Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

10. Сущность управленческой деятельности.




10. Сущность управленческой деятельности.

Управленч-й труд выделился в особую категорию обществ-го труда. Вследствие этого работа по управлению отделяется от неуправленческой работы, поскольку управление как вид деят-ти присуще всякому совместному труду. В шир-м пон-ии упр-ние - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей орг-ции. Т. е. управл-ий труд - это вид общественного труда, осно-й задачей кот явл обеспечение целенаправленной, скоординированной деят-ти как отд-х участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом. Можно выделить специфические особ-ти управл-го труда: 1) умств-й труд работников аппарата упр-ния, состоящий из 3видов деят-ти: 1орг-адм-ная и воспитательная работа (прием и передача инф-ции, доведение реш-й до исполнителей, контроль исполнения); 2аналитическая и конструктивная работы (восприятие инф-ции и подготовка соответствующих реш-й); 3информац-техническая работа (документационные, учебные, вычислительные и формально-логические операции); 2) участие в создании матер-ых благ не прямо, а опосредованно (косвенно через труд других лиц); 3) предмет труда — инф-ция; 4) средства труда – организац-я и вычислит-я техника; 5) результат труда — управленч-е реш-я. В зависимости от функц-ной роли в процессе упр-ния орг-цией вы-т: рук-лей, спец-тов и вспомогат-й персонал. Труд рук-лей предст-т собой наиб высокую ступень упр-ия. Они принимают реш-я по важнейшим вопросам деят-ти орг-ии, направляют и координируют работу низших звеньев. Спец-ты вып-ют функции по подготовке и реализации управленч-х решений. В их деят-ти сочетаются функции упр-ния и исп-ния. Вспом-й персонал (технич-е исп-ли) осущ-яет информационное обслуживание аппарата упр-ния.

11. Уровни управления.

Несмотря на то что все рук-ли орг-ции выполняют управленче-е действия, нельзя сказать, что все они занимаются одним и тем же видом трудовой дея-ти. Отд-м рук-ям приходится затрачивать время. на координирование работы др-х рук-лей, кот в свою очередь координируют работу менеджеров более низкого уровня и т. д. до уровня руко-ля, кот координирует работу неуправленческого персонала – людей физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертик-е развертывание разд-я труда и образует уровни управления (институциональный ур-нь-высш. звено-> управленч. ур-нь=ср. звено-> Технич-й ур-нь= Упр-е низового звена)Форма пирамиды пока-ет, что на каждом последующем уровне упр-я находится меньше людей, чем на предыдущем. Высший ур-нь упра-я орг-цией может быть представлен председателем Совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленч-х работников обесп-ет интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику орг-ции и способствует ее практической реализации. В связи с этим в высшем рук-ве можно выделить два подуровня: полномочное упр-ие и общее рук-во. Руко-ли среднего ур-ня упр-я обеспеч-ют реализацию политики функционирования орга-ции, разработанной высшим рук-вом, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их вып-е. Спец-ты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это руководители отделений, директора предприятий, входящих в состав орг-ции, начальники функциональных отделов. Низший ур-ь упр-я представлен младшими начальниками. Это рук-ли, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками (не рук-лями). Это могут быть мастера, бригадиры, контролеры и другие администраторы, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредственных исп-лей. Соотношение затрат времени на выполнение основных функций мен-та различается по уровням управления Следует отметить, что на всех ур-нях упр-я рук-ли вып-т не только чисто управленч-е, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня рук-ва удельный вес исполнит-их функций понижается (расчеты пок-ют, что на высшем уровне исполнение занимает около 10 % общего бюджета времени менеджеров; на среднем - 50; на низшем - около 70 %). Такое распределение общего бюджета времени связано с тем, что мен-ры всех трех ур-ей имеют две области заданий: задания по мен-ту и задания по специальности. Это значит, что руко-ль любого уровня упр-я определенный процент времени тратит на принятие управленче-х реш-й и опред-й - на принятие реш-й по спец-ти. Приведенная классификация уровней имеет самый общий вид. В зависимости от размера и вида организации, ее отраслевых и территориальных особенностей, других факторов характеристика состава и функций менеджеров на каждом из трех уровней управления может существенно меняться.

12. Субьект и объект управления.

Процесс упр-ия предполагает наличие упр-мого объекта и субъекта (управляющего органа). Это значит, что любая орг-ция предст-т собой единство 2х подсистем упр-я: управ-ой и упр-щей. В обоих случаях отн-ия между упр-мой и упр-щей подсистемами - это взаимоотношения людей. Таким образом, под объектом упр-я следует понимать отд-ю структуру орг-ции либо орг-цию в целом, на кот направлено упр-щее действие. Субъект упр-я - орган либо лицо, осущ-щее упр-щее действие. В связи с этим одна и та же структура орг-ции может быть и объектом и субъектом упр-ия. К примеру, в универмаге упр-щей подсистемой явл-ся упр-ческий аппарат во главе с директором, а упр-мой - отделы (секции). В отделе (секции) в свою очередь упр-щей подсистемой будет упр-ский аппарат во главе с зав. отделом (секцией), а упр-мой - продавцы. В то же время адм-ция (директор) универмага трансформируется из упр-щей подсистемы в упр-мую тогда, когда выполняет приказы (указания, распоряжения, решения), поступающие от вышестоящих органов рук-ва (упр-ния торговли либо министерства торговли). субъектами упр-ия явл-ся органы закон-ной и судебной власти. Объекты, на которые воздействует гос-во посредством законов и судебных решений, класс-ся по нескольким признакам: 1по уровню решаемых задач – эк-ка республики в целом, отрасли, региона, фирмы; 2по видам регулируемой д-ти - доходы, капиталовложения, личное потребление, цены, различные рынки и т. п.; 3по адресату воздействия - частные нац-е компании, различные фонды, научно-исследовательские центры, учебные заведения и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...