Представление фигур. 1.19. Методика исследования эмоционального состояния (автор Э. Т. Дорофеева). 1.20. Социометрическая проба «День рождения» (методика М. Панфиловой)
Представление фигур. Необходимо рассмотреть, как ребенок видит фигуры вокруг себя, как воспринимает, ведет себя в ситуации соперничества, соревнования, в поддержке и других взаимоотношениях. При проведении диагностики личности необходимо помнить, что данные, полученные в разных тестах, необходимо сопоставлять друг с другом, а также с результатами, полученными при исследовании семейных отношений. Только совпадение результатов, полученных с использованием нескольких методик, позволяет с уверенностью сказать, что диагностика проведена верно.
1. 19. Методика исследования эмоционального состояния (автор Э. Т. Дорофеева)
Цель: оценка эмоционального состояния ребенка через изменение сдвига чувствительности по трем основным цветам. Проведение обследования. Ребенку выдают три карточки разного цвета (красная, синяя, зеленая) размером 7 х 7 см и предлагают разложить их в порядке предпочтения. Процедура повторяется три раза. Инструкция при первом предъявлении: «Посмотри внимательно. Перед тобой лежат три карточки разного цвета - красная, синяя и зеленая. Выбери из них ту, которая тебе больше всего нравится». Инструкция, когда выбор ребенком сделан: «А теперь какую карточку по цвету выберешь? ». Третья, последняя, карточка также фиксируется в протоколе. При предъявлении карточек в середине и в конце общения инструкция не изменяется: «Выбери из них ту, которая тебе больше всего нравится по цвету. А из этих двух оставшихся какая тебе больше нравится? » По результатам обследования заполняется протокол на каждого ребенка. В протоколе обследования фиксируется три варианта сдвига цветов и проводится анализ устойчивости психического состояния ребенка.
ОБРАЗЕЦ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОТОКОЛА
Фамилия, имя ребенка____________________________________________________________________ Возраст ________________________________________________________________________________ Группа детского сада____________________ Дата заполнения ______________________________
Обработка данных проводится в соответствии с оценкой (характеристикой) психического состояния по типу сдвига чувствительности. Количественная обработка данных проводится по формуле: X= nx 100% / N, где п - известное число детей с тем или иным психическим состоянием, N- общее количество детей, X— искомое в процентах.
ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПО ТИПУ СДВИГА ЦВЕТОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
Окончание табл.
СООТВЕТСТВИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ТИПУ СДВИГА ЦВЕТОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
1. 20. Социометрическая проба «День рождения» (методика М. Панфиловой) Этот тест предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста, когда необходимо провести исследование отношения ребенка к детям и взрослым. Тест проводится индивидуально и коллективно (с младшими школьниками), в форме игры. Начать необходимо с беседы о дне рождения, его дате, подарках, ярких впечатлениях. Ребенку предлагается нарисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который он будет рассаживать гостей. Этот стол и послужит основой для самого тестирования. Можно использовать и заготовку (большой круг в качестве стола и десять кружочков-«стульев» вокруг). Но лучше создавать образ праздничного стола вместе с детьми. И если «стулья» окажутся разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места: претензии на лидерство (крушили «стул») или неуверенность (маленький «стул»). Если информации будет недостаточно, то можно повторить игру: предложить нарисовать еще стол -для взрослых (если за предыдущим располагались только дети) или для детей (если за предыдущим столом располагались только взрослые). А может быть, стол вообще для людей, если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные.
Помните, что, предлагая ребенку тест-игру «День рождения», вы прикасаетесь к личному миру малыша. Поэтому необходимо обеспечить доверительный, безопасный контакт с ним. Инструкция. Экспериментатор: «Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом; на нем лежит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки - это что? Конечно, «стулья». Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим - звездочкой или снежинкой? » (Ответ ребенка позволяет отметить сформированностъ половой идентификации: мальчики выбирают звездочку, девочки - снежинку. ) «Кого хочешь посадить рядом с собой? Л с другой стороны? » (Около кружочка пишется имя, а в кружочке - порядок выбора. ) Ребенок называет имена людей, игрушки, животных... Их располагаем в порядке называния или усаживаем на «стульчики», которые предлагает ребенок. После четвертого выбора можно предложить повторяющийся вопрос: «Ты будешь еще кого-то сажать или уберем (зачеркнем) стульчики? » (Ответ ребенка дает нам возможность предположить его потребности в общении. ) Когда ребенок заполнит все десять «стульчиков», задаем вопрос о необходимости добавить «стульчики»: «Пели хочешь еще кого-то посадить, то мы можем добавить (дорисовать) стульчики». Есть дети, которые имеют потребность дорисовывать «стульчики» в промежутках, иногда даже заполняют второй ряд.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|