Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.11. Методика «Линеограмма». 1.12. Методика «Неоконченные предложения». 1.13. Методика «Сюжетные картинки». 1.14. Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников




1. 11. Методика «Линеограмма»

 

Цель: выявить уровень различения эмоций у ребёнка, на­личие эмоционального дискомфорта, отдельные личностные проявления.

Материал: чистый альбомный лист, набор разноцветных карандашей или фломастеров (обязательно должен быть про­стой или чёрный карандаш).

Инструкция: «Сейчас я вам расскажу сказку, а вы её у себя нарисуете. Жила-была точка. Однажды она побежала по листу и оставила за собой след - линию. Точка эта была грустная и линию оставила тоже грустную. Возьмите любой карандаш и нарисуйте грустную линию.

Другая точка была весёлая и оставила после себя весёлую линию. (Каждую линию психолог помечает значком. )

Третья точка была очень тихая и линию оставила тоже тихую. (При необходимости психолог может указать, что ка­рандаши можно менять. )

Четвёртая точка была очень громкая, и линия тоже громкая.

Следующая точка была очень-очень лёгкая, а после неё была тяжёлая точка, которая оставила тяжёлый след. А самая инте­ресная точка была добрая, и линия её тоже была добрая. К сожа­лению, была и злая точка, остался после неё злой след».

Для младших детей можно исключить одну-две пары, чтобы сократить объём работы. Пары могут быть заменены другими.

Оценка: линии могут различаться по цвету, форме, ориги­нальным элементам.

1-й уровень - есть оригинальные элементы, которые вы­ражают суть различий, линии разные но цвету, ребёнок смог дать минимальное объяснение (последнее необязательно).

2-й уровень - линии разнятся по цвету, толщине.

3-й уровень - есть различие либо по цвету, либо в харак­тере линий.

4-й уровень - линии не различаются. (Неразличение эмо­ций или состояние глубокого дискомфорта. )

Тревогу вызывают рисунки 3-го и 4-го уровней.

Примечание. Также в рисунках можно отметить хаотич­ность, неорганизованность, экспансию линий, выход за пределы листа, вычурность. Или наоборот, рисунок зажат в одном углу, робкие слабые линии, страх перед пространством листа. Значимо и то, какие цвета используются для выражения тех или иных эмоций.

 

1. 12. Методика «Неоконченные предложения»

Эта методика выявляет скрытые переживания ребёнка, кото­рые порой не удаётся выявить в свободной беседе. Ответы на во­просы могут выражать положительное, отрицательное или без­различное отношение ребёнка.

Ребёнку предлагается послушать предложение и сразу, не за­думываясь, продолжить его первой пришедшей в голову мыс­лью, делать это нужно быстро.

Инструкция: «Мы с тобой поиграем. Я буду говорить пред­ложения, а ты как можно быстрее закончи их. Говори первое, что придёт в голову».

Экспериментатор проговаривает предложения в быстром темпе. Законченные предложения можно разделить на 6 групп:

 

Группы предложений Номера предложений
1. Отношение к отцу 13, 21
2. Отношение к матери 8, 24
3. Отношение к себе 3, 4, 7, 10, 12, 18, 27, 29
4. Отношение к сверстникам 2, 22, 26, 30
5. Отношение к детскому саду 1, 16, 19, 23
6. Отношение к опасениям 5, 6, 9, 11, 14, 15, 17, 20, 25, 28

Вопросник к методике «Неоконченные предложения»:

1. Мой детский сад...

2. Мой друг...

3. Если меня называют, то...

4. Я играю чаще всего...

5. Мои сны...

6. Боюсь...

7. Моя мечта...

8. Моя мама и я...

9. Сделал бы всё, чтобы забыть...

10. Не люблю, когда меня ругают...

11. Плачу, когда...

12. Когда меня спрашивают...

13. Мой папайя...

14. Когда смотрю «ужасы» в кино...

15. Когда я один дома...

16. Моя воспитательница...

17. Когда меня мама ругает...

18. Больше всего люблю...

19. Когда прихожу в детский сад...

20. Когда бывает темно...

21. Когда мой папа...

22. Ребята вдетском саду...

23. Когда меня спрашивают на занятии...

24. Когда моя мама...

25. Когда все ругаются...

26. Когда я выхожу играть во двор...

27. Я всегда хотел...

28. Меня беспокоит...

29. Скрываю...

30. Старшие ребята...

 

1. 13. Методика «Сюжетные картинки»

 

Инструкция: «Разложи картинки так, чтобы с одной сторо­ны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие».

Ребёнок должен дать моральную оценку изображённым на кар­тинке поступкам, что позволяет выявить отношение к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватно­сти эмоциональных реакций ребёнка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение) -на нравственный поступок и отрицательная (осуждение, негодо­вание) - на безнравственный.

Обработка результатов:

0 баллов - ребёнок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как по­ложительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл - ребёнок правильно раскладывает картинки, но не мо­жет обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадек­ватны.

2 балла - правильно раскладывая картинки, ребёнок обосно­вывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но вы­ражены слабо.

3 балла - ребёнок обосновывает свой выбор (возможно, на­зывает моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции.

 

1. 14. Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников

 

Подготовка исследования. Выучить наизусть вопросы и си­туации.

Проведение исследования. Исследование состоит из двух серий, которые проводят независимо друг от друга.

Первая серия - экспериментатор задаёт ребёнку вопросы:

1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?

2. Можно ли обижать животных? Почему?

3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

4. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

5. Можно ли драться, если другой ребёнок отобрал у тебя иг­рушку? Почему?

Вторая серия - ребёнку предлагают закончить несколько ситуаций:

l. Mama и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель сказал ей: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Что ответила Маша?

2. Петя принёс в детский сад новую игрушку - самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошёл Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Что сде­лал Петя?

З. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера до­гоняла. Вдруг Катя упала. Что сделала Вера?

4. Таня и Оля играли в дочки-матери. К ним подошел малень­кий мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». «Мы тебя не возьмём, ты ещё маленький», - ответила Оля. Что сказала Таня?

5. Коля играл в лошадки. Он бегал и кричал: «Но, но, но! » В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестру Свету. Девочка не могла заснуть и плакала. Мама сказала Коле: «Не шуми, пожалуйста». Коля ей ответил... Что ответил Коля?

6. Таня и Маша рисовали. К ним подошёл воспитатель и ска­зал: «Молодец, Таня. Твой рисунок очень хороший». Миша то­же посмотрел на Танин рисунок и сказал... Что сказал Миша?

7. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького ко­тёнка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Са­ша... Что сделал Саша?

Обработка данных.

Анализ результатов исследования проводится по схеме:

1. Как ребёнок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдаёт ли кому предпочтение и почему?

2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по же­ланию, по просьбе, по предложению взрослого); как он это де­лает (охотно, неохотно, формально, с энтузиазмом и т. п. )?

3. Замечает ли эмоциональное состояние другого, как на это реагирует?

4. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, в каких действиях выражается эта забота?

5. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, неадекватно, завидует успеху другого, радуется его неудаче)?

При обработке результатов серий особое внимание обраща­ют не только на правильность ответа ребёнка, но и на его моти­вировку. Делают вывод о сформированности социальных эмо­ций и их влиянии на поведение детей разного возраста.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...