Развитие монологической речи
При обучении построению развернутого. высказывания у детей формируются элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец), представление о связях между предложениями и структурными частями высказывания. Именно этот показатель, (средства связи между предложения) выступает как одно из важных условий формирования связности речевого высказывания. Если ребенок владеет наиболее типичными вариантами соединения фраз (цепная связь: местоименная ("Прибежал зайчик. Он любит морковку"), лексический повтор ("Зайчик прыгает. Зайчику холодно"), синонимическая замена ("Зайчик скачет. Пушок веселится"). Это высокий уровень развития монологической речи. Большую роль в организации связного высказывания играет интонация, поэтому мы проверяем и умения детей правильно использовать интонацию отдельного предложения и умение передать смысловую законченность текста в целом. По способу передачи информации или по способу изложения выделяются следующие типы высказывания: описание, повествование, рассуждение. Описание - это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего Предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему. Если ребенок владеет умением описать игрушку, предметную или сюжетную картинку, собственный рисунок - значит, у него сформировано элементарное представление о структуре и функциях описательного текста. Повествование - это развитие сюжета, развертывающегося во времени. Основное назначение повествования - передать развитие действия или состояния предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины. Владение этим типом высказывания считается достаточным, если ребенок не нарушает последовательность изложения событий, четко представляет все структурные части повествования (начало, середину, конец). Важным является умение начинать высказывание, используя разные способы организации зачинов (как-то раз, однажды, дело было зимой и т. л,)..
А если дошкольники могут составлять разные типы повествовательных текстов (реалистические рассказы, сказочные истории), - 18 - можно говорить о высоком уровне развития его творчества в целом. Умение дать название своему сочинению также является важным условием развития его творческих способностей. Рассуждение - это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает в себя тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует. Необходимо особенно подчеркнуть, что если у дошкольников развито умение логически рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, то это говорит как о его речевом уровне, так и об уровне его логического мышления. Вышеназванные типы речи могут встречаться в связных высказываниях дошкольников в контаминированном (смешанном) виде, когда элементы описания (рассуждения) включаются в повествование (и наоборот). Понимание особенностей каждого типа высказывания и умение передать их характерные особенности, соблюдая структуру (начало, середина, конец) текста и используя разнообразные средства связи для соединения структурных частей, можно рассматривать как высокий уровень развития связной речи. Эта задача связана со всеми речевыми задачами в плане отбора необходимых языковых средств для составления связного высказывания, использования при этом правильных грамматических форм (морфологического и синтаксического плана), а также четкого звукового оформления в соответствии с нормами и правилами родного языка. Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать, свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.
Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (послови-
- 19 - цы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Если ребенок в самостоятельном словесном творчестве употребляет образные слова и выражения (эпитеты, метафоры, сравнения, синонимы, антонимы), а в разговорной" речи уместно использует пословицы, потешки, фразеологизмы, можно говорить о том, что он подготовлен к дальнейшему восприятию художественных произведений. Активное участие ребенка в словесном творчестве - создание сказок, рассказов, стихов - важный показатель его речевого развития. Рекомендации к проведению обследования Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить воспитатели, методисты, родители. Если дети хорошо знакомы со взрослым, опрашивающим его, они легко идут на контакт и охотно отвечают на вопросы. Обследование проводится индивидуально, с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 минут). Если же приходит незнакомый взрослый, то следует заранее познакомиться с детьми, наладить эмоциональный контакт, для того чтобы дети вступали в речевое общение с удовольствием. Задания надо давать в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку; в случае затруднения не стоит показывать ребенку, что он не справился, а просто следует дать самому ответ (например, ребенок не смог назвать обобщающего слова и взрослый сам говорит: "Это можно назвать словом "одежда"), но в протоколе отмечает невыполнение.
Задания лучше всего предлагать детям при рассматривании хорошо знакомых игрушек или предметов, а если берутся изолированные слова (без наглядности), их значение должно быть детям известно. Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко используется наглядность (предметы, картинки, различные игрушки). Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядных средств, но на знакомых словах. Здесь большое значение приобретает точная формулировка вопросов, особенно это важно при выполнении речевых заданий на выявление: понимания смысла слов; ориентировки на разные значения одного и того же многозначного - 20 - слова; умения подбора синонимов и антонимов к прилагательным и глаголам; способности к точному (в смысловом отношении) употреблению слов; выполнения различных творческих заданий (речевых ситуаций); составления разных типов высказываний. Наши вопросы идут в логической последовательности, этим вызвана иногда неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития: I (высокий), II (средний) и III (ниже среднего). 3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания. Примерные (возможные) ответы детей даются после каждого задания в следующей последовательности: 1) правильный ответ; 2) частично правильный; 3) неточный ответ. В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов получило оценку 3 - это высокий уровень. Вели больше половины ответов с оценкой 2 - это средний уровень, а с оценкой 1 - уровень ниже среднего. - 21 ~
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|