Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.15. Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок




1. 15. Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок

 

Подготовка исследования. Подобрать ситуации из жиз­ни детей, близкие и понятные им, например:

1. Больная мама лежит в постели, старшая дочка прибирается дома.

2. Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп, все дети вскакивают и смеются; мальчик испуган, воспитатель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь не над чем.

3. Мальчик потерял варежки, и на прогулке у него сильно замёрзли руки, но он не хочет показать другим, что очень замёрз.

4. Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет.

5. Мальчик радуется за своего друга, чей рисунок оказался лучшим в группе.

Подготовить 2-3 ребёнка для инсценировки этих сюжетов.

Первая серия - подготовленные дети разыгрывают перед группой сценку, затем экспериментатор спрашивает у группы, что чувствуют персонажи этой сценки.

Вторая серия - экспериментатор описывает ситуацию и пред­лагает изобразить её.

1-я ситуация - показать печальное, страдающее лицо ма­мы и сочувственное лицо девочки.

2-я ситуация - показать строгое лицо воспитателя, смею­щихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика.

3-я ситуация - как мальчик не хочет показать, что он за­мерз.

4-я ситуация - показать обиду девочки.

5-я с и т у а ц и я - показать радость за другого ребенка.

Если дети недостаточно выразительно или неправильно изо­бражают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый персонаж.

Обработка данных.

Экспериментатор анализирует, как дети воплощают эмоцио­нальные состояния героев в сценках; делает вывод о богатстве экспрессивно-мимических средств общения и о развитости уме­ния сопереживать другим людям.

 

Возраст детей

 

Правильность передачи эмоций

Всего

 

 

ситуация

      1         2                3            4  
5 лет

 

 
6 лет

 

 
             

 

1. 16. Методика «Часики»

 

Данная методика представлена в двух вариантах: для детей с 2, 5 до 4, 5 лет - вариант А, для детей старшего дошкольного возраста - вариант Б.

Цель: выявление психического состояния детей дошколь­ного возраста.

Материал: подготовить поле, используя следующие цвета: красный, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, серый, корич­невый, черный.

Для варианта А - подготовить две пиктограммы с изо­бражением печального и веселого лица.

Для варианта Б- 12 пиктограмм: страх, внимание, мечта­ние, удивление, спокойствие, злость, печаль, агрессия/агрес­сивность, радость, обида, стресс, веселость.

Инструкция: «Выбери цвет, который тебе в данный момент нравится. А теперь соедини его с лицом, которое у тебя сейчас».

Фиксируются: цвет, пиктограмма, выбранная ребенком, его высказывания.

С помощью данной методики можно отмечать психическое состояние детей в течение дня, например, до и после занятия, до и после прогулки и т. д.

Можно предложить и родителям использовать дома такие «часики», это научит ребенка определять свое состояние, со­стояние окружающих.

Фиксировать показатели можно как в тетрадке, так и на шкале, изготовленной специально по типу градусника, мож­но вычерчивать с детьми и график: хорошее психическое со­стояние - вверх поднимается линия, обозначается красным цве­том; плохое - черная линия опускается ниже отметки «О».

В целях выявления индивидуального соотнесения психиче­ских состояний и цвета предлагается предварительно провести методику «Матрешки».

Для ее проведения необходимо использовать набор цвето­вых стимулов, в котором представлены цвета спектра (желтый, красный, зеленый, голубой вместо синего), три смешанных тона

(оранжевый, фиолетовый, коричневый), два ахроматических цвета (черный, серый).

Как показывает опыт, ассоциативные реакции на цвет весьма чувствительны к изменению его сенсорных характеристик. Поэтому возникает безусловная необходимость пользоваться во всех проводимых экспериментах строго стандартизирован­ным набором цветов. Цветовые стимулы должны быть пред­ставлены в виде силуэтов матрешек, с целью привлечения вни­мания к проводимому эксперименту.

Это позволяет проводить исследование в виде привлекатель­ной для дошкольников игровой деятельности.

Дошкольникам предлагаются 12 пиктограмм (схематичное изображение лиц определенного психического состояния) с вы­ражениями: 1 - страха, 2 - удивления, 3 - спокойствия, 4 - зло­сти, 5 - печали, 6 - агрессии/агрессивности, 7 - радости, 8 -мечтания, 9 - веселья, 10 - обиды, 11 - стресса, 12 - скепсиса. Перед детьми на белом фоне складываются силуэты матрешек и в беспорядке - пиктограммы.

Инструкция включает задание подобрать к цветному силуэту соответствующее выражение лица, подходящее, по его мнению, к такому цвету.

В ходе эксперимента фиксируются: моторика, двигательные реакции глаз, руки, двигательное оживление, эмоциональные реакции, высказывания.

Результаты, полученные при работе с силуэтами матрешек и пиктограммами, фиксируются в таблице:

 

Фамилия, имя ребёнка

Цвет

  зелёный красный оранжевый голубой жёлтый фиолетовый коричневый серый чёрный
                   

 

В колонках фиксируется номер пиктограммы. Такое соотне­сение цвета и пиктограмм позволит учитывать индивидуальные предпочтения каждого ребенка и получить наиболее точные ре­зультаты при обработке данных методики «Часики».

С целью более полного анализа применяется шкала соотне­сения того или иного состояния к определенной группе и уров­ню психической активности сознания:

 

ТИПИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

№ п/п Группы психической активности Психическое состояние
Общение Искренность
Общение Дружелюбие (синтония)
Общение Агрессия
Эмоциональность Радость
Эмоциональность Тревога
Эмоциональность Страх
Эмоциональность Весёлость
Эмоциональность Обида
Эмоциональность Грусть
Интеллектуальность Удивление
Интеллектуальность Мечтание
Мотивация Интерес
Деятельность Активность
Деятельность Бодрость
Деятельность Спокойствие
Деятельность Стресс

 

ШКАЛА УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СОЗНАНИЯ И ОБЩАЯ СИСТЕМАТИКА СОСТОЯНИЙ А. О. ПРОХОРОВА

Уровень психической активности Состояние психической активности
Состояния понижен­ной психической ак­тивности (низкий уро­вень) Грезы, подавленность, фусть, печаль, тоска, горе, страдание, усталость, утомление, монотония, скука, рассеянность, релаксация, кризисное состояние и др.
Состояния повышен­ной психической ак­тивности (средний уровень) Счастье, восторг, экстаз, тревога, страх, гнев, ярость, ужас, паника, восхищение, страсть, не­нависть, воодушевление, негодование и т. д.
Состояния оптималь­ной психической ак­тивности (высокий уровень) Спокойствие, симпатия, сострадание, эмпатия, готовность, борьба мотивов, сосредоточен­ность, озарение, занимательность, сомнение, удивление, размышление, озадаченность и т. д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...