Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.9. Тест «Два домика». 1.10. Тест «Рука» (Hand test). Анкета-протокол № _. Анализ результатов.. Количественный показатель открытого агрессивного по­ведения.




1. 9. Тест «Два домика»

Начинается исследование со вступления в контакт с ребён­ком и обсуждения с ним дома, в котором он живёт.

Далее экспериментатор говорит: «А теперь давай построим для тебя прекрасный, красивый красный дом».

Ребенку нужно нарисовать дом, подчёркивая его привлека­тельность.

«Давай этот дом, заселим. Конечно, в нём будешь жить ты, ведь мы его для тебя построили».

Около дома записывается имя ребёнка.

«Здесь в этом доме могут жить все, кого ты захочешь посе­лить с собой. Поселяй кого хочешь! »

Около дома записываются имена будущих обитателей. Ней­тральным тоном экспериментатор спрашивает: «А кто это? »

Записав новосёлов в красный дом, нарисовать рядом ещё один дом - чёрный, но никак не характеризовать его: «Это про­сто другой дом. Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Надо, чтобы им тоже было где жить. Кого туда поселим? » Около дома записываются имена обитателей. Если чёрный дом не заселяется, ребёнка к этому надо мягко побудить: «Что же, этот дом так и будет стоять пустой? »

Далее списки жильцов обоих домов пополняются. Если кто-то из реального окружения ребёнка останется неупомянутым, то о нём нейтральным тоном спрашивается: «Ой, а (имя) вообще никуда не поселили. А ведь ему где-то надо жить».

При анализе учитываются:

а) количественные показатели: сколько людей ребёнок охотно вселяет в свой дом и сколько в другой;

б) качественные показатели: куда вселяет родителей, род­ных, куда поселяет воспитателей, сверстников; учитываются выразительные внешние симптомы (мимика, жесты, эмоции и др. ), а также словесные реакции.

 

1. 10. Тест «Рука» (Hand test)

(Э. Вагнер )

Цели: проективная методика исследования личности; ди­агностика вероятности агрессивных проявлений у ребенка.

Возрастной аспект: применяется для обследования детей дошкольного и школьного возраста с 5 лет.

Стимульный материал состоит из стандартных 9 изобра­жений кистей рук и одной пустой таблицы, при показе которой ребенка просят представить кисть руки и описать ее воображае­мые действия (см. Приложение 1 на с. 192).

Содержание теста. В теоретическом обосновании авторы теста исходят из положения о том, что развитие функции руки связано с развитием головного мозга. Рука непосредственно во­влечена во внешнюю активность.

Следовательно, предлагая обследуемым детям в качестве ви­зуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия, можно сделать выводы о тенденциях активности об­следуемых.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок с изобра­жением руки и ответь, пожалуйста, на вопрос: какое действие, по твоему мнению, она выполняет, а также что способен выпол­нить человек с такой рукой? Представь кисть руки и опиши ее воображаемые действия».

Процедура проведения. Изображения предъявляются в оп­ределенной последовательности и положении. Обследуемый ре­бенок должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что спосо­бен выполнить человек с такой рукой).

Применение: индивидуально.

 

Анкета-протокол № _

Фамилия_________________ Имя__________ _____  лет,

группа сада___ детский сад №___   дата 20____ г.

Анализ результатов.

Положение, в котором обследуемый держит таблицу (опи­шите):

1 рис. __________ 2 рис.     _________ 3 рис. _____________        

4 рис. __________ 5 рис.     _________ 6 рис. _____________        

7 рис. __________ 8 рис.     _________ 9 рис. _____________        

 

Ответь на вопросы:

• Какое действие, по твоему мнению, выполняет рука?

• Что способен выполнять человек с такой рукой?

 

Оценка полученных данных по следующим 11 категориям:

1)Агрессия    

2)Указания   

3)Страх       

А) Привязанность 

5)Коммуникация   

6)Зависимость      

7)Эксгибиционизм ___  

8)Увечность 

9)Активная безличность

10)Пассивная безличность      

11) Описание

 

Количественный показатель открытого агрессивного по­ведения.

1) Агрессия - рука воспринимается как доминирующая, на­носящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет.

2) Указания - рука ведущая, направляющая, препятствую­щая, господствующая над другими. (Ответы, относящиеся к пер­вым двум категориям, рассматриваются как связанные с готов­ностью обследуемого к внешнему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению. )

3) Страх - рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе.

4) Привязанность - рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям.

5) Коммуникация - ответы, вкоторых рука общается, кон­тактирует или стремится установить контакты.

6) Зависимость - рука выражает подчинение другим лицам. (Четыре эти категории ответов отражают тенденцию к действи­ям, направленным на приспособление к социуму, вероятность агрессивного поведения незначительна. )

7) Эксгибиционизм - рука разными способами выставляет себя напоказ.

8) Увечность - рука деформирована, больна, не способна к каким-либо действиям.

9) Активная безличность - ответы, в которых рука проявля­ет тенденцию к действию, завершение которого не требует при­сутствия другого человека или людей, однако рука должна из­менить свое физическое местоположение, приложить усилия.

10)Пассивная безличность - также проявление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия друго­го человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения.

11)Описание - ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует.

Количественный показатель открытого агрессивного по­ведения рассчитывается путем вычитания суммы «адаптивных» ответов из суммы ответов по первым двум категориям:

Е («агрессия» + «указания») - Е («страх» + «коммуника­ция» + «зависимость»). Ответы, подпадающие под категории «эксгибиционизм» и «увечность», при оценке вероятности аг­рессивных проявлений не учитываются, так как их роль в дан­ной области поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнить мотивы агрессивного поведения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...