад №___ дата 20____ г. Анализ результатов. Положение, в котором обследуемый держит таблицу (опишите): 1 рис. __________ 2 рис. _________ 3 рис. _____________ 4 рис. __________ 5 рис. _________ 6 рис. _____________ 7 рис. __________ 8 рис. _________ 9 рис. _____________
Ответь на вопросы: • Какое действие, по твоему мнению, выполняет рука? • Что способен выполнять человек с такой рукой?
Оценка полученных данных по следующим 11 категориям: 1)Агрессия 2)Указания 3)Страх А) Привязанность 5)Коммуникация 6)Зависимость 7)Эксгибиционизм ___ 8)Увечность 9)Активная безличность 10)Пассивная безличность 11) Описание
Количественный показатель открытого агрессивного поведения. 1) Агрессия - рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет. 2) Указания - рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими. (Ответы, относящиеся к первым двум категориям, рассматриваются как связанные с готовностью обследуемого к внешнему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению. ) 3) Страх - рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе. 4) Привязанность - рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям. 5) Коммуникация - ответы, вкоторых рука общается, контактирует или стремится установить контакты. 6) Зависимость - рука выражает подчинение другим лицам. (Четыре эти категории ответов отражают тенденцию к действиям, направленным на приспособление к социуму, вероятность агрессивного поведения незначительна. ) 7) Эксгибиционизм - рука разными способами выставляет себя напоказ. 8) Увечность - рука деформирована, больна, не способна к каким-либо действиям. 9) Активная безличность - ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилия. 10)Пассивная безличность - также проявление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения. 11)Описание - ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует. Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается путем вычитания суммы «адаптивных» ответов из суммы ответов по первым двум категориям:
Е («агрессия» + «указания») - Е («страх» + «коммуникация» + «зависимость»). Ответы, подпадающие под категории «эксгибиционизм» и «увечность», при оценке вероятности агрессивных проявлений не учитываются, так как их роль в данной области поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнить мотивы агрессивного поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|