1.15. Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок
1. 15. Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок
Подготовка исследования. Подобрать ситуации из жизни детей, близкие и понятные им, например: 1. Больная мама лежит в постели, старшая дочка прибирается дома. 2. Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп, все дети вскакивают и смеются; мальчик испуган, воспитатель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь не над чем. 3. Мальчик потерял варежки, и на прогулке у него сильно замёрзли руки, но он не хочет показать другим, что очень замёрз. 4. Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет. 5. Мальчик радуется за своего друга, чей рисунок оказался лучшим в группе. Подготовить 2-3 ребёнка для инсценировки этих сюжетов. Первая серия - подготовленные дети разыгрывают перед группой сценку, затем экспериментатор спрашивает у группы, что чувствуют персонажи этой сценки. Вторая серия - экспериментатор описывает ситуацию и предлагает изобразить её. 1-я ситуация - показать печальное, страдающее лицо мамы и сочувственное лицо девочки. 2-я ситуация - показать строгое лицо воспитателя, смеющихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика. 3-я ситуация - как мальчик не хочет показать, что он замерз. 4-я ситуация - показать обиду девочки. 5-я с и т у а ц и я - показать радость за другого ребенка. Если дети недостаточно выразительно или неправильно изображают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый персонаж. Обработка данных. Экспериментатор анализирует, как дети воплощают эмоциональные состояния героев в сценках; делает вывод о богатстве экспрессивно-мимических средств общения и о развитости умения сопереживать другим людям.
1. 16. Методика «Часики»
Данная методика представлена в двух вариантах: для детей с 2, 5 до 4, 5 лет - вариант А, для детей старшего дошкольного возраста - вариант Б. Цель: выявление психического состояния детей дошкольного возраста. Материал: подготовить поле, используя следующие цвета: красный, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Для варианта А - подготовить две пиктограммы с изображением печального и веселого лица. Для варианта Б- 12 пиктограмм: страх, внимание, мечтание, удивление, спокойствие, злость, печаль, агрессия/агрессивность, радость, обида, стресс, веселость. Инструкция: «Выбери цвет, который тебе в данный момент нравится. А теперь соедини его с лицом, которое у тебя сейчас». Фиксируются: цвет, пиктограмма, выбранная ребенком, его высказывания. С помощью данной методики можно отмечать психическое состояние детей в течение дня, например, до и после занятия, до и после прогулки и т. д. Можно предложить и родителям использовать дома такие «часики», это научит ребенка определять свое состояние, состояние окружающих. Фиксировать показатели можно как в тетрадке, так и на шкале, изготовленной специально по типу градусника, можно вычерчивать с детьми и график: хорошее психическое состояние - вверх поднимается линия, обозначается красным цветом; плохое - черная линия опускается ниже отметки «О». В целях выявления индивидуального соотнесения психических состояний и цвета предлагается предварительно провести методику «Матрешки».
Для ее проведения необходимо использовать набор цветовых стимулов, в котором представлены цвета спектра (желтый, красный, зеленый, голубой вместо синего), три смешанных тона (оранжевый, фиолетовый, коричневый), два ахроматических цвета (черный, серый). Как показывает опыт, ассоциативные реакции на цвет весьма чувствительны к изменению его сенсорных характеристик. Поэтому возникает безусловная необходимость пользоваться во всех проводимых экспериментах строго стандартизированным набором цветов. Цветовые стимулы должны быть представлены в виде силуэтов матрешек, с целью привлечения внимания к проводимому эксперименту. Это позволяет проводить исследование в виде привлекательной для дошкольников игровой деятельности. Дошкольникам предлагаются 12 пиктограмм (схематичное изображение лиц определенного психического состояния) с выражениями: 1 - страха, 2 - удивления, 3 - спокойствия, 4 - злости, 5 - печали, 6 - агрессии/агрессивности, 7 - радости, 8 -мечтания, 9 - веселья, 10 - обиды, 11 - стресса, 12 - скепсиса. Перед детьми на белом фоне складываются силуэты матрешек и в беспорядке - пиктограммы. Инструкция включает задание подобрать к цветному силуэту соответствующее выражение лица, подходящее, по его мнению, к такому цвету. В ходе эксперимента фиксируются: моторика, двигательные реакции глаз, руки, двигательное оживление, эмоциональные реакции, высказывания. Результаты, полученные при работе с силуэтами матрешек и пиктограммами, фиксируются в таблице:
В колонках фиксируется номер пиктограммы. Такое соотнесение цвета и пиктограмм позволит учитывать индивидуальные предпочтения каждого ребенка и получить наиболее точные результаты при обработке данных методики «Часики». С целью более полного анализа применяется шкала соотнесения того или иного состояния к определенной группе и уровню психической активности сознания:
ТИПИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ШКАЛА УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СОЗНАНИЯ И ОБЩАЯ СИСТЕМАТИКА СОСТОЯНИЙ А. О. ПРОХОРОВА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|