Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Понятие менеджмента. 2. Понятие организации.. 3. Виды организаций.




1. Понятие менеджмента.

" Менеджмент" (manage - управлять) - слово англ происхождения. Трактовок мен-нта сущ-ет великое множество. И это оправданно, так как на любой стадии развития орг-ции мы имеем дело с мен-том различного типа (технологический, финанс-й, корпорат-й, функц-ный и т. п. ). В общем виде мен-т следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, исп-уя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганиз-ых элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, мен-нт - это чел-кие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей орг-ции. Термин " мен-нт" означает управление соц-эк-ми процессами на уровне орг-ции - управление хоз-ной деят-тью и личностью, персоналом... М-т это управление в усл-х рынка, рын-й эк-ки, что означает: -ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкр-х потреб-й и ор-цию произв-ва тех видов продукции, кот польз-ся спросом и могут принести фирме намеченную прибыль. - Пост-ное стремление к повышению эффект-ти произв-ва, с меньшими затратами, получение оптимальных результатов. - Хоз-ая самостоятельность обеспеч-щая свободу принятия реш-й тем, что несет конечные резу-ты д-ти фирмы или её подразделений. - Пост-ую корректировку целей и программ в зависимости от сост-я рынка- Конечный рез-т д-ти фирмы или хоз-но самост-ых подразделений выявляется на рынке в процессе обмена. - Необходимость исполн-я современной информац-й базы с комп-й техникой для многовар-ых расчетов при принятии оптим-х и обоснованных реш-й. Термин мен-т применяется лишь к упр-ю соц–эк-ми процессами на уровне фирмы, действующей в рын-х усл-х. Конечной целью м-та явл-ся обеспечение прибыльности или доходности, в д-ти фирмы путем рац-ой орг-цией произв-го процесса, включая управление произв-ом и развитием технико – технолог-й базой, а также эффективное исп-е кадрового потенциала при одноврем-м повышении квалиф-ии, творческой активности и лояльности каждого работника.

2. Понятие организации.

Орг-ция — это прежде всего орг-ция людей. Однажды возникнув, орг-я приобретает ту или иную степень самост-сти, позволяющую ей вступать в опред-ые отношения со своими создателями. Орг-ия, в свою очередь, применяет возможности объединяемых ею людей для собств-го укрепления и развития. Поэтому она ожидает от своих участников наличия опред-го опыта, знаний, квалиф-ии, разделения своих целей и ценностей, активного участия в делах, исполнит-ти, ответств-ти, дисц-ны, подчинения установившимся нормам поведения. В идеале взаимоотн-я м/д человеком и орг-ей должны быть сбалансированы. Но баланс может нарушаться в рез-те злоупотреблений с обоих сторон. Орг-ия предст-т собой единство ф-ций и структуры. В менеджменте этот термин исп-ся в двух смыслах. В широком орг-ция рассм-ся как предп-е — функционально-целевая общность людей, с присущей ей соц-й структурой, каналами коммуникации, ориентации, координации, управлений и контроля, формирующаяся на основе разделения труда, спциализаций ф-ций и иерархизированной системы взаимодействия м/д индивидами, группами и структурными подразделениями для удовлетворения соц-х потребностей индивидов и общества. В узком орг-я-это процесс опред-я наиболее существ-х связей среди людей, задач и видов д-ти с целью интеграции и координации орг-ых ресурсов для эффективного выполнения поставленных целей. Орг-ции создаются и сущ-т вследствие того, что заданная цель не может быть достигнута единств-м чел-м или даже неск-ми людьми, работающими независимо. Мен-ры заним-ся орг-ной д-тью, чтобы выполнить3вещи. 1 процесс орг-ции повышает эффективность и кач-во работы. Только в процессе орг-и могут быть созданы усл-я для достижения синергии. Иными словами, группы людей, эффективно работающих вместе, могут сделать гораздо больше, чем если бы они трудились по одному.

2причина обусловлена необходимостью установления ответственности. Любые усилия людей более эффективны, когда они понимают свои специфические обязанности. Кроме того, важно, чтобы все служащие знали, перед кем они должны отчитываться, и кто будет поручать им работу и наблюдать за исполнением. Полезно также, чтобы каждый работник был ознакомлен со всей структурой власти в орг-ции. Взаимоотн-я различных органов власти должны быть ясны всем, начиная от рабочих, находящихся на нижней ступени орг-ной пирамиды, и кончая высшими руководителями. И последняя причина, вызывающая необходимость процесса орг-ции, — это облегчение коммуникаций.

3. Виды организаций.

Сущ-ет несколько классификаций орг-ций. Орг-ции (называемые предприятиями) создают продукцию и услуги, потребляя которые человеческое общество живет и развивается; орг-ции (называемые гос-ми учреждениями) опр-ют порядок жизни в обществе и контролируют его соблюдение; орг-ции (называемые обществ-ми) явл-ся средством выражения наших взглядов и интересов.

По хар-ру продукта орг-ции принято делить на: хозяйственные; социальные.

орг-ции, кот-е производят продукт и предлагают его обществу называются хоз-ми. Орг-ции, взаимодействующие с обществом через инф-цию, наз-ся соц-ми. В том случае, если сущ-ют устоявшиеся границы орг-ции, если определено ее место в обществе, орг-ция принимает форму обществ-й ячейки и выступает в виде соц-го института. Это частные и гос-ные фирмы, гос-е учреждения, обществ-е объединения, учреждения культуры, образования и т. п.

По кол-ву целей орг-ции принято разделять на: простые (характерно наличие одной цели); сложные (имеют набор взаимосвязанных целей).

Формальное управление редко имеет дело с орг-ями, имеющими только одну цель. По институциональному признаку орг-ции делят на: форм-е; неформ-е. Формальная орг-ция имеет стабильную структуру, иерархию и роли, строго определенные для каждого члена. Формальная орг-ия создается по воле рук-ва. Но как только орг-ция создана, она становится также и соц-й средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям рук-ва. Таким образом, возникает неформ-я орг-ция. Неформ-е орг-ции представляют собой группы, кот возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформ-е орг-ии сущ-ют во всех форм-ых, за искл-ием самых маленьких. У такой орг-ции отсутствуют единые цели, но она тем не менее достигает важных результатов, поскольку взаимодействие людей, основанное на их личных целях и симпатиях, наиболее устойчиво. У неформ-х орг-ций нет рук-лей. В большинстве форм-х орг-ций сущ-ет не одна неформ-ая орг-ция. Большинство из них объединены в своего рода сеть. Для образования таких групп благоприятна трудовая среда: люди, кот-е в других усл-ях вряд ли встретились, собираются вместе каждый день иногда на протяжении нескольких лет, больше времени проводят в кругу коллег, чем в собственной семье.  

 К главным функциям неформ-й орг-ции относятся: коммуникация, поддержание сплоченности, укрепление чувства личного тождества, самоуважения, независимости выбора.

У неформ-х орг-ций много общего с форм-ми орг-ми (иерархия, лидеры, задачи), имеются неписаные правила- нормы, кот служат для членов орг-ции эталоном поведения. Эти нормы подкрепляются системой поощрений и санкций.

Специфика форм-й орг-ции в том, что она создана по заранее продуманному плану.

Неформ-я орг-ция скорее явл-ся спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивид-ые потребности.

Образовательные учреждения явл-ся форм-ми орг-ями, т. к. они действуют в соответствии с законом РФ “Об образовании”, Устава ОУ, имеются четкие правила внутреннего распорядка, соответствующую структуру, должностные обязанности сотрудников и т. д. Но в рамках образовательных учреждений (школ, институтов, ДОУ и др. ) сущ-ют неформ-е, возникшие на основе симпатии, общих интересов.

 Задача рук-ля в данном случае способствовать тому, чтобы действия неформальной орг-ции не препятствовали, а помогали развитию форм-й орг-ции. По отраслевой принадлежности: транспорт; промышленность; торговля; производство; сельское хозяйство и др. По типу решаемых соц-х задач: эконом-е; финансовые; политические; медицинские; образовательные и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...