Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.17. Методика «Маски». 1.18. Детский апперцептивный тест (ДАТ)




1. 17. Методика «Маски»

 

Методика применяется для исследования детей пятилетнего воз­раста и старше.

Стимульный материал: набор из четырех масок (нарисова­ны на бумаге), символизирующих хорошее и плохое настроение, стремление к доминированию или подчинению.

Инструкция. Экспериментатор: «Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смот­ришь на ребят своей группы (класса)? А на кого из них ты смот­ришь обычно вот так? (Показывает каждую из масок по очере­ди. ) А кто из ребят на тебя чаще всего смотрит вот так? » (Опять показывает по очереди каждую из масок. )

Проведение теста. Четыре маски выкладывают в ряд перед ребенком. После того как он выбрал одну из них при ответе на первый вопрос, каждую из масок по очереди дают ребенку

и задают вопрос, на кого он так смотрит или кто на него так смотрит. Принимается любой ответ, в том числе и отказ.

Анализ результатов. Эмоциональное состояние ребенка в группе проявляется в выборе маски с определенным настрое­нием (хорошим или плохим) при ответе на первый вопрос.

Подсчитывают, сколько раз были выбраны маски с хорошим и плохим настроением при ответе на вопрос: «На кого из ребят ты смотришь вот так? ». Если ребенок удовлетворен своим ме­стом в группе, то количество улыбающихся масок значительно превышает количество грустных. Этот показатель демонстриру­ет удовлетворенность детей тем местом, которое они занимают.

В случае отверженности речь может идти о детях, которые предпочитают общаться со сверстниками дома, во дворе, но не в группе (классе), а потому они не испытывают тревоги из-за того, что здесь с ними мало общаются.

Этот вариант может быть связан ис нежеланием ребенка ак­тивно общаться, его незаинтересованностью в контактах со свер­стниками. В то же время и лидеры могут быть неудовлетворены своим положением, если они претендуют на более высокое ме­сто в группе, либо стремятся к общению с кем-то из тех ребят, кто входит в другую группировку, и не подчиняются данному лидеру.

Также выявляются так называемые «пассивные» и «актив­ные» отверженные, то есть дети, которые спокойно переносят свою отверженность ине стремятся к общению, идети, которые переживают свою отгороженность от группы.

Подсчитывают также иколичество выборов «доминирова­ние» и«подчинение» - как при ответе на первый вопрос (это самый важный показатель), так и при последующих ответах. Особенно это важно для детей, не удовлетворенных своим ста­тусным местом.

 

1. 18. Детский апперцептивный тест (ДАТ)

 

Оригинальная идея ДАТ была разработана Эрнстом Крисом при обсуждении теоретических проблем проекции в тематиче­ском апперцептивном тесте (ТАТ). Доктор Крис обратил внима­ние на то, что дети гораздо охотнее идентифицируют себя с жи­вотными, чем с людьми. Этот факт был известен еще 3. Фрейду и описан им в истории с маленьким Гансом «Сексуальность пя­тилетнего ребенка». Названные авторы после годичного обсуж­дения всех проблем выделили определенное число типичных ситуаций для детей, которые могут раскрыть динамику детских проблем.

Известно, что ТАТ - прекрасный тест для взрослых, однако он не может всецело выявить потребности маленьких детей, но Симондс не рекомендовал использовать ТАТ и для юношеского возраста, поэтому был разработан ДАТ для работы с детьми 3-летнего и, возможно, до 10-летнего возраста.

Виолет Рамонт, художник-иллюстратор детских книг, согла­силась нарисовать рисунки, соответствующие предположениям, прибавив несколько своих, понравившихся ей.

Затем эти рисунки были отработаны несколькими психоло­гами-практиками, неоднократно применявшими другие проек­тивные методики. После этого тест дорабатывался уже на осно­ве практических данных.

Природа и це л ь теста.

Тематический апперцептивный тест позволяет судить о склон­ностях, интересах ребенка и нередко выявляет болезненные со­стояния психики.

ДАТ содержит рисунки, изображающие животных в различ­ных ситуациях (см. Приложение 2 на с. 193-198). Он может быть использован для детей обоего пола, предпочтительнее с 4-10 лет. После обоснования ребенком ответа нужно карточки разделить по отделам согласно руководству. Сообщения записы­вать полностью и потом анализировать согласно интерпретации.

ДАТ - проективный или апперцептивный метод, то есть ме­тод исследования личности путем изучения незначительных ин­дивидуальных различий в восприятии стандартных стимулов.

Тест является прямой модификацией тематического аппер­цептивного теста Генриха Моррея. ДАТ был разработан для об­легчения понимания отношения детей к более важным фигурам и стимулам. Рисунки были разработаны для получения ответов на существующие проблемы, особенно пищевые, а также исследо­вания вопросов соперничества, выделения отношения к родите­лям через восприятие детей, близкое им. Тест дает представление о восприятии детьми родителей, об отношении к родителям как к паре, то есть об эдиповом комплексе и его кульминации в глав­ных сценах; о воображении ребенка при виде их вместе в постели.

Авторы предполагали возможность выделения агрессивных фантазий ребенка, принятие им мира взрослых, возможный страх одиночества ночью, возможность мастурбации, поведение в туалете и реакцию родителей на это; возможность узнать и проследить структуру личности ребенка, узнать о динамиче­ских видах реакции и проблемах развития. Этот тест дает воз­можность не только диагностировать отклонения, например плохое поведение, трудности в общении, но и понять некоторые причины их появления. Однако у теста есть недостатки, главный из которых - отсутствие объективного ключа, дающего возмож­ность интерпретации полученных результатов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...