Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Формирование грамматического строя речи.




Посвящается светлой памяти

Феликса Алексеевича Сохина

ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО

РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Научно-методическое пособие

Под ред. О. С. Ушаковой

Москва - 1997

- 3 -

Введение.

Предлагаемые методики обследования могут быть использованы для выявления уровня речевого развития детей дошкольного возрас­та.

Пособие по диагностике состоит из двух разделов.

В 1 разделе (авторы О. С. Ушакова, Е. М. Струнина) представлены материалы по практической диагностике, направленные на выявление речевых умений и навыков детей на протяжении дошкольного детс­тва. Эти методики соотносятся с выполнением программы по разви­тию речи, разработанной в лаборатории развития речи и речевого общения Исследовательского центра семьи и детства РАО. Они выяв­ляют овладение ребенком словарным запасом родного языка, его грамматическим строем, звуковой стороной речи и умение использо­вать все речевые умения при построении связных высказываний, разных типов (описание, повествование, рассуждение).

В разделе также раскрываются основные задачи развития речи и речевого общения в дошкольном возрасте, теоретические основы "Программы развития речи в детском саду", психолого-педагогичес­кие принципы системы работы по развитию речи и стандартные тре­бования, предъявляемые к речи взрослых и детей. В свете этих требований рассматриваются конкретные речевые задачи: лексическая работа, формирование грамматического строя речи, воспитание зву­ковой культуры и развитие связной монологической речи.

Выполнение предлагаемых заданий по всем возрастным группам должно показать степень овладения программными задачами. Необходи­мо подчеркнуть всю условность балльных оценок, они вводятся лишь для того, чтобы выявить уровень речевого развития. При этом обя­зателен и качественный анализ детских высказываний. Оценки дают­ся ответам детей всех возрастных групп, при этом важно соотно­сить их с теми требованиями, которые изложены в программе. Таким образом, обследование могут проводить прежде всего те педагоги, которые знакомы с этой программой.

Результаты диагностического обследования дадут педагогу общую,предварительную картину речевого развития детей и помогут наметить конкретные методы индивидуальной работы с каждым ребенком: если у него имеются недостатки в звуковой стороне речи надо уделить особое внимание работе над звукопроизношением, дик

 

- 4 -

цией, темпом, силой голоса, интонационной выразительностью - в зависимости от того, какой элемент звуковой культуры речи требу­ет доработки. Однако это не означает, что отпадает необходимость углубленно работать над другими сторонами речи (лексической, грамматической). Напротив, эта методика поможет выявить линии сочетания разных речевых задач на специальных занятиях, в инди­видуальных играх и упражнениях, которые могут проводиться в ут­ренние или вечерние часы. К этой работе могут привлекаться и ро­дители, общение с которыми для ребенка является мощным фактором его речевого развития.

II раздел включает методики, направленные на выявление от­дельных сторон развития речи (лексической, грамматической). Они использовались в исследованиях, выполненных в лаборатории разви­тия речи под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой. Каждое исс­ледование выявляло тот или иной уровень речевых умений ребенка: составлять связный текст, соблюдая структуру, используя разнооб­разные способы связей в описании или повествовании; понимать смысловые оттенки слова в зависимости от суффикса, его прямой и переносный смысл; употреблять образные слова и выражения в связ­ном высказывании.

В книге представлены следующие направления исследований:

- семантический аспект, речевого развития дошкольников, ис­пользование ассоциативного метода (О. С. Ушакова, Е. М. Струнина А. А. Смага, Л. А. Колунова, А. И. Лаврентьева);

- развитие связной речи, ее образности ( О. С. Ушакова, Е. А. Смирнова, Н. Г. Смольникова., Л.Г.Шадрина, Н. В. Гавриш, В. В. Са-вушкина);

- взаимосвязь разных сторон речи в младшем дошкольном воз­расте, эмоциональный аспект развития речи и речевого общения (Т. М. Юртайкина, Е. В. Соловьева).

Здесь же представлены и методики выявления уровня речевого развития детей методом ассоциативного эксперимента. Эти диагнос­тические методики можно использовать для детей с более высоким уровнем умственного и речевого развития. Сначала дано их теоре­тическое обоснование, так как взрослые, которые будут пользо­ваться этими методиками для выявления уровня речевого развития детей дошкольного возраста, должны четко представлять, что такое ассоциативный эксперимент, для чего и как он проводится, что вы-

 

- 5 -

являет, чтобы в дальнейшем наметить пути работы' над словом в се­мантическом аспекте с каждым ребенком.

Ассоциативный эксперимент глубже других методик выявляет подготовку ребенка к дальнейшему обучению в школе, умение логи­чески мыслить и передать свои суждения в связном высказывании (при толковании и объяснении выбранных слов-реакций). Такая про­верка может выявить и детей, с которыми надо проводить специаль­ную работу как по развитию их умственных, так и языковых способ­ностей. Система количественных и качественных оценок представле­на после конкретного описания методик.

Каждая из этих методик может использоваться как в исследова­тельском, так и в практическом плане, ибо все они направлены на выявление уровня речевого развития дошкольников. Кроме того, во всех предлагаемых методиках просматриваются линии обучения детей разным сторонам родного языка.

 

РАЗВИТИИ РЕЧИ И РВЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ.

 

Полноценное овладение родным языком в максимально сензитивный для этого период и формирование у детей способности успешно строить коммуникацию со взрослыми и сверстниками являются необ­ходимым условием развития личности ребенка.

Разработка психолого-педагогических принципов системы работы по развитию речи дошкольников определяется той уникальной значи­мостью, которую имеет речь в процессе становления человека.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии и педа­гогике как "узел", в котором сходятся различные линии психичес­кого развития - мышление, воображение, память, эмоции. Речь яв­ляется основным каналом трансляции культуры от поколения к поко­лению, а также важнейшим средством обучения и воспитания.

Развитие интереса к языку, создание условия для самостоя­тельных наблюдений над языком, обеспечение определенного уровня саморазвития речи осуществляются на основе формирования языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.

Основная задача речевого развития ребенка - дошкольного воз­раста - это владение нормами и правилами родного языка, опреде­ляемыми для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные раз­личия речевого уровня детей могут быть исключительно велики.

- 6 -

Темпы овладения речью зависят от многих факторов: особеннос­тей личности самого ребенка, уровня их интеллектуального разви­тия, условий семейного воспитания, характера родителей и от со­держания методики обучения родному языку.

Воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последу­ющей возрастной группе, и комплексный характер развития каждой речевой задачи, т. е. взаимосвязь всех разделов работы - фонети­ческой, лексической, грамматической. Контактируя с окружающими, ребенок выражает в речевой форме эмоции, когнитивные и коммуни­кативные представления, и резервы дошкольного возраста по ориен­тировке в речевой действительности значительны.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение.

Развитие речи в дошкольном детстве как овладение родным язы­ком, является процессом многоаспектным по своей природе.

Развитие речи ребенка - это творческий процесс, который фор­мируется в результате восприятия речи взрослого, собственной ре­чевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.

Процесс овладения родным языком в дошкольном детстве органи­чески связан с умственным развитием (эту связь надо, рассматри­вать и как значение языка для развития мышления и как роль ин­теллекта для овладения языком).

Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, основными характеристиками которой выступают связность и цельность: умение продумать содержание и выстроить его, соблюдая структурные части (начало, середина, конец), связывая между собой предложения и части высказываний.

В процессе развития речи ярко выступает связь речевого и эс­тетического аспектов. В процессе ознакомления детей с вырази­тельно-изобразительными средствами литературного текста (синони­мами, антонимами, эпитетами, сравнениями) развивается образность речи дошкольников, что впоследствии проявляется в выборе языко­вых средств при создании ребенком самостоятельного высказывания.

Обучение дошкольников родному языку предоставляет возможнос­ти и для решения задач нравственного воспитания.

 

- 7 -

Содержание литературных произведений, картин, обучение детей умению совместно рассказывать, договариваться между собой спо­собствует формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения-детей, развивает умение ус­пешно строить коммуникацию со взрослым и сверстниками.

Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эсте­тического и нравственного воспитания детей.

Это общее содержание, методы и принципы обучения детей род­ному языку и развития речи являются универсальными, что доказы­вают экспериментальные исследования, выполненные в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания, а затем в Иссле­довательском центре семьи и детства РАО.

Исследования, проведенные под руководством Ф. А. Сохина и О.С.Ушаковой, направлены на разработку теории усвоения языка в дошкольном детстве и психолого-педагогических основ методики развития речи в детском саду. Результаты проведенных исследова­ний послужили основой разработки принципиально нового программ­ного содержания обучения родному языку во всех возрастных груп­пах детского сада. Данное содержание характеризуется акцентом на формирование у детей языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи, интерес к разным сторонам языковой дейс­твительности, речевой самоконтроль, что придает процессу речево­го развития ребенка творческий характер.

Конспекты занятий по развитию речи опубликованы в двенадцати номерах журнала "Дошкольное воспитание", начиная с N 8 за 1989 год и в книге "Занятия по развитию речи в детском саду" под ред. О. С. Ушаковой, М. : Просвещение, 1993 г. Речевые игры и уп­ражнения, разработанные по результатам исследований последних лет и включенные в настоящему программу, раскрываются в книгах "Скажи по-другому", Самара, 1994, "Придумай слово" (издательство "Просвещение", 1996). На основе исследований написана "Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду" -(Ушако­ва О. С. , 1994).

Предлагаемые варианты обследования речевого развития детей неоднократно проверялись сотрудниками их семьи и детства РАО

 

- 8 -

О. С. Ушаковой и В. М. Струниной на базе детского сада N 1021 г. Москвы. Некоторые варианты методики использовались в исследова­ниях разных сторон речи, проведенных аспирантами и соискателями лаборатории развития речи.

Общие речевые умения и навыки развиваются (как уже было ска­зано) на основе разработанной методики, в которой взаимосвязаны все стороны речевой работы - фонетика, лексика, грамматика, раз­витие связной речи.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания - решаются от группы к группе, однако на каждом возрастном этапе идет пос­тепенное усложнение каждой задачи и меняются методы обучения.

Развитие речи в дошкольном возрасте включает следующие уме­ния и навыки:

- высокий речевой уровень развития, владение нормами и пра­вилами родного языка;

- умение вступать в контакт со взрослым и сверстниками, выс­лушать, выразить, объяснить, ответить;

- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;

- знание иностранного языка;

- умение читать и писать (Элементарное обучение грамоте и письму).

Особое значение приобретает разработка специальных ситуаций, в которых дети будут овладевать необходимыми умениями и навыка­ми. Для этого могут использоваться компьютерные программы, цель которых закрепить приобретенные знания и развивать умение об­щаться с детьми, взрослыми, персонажами программы.

Рассмотрим стандартные Требования, которые предъявляются к речи взрослых и детей.

Итак, развитие речи и речевого общения детей 3-5 лет может рассматриваться в контексте следующих положений. Воспитатель должен доброжелательно вступать в общение с ребенком, приветливо здороваться с ним, называя ребенка по имени. Взрослые поощряют инициативные высказывания детей (вопрос, просьбу показать, наз­вать, объяснить, дать любую понравившуюся игрушку), внимательно их выслушивают, отвечают, выполняют просьбу. В разговоре с ре-

 

- 9 -

бенком педагог точно и правильно называет предметы и игрушки, находящиеся в группе, обращая внимание на содержание и форму высказывания, тактично исправляя в случае необходимости речевые ошибки ребенка. Он ненавязчиво и уместно употребляет разнообраз­ные формы речевого этикета и использует ситуации, когда ребенок должен вежливо и ласково обратиться к взрослым и детям.

Развитие речи детей 3-5 лет осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях, где решаются основные за­дачи развития речи, используются разнообразные наглядные средс­тва (картины, игрушки, предметы). В утренние или вечерние часы педагог проводит упражнения (с группой детей или индивидуально), целью которых является развитие речевого и слухового аппарата (произнесение гласных и согласных звуков), звукоподражательные игры и упражнения, направленные на развитие фонетической стороны речи ("Угадай, кто позвал", "Подуй на снежинку", "Кто как кри­чит" и т. п. ).

Взрослый использует возможность правильно и четко назвать предмет, части предмета, охарактеризовать его признаки, качест­ва, действия с ним в правильной грамматической форме в разных видах деятельности (на прогулке, в группе, во время одевания, умывания, в игре). При этом воспитатель четко формулирует зада­ние, без лишних слов и дополнительных объяснений, точно ставит вопросы. Особенно четко называются движения, в правильной грам­матической форме - "повернитесь", "наклонитесь", "поднимите ру­ки", "похлопайте".

Работа по развитию речи и речевого общения продолжается и в более старшем возрасте. С детьми 5-7 воспитатель является актив­ным участником и организатором общения: предлагает ребенку рассказать о своих новостях другим детям, спрашивает, нет ли затруд­нений у ребенка; разъясняет правила и содержание игры, называет и объясняет смысл новых слов. В беседе с ребенком педагог обра­щает внимание на содержание и форму сообщения, исправляя в слу­чае необходимости грамматические ошибки (неправильное согласова­ние существительных с прилагательными и глаголом, изменение слов по числам и падежам); проводит речевые упражнения на словообра­зование и словоизменение. Педагог поощряет доброжелательные и разнообразные формы речевого поведения ребенка со взрослыми и сверстниками, оценивая его высказывания.

- 10 -

Для развития культуры общения воспитатель создает специаль­ные ситуации (во время игры, на занятии, на прогулке), упражняя детей в употреблении вежливых форм обращения.

Развитие речи старших дошкольников осуществляется не только на занятиях, но и в разных видах деятельности. Если на специаль­ных занятиях по развитию речи во взаимосвязи решаются все рече­вые задачи: воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарная работа, развитие связной речи, то в свободное от занятий время можно индивидуально поза­ниматься с ребенком, развивая ту сторону речевого, развития, ко­торая вызывает у ребенка затруднения. Необходимо помнить, что речь педагога должна соответствовать нормам литературного языка, быть содержательной, лаконичной, грамматически правильной, выра­зительной. . Педагог следит и за звуковым оформлением речи (дикци­ей, темпом, силой голоса, ударением, интонационной выразитель­ностью). В зависимости от вида деятельности он говорит громко или тихо, обращая внимание на все эти характеристики и в речи детей. В утренние и вечерние часы педагог использует возможность при рассматривании новых игрушек, предметов, пособий, называть их качества, признаки; лаконично поставить вопрос, следить за правильностью ответов детей. Он предоставляет ребенку возмож­ность рассказать об увиденном на прогулке, по дороге в детский сад, используя вопросы, побуждения, наблюдения; активно отклика­ется на проявления словотворчества, игры ребенка со словом.

Рассмотрим конкретные речевые задачи в свете этих положений.

Словарная работа является одной из важнейших в общей системе работы по развитию речи.

Овладение словарным составом родного языка является необхо­димым условием освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи,- воспитания звуковой стороны речи.

Развитие у ребенка умения употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом способствует развитию умений свобод­но пользоваться словами и точно связывать их по смыслу.

В развитии словаря дошкольника важным является принцип объ­единения слов в тематические группы (глаголы движения, общения, состояния и т. п. ).

Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса. Особое внимание уде-

 

- 11 -

ляется работе над смысловой стороной слова (каждое слово что-то обозначает, имеет смысл), расширению запаса синонимов и антони­мов, формированию умений употреблять слова наиболее точные, Под­ходящие к ситуации.

Многозначность слова показывается дошкольникам на хорошо знакомых словах с конкретным предметным значением (ручка, игла, молния, спинка, ножка).

У дошкольника становление речи происходит в тесной связи с расширением опыта в ходе общения с окружающими его людьми. Ак­тивная практическая и познавательная деятельность обогащает круг его представлений, стимулирует использование в речи слов, необ­ходимых для выражения накопленного опыта.

Однако каждый возраст имеет резервы психического развития, которые могут быть реализованы в ходе особым образом организо­ванной активности ребенка. В соответствии с этим в методике раз­вития речи дошкольников необходимо повысить удельный вес работы над словом как структурной единицей языка , определяющим свойс­твом которой является семантическое содержание, значение. Слова, обозначающие предметы, явления действительности обладают многоз­начностью, вступают в разнообразные семантические отношения (си­нонимические, антонимические, ассоциативные), которые и необхо­димо раскрыть детям с целью обеспечения полноценного усвоения ими родного языка.

В словарной работе - это раскрытие смысловой стороны многоз­начного слова. Для чего нужна такая, работа? Прежде всего она обеспечивает расширение словаря за счет понимания других значе­ний уже известны детям слов, воспитывает привычку правильно по смыслу употреблять слова, что во многом определяет в дальнейшем культуру речи. Раскрытие многозначности слов важно и для разви­тия связной речи, умения сознательно выбирать наиболее подходя­щие и точные слова. Правильность высказывания зависит от того, насколько точно передает смысл выбранное слово.

Различие в значениях многозначного слова можно показывать, используя подбор синонимов и антонимов; правильный их подбор свидетельствует о понимании значения слова. Одновременное, ис­пользование синонимов и антонимов, с одной стороны, может быть эффективным приемом раскрытия и уточнения семантики многозначно­го слова, а с другой, могут выявлять уровень понимания значения слова.

- 12 -

Упражнения с синонимами и антонимами преследуют практическую цель - научить выбирать (пользоваться различными словами языка) наиболее подходящее слово и избегать повторений в своей речи, приучает вдумываться в смысл употребляемых слов, правильно их сочетать (на уровне словосочетаний, предложений, высказываний).

Существующие методики обследования в области словаря направ­лены прежде всего на выявление особенностей наименования объек­тов, основное внимание обращается на соответствие представлений ребенка о предмете слову, его обозначающему. Эта линия выявления словаря необходима. Но традиционные измерения динамики словаря по количественным показателям не отражают всей полноты качест­венных изменений, не характеризуют степени владения лексикой. Будучи обозначением предметов и явлений внеязыковой действитель­ности, слова, естественно, отражают те связи, которые существуют между предметами и явлениями, но вместе с тем, они являются еди­ницами языка и все слова (а многозначные - в каждом их своих значений) находятся в определенных соотношениях с другими слова­ми. Поэтому другой важной линией выявления развития словаря - это качественный ее аспект.

Здесь можно выделить две группы заданий, направленные на

- выявление понимания значения (смысла) слов;

- на умение сочетать, употреблять слова в высказывании.

Имеется в виду взаимосвязь двух планов: понимания и употреб­ления. Процесс употребления отстает от процесса понимания. Поэ­тому среди задач развития словаря особое значение приобретает задача активизации лексики детей. Только при этом условии будет совершенствоваться умение точно и полно выразить мысль, повы­шаться эффективность речевого общения.

Таким образом, при выявлении словаря (его уровня) важно не только уделять внимание установлению наличия слов, обозначающих предмет, действия, свойства, но и выявлять смысловую нагрузку слов, имеющихся в словаре ребенка и возможность использования их в своей речи (активное владение}. Поэтому необходимо создание условий (использование лексических упражнений, речевых ситуаций) для перевода слов из пассивного в активный словарь, для формиро­вания навыка быстро и точно находить требуемое слово, т. е. рабо­та над одним из важнейших свойств речи - точности словоупотреб­ления.

 

- 13 -

В процессе словарной работы. как и при решении других рече­вых задач необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность.

В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отби­рать для высказывания те лексические средства, которые уместны для данного типа высказывания и точно отражают замысел говоряще­го.

Формирование грамматического строя речи.

В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки обра­зования и употребления грамматических форм.

Формирование грамматического строя речи у ребенка-дошкольни­ка включает работу над морфологией (изменение слов по родам, числам, падежам), словообразованием (образование одного слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (пост­роение простых и сложных предложений).

Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы (за исключением некоторых); он усложняется с возрастом детей. Самое большое место занимают существительные и глаголы, однако в процессе речевого развития детей растет упот­ребление других частей речи - прилагательных, местоимений, наре­чий, числительных.

Задания на выявление умений согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, на построение разных ти­пов представлений показывает, насколько у ребенка сформированы представления о явлениях морфологии, и синтаксиса, о некоторых грамматических правилах.

Отдельные задания (вопросы) ставятся так, чтобы ребенок сам нашел необходимую грамматическую форму. Например, мы предлагаем ребенку, "Скажи Петрушке, чтобы он спрятался (потанцевал, пома­хал рукой)". Ребенок должен дать повелительное наклонение глаго­ла ("Потанцуй" и т.п. ) - выполнение задания такого типа показы­вает сразу, может ли ребенок правильно образовать необходимую грамматическую форму.

Употребляя существительное в родительном падеже множествен­ного числа дети часто допускают ошибки. Это происходит от того, что в этой грамматической форме имеется много вариантов оконча­ний (нулевое, -ов, -ев), поэтому задания также ставятся таким

- 14 -

образом, чтобы ребенок мог назвать разные варианты (нет варежек, много апельсинов, березок, яблок).

Ориентировки ребенка на род слова (мужской, женский, и осо­бенно трудный - средний) показывают упражнения на согласование существительных и прилагательных ("про что мы говорим "острый", "веселый", "огромное" и т.п. ).

Трудным является для ребенка и правильное употребление сте­пени прилагательного ("Этот зайчик радостный, а другой еще ... радостнее").

Точное употребление трудных форм глагола также выявляется в упражнениях, которые заставляют ребенка искать и находить пра­вильную (с их точки зрения) форму. Так, глаголы "одеть" и "на­деть" даются в сравнении - на картинках, в которых ясно показаны противоположные действия. Вели на одной картинке бабушка надева­ет пальто - на другой она его снимает, а если мама одевает ре­бенка на прогулку, то на другой картине она раздевает его.

Некоторые задания выявляют понимание правильности употребле­ния знаменитого глагола "хотеть".

Словообразование.

Детей подводят к образованию слов на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано (т.е. выводится из него по смыслу и по форме), с помощью аффиксов (окончаний, приставок, суффиксов).

Выявление умений детей образовывать новые слова разных час­тей речи является показательным в поиске ребенком правильной грамматической формы.

Способы словообразования в русском языке многообразны: суф­фиксальный (строить - строитель), префиксальный (считать - пе­ресчитывать), смешанный (застольный;, разбежаться). Задания на разные способы словообразования выявляют .эти сложные умения. Ве­ли дети могут от исходного слова подобрать словообразовательное гнездо (снег - снежинка, снежный - снеговик, подснежник), значит они понимают родовую принадлежность слова "снег" к другим.

Овладение разными способами словообразования помогает дош­кольникам правильно употреблять название детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница, но солонка, масленка), направление действий (бежал - подбежал - вы­бежал и т. п. ).

 

- 15 -

Синтаксис.

Детей обучают способам соединения слов в словосо­четания и предложения разных типов - простые и сложные. В зави­симости от цели сообщения предложения делятся

на повествователь­ные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окра­шенность, выражающаяся специальной интонацией, может сделать лю­бое предложение восклицательным. Если ребенок владеет умением правильно пользоваться интонацией, это является показателем то­го, что он может применять в своей речевой практике самые разно­образные интонации.

Формирование сложных синтаксических конструкций в высказыва­ниях детей проводится в "ситуации письменной речи", когда ребе­нок диктует, а взрослый записывает его текст. В такой ситуации можно выявить, может ли ребенок строить сложные предложения, а упражнения, выявляющие употребление правильного порядка слов по­казывает правильность этого построения.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.