Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 9. Дирижерская этика





токостью. Правду, даже суровую, можно стерпеть; жестокость вызывает лишь озлобление. Если певец делает что-то хоро­шо, нужно ему об этом сказать, если плохо — не бояться ущемить его самолюбие. Весь вопрос — в форме замечания. Самовлюбленного, склонного к зазнайству певца, если он того заслуживает, тоже следует похвалить, но похвалить сдержан­но, без особых восторгов. Гипертрофированное самолюбие — болезнь, и ее надо лечить. Честное, даже категоричное, но корректное по форме замечание не может травмировать, Боязнь обидеть певца, испортить с ним отношения чаще все­го выглядит трусостью. Робкого, не уверенного в себе можно поддержать несколько преувеличенным одобрением его ус­пехов. Критические же замечания в его адрес следует де­лать в форме дружеского совета, без раздражения. Порой в замечаниях дирижера «текст» может расходиться с «под­текстом»: на словах похвалил, а по существу дал понять, что пока полностью не удовлетворен; на словах поругал, а по существу выразил веру в то, что в конце концов все полу-чится отлично...

Очень плохо, если дирижер неодинаково требователен ко всем участникам коллектива: одним он делает замечания пуб­лично, с другими предпочитает «не связываться» и «выясня­ет отношения» наедине. Это плохая дипломатия. Форма бесе­ды с глазу на глаз может быть хороша лишь в особых случаях, когда причина того или иного дисциплинарного «срыва» ди­рижеру не ясна и требует личного разговора.

Одним из основополагающих принципов педагогической, и в частности дирижерской, этики должно быть ровное отно­шение ко всем певцам, вне зависимости от их значимости для коллектива, материального и общественного положения, свя­зей и т.п., отсутствие «любимчиков», вежливый тон со всеми без исключения.

Требуй, но не унижай достоинства певца — нарушение это­го важнейшего принципа педагогического общения часто ста­новится причиной конфликтов, возникающих в хоре. Дири­жерская требовательность должна всегда сочетаться со справедливостью, доброжелательностью и уважительным от­ношением к каждому участнику коллектива. Опыт показыва­ет, что певцы любят требовательных и принципиальных ру­ководителей, но лишь тех, кто с уважением относится к ним, не оскорбляет их самолюбия. Дирижер, допускающий бес-


Глава 9. Дирижерская этика 259

принципность в своих требованиях, несправедливость и неува­жительное отношение к певцам, не может не вызывать крити­ческого к себе отношения.

Очень важно найти верную форму разговора с певцами — непременно уважительную, но и с чувством собственного дос­тоинства. Какими бы дружескими ни были взаимоотношения с певцами, дирижеру никогда не следует переступать ту грань, за которой начинается «панибратство». Подхалимаж, науш­ничанье и сплетни процветают лишь там, где руководители поощряют их. Молодые хормейстеры порой невольно стано­вятся пособниками этих пороков из беспокойства за свое по­ложение, из желания знать, что о них думают в коллективе. В разговоре с хоровыми певцами следует остерегаться неза-служенных комплиментов в свой адрес (хотя их и приятно слу-шать). Значительно важнее прислушаться к мнению крити­чески настроенного человека, пусть даже антагониста. Из высказанных им негативных суждений (отбросив неизбеж­ные в этом случае пристрастность и недоброжелательность) всегда можно извлечь пользу: яснее увидеть свои недоработ­ки, уязвимые места и попытаться их исправить. Чувство не­удовлетворенности сделанным, стремление к совершенство­ванию значительно полезнее в творчестве, чем самодо­вольство.

Известный режиссер и художник Н.П. Акимов со свой­ственным ему едким юмором дает следующие рекоменда­ции главным режиссерам в случае проявления необоснован­ных восторгов со стороны актеров: «Если у тебя в театре завелись люди, которые тебе в лицо говорят, что ты — ге­ний, загримируйся художественным руководителем сосед-него театра и в этом виде возобнови с ними разговор. Если они и при этом будут настаивать на своем утверждении — ты выяснишь одну несомненную истину: что не умеешь гри­мироваться»1.

В то же время дирижер (как и режиссер) не должен допуск кать критических замечаний в свой адрес, высказываемых при всем коллективе, особенно если они делаются в нетактичной форме и повышенным тоном. В таких случаях следует очень жестко пресечь артиста, как бы авторитетен он ни был. Иначе

1 Акимов Н.П. Не только о театре // Ст.: «О театре настоящем и буду­щем», «Правила хорошего тона». — Л.; М., 1966.


260 Глава 9. Дирижерская этика

и у других участников коллектива может возникнуть мнение, что дирижеру можно высказывать все что угодно. Часто упот­ребляемую дирижерами формулировку: «Я не начальник, а первый среди равных» не следует понимать как вседозво­ленность. Дирижеру нельзя забывать о том, что между ним и певцами должна быть некоторая дистанция. Фамильярность нужно так же отторгать, как и заискивание. Всегда, при всех обстоятельствах дирижер должен быть командиром, в извес­тном смысле старшим. Однако начальственный тон, чер­ствость, сухость, как и развязность или наигранная демокра­тичность, одинаково нетерпимы. Дружить, веселиться, спорить или обсуждать дела хора он может, соблюдая только творческие интересы. Дирижер видит дальше и знает больше, чем певец, и мера его ответственности за хор неизмеримо боль­ше. В этом и заключается дистанция между ним и певцами хора. Вместе с тем дирижер должен уметь преодолевать из­лишнюю нетерпимость. Даже если его претензии к певцам справедливы, нужно уметь облечь их в безопасную форму: ранить творческих людей нельзя. Их души доверчиво от­крыты, обнажены. И руководитель не может, не должен, не имеет права причинять боль зависящему от него артисту. Тут требуется особая чуткость, деликатность, осторожность. Тем более недопустимы жестокость, грубость, хамство, ко­торыми грешат, увы, руководители многих творческих кол­лективов.

Очень важно, чтобы дирижер заботился не только о себе, но и о каждом из своих питомцев. Выезжая на гастроли, он должен проверить, все ли члены коллектива устроены, обес­печены, не холодно ли у них в гостиничном номере, как себя чувствует заболевшая певица... Такое отношение поднимает авторитет дирижера в глазах участников коллектива, вызы­вает уважение к нему.

Эти наблюдения и советы, конечно, не исчерпывают всех этических требований, предъявляемых к дирижеру, не учи­тывают всех ситуаций, которые могут возникнуть в процессе взаимоотношений дирижера с хором. Дирижер — особая про­фессия. Им нельзя быть «с десяти до двенадцати, с семи до девяти». Творческое и личное, дело и жизнь в дирижерском искусстве неразделимы. Только тот, кто посвятил себя ему все­го себя без остатка, сможет получать от него радость и удов­летворение.


Глава 9. Дирижерская этика



Вопросы и задания

1. Что такое этика, и педагогическая дирижерская этика в частности? Раскройте значение этической культуры в созда­нии творческого климата в хоровом коллективе. 2. Раскройте этический смысл понятия «дисциплина». Что такое «внешняя» и «внутренняя» дисциплина творческого коллектива?

3. Расскажите об известных вам этических нормах и пра­вилах, которым нужно следовать в работе с хором.

4. Приведите примеры решения конкретных конфликт­ных ситуаций, возникших в процессе репетиции или кон­церта.


262 Заключение

Заключение

Мы рассмотрели в общих чертах круг основных вопросов, возникающих перед дирижером в процессе работы над хоро­вым произведением от первого знакомства с ним и становле­ния исполнительского замысла до его реализации в процессе репетиционной работы и в концертном исполнении. Предус-мотреть в одной книге все проблемы, которые могут встретить-ся в практической работе с хором, едва ли возможно. Даже са­мое полное и тщательное освещение всех компонентов работы дирижера над партитурой не гарантирует яркого исполнения. Можно блестяще изучить отдельные закономерности воздей­ствия исполнительских средств, но не суметь реализовать по­лученные знания в практической исполнительской деятель­ности. Здесь, как и вообще в искусстве, многое зависит от личности исполнителя, его интуиции, таланта, культуры, зна­ния, опыта, мастерства, воли, педагогического дара, вкуса, чувства меры... Тем не менее не подлежит сомнению, что зна-ние закономерностей исполнительской выразительности, ме­тодов и приемов работы над произведением, изучение стилис­тических особенностей музыки и других рассматриваемых в данном пособии вопросов сокращает возможность исполни­тельского произвола и создает предпосылки к формированию индивидуальной, но аргументированной и объективной испол­нительской трактовки.

Вполне естественно, что круг вопросов, которые могут и должны войти в теорию хорового исполнительства, будет по­стоянно расширяться. Это и характеристика различных ис­полнительских школ, и вопросы дирижерской этики, и воп­росы, связанные с педагогическими и воспитательными функциями хорового дирижера. Любая теория не может быть сформулирована раз и навсегда. Жизнь вносит в нее дополне­ния и поправки. Так что данную книгу следует рассматривать не как свод канонов и правил, а как первую попытку обобще­ния закономерностей, связанных с исполнительской практи­кой.


Рекомендуемая литература

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...