Младший дошкольный возраст
(четвертый год жизни) Характеристика речевого развития При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырем годам (правильное звукопроиэношение, становление интонационной структуры речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в детском словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действие и состояние. У ребенка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глагола, повелительное наклонение. У ребенка развиваются сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных, в речи отражаются причинные, целевые, условные и другие связи, выраженные через союзы. Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подводятся к составлению связных высказываний описательного и повествовательного типа. Однако в речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности. В этом возрасте дошкольники могут неверно произносить (или совсем не произносить) шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (р, рь, л) звуки. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа как над развитием артикуляционного аппарата ребенка, так и над развитием таких элементов звуковой культуры как темп, дикция, сила голоса.
Овладение основными грамматическими формами также имеет свои особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. В процессе построения простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложения. Очень ярко выступает и проблема детских новообразований, которые порождаются словообразовательной системой родного языка. Стремление к созданию новых слов диктуется ребенку творческий освоение» богатств родного языка. - 22 - Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи, однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребенка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Выявление уровня владения речевыми умениями и навыками по разным сторонам речевого развития Для краткости изложения условно обозначаем речевые задачи: словарь, грамматика, фонетика, связная речь. Словарь Выявить умения: 1. называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, собака, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы: "Кто это?", "Что. это?"; 2. обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (пушистая, круглый, красивая) и отвечающие на вопросы "Какой? Какая?"; 3. называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы "Что делает? Что можно с ним делать?"; 4. употреблять обобщающие слова ("одежда", "игрушки"); 5. понимать противоположные значения слов (большой-маленький, громко-тихо, бежать-стоять). Грамматика Выявить умения: 1. образовывать наименование животных и их детенышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (кот-кошка-котенок-котик-котята); 2. согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе (пушистый котенок, маленькая кошечка); 3. составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым.
Фонетика 1. Уточнить произношение звуков родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах. 2. Выявить умение отчетливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.
- 23 - Связная речь 1. Определить умение детей отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым. 2. Выявить умение воспроизводить текст хорошо знакомой сказки. 3. Предложить составление рассказа из личного опыта ребенка. 4. Выявить умение пользоваться словами, обозначающими речевой этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте). Материал для обследования: Игрушки: кукла (которая может сидеть, стоять, поднять руку, идти); мян. (яркой расцветки, резиновый); кошк а (лучше всего мягкая игрушка): картинки - небольшого формата: 1) кошка с котятами, 2) изображены игрушки. 3) отдельные предметы посу ды, одежды, мебели). Ход обследования Задание 1. Кукла Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности: 1.__ Как зовут куклу. Пр идумай ей имя. 1) Называет имя в предложении ("Я хочу назвать ее Марина"). 2) Дает имя (одним словом). 3) Не дает имя (повторяет слово "кукла"). 2. __ Скали, какая, Марина?. 1) Называет два слова и более ("красивая, нарядная"). 2) Называет одно слово ("хорошая"). 3) Не называет качеств, признаков (повторяет слово "кукла"). 3. Что на ней (Марине) надето? 1) самостоятельно называет более двух предметов одежды ("в зеленом платье, белых носочках"); 2) с помощью вопросов педагога: "Что это? Покажи.,. " ("Это - носочки, это - платье"); 3) показывает предметы одежды, но не называет. 4. Как назвать одним словом? (педагог называет: платье, носки. _ это...?); 1) называет обобщающие слова ("одежда", "вещи"); 2) называет другие виды одежды (трусики, колготки, кофта...);
- 24 - 3) повторяет слова, которые назвал педагог (платье, носочки). 5. Какая одежда надета на тебе? 1) называет более двух слов (рубашка, майка, брюки); 3) называет два предмета одежды ("сарафан", "майка"); 2) называет только одно слово ("платье") или перечисляет обувь ("тапочки, туфли").
6.Что делает Марина? (педагог выполняет действия: кукла садится, встает, поднимает руку, машет ею). 1) ребенок называет все действия; 2) называет два действия ("встала, подняла руку"); 3) называет одно слово - действие ("стоит" или "сидит")! 7.Что можно делать с куклой? 1) более двух слов ("укладывать спать, качать ее, играть"); 2) называет два действия ("катать в коляске", "кормить куклу'"); 3) одно слово ("играть").. 8. Саша, попроси М арину вежливо, чтоб она встала, села" 1) использование прямой речи и вежливых форм ("Марина, встань, пожалуста"); 2) название двух глаголов в повелительной форме ("встань, сядь"); 3) название действий не в требуемой форме ("встать, сесть"). 9. Состав ление совместного рассказа по схеме; Это... (кукла). она... (красивая). Ее зовут... (Марина). У нее есть... (красное платье, белый бант). С куклой можно... (играть). 1) ребенок заканчивает все предложения; 2) заканчивает два предложения; 3) называет одно слово (или говорит о другом, рассказывает про свою куклу) Задание 11. Мяч 1. Какой мяч (дать в руки ребенка). 1) два признака и более (круглый, резиновый); 2) называет одно слово; 3) не называет качеств, а другое слово ("играть"). - 25 - 1) называет более двух слов (глаголов) (подбрасывать, в футбол играть); 2) два действия (играть, бросать); 3) одно слово (играть). 3. Взрослый задает вопрос после действия. Бросает ребенку мяч и говорит: - Что я сделала (бросает мяч) (бросила). - А ты что сделал? - Поймал. - Теперь ты бросай. Что ты сделал? - Бросил. - А я что сделала? - Поймала. 1) называет все глаголы в нужной форме; 2) называет 2-3 глагола правильно; 3) только одно действие. 4. Составим рассказ про мяч. Это... (мяч). Он... (круглый, синий). Мяч можно... катить,ловить, бросать. Я люблю... (играть с мячом). 1) ребенок заканчивает предложение, называя 2-3 признака и действия; 2) называет по одному слову, повторяя сказанное взрослым; 3) не может закончить предложение, начатое взрослым. Задание ТТТ Картина "Кошка с котятами"
1. Кто это? (Кошка). Какая она? 1) самостоятельно называет ("это - кошка, у нее котята. Койка черная"); 2) отвечает по вопросам педагога; 3) описывает своего кота (из опыта) ("У меня есть кот Мартын, он очень толстый"). 2. Как назвать детеныша кошки? 1) правильное выполнение (единственное число - котенок, котик); 2) вместо единственного называет множественное число (котенки, котята); 3) не выполнил задания. 3. Когда много детенышей, как сказать? 1) называет множественное число (котятки, много котят); 2) вместо множественного называет единственное число (котеночек, котик); 3) не выполнил задания.
- 26 - 4. „Сравни кошку и котят, педагог называет: - кошка большая, а котята... (маленькие); - у кошки хвост длинный, а у котенка... (короткий); - кошка бегает быстро, а котята... (медленно); - кошка-мама мяукает громко, а котята (тихо) 1) ответил на все задания; 2) выполнил два-три задания; Ответил на одно. Совместное рассказывание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|