Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средний дошкольный возраст




(пятый год жизни).

Характеристика речевого развития

Главное направление развития речи на пятом году жизни - это освоение связной монологической речи.

Происходят заметные изменения и в освоении способов словооб­разования, начинается взрыв словотворчества.

Дети получают начальное представление о слове как звуковом процессе (оно звучит, состоит из звуков, звуки произносятся друг за другом, последовательно).

у детей этого возраста очень велико тяготение к рифме. Они подбирают слова, порой лишенные всякого смысла. Но само это за­нятие далеко не бессмысленное: оно способствует развитию речево­го слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.

Ребенок научается правильно понимать и употреблять термины "слово", "звучит", "звук", вслушиваться в звучащее слово, самос­тоятельно находить слова разные и сходные по звучанию, опреде­лять последовательность звучания звуков в слове, выделять опре­деленные звуки.

Это период ознакомления детей со словами - его смысловой стороной (оно имеет смысл, обозначает какой-то предмет, явление, действие, качество).

Активный словарь ребенка обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия, дети могут оп­ределить назначение предмета, функциональные признаки ("Мяч -это игрушка: в него играют"). Дети начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, упот­ребляют обобщающие слова (существительные с собирательным значе­нием).

Это период практического усвоения правил употребления грам­матических средств. Речь детей изобилует грамматическими ошибка­ми, неологизмами ("детскими" словами типа "машинский", "откнопил", "ползук"). Дети овладевают морфологическими средствами языка (согласование слов в роде, числе, падеже; чередование сог­ласных в основах глаголов и существительных). Ребенок подводится к пониманию многозначности отдельных грамматических форм. Он ус­ваивает способы словообразования существительных с суффиксами эмоционально-экспрессивной оценки, с суффиксами, обозначающими

 

- 29 -

детенышей животных, а также некоторые способы образования глаго­лов с приставками, степеней сравнения прилагательных.

Дети осваивают умение строить разные типы высказывания -описание и повествование. При составлении рассказов совершенс­твуется понимание смысловой стороны речи, синтаксическая струк­тура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, ко­торые необходимы ребенку пятого года жизни для развития связной речи. Речевая активность возрастает и в связи с тем, что это возраст "почемучек".

Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются на­рушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная вырази­тельность.

Имеются недостатки и в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление родительного падежа множественного числа).

Речь детей от четырех до пяти лет отличается подвижностью и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако, точное употребление слова вызывает у многих детей затруднение.

Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последова­тельность, не владеют умением связывать между собой предложения и части высказывания.

Эта характеристика приблизительна. Уровни речевого развития детей одного возраста бывают очень различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Во-пер­вых, к этому времени большинство детей усваивает слово- и звукопроизношение. Во-вторых, ребенок овладевает связной речью и начинает строить самостоятельное высказывание, состоящее на пер­вых порах лишь из нескольких предложений.

Уровень речевого развития детей пятого года жизни можно вы­являть по методике, разработанной для младшей группы. Однако до­бавляются и усложняются некоторые задания.

Рассмотрим кратко речевые задачи по отношению к детям пятого года жизни. Выявлять умения:

Словар ь

1) понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а

 

- 30 -

также разные значения многозначного слова;

2) понимать и употреблять обобщающие слова ("мебель", "ово­щи", "посуда");

3) подбирать признаки, качества и действия к названию пред­метов;

4) сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величи­не.

Грамматика

1) соотносить название животных и их детенышей (лиса-лисе­нок, корова-теленок);

2) употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши);

3) правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кош­ка, пушистый котик);

4> составлять предложения разных типов. Фонетика

1) правильно произносить звуки родного языка,

2) находить слова, сходные и различные по звучанию,

3) правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голо­са, интонационными средствами выразительности.

Связная речь

1) определить умение детей пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым ранее ребенку содержанием;

2) составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;

3) выявить умение описывать предмет, изображенный на картин­ке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку.

4) выявить умение пользоваться разнообразными вежливыми Фор­мами речи.

Детям среднего дошкольного возраста даются такие же задания, что и детям четвертого года жизни, однако они усложняются тем, что ребенку, помимо называния игрушек и домашних животных, выде­ления признаков и качеств предмета, предлагается определить зна­чение слова, обозначающего предмет.

- 31 -

Ход обследования.

 

I серия заданий (словарь и грамматика).

Кукла. Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности:

1. Скажи. что такое "кукла"?

1) Ребенок дает определение ("кукла - это игрушка", с кук­лой играют").

2) называет отдельные признаки ("кукла красивая") и дей­ствия ("она стоит").

3) не принимает задание, повторяет слово "кукла".

2. Какая на кукле одежда?

1) ребенок называет более 4-х слов;

2) называет более 2-х вещей;

3) показывает, не называя.

3,__Дай задание кукле, чтобы она побегала, помахала рукой

1) ребенок дает правильные формы: "Катя, побегай, пожа­луйста" (помаши рукой!)

2) дает только глаголы - побегай, помаши;

3) дает неправильные формы.

4, К кукле пришли гости._ _Что нужно поставить на стол?

1) ребенок называет слово "посуда";

2) перечисляет отдельные предметы посуды;

3) называет один предмет.

5. Какую посуду ты знаешь?

1) ребенок называет более 4-х предметов;

2) называет два слова;

3) называет один предмет.

6. Куда кладут;

хлеб (в хлебницу)

сахар (в сахарницу)

масло (в масленку)

соль (в солонку)

1) правильно отвечает на все вопросы;

2) ответил на 3 задания;

3) выполнил только одно.

 

- 32 -

7. Сравнение Предметов посуды.___ Чем отличаются э ти предметы?

(по казать картинку с разной посудой)

1) называют - по цвету (или форме и величине)

2) перечисляют отдельные признаки ("эта - зеленая, эта чашка - красная; эта - высокая);

3) называет одно отличие.

8.__Назови, что это? (стеклянный, прозрачный - это стакан или

ваза; металлическая, блестящая - это вилка, или нож; глиняное, расписное - это блюдо или тарелка).

1) выполняет все задания;

2) выполняет два задания;

3) выполняет одно задание.

9.—Подскажи (подбери слово;. одна тарелка глубокая, а другая... (мелкая); один стакан высокий, а другой... (низкий); эта чашка чистая, а эта... (грязная);

•1) правильно подобрал все слова;

2) выполнил два задания;

3) выполнил одно задание.

10.__У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь?

1) называет ручку у 3-4 предметов (у чайника, утюга, сум­ки, зонтика);

2) называет 2 ручки (у кастрюли, сковородки);

3) показывает ручку у чашки.

Мяч. Воспитатель показывает 2 мяча и спрашивает:

11.Что такое мяч? •

1) ребенок дает определение (мяч - это игрушка; он круг­лый, резиновый);

2) называет какой-то признак;

3) повторяет слово "мяч".

12. Что значит "бросать", "ловить"?

1) ребенок объясняет: "бросать" - это я кому-то кинул мяч, а другой поймал;

2) показывает движение и нацеливает - "бросил";

3) только показывает движение (без слов).

13. Сравни два мяча, чем они отличаются и чем похожи?

1) ребенок называет признаки: оба круглые, резиновые, мя­чами играют;

2) называет только различия по цвету;

 

- 33 -

3) говорит одно слово. И. Какие игрушки ты знаешь:?.

1) ребенок называет более 4-х игрушек;

2) называет более двух;

3) говорит одно слово. Картина "Собака со щенятами".

15.Ты видел собаку? Кто такая собака? Какая она?

1) ребенок обобщает: "Собака - это животное; собака лает. Она пушистая";

2) называет: "Это собака, она черная";

3) повторяет за взрослым одно слово.

16. Как зовут детеныш ей собаки? Как их назвать ласково? Со­бака бегает быстро, а щеночки... (медленно). Собака лает гром­ко, а ее детеныши... (тихо).

1) ребенок называет детеныша, заканчивает предложения;

2) называет детеныша словом "собачонок";

3) говорит одно слово.

17. Что умеет делать собака (лаять, бегать, грызть косточку). Если собака увидит кошку, она... (залает, побежит за ней).

1) ребенок называет 3-4 действия;

2) называет 2 действия;

3) говорит одно слово.

18. С равни собаку и щенка. найди, чем они похожи и чем отличаются.

Загадки: "Большая и лохматая - это собака или щенок?", "Ма­ленький и пушистый - это щенок или собака".

1) ребенок отвечает на все вопросы;

2) выполняет только одно задание;

3) называет одно-два слова.

 

II серия заданий (звуковая культура речи).

1 .__Проверка эвукопроизношения.

Это задание проводится аналогично, как и для младших дош­кольников, отмечаются звуки, которые ребенок не произносит.

1) ребенок произносит все звуки;

2) не произносит сложные звуки: сонорные или шипящие;

3) не произносит и сонорные, и шипящие.

 

- 34 -

2.__Выявляется-сила.голоса, темп речи, дикция и интонационная

выразительность

Ребенку предлагается произнести потешку (чистоговорку, ско­роговорку) быстро, медленно, громко, тихо.

1) ребенок произносит текст отчетливо;

2) не четко поизносит фразы, недостаточно регулирует силу голоса;

3) имеет серьезные недостатки в произнесении текста.

3.__Воспитатель спрашивает: "Все ли звуки ты произносишь правильно?"

1) ребенок произносит все звуки и осознает это;.

2) не произносит некоторые звуки, но осознает это;

3) не произносит и не осознает.

 

III серия заданий (развитие связной речи)

Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), сос­тавить описание без наглядности. Для этого ему сначала предлага­ется кукла.

1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.

1) ребенок самостоятельно описывает игрушку (Это кукла. Она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть);

2) рассказывает по вопросам педагога;

3) называет отдельные слова, не связывая их в предложение.

2.__Составь описание мяча: какой он. для чего нужен._ _ЧТО С ним модно делать?

1) ребенок описывает: "Это мяч. Он круглый, красный, ре­зиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют".

2) ребенок перечисляет признаки (красный, резиновый);

3) называет отдельные слова.

3,__Опиши мне собаку, какая она или придумай про нее рассказ.

1) ребенок составляет описание (рассказ);

2) перечисляет качества И действия;

3) называет 2-3 слова.

4. Составить__ рассказ из личного опыта. Ребенку предлагают

рассказать на любую из предложенных тем: "Как я играю", "Моя семья", "Мои друзья".

1) составляет рассказ самостоятельно;

2) рассказывает с помощью взрослого;

 

- 35 -

3) отвечает на вопросы односложно.

5. Взрослый читает ребёнку текст рассказа или сказки (см. книгу "Занятия по развитию речи в детском саду") и предлагают пересказать.

1) пересказывает самостоятельно;

2) взрослый подсказывает слова;

3) говорит отдельные слова.

Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под первую рубику, - он получает три балла, ес­ли ответы соответствуют N 2) - 2 балла; если они оценивают, как ответы, представленные под номером 3, ребенок получает 1 балл.

В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла - это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла - это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу - это средний (или ниже среднего) уровень.

 

Общее количество баллов может быть подсчитано следующим об­разом.

 

Дата проведения ___________

 

Детский сад, группа _________

 

Таблица 1

 

I серия заданий (словарь и грамматика)

 

 

 

 

Задание Фамилия,имя, возраст Задания Всего баллов
                                   
Света И. Ваня Б. Аня Т. 3 2 3 2 1 3 3 3 3 3 2 2 2 1 3 2 1 3 2 3 2 1 3 2 1 3 2 3 2 3 3 1 3 2 1 3 2 3 2 3 2 1 1 1 53 38 18

 

- 36 -

Таблица 2

II и III серия заданий

 

(звуковая культура речи и развитие связной речи)

 

 

 

Ф., имя Возраст Задание 1 Задание 2     Всего баллов
                 
Света И. 4;8                  
Ваня Б. 4;9                  
Аня Т. 4;7                  

 

Ребенок, выполнивший правильно все задания, получает 78 баллов, частично выполнивший - 52 балла, отвечающий недостаточно хорошо - 28 баллов.

 

По количеству полученных баллов выводим уровень речевого развития каждого ребенка.

От 78-52 баллов - высокий уровень (I).

52-31 - средний (II).

От 26 баллов - ниже среднего (III).

 

- 37 –

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...