Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Представление фигур. 1.19. Методика исследования эмоционального состояния (автор Э. Т. Дорофеева). 1.20. Социометрическая проба «День рождения» (методика М. Панфиловой)




Представление фигур.

Необходимо рассмотреть, как ребенок видит фигуры вокруг себя, как воспринимает, ведет себя в ситуации соперничества, соревнования, в поддержке и других взаимоотношениях.

При проведении диагностики личности необходимо пом­нить, что данные, полученные в разных тестах, необходимо со­поставлять друг с другом, а также с результатами, полученными при исследовании семейных отношений. Только совпадение ре­зультатов, полученных с использованием нескольких методик, позволяет с уверенностью сказать, что диагностика проведена верно.

 

1. 19. Методика исследования эмоционального состояния (автор Э. Т. Дорофеева)

 

Цель: оценка эмоционального состояния ребенка через изменение сдвига чувствительности по трем основным цветам.

Проведение обследования. Ребенку выдают три карточки разного цвета (красная, синяя, зеленая) размером 7 х 7 см и пред­лагают разложить их в порядке предпочтения. Процедура по­вторяется три раза.

Инструкция при первом предъявлении: «Посмотри вни­мательно. Перед тобой лежат три карточки разного цвета - крас­ная, синяя и зеленая. Выбери из них ту, которая тебе больше всего нравится».

Инструкция, когда выбор ребенком сделан: «А теперь ка­кую карточку по цвету выберешь? ». Третья, последняя, карточка также фиксируется в протоколе.

При предъявлении карточек в середине и в конце общения инструкция не изменяется: «Выбери из них ту, которая тебе больше всего нравится по цвету. А из этих двух оставшихся ка­кая тебе больше нравится? »

По результатам обследования заполняется протокол на каж­дого ребенка.

В протоколе обследования фиксируется три варианта сдвига цветов и проводится анализ устойчивости психического состоя­ния ребенка.

 

ОБРАЗЕЦ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОТОКОЛА

 

Фамилия, имя ребенка____________________________________________________________________   

Возраст ________________________________________________________________________________

Группа детского сада____________________ Дата заполнения ______________________________

 

 

№ п/п ФИ. ребенка

Порядок

расположения цветов

в общении

Основ­ной цве­товой сдвиг Устойчи­вость Лабиль­ность
        1 вна­чале 2 в сере­дине 3 в кон­це            
               

 

 

Обработка данных проводится в соответствии с оцен­кой (характеристикой) психического состояния по типу сдвига чувствительности. Количественная обработка данных прово­дится по формуле:

X= nx 100% / N,

где п - известное число детей с тем или иным психическим состоя­нием, N- общее количество детей, X— искомое в процентах.

 

ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПО ТИПУ СДВИГА ЦВЕТОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

 

№ п/п Порядок расположе­ния цветов Название эмоционального состояния Характеристика эмоционального состояния
Красны й-синий-зеленый (к-с-з) Активные аф­фекты. Со­стояние аффек­тивного возбу­ждения (АВ) Диапазон изменений от пережи­вания, чувства нетерпения, воз­мущения до состояния гнева, яро­сти. В клинике у психических больных (дисфория)

 

Окончание табл.

 

 

Красный-зеленый-синий (к-з-с) Переживание состояния функциональ­ного возбуж­дения (ФВ) Эмоции, связанные с удовлетво­рением потребности. Диапазон -от переживания чувства удовле­творения до восторга, ликования. Доминирование положительных эмоций
Зелены й-красный-синий (з-к-с) Состояние функциональ­ной расслаб­ленности (ФР) Отсутствие выраженных пережи­ваний. Оценивается человеком как спокойное состояние, устойчивое, самое оптимальное для реализа­ции человеческих контактов, от­ношений, различных видов дея­тельности, где не требуется на­пряжения
Зеленый-синий-красный (з-с-к) Состояние функциональ­ной напряжен­ности, насто­роженности (ФН) Ориентировочные реакции харак­теризуются повышением внима­ния, активностью, встречаются в тех ситуациях, где требуется проявление подобных качеств. Оптимальный вариант функцио­нальной системы
Синий-зеленый-красный (с-з-к) Состояние функциональ­ного торможе­ния (ФТ) Неудовлетворение потребностей (печаль, тоскливость, напряжен­ность): от состояния грусти до подавленности, от озабоченно­сти до тревоги. Полярно ФВ. До­минирование отрицательных эмо­ций. Перенапряжение всех систем организма
Синий-красный-зеленый (с-к-з) Состояние аф­фективного торможения (AT) Встречается в основном в клинике при глубоких экзогенных депрес­сиях. Диапазон: от состояния рас­терянности, психологического дискомфорта до страха. Полярно АВ. Доминирование сильных от­рицательных эмоций

 

СООТВЕТСТВИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ТИПУ СДВИГА ЦВЕТОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

 

 

Сдвиги цветов Названия сдвигов Характеристика эмоций
к-с-з к-з-с Аффективное возбужде­ние (АВ). Функциональное возбуж­дение (ФВ) Положительные эмоцио­нальные состояния (+)
з-к-с з-с-к Функциональная рас­слабленность (ФР). Функциональная напря­женность, насторожен­ность ГФН) Нейтральные эмоцио­нальные состояния (*)
с-з-к с-к-з Функциональное тормо­жение (ФТ). Аффективное торможе­ние (AT) Отрицательное эмоцио­нальное состояние (-)

1. 20. Социометрическая проба «День рождения» (методика М. Панфиловой)

Этот тест предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста, когда необходимо провести исследование отношения ребенка к детям и взрослым. Тест проводится индиви­дуально и коллективно (с младшими школьниками), в форме игры.

Начать необходимо с беседы о дне рождения, его дате, по­дарках, ярких впечатлениях. Ребенку предлагается нарисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за ко­торый он будет рассаживать гостей. Этот стол и послужит осно­вой для самого тестирования. Можно использовать и заготовку (большой круг в качестве стола и десять кружочков-«стульев» вокруг). Но лучше создавать образ праздничного стола вместе с детьми. И если «стулья» окажутся разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места: претензии на лидерство (крушили «стул») или неуверенность (маленький «стул»). Если информации будет недостаточно, то можно повторить игру: предложить нарисовать еще стол -для взрослых (если за предыдущим располагались только дети) или для детей (если за предыдущим столом располагались толь­ко взрослые). А может быть, стол вообще для людей, если за предыдущим столом располагались только игрушки, предме­ты, животные.

Помните, что, предлагая ребенку тест-игру «День рожде­ния», вы прикасаетесь к личному миру малыша. Поэтому необ­ходимо обеспечить доверительный, безопасный контакт с ним.

Инструкция. Экспериментатор: «Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом; на нем лежит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены ма­ленькие кружочки - это что? Конечно, «стулья». Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим - звездочкой или снежинкой? » (Ответ ребенка позволяет отметить сформированностъ половой идентификации: мальчики выбирают звездочку, девочки - снежинку. )

«Кого хочешь посадить рядом с собой? Л с другой сторо­ны? » (Около кружочка пишется имя, а в кружочке - порядок выбора. )

Ребенок называет имена людей, игрушки, животных... Их располагаем в порядке называния или усаживаем на «стульчи­ки», которые предлагает ребенок.

После четвертого выбора можно предложить повторяющий­ся вопрос: «Ты будешь еще кого-то сажать или уберем (за­черкнем) стульчики? » (Ответ ребенка дает нам возможность предположить его потребности в общении. )

Когда ребенок заполнит все десять «стульчиков», задаем вопрос о необходимости добавить «стульчики»: «Пели хочешь еще кого-то посадить, то мы можем добавить (дорисовать) стульчики».

Есть дети, которые имеют потребность дорисовывать «стульчики» в промежутках, иногда даже заполняют второй ряд.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...