Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 9. Дирижерская этика






зультате, то музыкальный материал усваивается гораздо проч­нее и быстрее. Кроме того, внутренняя дисциплина обуслов­ливает единство действий исполнителей — важнейшее усло­вие коллективного, ансамблевого творчества. Если же интерес к работе отсутствует, если требования руководителя выполня­ются формально, то и сам процесс работы оказывается растя­нутым и скучным.

Внутренняя дисциплина — это дисциплина сознательная, построенная на добровольном подчинении личного интереса коллективной деятельности. Дисциплина, основанная на страхе перед окриком руководителя и боязни получить пуб­лично резкое замечание, сковывает психику певцов и ме­шает проявлению творческой свободы. Поэтому усилия ру­ководителя должны быть направлены в первую очередь на то, чтобы воспитать у каждого участника хора внутреннюю убежденность в необходимости соблюдения дисциплины. Такая убежденность может возникнуть только в том случае, если певцы понимают художественные задачи коллектива и доверяют дирижеру как художнику и как руководителю. Возникающий при этом стиль взаимоотношений режиссер Г.А. Товстоногов называет «добровольной диктатурой». «Я считаю, — говорит он, — что руководство театром есть добровольная диктатура. Я подчеркиваю слово "доброволь­ная", то есть построенная не на власти, а на уважении и на художественном авторитете. Если он завоевывается руково­дителем, то тогда этические законы можно не на словах, а на деле проводить в жизнь»1.

В самом деле, актеры и певцы, по-настоящему увлеченные эстетическими и этическими идеями режиссера и дирижера, охотно и добровольно становятся под его знамя. Строгие по­рядки и высокие требования не пугают их, а привлекают. Ради искусства, ради художественной цели они готовы пойти даже на известные лишения. Поэтому большинство мыслящих хо­ровых певцов, желающих гордиться успехами своего коллек­тива и совершенствовать свое исполнительское мастерство, предпочитают принципиальных и требовательных руководи­телей «добрым» и беспринципным. Дирижер, идущий на по­воду у певцов и оркестрантов,это только иллюзия взаимо-

1 Что читать добром, а что злом: Интервью с Г.А. Товстоноговым //Из­вестия. — 1988. — 14 октября.


256 Главе 9. Дирижерская этика

понимания и добрых товарищеских отношений. Скорее все­го, он либо беспомощен, либо беспринципен.

Принципиальность и требовательность — непременные чер­ты всякого взыскательного художника, который хочет воспи­тать коллектив в соответствии со своими эстетическими и эти­ческими критериями. Эти черты выглядят упрямством и даже деспотизмом в глазах лишь «недалеких» певцов-ремесленни­ков, пассивно участвующих в работе, не вникающих в суть дирижерских требований и озабоченных исключительно лич­ным удобством. Подавляющее же большинство певцов коллек­тива, как правило, относятся к требованиям с пониманием. Они скорее простят руководителю гнев, несдержанность, рез­кость, чем неопределенность, «обтекаемость» его взглядов и установок. Если воля дирижера направлена не на раскрытие самого себя, а на раскрытие произведения, авторской идеи, творческого потенциала коллектива, то даже известную долю «деспотизма» можно понять и оправдать. В этом смысле вся­кий подлинный дирижер обязан быть диктатором. Важно уви­деть, ради чего он проявляет требовательность, к чему он не­терпим. Дисциплина ради дисциплины, требовательность ради требовательности никому не нужна. Дирижер, не умею­щий или не желающий увлечь хор и в то же время требующий от него беспрекословного подчинения, не сможет добиться со­знательной дисциплины.

В этой связи стоит подчеркнуть, что эффективность воспи­тания в коллективе сознательной дисциплины и других эти­ческих норм в огромной степени зависит от авторитета дири­жера, который создается не только его профессиональными знаниями и навыками, но и дисциплинированностью. Если дирижер сам не может быть образцом дисциплины, то его при­зывы к дисциплинированности не будут иметь никакой силы. Он имеет право требовать дисциплины от других, потому что дисциплинирован сам.

Дирижер, руководитель коллектива кроме знаний и уме­ний обладает властью. Принимая власть, надо принять на себя и ответственность за создание атмосферы творчества, усло­вий для максимального раскрытия способностей и таланта каждого певца. Итак, несколько советов хормейстеру. Прежде всего, заня- тия должны начинаться в точно назначенное время. В этом случае каждый опоздавший будет испытывать чувство нелов-


Глава 9. Дирижерская этика



кости перед коллективом, работе которого он помешал. Дири­жер, начинающий занятия с опозданием, сам расшатывает дисциплину. Естественно, что для того чтобы занятия на­чинались своевременно, необходимо проследить за тем, как подготовлено помещение для репетиции — расставлены сту­лья, на месте стоит рояль, готов нотный материал и т.п,. Недо­пустимо, если певец опаздывает на репетицию сознательно, считая, что ничего страшного не произойдет, если его немно­го подождут. Такое часто случается с певцами, сознающими свою значимость и незаменимость.

Один из сотрудников МХАТа И.И. Титов вспоминает о том, как К.С. Станиславский, требовал от молодых актеров при­хода на репетицию задолго до ее начала с тем, чтобы под- готовиться к ней внутренне и внешне. «За пять минут до назначенного срока Константин Сергеевич уже сидит за режис- серским столом... кладет перед собой часы и что-нибудь чер­тит или пишет. Ровно в двенадцать — звук колокольчика, и мы начинаем. Горе тому актеру, которого ровно в двенадцать не было на сцене»1.

Конечно, реакция руководителя на опоздания должна быть различной в зависимости от того, являются ли они случайны­ми или постоянными, а также от того, какие обстоятельства послужили их причиной. В каких-то случаях можно не делать замечания и знаком разрешить певцу занять свое место. В дру­гих, если опоздания стали хроническими и являются следстви- ем неорганизованности и разболтанности певца, необходимо очень жестко их пресечь, вплоть до недопущения его к репе-тиции или к концерту.

Точно так же следует поступать при других нарушениях дисциплины.

Иногда певец раздражен, нервы его взвинченны. Всегда ли следует надо его одернуть, изменить тон разговора? В такой ситуации самое правильное — не обращать внимания, про­явить терпение. Означает ли это сокрытие правды?

В принципе дирижер должен говорить певцам правду, хотя правда ценна не сама по себе, а предполагаемым результа­том. Дирижерско-педагогические задачи иногда обязывают нас повременить с правдой. Бесполезная правда в педагоги­ке, как и в медицине, порой становится бессмысленной жес-

1 О Станиславском: Сб. — М., 1948. — С. 248.



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...