Формирование грамматического строя речи.
Стр 1 из 19Следующая ⇒ Посвящается светлой памяти Феликса Алексеевича Сохина ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Научно-методическое пособие Под ред. О. С. Ушаковой Москва - 1997 - 3 - Введение. Предлагаемые методики обследования могут быть использованы для выявления уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Пособие по диагностике состоит из двух разделов. В 1 разделе (авторы О. С. Ушакова, Е. М. Струнина) представлены материалы по практической диагностике, направленные на выявление речевых умений и навыков детей на протяжении дошкольного детства. Эти методики соотносятся с выполнением программы по развитию речи, разработанной в лаборатории развития речи и речевого общения Исследовательского центра семьи и детства РАО. Они выявляют овладение ребенком словарным запасом родного языка, его грамматическим строем, звуковой стороной речи и умение использовать все речевые умения при построении связных высказываний, разных типов (описание, повествование, рассуждение). В разделе также раскрываются основные задачи развития речи и речевого общения в дошкольном возрасте, теоретические основы "Программы развития речи в детском саду", психолого-педагогические принципы системы работы по развитию речи и стандартные требования, предъявляемые к речи взрослых и детей. В свете этих требований рассматриваются конкретные речевые задачи: лексическая работа, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры и развитие связной монологической речи. Выполнение предлагаемых заданий по всем возрастным группам должно показать степень овладения программными задачами. Необходимо подчеркнуть всю условность балльных оценок, они вводятся лишь для того, чтобы выявить уровень речевого развития. При этом обязателен и качественный анализ детских высказываний. Оценки даются ответам детей всех возрастных групп, при этом важно соотносить их с теми требованиями, которые изложены в программе. Таким образом, обследование могут проводить прежде всего те педагоги, которые знакомы с этой программой.
Результаты диагностического обследования дадут педагогу общую, предварительную картину речевого развития детей и помогут наметить конкретные методы индивидуальной работы с каждым ребенком: если у него имеются недостатки в звуковой стороне речи надо уделить особое внимание работе над звукопроизношением, дик
- 4 - цией, темпом, силой голоса, интонационной выразительностью - в зависимости от того, какой элемент звуковой культуры речи требует доработки. Однако это не означает, что отпадает необходимость углубленно работать над другими сторонами речи (лексической, грамматической). Напротив, эта методика поможет выявить линии сочетания разных речевых задач на специальных занятиях, в индивидуальных играх и упражнениях, которые могут проводиться в утренние или вечерние часы. К этой работе могут привлекаться и родители, общение с которыми для ребенка является мощным фактором его речевого развития. II раздел включает методики, направленные на выявление отдельных сторон развития речи (лексической, грамматической). Они использовались в исследованиях, выполненных в лаборатории развития речи под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой. Каждое исследование выявляло тот или иной уровень речевых умений ребенка: составлять связный текст, соблюдая структуру, используя разнообразные способы связей в описании или повествовании; понимать смысловые оттенки слова в зависимости от суффикса, его прямой и переносный смысл; употреблять образные слова и выражения в связном высказывании.
В книге представлены следующие направления исследований: - семантический аспект, речевого развития дошкольников, использование ассоциативного метода (О. С. Ушакова, Е. М. Струнина А. А. Смага, Л. А. Колунова, А. И. Лаврентьева); - развитие связной речи, ее образности (О. С. Ушакова, Е. А. Смирнова, Н. Г. Смольникова., Л.Г.Шадрина, Н. В. Гавриш, В. В. Са-вушкина); - взаимосвязь разных сторон речи в младшем дошкольном возрасте, эмоциональный аспект развития речи и речевого общения (Т. М. Юртайкина, Е. В. Соловьева). Здесь же представлены и методики выявления уровня речевого развития детей методом ассоциативного эксперимента. Эти диагностические методики можно использовать для детей с более высоким уровнем умственного и речевого развития. Сначала дано их теоретическое обоснование, так как взрослые, которые будут пользоваться этими методиками для выявления уровня речевого развития детей дошкольного возраста, должны четко представлять, что такое ассоциативный эксперимент, для чего и как он проводится, что вы-
- 5 - являет, чтобы в дальнейшем наметить пути работы' над словом в семантическом аспекте с каждым ребенком. Ассоциативный эксперимент глубже других методик выявляет подготовку ребенка к дальнейшему обучению в школе, умение логически мыслить и передать свои суждения в связном высказывании (при толковании и объяснении выбранных слов-реакций). Такая проверка может выявить и детей, с которыми надо проводить специальную работу как по развитию их умственных, так и языковых способностей. Система количественных и качественных оценок представлена после конкретного описания методик. Каждая из этих методик может использоваться как в исследовательском, так и в практическом плане, ибо все они направлены на выявление уровня речевого развития дошкольников. Кроме того, во всех предлагаемых методиках просматриваются линии обучения детей разным сторонам родного языка.
РАЗВИТИИ РЕЧИ И РВЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ.
Полноценное овладение родным языком в максимально сензитивный для этого период и формирование у детей способности успешно строить коммуникацию со взрослыми и сверстниками являются необходимым условием развития личности ребенка.
Разработка психолого-педагогических принципов системы работы по развитию речи дошкольников определяется той уникальной значимостью, которую имеет речь в процессе становления человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Речь является основным каналом трансляции культуры от поколения к поколению, а также важнейшим средством обучения и воспитания. Развитие интереса к языку, создание условия для самостоятельных наблюдений над языком, обеспечение определенного уровня саморазвития речи осуществляются на основе формирования языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Основная задача речевого развития ребенка - дошкольного возраста - это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. - 6 - Темпы овладения речью зависят от многих факторов: особенностей личности самого ребенка, уровня их интеллектуального развития, условий семейного воспитания, характера родителей и от содержания методики обучения родному языку. Воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе, и комплексный характер развития каждой речевой задачи, т. е. взаимосвязь всех разделов работы - фонетической, лексической, грамматической. Контактируя с окружающими, ребенок выражает в речевой форме эмоции, когнитивные и коммуникативные представления, и резервы дошкольного возраста по ориентировке в речевой действительности значительны. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение.
Развитие речи в дошкольном детстве как овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе. Развитие речи ребенка - это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи. Процесс овладения родным языком в дошкольном детстве органически связан с умственным развитием (эту связь надо, рассматривать и как значение языка для развития мышления и как роль интеллекта для овладения языком). Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, основными характеристиками которой выступают связность и цельность: умение продумать содержание и выстроить его, соблюдая структурные части (начало, середина, конец), связывая между собой предложения и части высказываний. В процессе развития речи ярко выступает связь речевого и эстетического аспектов. В процессе ознакомления детей с выразительно-изобразительными средствами литературного текста (синонимами, антонимами, эпитетами, сравнениями) развивается образность речи дошкольников, что впоследствии проявляется в выборе языковых средств при создании ребенком самостоятельного высказывания. Обучение дошкольников родному языку предоставляет возможности и для решения задач нравственного воспитания.
- 7 - Содержание литературных произведений, картин, обучение детей умению совместно рассказывать, договариваться между собой способствует формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения-детей, развивает умение успешно строить коммуникацию со взрослым и сверстниками. Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Это общее содержание, методы и принципы обучения детей родному языку и развития речи являются универсальными, что доказывают экспериментальные исследования, выполненные в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания, а затем в Исследовательском центре семьи и детства РАО. Исследования, проведенные под руководством Ф. А. Сохина и О.С.Ушаковой, направлены на разработку теории усвоения языка в дошкольном детстве и психолого-педагогических основ методики развития речи в детском саду. Результаты проведенных исследований послужили основой разработки принципиально нового программного содержания обучения родному языку во всех возрастных группах детского сада. Данное содержание характеризуется акцентом на формирование у детей языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи, интерес к разным сторонам языковой действительности, речевой самоконтроль, что придает процессу речевого развития ребенка творческий характер.
Конспекты занятий по развитию речи опубликованы в двенадцати номерах журнала "Дошкольное воспитание", начиная с N 8 за 1989 год и в книге "Занятия по развитию речи в детском саду" под ред. О. С. Ушаковой, М.: Просвещение, 1993 г. Речевые игры и упражнения, разработанные по результатам исследований последних лет и включенные в настоящему программу, раскрываются в книгах "Скажи по-другому", Самара, 1994, "Придумай слово" (издательство "Просвещение", 1996). На основе исследований написана "Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду" -(Ушакова О. С., 1994). Предлагаемые варианты обследования речевого развития детей неоднократно проверялись сотрудниками их семьи и детства РАО
- 8 - О. С. Ушаковой и В. М. Струниной на базе детского сада N 1021 г. Москвы. Некоторые варианты методики использовались в исследованиях разных сторон речи, проведенных аспирантами и соискателями лаборатории развития речи. Общие речевые умения и навыки развиваются (как уже было сказано) на основе разработанной методики, в которой взаимосвязаны все стороны речевой работы - фонетика, лексика, грамматика, развитие связной речи. Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания - решаются от группы к группе, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи и меняются методы обучения. Развитие речи в дошкольном возрасте включает следующие умения и навыки: - высокий речевой уровень развития, владение нормами и правилами родного языка; - умение вступать в контакт со взрослым и сверстниками, выслушать, выразить, объяснить, ответить; - знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации; - знание иностранного языка; - умение читать и писать (Элементарное обучение грамоте и письму). Особое значение приобретает разработка специальных ситуаций, в которых дети будут овладевать необходимыми умениями и навыками. Для этого могут использоваться компьютерные программы, цель которых закрепить приобретенные знания и развивать умение общаться с детьми, взрослыми, персонажами программы. Рассмотрим стандартные Требования, которые предъявляются к речи взрослых и детей. Итак, развитие речи и речевого общения детей 3-5 лет может рассматриваться в контексте следующих положений. Воспитатель должен доброжелательно вступать в общение с ребенком, приветливо здороваться с ним, называя ребенка по имени. Взрослые поощряют инициативные высказывания детей (вопрос, просьбу показать, назвать, объяснить, дать любую понравившуюся игрушку), внимательно их выслушивают, отвечают, выполняют просьбу. В разговоре с ре-
- 9 - бенком педагог точно и правильно называет предметы и игрушки, находящиеся в группе, обращая внимание на содержание и форму высказывания, тактично исправляя в случае необходимости речевые ошибки ребенка. Он ненавязчиво и уместно употребляет разнообразные формы речевого этикета и использует ситуации, когда ребенок должен вежливо и ласково обратиться к взрослым и детям. Развитие речи детей 3-5 лет осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях, где решаются основные задачи развития речи, используются разнообразные наглядные средства (картины, игрушки, предметы). В утренние или вечерние часы педагог проводит упражнения (с группой детей или индивидуально), целью которых является развитие речевого и слухового аппарата (произнесение гласных и согласных звуков), звукоподражательные игры и упражнения, направленные на развитие фонетической стороны речи ("Угадай, кто позвал", "Подуй на снежинку", "Кто как кричит" и т. п.). Взрослый использует возможность правильно и четко назвать предмет, части предмета, охарактеризовать его признаки, качества, действия с ним в правильной грамматической форме в разных видах деятельности (на прогулке, в группе, во время одевания, умывания, в игре). При этом воспитатель четко формулирует задание, без лишних слов и дополнительных объяснений, точно ставит вопросы. Особенно четко называются движения, в правильной грамматической форме - "повернитесь", "наклонитесь", "поднимите руки", "похлопайте". Работа по развитию речи и речевого общения продолжается и в более старшем возрасте. С детьми 5-7 воспитатель является активным участником и организатором общения: предлагает ребенку рассказать о своих новостях другим детям, спрашивает, нет ли затруднений у ребенка; разъясняет правила и содержание игры, называет и объясняет смысл новых слов. В беседе с ребенком педагог обращает внимание на содержание и форму сообщения, исправляя в случае необходимости грамматические ошибки (неправильное согласование существительных с прилагательными и глаголом, изменение слов по числам и падежам); проводит речевые упражнения на словообразование и словоизменение. Педагог поощряет доброжелательные и разнообразные формы речевого поведения ребенка со взрослыми и сверстниками, оценивая его высказывания. - 10 - Для развития культуры общения воспитатель создает специальные ситуации (во время игры, на занятии, на прогулке), упражняя детей в употреблении вежливых форм обращения. Развитие речи старших дошкольников осуществляется не только на занятиях, но и в разных видах деятельности. Если на специальных занятиях по развитию речи во взаимосвязи решаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарная работа, развитие связной речи, то в свободное от занятий время можно индивидуально позаниматься с ребенком, развивая ту сторону речевого, развития, которая вызывает у ребенка затруднения. Необходимо помнить, что речь педагога должна соответствовать нормам литературного языка, быть содержательной, лаконичной, грамматически правильной, выразительной.. Педагог следит и за звуковым оформлением речи (дикцией, темпом, силой голоса, ударением, интонационной выразительностью). В зависимости от вида деятельности он говорит громко или тихо, обращая внимание на все эти характеристики и в речи детей. В утренние и вечерние часы педагог использует возможность при рассматривании новых игрушек, предметов, пособий, называть их качества, признаки; лаконично поставить вопрос, следить за правильностью ответов детей. Он предоставляет ребенку возможность рассказать об увиденном на прогулке, по дороге в детский сад, используя вопросы, побуждения, наблюдения; активно откликается на проявления словотворчества, игры ребенка со словом. Рассмотрим конкретные речевые задачи в свете этих положений. Словарная работа является одной из важнейших в общей системе работы по развитию речи. Овладение словарным составом родного языка является необходимым условием освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи,- воспитания звуковой стороны речи. Развитие у ребенка умения употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом способствует развитию умений свободно пользоваться словами и точно связывать их по смыслу. В развитии словаря дошкольника важным является принцип объединения слов в тематические группы (глаголы движения, общения, состояния и т. п.). Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса. Особое внимание уде-
- 11 - ляется работе над смысловой стороной слова (каждое слово что-то обозначает, имеет смысл), расширению запаса синонимов и антонимов, формированию умений употреблять слова наиболее точные, Подходящие к ситуации. Многозначность слова показывается дошкольникам на хорошо знакомых словах с конкретным предметным значением (ручка, игла, молния, спинка, ножка). У дошкольника становление речи происходит в тесной связи с расширением опыта в ходе общения с окружающими его людьми. Активная практическая и познавательная деятельность обогащает круг его представлений, стимулирует использование в речи слов, необходимых для выражения накопленного опыта. Однако каждый возраст имеет резервы психического развития, которые могут быть реализованы в ходе особым образом организованной активности ребенка. В соответствии с этим в методике развития речи дошкольников необходимо повысить удельный вес работы над словом как структурной единицей языка, определяющим свойством которой является семантическое содержание, значение. Слова, обозначающие предметы, явления действительности обладают многозначностью, вступают в разнообразные семантические отношения (синонимические, антонимические, ассоциативные), которые и необходимо раскрыть детям с целью обеспечения полноценного усвоения ими родного языка. В словарной работе - это раскрытие смысловой стороны многозначного слова. Для чего нужна такая, работа? Прежде всего она обеспечивает расширение словаря за счет понимания других значений уже известны детям слов, воспитывает привычку правильно по смыслу употреблять слова, что во многом определяет в дальнейшем культуру речи. Раскрытие многозначности слов важно и для развития связной речи, умения сознательно выбирать наиболее подходящие и точные слова. Правильность высказывания зависит от того, насколько точно передает смысл выбранное слово. Различие в значениях многозначного слова можно показывать, используя подбор синонимов и антонимов; правильный их подбор свидетельствует о понимании значения слова. Одновременное, использование синонимов и антонимов, с одной стороны, может быть эффективным приемом раскрытия и уточнения семантики многозначного слова, а с другой, могут выявлять уровень понимания значения слова. - 12 - Упражнения с синонимами и антонимами преследуют практическую цель - научить выбирать (пользоваться различными словами языка) наиболее подходящее слово и избегать повторений в своей речи, приучает вдумываться в смысл употребляемых слов, правильно их сочетать (на уровне словосочетаний, предложений, высказываний). Существующие методики обследования в области словаря направлены прежде всего на выявление особенностей наименования объектов, основное внимание обращается на соответствие представлений ребенка о предмете слову, его обозначающему. Эта линия выявления словаря необходима. Но традиционные измерения динамики словаря по количественным показателям не отражают всей полноты качественных изменений, не характеризуют степени владения лексикой. Будучи обозначением предметов и явлений внеязыковой действительности, слова, естественно, отражают те связи, которые существуют между предметами и явлениями, но вместе с тем, они являются единицами языка и все слова (а многозначные - в каждом их своих значений) находятся в определенных соотношениях с другими словами. Поэтому другой важной линией выявления развития словаря - это качественный ее аспект. Здесь можно выделить две группы заданий, направленные на - выявление понимания значения (смысла) слов; - на умение сочетать, употреблять слова в высказывании. Имеется в виду взаимосвязь двух планов: понимания и употребления. Процесс употребления отстает от процесса понимания. Поэтому среди задач развития словаря особое значение приобретает задача активизации лексики детей. Только при этом условии будет совершенствоваться умение точно и полно выразить мысль, повышаться эффективность речевого общения. Таким образом, при выявлении словаря (его уровня) важно не только уделять внимание установлению наличия слов, обозначающих предмет, действия, свойства, но и выявлять смысловую нагрузку слов, имеющихся в словаре ребенка и возможность использования их в своей речи (активное владение}. Поэтому необходимо создание условий (использование лексических упражнений, речевых ситуаций) для перевода слов из пассивного в активный словарь, для формирования навыка быстро и точно находить требуемое слово, т. е. работа над одним из важнейших свойств речи - точности словоупотребления.
- 13 - В процессе словарной работы. как и при решении других речевых задач необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые уместны для данного типа высказывания и точно отражают замысел говорящего. Формирование грамматического строя речи. В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя речи у ребенка-дошкольника включает работу над морфологией (изменение слов по родам, числам, падежам), словообразованием (образование одного слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (построение простых и сложных предложений). Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы (за исключением некоторых); он усложняется с возрастом детей. Самое большое место занимают существительные и глаголы, однако в процессе речевого развития детей растет употребление других частей речи - прилагательных, местоимений, наречий, числительных. Задания на выявление умений согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, на построение разных типов представлений показывает, насколько у ребенка сформированы представления о явлениях морфологии, и синтаксиса, о некоторых грамматических правилах. Отдельные задания (вопросы) ставятся так, чтобы ребенок сам нашел необходимую грамматическую форму. Например, мы предлагаем ребенку, "Скажи Петрушке, чтобы он спрятался (потанцевал, помахал рукой)". Ребенок должен дать повелительное наклонение глагола ("Потанцуй" и т.п.) - выполнение задания такого типа показывает сразу, может ли ребенок правильно образовать необходимую грамматическую форму. Употребляя существительное в родительном падеже множественного числа дети часто допускают ошибки. Это происходит от того, что в этой грамматической форме имеется много вариантов окончаний (нулевое, -ов, -ев), поэтому задания также ставятся таким - 14 - образом, чтобы ребенок мог назвать разные варианты (нет варежек, много апельсинов, березок, яблок). Ориентировки ребенка на род слова (мужской, женский, и особенно трудный - средний) показывают упражнения на согласование существительных и прилагательных ("про что мы говорим "острый", "веселый", "огромное" и т.п.). Трудным является для ребенка и правильное употребление степени прилагательного ("Этот зайчик радостный, а другой еще... радостнее"). Точное употребление трудных форм глагола также выявляется в упражнениях, которые заставляют ребенка искать и находить правильную (с их точки зрения) форму. Так, глаголы "одеть" и "надеть" даются в сравнении - на картинках, в которых ясно показаны противоположные действия. Вели на одной картинке бабушка надевает пальто - на другой она его снимает, а если мама одевает ребенка на прогулку, то на другой картине она раздевает его. Некоторые задания выявляют понимание правильности употребления знаменитого глагола "хотеть". Словообразование. Детей подводят к образованию слов на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано (т.е. выводится из него по смыслу и по форме), с помощью аффиксов (окончаний, приставок, суффиксов). Выявление умений детей образовывать новые слова разных частей речи является показательным в поиске ребенком правильной грамматической формы. Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (строить - строитель), префиксальный (считать - пересчитывать), смешанный (застольный;, разбежаться). Задания на разные способы словообразования выявляют.эти сложные умения. Вели дети могут от исходного слова подобрать словообразовательное гнездо (снег - снежинка, снежный - снеговик, подснежник), значит они понимают родовую принадлежность слова "снег" к другим. Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять название детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница, но солонка, масленка), направление действий (бежал - подбежал - выбежал и т. п.).
- 15 - Синтаксис. Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов - простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным. Если ребенок владеет умением правильно пользоваться интонацией, это является показателем того, что он может применять в своей речевой практике самые разнообразные интонации. Формирование сложных синтаксических конструкций в высказываниях детей проводится в "ситуации письменной речи", когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. В такой ситуации можно выявить, может ли ребенок строить сложные предложения, а упражнения, выявляющие употребление правильного порядка слов показывает правильность этого построения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|