Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие монологической речи




При обучении построению развернутого. высказывания у детей формируются элементарные знания о структуре текста (начало, се­редина, конец), представление о связях между предложениями и структурными частями высказывания. Именно этот показатель, (средства связи между предложения) выступает как одно из важных условий формирования связности речевого высказывания. Если ребе­нок владеет наиболее типичными вариантами соединения фраз (цеп­ная связь: местоименная ("Прибежал зайчик. Он любит морковку"), лексический повтор ("Зайчик прыгает. Зайчику холодно"), синони­мическая замена ("Зайчик скачет. Пушок веселится"). Это высокий уровень развития монологической речи.

Большую роль в организации связного высказывания играет ин­тонация, поэтому мы проверяем и умения детей правильно использо­вать интонацию отдельного предложения и умение передать смысло­вую законченность текста в целом.

По способу передачи информации или по способу изложения вы­деляются следующие типы высказывания: описание, повествование, рассуждение.

Описание - это специальный текст, который начинается с обще­го тезиса, определяющего и называющего Предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завер­шает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показы­вающая отношение к нему.

Если ребенок владеет умением описать игрушку, предметную или сюжетную картинку, собственный рисунок - значит, у него сформи­ровано элементарное представление о структуре и функциях описа­тельного текста.

Повествование - это развитие сюжета, развертывающегося во времени. Основное назначение повествования - передать развитие действия или состояния предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины. Владение этим типом высказы­вания считается достаточным, если ребенок не нарушает последова­тельность изложения событий, четко представляет все структурные части повествования (начало, середину, конец). Важным является умение начинать высказывание, используя разные способы организа­ции зачинов (как-то раз, однажды, дело было зимой и т. л,)..

А если дошкольники могут составлять разные типы повествова­тельных текстов (реалистические рассказы, сказочные истории),

- 18 -

можно говорить о высоком уровне развития его творчества в целом.

Умение дать название своему сочинению также является важным условием развития его творческих способностей.

Рассуждение - это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает в себя тезис (началь­ное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует.

Необходимо особенно подчеркнуть, что если у дошкольников развито умение логически рассуждать, объяснять, доказывать, де­лать выводы, обобщать высказанное, то это говорит как о его ре­чевом уровне, так и об уровне его логического мышления.

Вышеназванные типы речи могут встречаться в связных высказы­ваниях дошкольников в контаминированном (смешанном) виде, когда элементы описания (рассуждения) включаются в повествование (и наоборот).

Понимание особенностей каждого типа высказывания и умение передать их характерные особенности, соблюдая структуру (начало, середина, конец) текста и используя разнообразные средства связи для соединения структурных частей, можно рассматривать как высо­кий уровень развития связной речи.

Эта задача связана со всеми речевыми задачами в плане отбора необходимых языковых средств для составления связного высказыва­ния, использования при этом правильных грамматических форм (мор­фологического и синтаксического плана), а также четкого звуково­го оформления в соответствии с нормами и правилами родного языка. Развитие образной речи является важной составной частью вос­питания культуры речи в широком смысле этого слова. Под культу­рой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать, свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.

Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатс­тву, развивается умение использовать в своей речи самые разнооб­разные выразительные средства.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народ­ного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (послови-

 

- 19 -

цы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).

Если ребенок в самостоятельном словесном творчестве употреб­ляет образные слова и выражения (эпитеты, метафоры, сравнения, синонимы, антонимы), а в разговорной" речи уместно использует пословицы, потешки, фразеологизмы, можно говорить о том, что он подготовлен к дальнейшему восприятию художественных произведе­ний. Активное участие ребенка в словесном творчестве - создание сказок, рассказов, стихов - важный показатель его речевого раз­вития.

Рекомендации к проведению обследования

Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследо­вание могут проводить воспитатели, методисты, родители. Если де­ти хорошо знакомы со взрослым, опрашивающим его, они легко идут на контакт и охотно отвечают на вопросы. Обследование проводится индивидуально, с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 минут). Если же приходит незнакомый взрослый, то следует заранее познакомиться с детьми, наладить эмоциональный контакт, для того чтобы дети вступали в речевое общение с удовольствием.

Задания надо давать в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку; в случае затруднения не стоит показывать ребенку, что он не спра­вился, а просто следует дать самому ответ (например, ребенок не смог назвать обобщающего слова и взрослый сам говорит: "Это мож­но назвать словом "одежда"), но в протоколе отмечает невыполне­ние.

Задания лучше всего предлагать детям при рассматривании хо­рошо знакомых игрушек или предметов, а если берутся изолирован­ные слова (без наглядности), их значение должно быть детям из­вестно. Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко используется наглядность (предметы, картинки, различные игрушки).

Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядных средств, но на знакомых словах. Здесь большое значение приобретает точная формулировка вопросов, особенно это важно при выполнении речевых заданий на выявление: понимания смысла слов; ориентировки на разные значения одного и того же многозначного

- 20 -

слова; умения подбора синонимов и антонимов к прилагательным и глаголам; способности к точному (в смысловом отношении) употреб­лению слов; выполнения различных творческих заданий (речевых си­туаций); составления разных типов высказываний.

Наши вопросы идут в логической последовательности, этим выз­вана иногда неполнота формулировки.

Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказыва­ния разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития: I (высокий), II (средний) и III (ниже среднего).

3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребен­ком самостоятельно

2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточ­ность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.

1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с воп­росами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непони­мание задания.

Примерные (возможные) ответы детей даются после каждого за­дания в следующей последовательности: 1) правильный ответ; 2) частично правильный; 3) неточный ответ.

В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинс­тво ответов получило оценку 3 - это высокий уровень. Вели больше половины ответов с оценкой 2 - это средний уровень, а с оценкой 1 - уровень ниже среднего.

- 21 ~

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...