1.17. Методика «Маски». 1.18. Детский апперцептивный тест (ДАТ)
1. 17. Методика «Маски»
Методика применяется для исследования детей пятилетнего возраста и старше. Стимульный материал: набор из четырех масок (нарисованы на бумаге), символизирующих хорошее и плохое настроение, стремление к доминированию или подчинению. Инструкция. Экспериментатор: «Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы (класса)? А на кого из них ты смотришь обычно вот так? (Показывает каждую из масок по очереди. ) А кто из ребят на тебя чаще всего смотрит вот так? » (Опять показывает по очереди каждую из масок. ) Проведение теста. Четыре маски выкладывают в ряд перед ребенком. После того как он выбрал одну из них при ответе на первый вопрос, каждую из масок по очереди дают ребенку и задают вопрос, на кого он так смотрит или кто на него так смотрит. Принимается любой ответ, в том числе и отказ. Анализ результатов. Эмоциональное состояние ребенка в группе проявляется в выборе маски с определенным настроением (хорошим или плохим) при ответе на первый вопрос. Подсчитывают, сколько раз были выбраны маски с хорошим и плохим настроением при ответе на вопрос: «На кого из ребят ты смотришь вот так? ». Если ребенок удовлетворен своим местом в группе, то количество улыбающихся масок значительно превышает количество грустных. Этот показатель демонстрирует удовлетворенность детей тем местом, которое они занимают. В случае отверженности речь может идти о детях, которые предпочитают общаться со сверстниками дома, во дворе, но не в группе (классе), а потому они не испытывают тревоги из-за того, что здесь с ними мало общаются. Этот вариант может быть связан ис нежеланием ребенка активно общаться, его незаинтересованностью в контактах со сверстниками. В то же время и лидеры могут быть неудовлетворены своим положением, если они претендуют на более высокое место в группе, либо стремятся к общению с кем-то из тех ребят, кто входит в другую группировку, и не подчиняются данному лидеру.
Также выявляются так называемые «пассивные» и «активные» отверженные, то есть дети, которые спокойно переносят свою отверженность ине стремятся к общению, идети, которые переживают свою отгороженность от группы. Подсчитывают также иколичество выборов «доминирование» и«подчинение» - как при ответе на первый вопрос (это самый важный показатель), так и при последующих ответах. Особенно это важно для детей, не удовлетворенных своим статусным местом.
1. 18. Детский апперцептивный тест (ДАТ)
Оригинальная идея ДАТ была разработана Эрнстом Крисом при обсуждении теоретических проблем проекции в тематическом апперцептивном тесте (ТАТ). Доктор Крис обратил внимание на то, что дети гораздо охотнее идентифицируют себя с животными, чем с людьми. Этот факт был известен еще 3. Фрейду и описан им в истории с маленьким Гансом «Сексуальность пятилетнего ребенка». Названные авторы после годичного обсуждения всех проблем выделили определенное число типичных ситуаций для детей, которые могут раскрыть динамику детских проблем. Известно, что ТАТ - прекрасный тест для взрослых, однако он не может всецело выявить потребности маленьких детей, но Симондс не рекомендовал использовать ТАТ и для юношеского возраста, поэтому был разработан ДАТ для работы с детьми 3-летнего и, возможно, до 10-летнего возраста. Виолет Рамонт, художник-иллюстратор детских книг, согласилась нарисовать рисунки, соответствующие предположениям, прибавив несколько своих, понравившихся ей.
Затем эти рисунки были отработаны несколькими психологами-практиками, неоднократно применявшими другие проективные методики. После этого тест дорабатывался уже на основе практических данных. Природа и це л ь теста. Тематический апперцептивный тест позволяет судить о склонностях, интересах ребенка и нередко выявляет болезненные состояния психики. ДАТ содержит рисунки, изображающие животных в различных ситуациях (см. Приложение 2 на с. 193-198). Он может быть использован для детей обоего пола, предпочтительнее с 4-10 лет. После обоснования ребенком ответа нужно карточки разделить по отделам согласно руководству. Сообщения записывать полностью и потом анализировать согласно интерпретации. ДАТ - проективный или апперцептивный метод, то есть метод исследования личности путем изучения незначительных индивидуальных различий в восприятии стандартных стимулов. Тест является прямой модификацией тематического апперцептивного теста Генриха Моррея. ДАТ был разработан для облегчения понимания отношения детей к более важным фигурам и стимулам. Рисунки были разработаны для получения ответов на существующие проблемы, особенно пищевые, а также исследования вопросов соперничества, выделения отношения к родителям через восприятие детей, близкое им. Тест дает представление о восприятии детьми родителей, об отношении к родителям как к паре, то есть об эдиповом комплексе и его кульминации в главных сценах; о воображении ребенка при виде их вместе в постели. Авторы предполагали возможность выделения агрессивных фантазий ребенка, принятие им мира взрослых, возможный страх одиночества ночью, возможность мастурбации, поведение в туалете и реакцию родителей на это; возможность узнать и проследить структуру личности ребенка, узнать о динамических видах реакции и проблемах развития. Этот тест дает возможность не только диагностировать отклонения, например плохое поведение, трудности в общении, но и понять некоторые причины их появления. Однако у теста есть недостатки, главный из которых - отсутствие объективного ключа, дающего возможность интерпретации полученных результатов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|