Глава 9. Дирижерская этика
токостью. Правду, даже суровую, можно стерпеть; жестокость вызывает лишь озлобление. Если певец делает что-то хорошо, нужно ему об этом сказать, если плохо — не бояться ущемить его самолюбие. Весь вопрос — в форме замечания. Самовлюбленного, склонного к зазнайству певца, если он того заслуживает, тоже следует похвалить, но похвалить сдержанно, без особых восторгов. Гипертрофированное самолюбие — болезнь, и ее надо лечить. Честное, даже категоричное, но корректное по форме замечание не может травмировать, Боязнь обидеть певца, испортить с ним отношения чаще всего выглядит трусостью. Робкого, не уверенного в себе можно поддержать несколько преувеличенным одобрением его успехов. Критические же замечания в его адрес следует делать в форме дружеского совета, без раздражения. Порой в замечаниях дирижера «текст» может расходиться с «подтекстом»: на словах похвалил, а по существу дал понять, что пока полностью не удовлетворен; на словах поругал, а по существу выразил веру в то, что в конце концов все полу-чится отлично... Очень плохо, если дирижер неодинаково требователен ко всем участникам коллектива: одним он делает замечания публично, с другими предпочитает «не связываться» и «выясняет отношения» наедине. Это плохая дипломатия. Форма беседы с глазу на глаз может быть хороша лишь в особых случаях, когда причина того или иного дисциплинарного «срыва» дирижеру не ясна и требует личного разговора. Одним из основополагающих принципов педагогической, и в частности дирижерской, этики должно быть ровное отношение ко всем певцам, вне зависимости от их значимости для коллектива, материального и общественного положения, связей и т.п., отсутствие «любимчиков», вежливый тон со всеми без исключения.
Требуй, но не унижай достоинства певца — нарушение этого важнейшего принципа педагогического общения часто становится причиной конфликтов, возникающих в хоре. Дирижерская требовательность должна всегда сочетаться со справедливостью, доброжелательностью и уважительным отношением к каждому участнику коллектива. Опыт показывает, что певцы любят требовательных и принципиальных руководителей, но лишь тех, кто с уважением относится к ним, не оскорбляет их самолюбия. Дирижер, допускающий бес- Глава 9. Дирижерская этика 259 принципность в своих требованиях, несправедливость и неуважительное отношение к певцам, не может не вызывать критического к себе отношения. Очень важно найти верную форму разговора с певцами — непременно уважительную, но и с чувством собственного достоинства. Какими бы дружескими ни были взаимоотношения с певцами, дирижеру никогда не следует переступать ту грань, за которой начинается «панибратство». Подхалимаж, наушничанье и сплетни процветают лишь там, где руководители поощряют их. Молодые хормейстеры порой невольно становятся пособниками этих пороков из беспокойства за свое положение, из желания знать, что о них думают в коллективе. В разговоре с хоровыми певцами следует остерегаться неза-служенных комплиментов в свой адрес (хотя их и приятно слу-шать). Значительно важнее прислушаться к мнению критически настроенного человека, пусть даже антагониста. Из высказанных им негативных суждений (отбросив неизбежные в этом случае пристрастность и недоброжелательность) всегда можно извлечь пользу: яснее увидеть свои недоработки, уязвимые места и попытаться их исправить. Чувство неудовлетворенности сделанным, стремление к совершенствованию значительно полезнее в творчестве, чем самодовольство.
Известный режиссер и художник Н.П. Акимов со свойственным ему едким юмором дает следующие рекомендации главным режиссерам в случае проявления необоснованных восторгов со стороны актеров: «Если у тебя в театре завелись люди, которые тебе в лицо говорят, что ты — гений, загримируйся художественным руководителем сосед-него театра и в этом виде возобнови с ними разговор. Если они и при этом будут настаивать на своем утверждении — ты выяснишь одну несомненную истину: что не умеешь гримироваться»1. В то же время дирижер (как и режиссер) не должен допуск кать критических замечаний в свой адрес, высказываемых при всем коллективе, особенно если они делаются в нетактичной форме и повышенным тоном. В таких случаях следует очень жестко пресечь артиста, как бы авторитетен он ни был. Иначе 1 Акимов Н.П. Не только о театре // Ст.: «О театре настоящем и будущем», «Правила хорошего тона». — Л.; М., 1966. 260 Глава 9. Дирижерская этика и у других участников коллектива может возникнуть мнение, что дирижеру можно высказывать все что угодно. Часто употребляемую дирижерами формулировку: «Я не начальник, а первый среди равных» не следует понимать как вседозволенность. Дирижеру нельзя забывать о том, что между ним и певцами должна быть некоторая дистанция. Фамильярность нужно так же отторгать, как и заискивание. Всегда, при всех обстоятельствах дирижер должен быть командиром, в известном смысле старшим. Однако начальственный тон, черствость, сухость, как и развязность или наигранная демократичность, одинаково нетерпимы. Дружить, веселиться, спорить или обсуждать дела хора он может, соблюдая только творческие интересы. Дирижер видит дальше и знает больше, чем певец, и мера его ответственности за хор неизмеримо больше. В этом и заключается дистанция между ним и певцами хора. Вместе с тем дирижер должен уметь преодолевать излишнюю нетерпимость. Даже если его претензии к певцам справедливы, нужно уметь облечь их в безопасную форму: ранить творческих людей нельзя. Их души доверчиво открыты, обнажены. И руководитель не может, не должен, не имеет права причинять боль зависящему от него артисту. Тут требуется особая чуткость, деликатность, осторожность. Тем более недопустимы жестокость, грубость, хамство, которыми грешат, увы, руководители многих творческих коллективов.
Очень важно, чтобы дирижер заботился не только о себе, но и о каждом из своих питомцев. Выезжая на гастроли, он должен проверить, все ли члены коллектива устроены, обеспечены, не холодно ли у них в гостиничном номере, как себя чувствует заболевшая певица... Такое отношение поднимает авторитет дирижера в глазах участников коллектива, вызывает уважение к нему. Эти наблюдения и советы, конечно, не исчерпывают всех этических требований, предъявляемых к дирижеру, не учитывают всех ситуаций, которые могут возникнуть в процессе взаимоотношений дирижера с хором. Дирижер — особая профессия. Им нельзя быть «с десяти до двенадцати, с семи до девяти». Творческое и личное, дело и жизнь в дирижерском искусстве неразделимы. Только тот, кто посвятил себя ему всего себя без остатка, сможет получать от него радость и удовлетворение. Глава 9. Дирижерская этика Вопросы и задания 1. Что такое этика, и педагогическая дирижерская этика в частности? Раскройте значение этической культуры в создании творческого климата в хоровом коллективе. 2. Раскройте этический смысл понятия «дисциплина». Что такое «внешняя» и «внутренняя» дисциплина творческого коллектива? 3. Расскажите об известных вам этических нормах и правилах, которым нужно следовать в работе с хором. 4. Приведите примеры решения конкретных конфликтных ситуаций, возникших в процессе репетиции или концерта. 262 Заключение Заключение Мы рассмотрели в общих чертах круг основных вопросов, возникающих перед дирижером в процессе работы над хоровым произведением от первого знакомства с ним и становления исполнительского замысла до его реализации в процессе репетиционной работы и в концертном исполнении. Предус-мотреть в одной книге все проблемы, которые могут встретить-ся в практической работе с хором, едва ли возможно. Даже самое полное и тщательное освещение всех компонентов работы дирижера над партитурой не гарантирует яркого исполнения. Можно блестяще изучить отдельные закономерности воздействия исполнительских средств, но не суметь реализовать полученные знания в практической исполнительской деятельности. Здесь, как и вообще в искусстве, многое зависит от личности исполнителя, его интуиции, таланта, культуры, знания, опыта, мастерства, воли, педагогического дара, вкуса, чувства меры... Тем не менее не подлежит сомнению, что зна-ние закономерностей исполнительской выразительности, методов и приемов работы над произведением, изучение стилистических особенностей музыки и других рассматриваемых в данном пособии вопросов сокращает возможность исполнительского произвола и создает предпосылки к формированию индивидуальной, но аргументированной и объективной исполнительской трактовки.
Вполне естественно, что круг вопросов, которые могут и должны войти в теорию хорового исполнительства, будет постоянно расширяться. Это и характеристика различных исполнительских школ, и вопросы дирижерской этики, и вопросы, связанные с педагогическими и воспитательными функциями хорового дирижера. Любая теория не может быть сформулирована раз и навсегда. Жизнь вносит в нее дополнения и поправки. Так что данную книгу следует рассматривать не как свод канонов и правил, а как первую попытку обобщения закономерностей, связанных с исполнительской практикой. Рекомендуемая литература
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|