Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Младший дошкольный возраст




(четвертый год жизни)

Характеристика речевого развития

При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой сис­темы языка происходит к четырем годам (правильное звукопроиэношение, становление интонационной структуры речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания).

Ребенок накапливает определенный запас слов, который содер­жит все части речи. Превалирующее место в детском словаре зани­мают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действие и состояние.

У ребенка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами: по­является множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, нас­тоящее и прошедшее время глагола, повелительное наклонение. У ребенка развиваются сложные формы предложений, состоящих из глав­ных и придаточных, в речи отражаются причинные, целевые, услов­ные и другие связи, выраженные через союзы.

Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подводятся к составлению связных высказываний описательного и повествовательного типа. Однако в речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности.

В этом возрасте дошкольники могут неверно произносить (или совсем не произносить) шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (р, рь, л) звуки. Требует совершенствования интонационная сторона речи, не­обходима работа как над развитием артикуляционного аппарата ре­бенка, так и над развитием таких элементов звуковой культуры как темп, дикция, сила голоса.

Овладение основными грамматическими формами также имеет свои особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в ро­де, числе и падеже. В процессе построения простых распространен­ных предложений они опускают отдельные члены предложения. Очень ярко выступает и проблема детских новообразований, которые по­рождаются словообразовательной системой родного языка. Стремле­ние к созданию новых слов диктуется ребенку творческий освоение» богатств родного языка.

- 22 -

Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалоги­ческой речи, однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребенка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение.

Выявление уровня владения речевыми умениями и навыками по разным сторонам речевого развития

Для краткости изложения условно обозначаем речевые задачи: словарь, грамматика, фонетика, связная речь.

Словарь

Выявить умения:

1. называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, собака, кукла, мяч) и отвечающие на воп­росы: "Кто это?", "Что. это?";

2. обозначать признаки и качества предмета, выраженные име­нем прилагательным (пушистая, круглый, красивая) и отвечающие на вопросы "Какой? Какая?";

3. называть действия (глаголы), связанные с движением, сос­тоянием, отвечающие на вопросы "Что делает? Что можно с ним де­лать?";

4. употреблять обобщающие слова ("одежда", "игрушки");

5. понимать противоположные значения слов (большой-малень­кий, громко-тихо, бежать-стоять).

Грамматика

Выявить умения:

1. образовывать наименование животных и их детенышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-лас­кательные суффиксы (кот-кошка-котенок-котик-котята);

2. согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе (пушистый котенок, маленькая кошечка);

3. составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым.

Фонетика

1. Уточнить произношение звуков родного языка, четкое арти­кулирование их в звукосочетаниях и словах.

2. Выявить умение отчетливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.

 

- 23 -

Связная речь

1. Определить умение детей отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым.

2. Выявить умение воспроизводить текст хорошо знакомой сказ­ки.

3. Предложить составление рассказа из личного опыта ребенка.

4. Выявить умение пользоваться словами, обозначающими рече­вой этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте).

Материал для обследования:

Игрушки: кукла (которая может сидеть, стоять, поднять руку, идти); мян. (яркой расцветки, резиновый); кошк а (лучше всего мяг­кая игрушка): картинки - небольшого формата: 1) кошка с котята­ми, 2) изображены игрушки. 3) отдельные предметы посу ды, одеж­ды, мебели).

Ход обследования

Задание 1. Кукла

Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в сле­дующей последовательности:

1.__ Как зовут куклу. Пр идумай ей имя.

1) Называет имя в предложении ("Я хочу назвать ее Мари­на").

2) Дает имя (одним словом).

3) Не дает имя (повторяет слово "кукла").

2. __ Скали, какая, Марина?.

1) Называет два слова и более ("красивая, нарядная").

2) Называет одно слово ("хорошая").

3) Не называет качеств, признаков (повторяет слово "кук­ла").

3. Что на ней (Марине) надето?

1) самостоятельно называет более двух предметов одежды ("в зеленом платье, белых носочках");

2) с помощью вопросов педагога: "Что это? Покажи.,. " ("Это - носочки, это - платье");

3) показывает предметы одежды, но не называет.

4. Как назвать одним словом? (педагог называет: платье, нос­ки. _ это...?);

1) называет обобщающие слова ("одежда", "вещи");

2) называет другие виды одежды (трусики, колготки, коф­та...);

 

 

- 24 -

3) повторяет слова, которые назвал педагог (платье, но­сочки).

5. Какая одежда надета на тебе?

1) называет более двух слов (рубашка, майка, брюки); 3) называет два предмета одежды ("сарафан", "майка");

2) называет только одно слово ("платье") или перечисляет обувь ("тапочки, туфли").

6.Что делает Марина? (педагог выполняет действия: кукла са­дится, встает, поднимает руку, машет ею).

1) ребенок называет все действия;

2) называет два действия ("встала, подняла руку");

3) называет одно слово - действие ("стоит" или "сидит")!

7.Что можно делать с куклой?

1) более двух слов ("укладывать спать, качать ее, играть");

2) называет два действия ("катать в коляске", "кормить куклу'");

3) одно слово ("играть")..

8. Саша, попроси М арину вежливо, чтоб она встала, села"

1) использование прямой речи и вежливых форм ("Марина, встань, пожалуста");

2) название двух глаголов в повелительной форме ("встань, сядь");

3) название действий не в требуемой форме ("встать, сесть").

9. Состав ление совместного рассказа по схеме; Это... (кукла). она... (красивая). Ее зовут... (Марина). У нее есть... (красное платье, белый бант). С куклой можно... (иг­рать).

1) ребенок заканчивает все предложения;

2) заканчивает два предложения;

3) называет одно слово (или говорит о другом, рассказыва­ет про свою куклу)

Задание 11. Мяч

1. Какой мяч (дать в руки ребенка).

1) два признака и более (круглый, резиновый);

2) называет одно слово;

3) не называет качеств, а другое слово ("играть").

- 25 -

1) называет более двух слов (глаголов) (подбрасывать, в футбол играть);

2) два действия (играть, бросать);

3) одно слово (играть).

3. Взрослый задает вопрос после действия. Бросает ребенку мяч и говорит:

- Что я сделала (бросает мяч) (бросила).

- А ты что сделал? - Поймал. - Теперь ты бросай. Что ты сделал? - Бросил. - А я что сделала? - Поймала.

1) называет все глаголы в нужной форме;

2) называет 2-3 глагола правильно;

3) только одно действие.

4. Составим рассказ про мяч. Это... (мяч). Он... (круглый, синий). Мяч можно... катить,ловить, бросать. Я люблю... (играть с мячом).

1) ребенок заканчивает предложение, называя 2-3 признака и действия;

2) называет по одному слову, повторяя сказанное взрослым;

3) не может закончить предложение, начатое взрослым. Задание ТТТ Картина "Кошка с котятами"

1. Кто это? (Кошка). Какая она?

1) самостоятельно называет ("это - кошка, у нее котята. Койка черная");

2) отвечает по вопросам педагога;

3) описывает своего кота (из опыта) ("У меня есть кот Мартын, он очень толстый").

2. Как назвать детеныша кошки?

1) правильное выполнение (единственное число - котенок, котик);

2) вместо единственного называет множественное число (котенки, котята);

3) не выполнил задания.

3. Когда много детенышей, как сказать?

1) называет множественное число (котятки, много котят);

2) вместо множественного называет единственное число (ко­теночек, котик);

3) не выполнил задания.

 

- 26 -

4. „Сравни кошку и котят, педагог называет:

- кошка большая, а котята... (маленькие);

- у кошки хвост длинный, а у котенка... (короткий);

- кошка бегает быстро, а котята... (медленно);

- кошка-мама мяукает громко, а котята (тихо)

1) ответил на все задания;

2) выполнил два-три задания;

Ответил на одно.

Совместное рассказывание.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...