21. Линейно-функциональная организационная структура управления.
21. Линейно-функциональная организационная структура управления. Лин-функц-ая структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные рук-ли являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные рук-ли низших ступеней административно не подчинены функциональным рук-лям высших ступеней управления. Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные рук-ли соответствующего уровня составляют штаб линейного рук-ля. Основу лин-функц-ной структуры составляет " шахтный" принцип построения и специализация управленч-го персонала по функциональным подсистемам орг-ции. По каждой подсистеме формируются " иерархия" служб (" шахта" ), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы любой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими реализацию ими своих целей и задач. Многолетний опыт использования лин-функц-ных структур управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарату управления приходится выполнять множество рутинных, часто повторяющихся процедур и операций при сравнительной стабильности управленческих задач и функций: посредством жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом. В то же время выявились и существенные недостатки, среди которых в первую очередь отмечают следующие: невосприимчивость к изменениям, особенно под воздействием научно-технического и технологического прогресса; закостенелость системы отношений между звеньями и работниками аппарата управления, обязанными строго следовать правилам и процедурам; медленную передачу и переработку информации из-за множества согласований (как по вертикали, так и по горизонтали); замедление прогресса управленческих решений.
22. Коммуникации. Коммуникация - это процесс обмена инфо-ей, включ субъекты комм-ции (отправителя и получателя), способ комм-ии и объект комму-ии (передаваемую инф-цию). Эффективные ком-ции явл-ся необходимым усл-м достижения цели орг-ции, выполнения осн-х функций упр-ия. Не менее важным для осуществления функций упр-я явл-ся обмен инф-цией внутри орг-ции. Поэтому руко-и осн-ю часть своего времени тратят на коммуникации. Коммуникационные потребности организации зависят от: 1- хар-тик внешней среды орг-ции (ее динамичности, сложности, неопределенности); 2- задач, решаемых орг-цией3- осн-ых хар-тик орг-ции - масштабов, структуры, сферы деят-ти, хар-ра производимой продукции (услуг), степени диверсификации, позиции в отрасли и т. д. Средства коммуникации включают технич-е средства связи (телефон, электр-ю почту), а также служебные записки, отчеты, справочные и рекламные материалы. Межуровневые комм-ии исп-ся для доведения до исполнителей плановых заданий, реш-й о реорганизации (от вышестоящего уровня вниз, к исполнителям); предоставления отчетов о выполненной работе, исп-нии ресурсов, предложений (от исполнителя вверх, к руководителю). При этом определяется форма предоставляемой инф-ции, осущ-ся выбор средств. Комм-ции между подразделениями одного уровня вкл-ют, например, обмен инф-цией между отделами маркетинга, финансов, производственным и т. д. В процессе комм-ций рук-ль - подчиненный решаются след задачи: разъяснение заданий, приоритетов деят-ти, значимости результатов; мотивация исполнителей; сбор инф-ции о проблеме; Важной спецификой коммуникаций между рук-лем и рабочей группой явл возможность более широкой обратной связи. Наряду с формальными в орг-ции сущ-т неформальные комм-ии. В процессе обмена инф-цией можно выделить 4элемента: 1- отправитель инф-ции; 2- сообщение в формализованном виде; 3- средство передачи инф-ции (канал связи); 4- получатель инф-ции, кот интерпретирует ее. Межличностные коммуникации-Осн часть времени рук-ля приходится на прямой межличностный обмен инфо-ей. Поэтому очевидна значимость повышения эффект-ти межличностных ком-ций, анализа возникающих преград. В невербальной коммуникации исп-тся не слова, а другие средства: выражение лица, жесты, позы, интонация, модуляция голоса, грамотность, четкость, и ясность речи и т. д. Повышению эффект-ти межличностных комм-ций способствуют: - тщательный анализ передаваемой инф-ии, исп-ние точных формулировок целей, критериев оценки действий, имеющихся ограничений; - правильное исп-ние жестов, интонаций; - внимание к проблемам других, открытость; - установление эффективной обратной связи, в частности, путем контроля понимания полученной инф-ции либо первых результатов. Организац-е комм-ции включают обмен инф-цией внутри орг-ции между ее подразделениями. Комм-нная сеть орг-ции включает гор-ные, верт-ые и диаг-ные связи. Верт-е связи уст-ся между рук-елем и исполнителями. Примером таких связей явл цепь команд (сверху вниз) и предоставление отчетной инф-ции (снизу вверх). Гориз-е комм-ии сущ-ют между подразделениями орг-ции или ее членами, принадлежащими к одному уровню орг-нной структуры. Диагональные коммун-ии - это связи с подразделениями других уровней орг-ии, не относящиеся к верт-ным связям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|