1.11. Методика «Линеограмма». 1.12. Методика «Неоконченные предложения». 1.13. Методика «Сюжетные картинки». 1.14. Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников
1. 11. Методика «Линеограмма»
Цель: выявить уровень различения эмоций у ребёнка, наличие эмоционального дискомфорта, отдельные личностные проявления. Материал: чистый альбомный лист, набор разноцветных карандашей или фломастеров (обязательно должен быть простой или чёрный карандаш). Инструкция: «Сейчас я вам расскажу сказку, а вы её у себя нарисуете. Жила-была точка. Однажды она побежала по листу и оставила за собой след - линию. Точка эта была грустная и линию оставила тоже грустную. Возьмите любой карандаш и нарисуйте грустную линию. Другая точка была весёлая и оставила после себя весёлую линию. (Каждую линию психолог помечает значком. ) Третья точка была очень тихая и линию оставила тоже тихую. (При необходимости психолог может указать, что карандаши можно менять. ) Четвёртая точка была очень громкая, и линия тоже громкая. Следующая точка была очень-очень лёгкая, а после неё была тяжёлая точка, которая оставила тяжёлый след. А самая интересная точка была добрая, и линия её тоже была добрая. К сожалению, была и злая точка, остался после неё злой след». Для младших детей можно исключить одну-две пары, чтобы сократить объём работы. Пары могут быть заменены другими. Оценка: линии могут различаться по цвету, форме, оригинальным элементам. 1-й уровень - есть оригинальные элементы, которые выражают суть различий, линии разные но цвету, ребёнок смог дать минимальное объяснение (последнее необязательно). 2-й уровень - линии разнятся по цвету, толщине. 3-й уровень - есть различие либо по цвету, либо в характере линий. 4-й уровень - линии не различаются. (Неразличение эмоций или состояние глубокого дискомфорта. )
Тревогу вызывают рисунки 3-го и 4-го уровней. Примечание. Также в рисунках можно отметить хаотичность, неорганизованность, экспансию линий, выход за пределы листа, вычурность. Или наоборот, рисунок зажат в одном углу, робкие слабые линии, страх перед пространством листа. Значимо и то, какие цвета используются для выражения тех или иных эмоций.
1. 12. Методика «Неоконченные предложения» Эта методика выявляет скрытые переживания ребёнка, которые порой не удаётся выявить в свободной беседе. Ответы на вопросы могут выражать положительное, отрицательное или безразличное отношение ребёнка. Ребёнку предлагается послушать предложение и сразу, не задумываясь, продолжить его первой пришедшей в голову мыслью, делать это нужно быстро. Инструкция: «Мы с тобой поиграем. Я буду говорить предложения, а ты как можно быстрее закончи их. Говори первое, что придёт в голову». Экспериментатор проговаривает предложения в быстром темпе. Законченные предложения можно разделить на 6 групп:
Вопросник к методике «Неоконченные предложения»: 1. Мой детский сад... 2. Мой друг... 3. Если меня называют, то... 4. Я играю чаще всего... 5. Мои сны... 6. Боюсь... 7. Моя мечта... 8. Моя мама и я... 9. Сделал бы всё, чтобы забыть... 10. Не люблю, когда меня ругают... 11. Плачу, когда... 12. Когда меня спрашивают... 13. Мой папайя... 14. Когда смотрю «ужасы» в кино... 15. Когда я один дома... 16. Моя воспитательница... 17. Когда меня мама ругает... 18. Больше всего люблю... 19. Когда прихожу в детский сад... 20. Когда бывает темно... 21. Когда мой папа... 22. Ребята вдетском саду...
23. Когда меня спрашивают на занятии... 24. Когда моя мама... 25. Когда все ругаются... 26. Когда я выхожу играть во двор... 27. Я всегда хотел... 28. Меня беспокоит... 29. Скрываю... 30. Старшие ребята...
1. 13. Методика «Сюжетные картинки»
Инструкция: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие». Ребёнок должен дать моральную оценку изображённым на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребёнка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение) -на нравственный поступок и отрицательная (осуждение, негодование) - на безнравственный. Обработка результатов: 0 баллов - ребёнок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. 1 балл - ребёнок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны. 2 балла - правильно раскладывая картинки, ребёнок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. 3 балла - ребёнок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции.
1. 14. Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников
Подготовка исследования. Выучить наизусть вопросы и ситуации. Проведение исследования. Исследование состоит из двух серий, которые проводят независимо друг от друга. Первая серия - экспериментатор задаёт ребёнку вопросы: 1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему? 2. Можно ли обижать животных? Почему? 3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему? 4. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему? 5. Можно ли драться, если другой ребёнок отобрал у тебя игрушку? Почему? Вторая серия - ребёнку предлагают закончить несколько ситуаций: l. Mama и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель сказал ей: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Что ответила Маша?
2. Петя принёс в детский сад новую игрушку - самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошёл Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Что сделал Петя? З. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Что сделала Вера? 4. Таня и Оля играли в дочки-матери. К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». «Мы тебя не возьмём, ты ещё маленький», - ответила Оля. Что сказала Таня? 5. Коля играл в лошадки. Он бегал и кричал: «Но, но, но! » В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестру Свету. Девочка не могла заснуть и плакала. Мама сказала Коле: «Не шуми, пожалуйста». Коля ей ответил... Что ответил Коля? 6. Таня и Маша рисовали. К ним подошёл воспитатель и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок очень хороший». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал... Что сказал Миша? 7. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котёнка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша... Что сделал Саша? Обработка данных. Анализ результатов исследования проводится по схеме: 1. Как ребёнок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдаёт ли кому предпочтение и почему? 2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по желанию, по просьбе, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, неохотно, формально, с энтузиазмом и т. п. )? 3. Замечает ли эмоциональное состояние другого, как на это реагирует? 4. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, в каких действиях выражается эта забота? 5. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, неадекватно, завидует успеху другого, радуется его неудаче)? При обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребёнка, но и на его мотивировку. Делают вывод о сформированности социальных эмоций и их влиянии на поведение детей разного возраста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|