Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Руководство.. Описание и типичные ответы к картинкам.




Руководство.

Тест проводится в виде игры, при соблюдении всех основ­ных требований тестирования.

Инструкция. Экспериментатор вначале предлагает игру: «Посмотри на эту картинку. Расскажи, пожалуйста, о том, что здесь происходит».

Ребенок рассказывает по картинкам, что там происходит, что сейчас делают звери, что было вначале, что будет потом, кто из героев ему больше нравится, а кто нет.

Допустимы перерывы, остановки, уточняющие вопросы и по­ощрения. После всех рассказанных историй кто-то может про­смотреть каждую картинку для более тщательного анализа тех или иных специфических моментов. Например, почему кто-то получил определенное имя, название местности, возраст и т. д. Можно задать вопросы не по теме рассказа.

Все замечания и поощрения должны быть отмечены по каж­дой рассказанной истории. Трудности могут также возникнуть, если ребенок захочет рассказать какую-либо историю экспери­ментатору; в этом случае необходимо выслушать и «вернуть» испытуемого к рисункам.

В процессе исследования необходимо убирать все рисунки, за исключением того, который дали ребенку, так как маленькие дети имеют склонность играть со всеми рисунками сразу, выби­рая их из рассказа наугад. Рисунки нужно пронумеровать в осо­бой последовательности.

Если ребенок утомляется или, возможно, имеет некоторые особенности, например, связанные с беспокойством, можно ограничиться только несколькими карточками, которые помогут выявить изучаемые свойства. Таким образом, ребенок, у которо­го возникают трудности в сотрудничестве с экспериментатором, должен получить карточки 1 и 4.

Стимульный материал (см. Приложение 2 на с. 193-198).

Картинки, на которых изображены животные в различных ситуациях, достаточно знакомы и понятны детям. Картинки на­рисованы так, чтобы дать детям возможность различной интер­претации изображенной ситуации.

Описание и типичные ответы к картинкам.

 

Рисунок 1. Цыплята сидят вокруг стола с большой кастрю­лей супа. Напротив сидит слабо прорисованная большая курица.

Ответы строятся вокруг еды. Темы соперничества выступа­ют в сюжетах о том, кто получит больше, кто ведет себя хорошо и кто плохо и т. п. Пища рассматривается как награда или, на­оборот, как наказание, основная пищевая проблема связана с удовлетворением или фрустрацией.

Рисунок 2. Один медведь держит канат с одной стороны, а с другой стороны канат держат медведь с медвежонком. Инте­ресно выяснить, как испытуемый идентифицирует себя с мед­вежонком, который сотрудничает со взрослым медведем, кто из них папа и мама. Это может рассматриваться как серьезная борьба в сочетании со страхом, агрессивностью и тревожностью самого ребенка. Кроме того, этот рисунок может рассматривать­ся и как игра (например, перетягивание каната). Иногда веревка сама может быть сигналом: обрывание веревки - падение ребен­ка, обусловливающее возникновение страха.

Рисунок 3 . Лев с трубкой и тростью сидит на стуле. В пра­вом нижнем углу нарисована мышка возле дырки в полу. Это обычно рассматривается как фигура отца, снаряженного такими символами, как трубка и трость. Более того, они могут рассмат­риваться как инструменты агрессии или могут быть истолкова­ны как отцовская фигура, которой никто не боится. Это обычно оборонительный процесс. Если лев представлен как сильная ро­дительская фигура, необходимо выяснить у ребенка, когда он милостив, а когда - опасно властен.

Мышка рассматривается детьми с большим интересом и час­то берётся в качестве идентификации. В этом случае мышка мо­жет быть, благодаря своей хитрости, представлена более власт­ной. Иногда мышка может быть полностью во власти льва.

Некоторые дети идентифицируют себя со львом, а некоторые -идентифицируют себя то с одним, то с другим героем несколько раз, вызывая тем самым путаницу.

Рисунок 4. Кенгуру со шляпкой в руках, несущая корзинку с бутылкой молока, в кармане ее - кенгуренок с воздушным ша­риком; на велосипеде - кенгуренок постарше.

Это обычная тема соперничества, отношения к братьям и се­страм или некоторая аналогия с происхождением детей. Если ребенок правильно рассказывает о содержании рисунка, можно говорить о том, что формирование соответствующего качества личности идет без отклонений. В обоих случаях и отношение к маме часто является важной особенностью. Иногда ребенок постарше идентифицирует себя с тем, кто сидит у мамы в сумке, что истолковывается как желание стать вновь ближе к маме. С другой стороны, младший ребенок может идентифицировать себя со старшим кенгуренком, что объясняется его желанием быть независимым и доминирующим. Корзина может дать воз­можность развивать тему еды. Тема бегства от опасности также может появиться.

Данный рисунок может дать материал для изучения бессо­знательного страха в сфере отношений между папой и мамой, секса, беременности и т. д. В рассказе дети, испытывающие рев­ность к брату или сестре, подчеркивают разницу в положении младшего и старшего кенгурят. При этом старшие дети могут сказать о том, что маленького везут, а старшему приходится ехать самому, хотя он очень устал. Младшие же в этой ситуации говорят о том, что у старшего есть велосипед, на котором он едет, а у маленького его нет. В случае отказа от ответа можно говорить о вытесненной ревности, которая может служить при­чиной невротизации ребенка, его упрямства или агрессии.

Рисунок 5. Затемненная комната с большой кроватью в глу­бине, на полу - детская кровать с двумя маленькими медвежа­тами.

В данной ситуации рассматриваются в основном следующие вариации сцен: ребенок касается того, что происходит между родителями в постели. Рассказы детей хорошо отражают рас­пределение ролей, конфузы и эмоциональные реакции детей. Двое детей в кроватке предоставлены сами себе для взаимного манипулирования и взаимного изучения.

Рисунок 6. Темная пещера с двумя смутно очерченными медвежьими фигурами на заднем плане; маленький медвежонок лежит на переднем плане. Этот рисунок изображает первобыт­ных людей. Он используется вместе с рисунком 5. Было уста­новлено, что рисунок 6 дополняет ответы предыдущего рисунка. Здесь могут проявиться проблемы мастурбации во время сна.

Рисунок 7. Разъяренный тигр с поднятой лапой и обнажен­ными когтями и клыками, прыгающий на обезьяну, которая пы­тается спастись.

Здесь представлен страх перед агрессивностью и его разно­видности. Часто очевидной становится степень тревожности ре­бенка. Она может быть такой большой, что займет главное ме­сто при восприятии рисунка. Здесь тигр - символ агрессии.

Рисунок 8. Две взрослые обезьяны сидят на софе и пьют из чашек. Одна взрослая обезьяна сидит на первом плане с ма­ленькой обезьянкой и разговаривает с ней.

Здесь изображена одна из наиболее часто встречающихся в семье ситуаций. Детьми рисунок воспринимается и интерпре­тируется как взаимоотношения в семье с папой, мамой и другими членами семьи. Чашка чая, очевидно, будет давать возможность вести речь о еде. Дети, страдающие от холодности взрослых, в рассказе подчеркивают, что взрослые говорят о своих делах, не обращая на них внимания. Подчеркивается также, что одна из обезьян ругает маленькую обезьянку за какой-то проступок. Демонстративные дети видят в этой ситуации желание взрослых посмотреть на ребенка, и одна из обезьянок, по их мнению, как раз и просит читать стихотворение (показать свои рисунки, спеть и т. д. ).

Рисунок 9. Затемненная комната видна сквозь открытую дверь освещенной комнаты. В затемненной комнате находится детская кровать, в которой сидит кролик и выглядывает из две­рей. Тема боязни темноты, страха остаться одному из-за ухода родителей; отмечается любопытство к тому, что происходит в соседней комнате.

Рисунок 10. Щенок лежит на коленях у взрослой собаки, обе фигуры с минимально точными очертаниями: фигуры находятся на переднем плане в ванной.

Рисунок приводит к рассказам на тему «Преступление и на­казание»; рассказывает кое-что о моральных концепциях детей. Возможно выяснение отношения к предстоящему купанию, раз­деванию, мастурбации, регрессивные тенденции в этом рисунке обнаруживаются более ясно, чем в других.

Рисунок 11. Бегущие лисята.

Проблема общения со сверстниками, стремление к лидерст­ву. Поможет понять, в каких отношениях находится ребенок в группе детского сада или во дворе, конфликтен ли он, способен ли договариваться. В рассказе дети, стремящиеся к лидерству, всегда подчеркивают положительные качества бегущих впере­ди, идентифицируясь, иногда непосредственно, именно с ними. Тревожные дети в своих рассказах часто говорят о том, что ли­сята убегают от опасности, а агрессивные, наоборот, считают, что они гонятся за кем-то.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...