Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интерпретация ДАТ. Опорные положения. Главная тема. Главный герой. Самоопределение. Исключение фигуры или обстоятельства.




Интерпретация ДАТ

 

При интерпретации лучше придерживаться основных прин­ципов. Апперцепция предполагает индивидуальную интерпре­тацию ситуации, стимулов субъектом, отражает индивидуальные психологические особенности ребенка и специфику его жизненного пути. Аналогии можно использовать как психотера­певтические личностные свободные ассоциации.

 

Опорные положения. Главная тема.

Через рассказы детей можно выявить основные тенденции их развития. Так, например, в нескольких историях может гово­риться о голоде главного героя, об обращении к воровству для удовлетворения своих потребностей.

Однако на этом основании нельзя делать вывод о том, что ребенок голоден в буквальном смысле и думает только об удов­летворении пищевой потребности и о повседневном желании отобрать еду у других. Необходимо найти общие доминанты в модели поведения ребенка. В этом смысле необходимо гово­рить о теме нескольких рассказов.

При анализе рассказов надо обращать внимание и на их полное несоответствие содержанию рисунка. Например, дети могут сказать о том, что тигр и обезьяна дружат и вместе пошли гу­лять, или о зайчике, который совсем не боится лежать один в темноте. Такие рассказы говорят о высокой тревоге или агрессии, вытесняемой из сознания ребенка. Об этом же свидетельствует и отказ от ответа, когда дети говорят о том, что они не знают, что здесь нарисовано, или что они устали и т. д. Это наиболее сложные случаи, и можно предположить, что нервное напряже­ние ребенка усиливается оттого, что он считает данное качество отрицательным и не хочет признавать его наличие у себя. Дети, страдающие от отчужденности, холодности родителей, часто рассказывают о наказании, одиночестве и слезах. В рассказах могут проявиться и фобии, конкретные страхи. Агрессивные, асоциальные дети также могут подчеркнуть идею о наказании, однако при этом не говорится о страхе, а в любом случае - о на­рушении правила и уходе от наказания.

Главный герой.

Герой - фигура, о котором идет рассказ. Он имеет сходство с испытуемым больше всего по возрасту и полу, по взглядам на жизнь. В рассказе может быть не один герой, испытуемый может идентифицировать себя с двумя героями, или он может быть вначале одним, а потом другим. Бывает, что испытуемый идентифицирует себя с героем противоположного пола. Иногда участвующая фигура в самый ответственный момент рассказа может несколько раз выступать в более глубоком подавленном, бессознательном отношении ко всему. Интересы, желания, спо­собности, возможности, которыми наделяется герой, могут не соответствовать испытуемому, а являться желаемыми. Соот­ветствие героя испытуемому отражает его силу «Я», то есть ка­ким он выбирает героя - сильным или слабым.

В рассказах некоторых детей присутствуют придуманные ими герои, которые прямо или косвенно регулируют поведение, например, тигра и обезьяны. Это могут быть охотники, которые убили тигра и спасли обезьяну, другие звери, родители этих зве­рей и т. п., в любом случае агрессия вводится в приемлемые рамки, что говорит о хорошей социализации ребенка. Однако данный тип агрессии (тревоги) все же присутствует и при небла­гополучном стечении обстоятельств может ввести к невротизации.

Самоопределение.

Под самоопределением авторы подразумевают целостное принятие и отношение к себе. П. Шилдер первым описал это как представление, как образ тела в мозгу человека. Например, ре­бенок рассказывает, какое у него некрасивое тело, а затем гово­рит о том, каким хотел бы видеть свое тело, воображает себя красивым, большим, властным.

Главные потребности и побуждения героя. Потребности могут быть выражены:

• в потребностях героя через рассказы испытуемого;

• в рассказе о поведении героя;

• в развитии потребностей героя как отражения нужд испы­туемого;

• в описании образа жизни героя.

При определении потребностей ребенка необходимо учиты­вать следующее:

• обязательно сравнение актуальной картины с клиниче­ской, изучение объективных реальных жизненных обстоя­тельств;

• возможно проявление замещающей природы фантазии;

• возможно проявление бурной фантазии или лживости ре­бенка;

• возможность «временной игры» дошкольника.

Исключение фигуры или обстоятельства.

Если одна или несколько фигур на рисунке исключены или проигнорированы, это может означать, что предмет или фигура либо враждебны, либо противоречивы.

Концепция среды.

Эта концепция является комплексной, смешанной с бессо­знательным самовосприятием и апперцептивным искажением стимула на основе образа прошлого. Обычно 2—3 описываемые темы достаточны для определения таких качеств, как враждеб­ность, подчиненность, доминирование, дружелюбие, боязли­вость и т. д.

Идентификация.

Ребенок идентифицирует себя в семье с тем, кого уважает, и кто играет позитивную роль в их взаимоотношениях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...