Подбирает только одно слово.
Педагог дает другую ситуацию; Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову "веселый" подберите слова, противоположные по смыслу (грустный, печальный, обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а... (плелся, тащился» брел)". 1) правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы); 2) наэывает 2-3 слова; 3) подбирает только одно слово. 7. Что сделал бы_ _эайчик,_ _если бы встретил волка (лису)? - (убежал бы, спрятался бы, испугался бы). 1) правильно называет все слова в сослагательном наклонении; 2) подбирает два слова; 3) называет только одно слово. 8. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал 1) правильно называет слова в повелительном наклонении; 2) подбирает два слова; 3) называет одно слово. 9. Скажи. кто детеныш у зайца? (зайчонок) детеныши? (зайчата), у зайца много... (зайчат). Аналогичные вопросы задаются про других животных. У лисы..., волка..., медведя, ежа". 1) ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме; 2) называет правильно только одну форму; 3) не выполняет задание. 10. Назови детенышей собаки,__коровы.__лошади. овцы (собака - щенок - щенки, много щенят; корова - теленок- телята - двое телят; лошадь - жеребенок - жеребята - много жеребят; овца - ягненок - ягнята - много ягнят). 1) ребенок называет все слова правильно;
- 41 - 2) называет два-три слова; 3) говорит одно слово. 11. Гле живут звери? (в лесу). Какие слова можно образовать со словом "лес"? (лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, лесовичок). 1) называет более двух слов; 2) называет два слова; 3) повторяет заданное слово. 12. Что называют словом "игла"? Какие иглы ты еще знаешь?
1) ребенок называет иглы (у елки, ежа, у сосны, швейную и меди цинскую иглу); 2) называет только одно значение этого слова; 3) повторяет слово за взрослым. 13 .Какая игла у ежа? (острая). Про что мы говорим "острый"? "острая"? "острые"? 1) ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы); 2) правильно подбирает 2 слова; 3) называет одно слово. 14 .Что можно делать иглой? Для чего она нужна? 1) ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться); 2) называет два действия (накалывать грибы, шить); 3) называет одно действие (шить). 15. Составь предложение со словом " игла" 1) ребенок составляет сложное предложение ("Игла нужна, чтобы шить"); 2) составляет простое предложение ("Иглой делают укол"); 3) называет одно слово. 16. Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: "Папа, иди шепотом", "Мамочка, я тебя громко люблю"," Я ботинки наизнанку надел". Можно ли так сказать? Как сказать правильно? 1) ребенок правильно исправляет по смыслу предложения: "Папа, иди тихо", "Мамочка, я тебя сильно люблю","Я надел ботинки не на ту- ногу"; 2) правильно исправляет два предложения; 3) повторяет предложения без изменения.
- 42 - II серия заданий (звуковая культура речи). 1. В названии каких животных слышится звук "л"? (лошадь, волк, слон, белка); "ль"? (лев, лиса, леопард). 2. В названии каких животных слышится звук "р"? (тигр, корова, 'баран, жираф); "рь"? (черепаха, курица). 3. Назови слова, в которых есть звуки "с" и "ш"? (старушка, Саша, сушка), "ж" и "з" (железо). 1) ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки; 2)называет более двух слов; 3) называет одно слово. 4. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро-медленно, тихо-громко-шепотом. "Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят"(или любую другую).
1)ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса; 2) Недостаточно четко произносит; 3) не владеет умением замедлять, убыстрять темп. 5. Произнеси фразу "Я пойду в школу" так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет, или ты об этом спрашиваешь? 1)ребенок передает заданные интонации; 2)передает только вопросительную интонацию; 3) повторяет повествовательную интонацию. 6. Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно: Ежик-ежик, где гулял?(я грибочки собирал). Ежик-ежик, где ты был? (я все по лесу бродил). 1) ребенок ритмично заканчивает фразу; 2) отвечает, нарушая ритм; 3) говорит одно слово.
III серия заданий (связная речь) 1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке). 1) ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. "Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах"; 2) рассказывает, опуская начало (или конец); 3) перечисляет отдельные качества. 2. Воспитатель предлагает ребенку серию картинок (З-4), объ-
- 43 - единённых сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ. 1) раскладывает в правильной последовательности, составляет связный рассказ; 2) рассказывает с помощью взрослого; 3) перечисляет нарисованное на картинках. 3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему. 1) ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название; 2) составляет рассказ с помощью взрослого; Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин, или на самостоятельно выбранную тему). Напомним эти показатели: 1. Содержательности в повествовании - умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании - раскрытие микротем: признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован - 2 балла, если идет перечисление признаков -1 балл).
2. Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности - 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения - 2 балла; отсутствие начала и конца - 1 балл. 3. Грамматическая правильность построения предложений, простых и сложных, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях - 3 балла, использование только простых предложений - 2 балла, однотипные конструкции (назывные предложения) - 1 балл. 4. Разнообразные способы связей между предложениями - 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи(через союзы "а", "и", наречие "потом") - 2 балла; неумение связывать между собой предложения - 1 балл. 5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов - определений, сравнений, синонимов, антонимов)- 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотреб-
- 44 - ления - 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов - 1 балл. 6. Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) - 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы - 2 балла; монотонное «невыразительное изложение - 1 балл, и Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов. Приведем пример оценки выполнения отдельных заданий (на предложенные детям вопросы).
Дата проведения ___________
Детский сад, группа _________
Таблица 1
I серия - словарь, грамматика (количество баллов по заданиям)
Таблица 2 II серия - звуковая культура речи (количество баллов по заданиям)
|
|
|
|
|
|
Света И. 6,0
|
|
|
|
|
|
|
| Ваня Б. 6,1
|
|
|
|
|
|
|
| Аня Т. 6,1
|
|
|
|
|
________ь
|
|
|
- 45 -
Таблица 3 III серия - связная речь (количество баллов по заданиям)
Итак, максимальное количество баллов, которое может получить ребенок в первой серии - 48; во второй - 18, в третьей - 54, всего 120 баллов (если за все задания каждой серии ребенок получает по три балла). В таблицу 4 заносятся суммарные данные по всем сериям заданий в целом, а не по отдельным заданиям. И на основе полученных ребенком баллов выводится уровень речевого развития. Высокий уровень - от 120 до 90 баллов. Хороший уровень - от 90 до 60 баллов. Средний (и ниже среднего) - от 60 баллов.
Таблица 4 Суммарная оценка и распределение детей по уровням
- 46 -
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|