Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сложились у ребенка на основе приобретенного опыта.




Использование ассоциативного метода может выявить особеннос­ти понимания многозначного слова, ориентировку ребенка на его смысл и развить у него умение точно употреблять слова в их се­мантических взаимоотношениях. Именно при таких условиях можно определить пути использования многозначных слов при построении связных монологических высказываний разных типов (повествования, описания, рассуждения).

Ассоциативный эксперимент формирует механизм отбора слов, т. к. подбирая слово-реакцию, ребенок ведет поиск слова в ка­ком-то семантическом пространстве, а это в конечном итоге необ­ходимо ему для построения связного высказывания.

Ассоциативный эксперимент (когда детям предъявляется сло­во-стимул, а они называют свое слово - реакцию) дает возможность определить качественную оценку лексического развития ребенка и показывает, насколько у него развито умение поиска слова в опре­деленном семантическом пространстве. Кроме того ассоциативный эксперимент выявляет умение ребенка выбрать наиболее подходящее слово для данного контекста, а также возможности использовать это слово в различных словосочетаниях, предложениях, связном высказывании.

Сочетание семантического и ассоциативного аспектов для фор­мирования у ребенка системы значений, механизма выбора, поиска слов, способов их связей создает оптимальные условия не только для совершенствования лексической стороны языка, но и для разви­тия речи дошкольника в целом.

1 Для первого обследования (в начале учебного года), можно предложить 15 многозначных слов разных частей речи (по пять каж­дой):

- игла, ручка, звонок, молния, лист;

- старый, легкий, тяжелый, острый, твердый;

- идти, стоять, бить, плыть, лить.

Взрослый предлагает ребенку: "Давай с тобой поиграем в сло­ва. Я назову тебе свое слово, а ты свое, какое хочешь. Какое придет тебе в голову, то и называй". Педагог называет слово "иг­ла", ребенок говорит "шьет" (фиксировать ответы может второй че­ловек - записать ручкой или на диктофон), затем называется вто­рое слово, за ним следующее.

- 48 -

II задание. Когда получены ответы на все слова, педагог возвращается к высказываниям детей: "Я сказала слово "игла", а ты назвал слово "шьет". Почему ты подобрал это слово? Объясни. Высказывания-объяснения (толкование значений слов) также фикси­руются - это важный показатель речевого развития детей.

III задание. Составление рассказа (сказки) на тему многоз­начного слова "игла" это задание выявляет понимание детьми раз­ных значений многозначного слова и умение в сюжете отобра­зить это понимание. Рассказ лучше записывать на диктофон (магни­тофон) или в ситуации письменной речи: педагог предлагает ребен­ку диктовать, то есть говорить медленно, чтобы можно было запи­сать каждое слово - для анализа очень важно, какие предложения использует ребенок для рассказа, простые или сложные, правильно ли они грамматически оформлены и связаны между собой, передается ли содержание рассказа в логической последовательности и соот­ветствует ли заданной теме.

После выполнения трех заданий анализируются ответы детей.

Ассоциативный эксперимент выявляет, прежде всего, понимание значения слова. Если ребенок на слово "игла" дает разные значе­ния этого слова: швейная (нитка, шьет, острая), ежиная (еж, ко­лючая), еловая (елка, зеленая) и т. п. - это говорит о высоком уровне его речевого развития. Названное ребенком слово может быть соотнесено со словом-стимулом частично или совсем не соот­несено со смыслом. Ответ детей и выявляет, понимает ли ребенок разные значения многозначного слова, ориентируется ли на одно из его значений, или он не понимает (пока не соотносит) заданное слово с его смыслом.

Ответы детей показывают и особенности смысловых связей слов в понимании ребенка, а также- структуру его высказывания. На сти­мул взрослого он может ответить одним словом (игла - елка), сло­восочетанием (игла - игла швейная) или предложением (У ежа колю­чие иголки).

Все ответы детей на I задании можно разделить на следующие типы реакций:

1) соотнесенные по смыслу со словом-стимулом

- по сходству (иголка - нитка, звонок - колокольчик);

- по контрасту (тяжелый - легкий, твердый - мягкий);

- по смежности (звонок - в дверь, молния - дождь);

 

- 49 -

- по словообразовательному принципу (игла - иголочка, звонок - звоночек, идти - идет).

2) соотнесенные со словом-стимулом по несущественным призна­кам

- по общности звучания (игла - пила);

- соотнесение части и целого (лист - лес)

3) называние слов, не соотнесенных со словом-стимулом (мол­ния - рукавица, плыть - стол);

4) отрицательные реакции (молчание, "не знаю").

Лингвисты различают парадигматические и синтагматические ре­акции. Парадигматические реакции принадлежат одной части речи (МОЛНИЯ - гром, ИДТИ - бежать). В синтагматических реакциях сло­ва, подобранные детьми принадлежат к разным частям речи (ИГЛА шьют, РУЧКА - пишут).

Например, слово "ИГЛА". Многие дети связывают его с основным смыслом - предмет для шитья, т. е. швейная иголка. Из парадигма­тических ответов на 1-м месте слово "нитка", из синтагматических реакций - слово "шить".

Некоторые дети связывают это слово с иглой у елки и ежа. Од­нако, и парадигматические, и синтагматические реакции могут быть близко связаны с основным (или переносным) значением слова, мо­гут быть лишь частично соотнесены со смыслом слова, или совсем никак с ним не соотноситься.

Поэтому для простоты оценки мы и предлагаем ставить 3 балла за ответ, соответствующий 1-му типу реакции, 2 балла - за ответ, соответствующий 2-му типу реакции и 1 балл - за третий. Если же ребенок не выполняет задание совсем (4-й тип реакции), он не по­лучает никакой оценки.

Ответы детей на II задание (объяснение выбора того или иного слова) анализируются по следующим показателям:

1) соотнесение слова-стимула и слова-реакции по смыслу и умение его объяснить:

- выделение функционального признака: слова объединяются на основе назначения или действия предмета (ручка - открывать: "по­тому что без ручки дверь не откроешь");

- введение обобщающих слов (кукла - машина: Это игрушки");

- объяснение противоположного значения слова-стимула и сло­ва-реакции (острый - тупой): "Если нож острый, им можно поре

 

- 50 -

заться, а если тупой - ничего не режет");

- установление причинно-следственных связей (легкий - пус­той: "Когда сумка бывает пустая, то она совсем легкая, а если полная, то она тяжелая").

"Конструкции предложений могут быть разными: повторение слов и союза "потому что", употребление сразу нескольких союзов "ког­да", "если", затем - предложение с прямой или косвенной речью. Часть детей может составить небольшие рассказы из 2-3 предложе­ний. На слово "плыть" я сказала "вода", потому что по воде может плыть человек, рыба, осьминог, лодка, простая и моторная". Или: "По воде может плыть корабль, катер, лодка, человек, ну, напри­мер, мама, папа, я. Когда мы летом пошли на речку купаться, папа мне сказал: "Учись плавать".

Если в целом объяснения детей достаточно логично обосновыва­ют тот или иной выбор слова-реакции, то ребенок получает за свой ответ "3 балла:

2) объяснение выбора слова по несущественным признакам:

- выделение по сходству звучания слов ("потому что "пила-иг­ла" звучат складно");

- соотнесение части и целого ("лист - лес": в лесу есть де­ревья, там листья и ветки).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...