Предмет, задачи и основные факторы методики обучения истории
Стр 1 из 27Следующая ⇒ ПРЕДИСЛОВИЕ В учебнике представлен опыт обучения истории учителей и методистов дореволюционной России и советского времени. Предпринята попытка показать в единстве традиционные, ставшие классическими подходы к отбору содержания, к разработке форм и методов преподавания и современную методику и технологию урока. Будущему учителю будут полезны материалы о том, как работать с учебной картиной и документом на уроке, исторической и контурной картой, как проводить школьную лекцию, зачет и обучать реферированию; какие существуют приемы работы с хронологией со школьниками младших, средних и старших классов и т.д. Одна из тем посвящена формированию общих и интеллектуальных умений учащихся. Кроме того, в большинстве тем содержатся рекомендации по отработке специальных исторических умений. Процесс обучения рассматривается в учебнике как совместная деятельность учителя и учащихся, что нацеливает учителей на решение педагогических задач в русле личностно-ориентированной педагогики. Раскрывается методика активизации познавательной деятельности учеников, в частности игровых приемов. В рйде тем приведены фрагменты, образцы игровых заданий: викторина, чайнворд, портретное описание исторических личностей, аукцион, задания по изучению хронологии, в том числе из опыта дореволюционной школы. Дидактические игры помогут привить ученикам интерес к истории. В разделе, посвященном уроку истории, его подготовке и проведению, даны советы по разработке и проведению уроков разных типов. Значительное место отведено комбинированному уроку, однако показаны и другие его виды и формы: блочное обучение и групповая работа учеников. Даны советы по индивидуализации и дифференциации учебной работы.
Особенно ценен опыт ведущих методистов по проведению по- вторительно-обобщающих и итоговых уроков. В учебнике показаны разные приемы их проведения при сочетании тестирования, игровых заданий, зачетов и семинаров, внешкольных мероприятий. Значительное внимание уделено методам и формам педагогической деятельности, учителей-новаторов, сделана попытка раскрыть их приемы обучения на примере конкретных уроков. На таких уроках используются схематические рисунки на доске, пиктограммы, листы с опорными сигналами. (Образцы их приводятся в приложении.) В конце учебника помещен список литературы: методики общего характера, научные труды историков, дидактов, методистов, психологов, статьи учителей, нормативные документы по вопросам школьного исторического образования. Эти издания (основные и дополнительные) необходимы студентам при подготовке к практическим занятиям. Выделены дореволюционные и современные издания, журнальные статьи, с которыми можно работать на спецсеминарах и спецкурсах. Автор надеется, что учебник окажет помощь в подготовке учи- телей-историков и будет способствовать повышению квалификации опытных учителей. РАЗДЕЛ I ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ Методика школьного обучения истории как педагогическая наука Предмет, задачи и основные факторы методики обучения истории Предмет и задачи методики обучения истории. «Методика» в переводе с древнегреческого — «способ познания», «путь исследования». Метод — это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Методика обучения истории — это педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Она изучает и исследует закономерности процесса обучения истории в целях поцышения его эффективности и качества. Таким образом, методика призвана совершенствовать процесс обучения, его организацию и основные факторы.
Как отмечал выдающийся методист начала XX в. К.А. Иванов, важнейшие задачи методики — выявление, описание и оценка способов обучения, которые ведут к лучшей постановке данной науки как учебного предмета (109, с. 6[1]). Методика рассматривает и изучает вопросы о том, как надо преподавать историю. Таким образом, предметом методики является педагогический процесс обучения — преподавание учителем и изучение учениками истории. Объектом же будут содержание, организация, формы и методы обучения. Процесс учебной работы учителя и учащихся сложен и многогранен. Его эффективность определяется характером деятельности учащихся. Как бы учитель ни знал свой предмет, но если он не сумел вызвать интерес и организовать творческую деятельность учащихся, большого успеха он не добьется. Один из старейших российских методистов С.П. Сингалевич писал: «В жизни часто приходится встречать плохих учителей и учительниц; появление последних чаще всего объясняется не тем, что они не знают своего предмета, а главным образом тем, что они не умеют в доступной форме передать свои знания другим, так как недостаточно знакомы с методическими основами сообщения исторического материала учащимся и вообще не вполне овладели методикой предмета» (127, с. 1). Методика предмета дает ответы на вопросы: зачем учить? Чему учить? Как учить? Основные факторы обучения истории связаны с ответами на эти вопросы: цели, определяемые государством и обществом; содержание и структура исторического образования, закрепленные в стандартах и программах и на основе их изложенные в школьных учебниках; научно-методическая организация процесса обучения (формы, методы, методические приемы, средства преподавания и учения); познавательные возможности учащихся; результаты обучения. 1. Цели обучения истории менялись на разных этапах развития российского государства. В дореволюционной школе это были: формирование полноценного исторического сознания учащихся; изучение истории в процессе развития, эволюции общества; усвоение демократических ценностей и институтов; знакомство с прошлым, чтобы понять настоящее и предвидеть будущее; изучение культурного наследия наших предков и человечества в целом; воспитание в процессе обучения, формирование гражданских навыков (законопослушного подданного) и основ патриотизма; развитие интереса к истории как к науке и к предмету обучения.
В наше время тоже определены цели исторического образования (8, с. 6): овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древнейших времен до наших дней; развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания; формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма; развитие интереса и уважения к истории и культуре народов. - б - Разработка целей обучения истории продолжается. К ним можно отнести: воспитывать человека — патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности, осознающего ценность культуры, природы и необходимость защиты окружающей среды; знакомить учащихся с жизнью общества и человечества как в прошлом, так и в настоящем, способствовать осмыслению ими социального, нравственного опыта предшествующих поколений; формировать человека, интегрированного в современном обществе и нацеленного на его совершенствование; способствовать интеграции личности в национальную и мировую культуру; отстаивать право учащихся на свободный выбор мнений и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов, ориентировать их на гуманистические и демократические ценности; выработать умения применять исторические знания и приемы, аналитически и критически оценивать информацию, анализировать новые источники общественной мысли, аргументировать свою позицию (178, с. 41—42). Основные факторы обучения истории в учебном процессе проявляются комплексно, в системе. Система — это целое, состоящее из частей, «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» (91, с. 212). Свойство внутренней целостности факторов обучения ведет к возникновению новых качеств, положительно влияющих на процесс обучения.
2. Содержание обучения истории в школе. Оно меняется с развитием исторической науки. Методика помогает отобрать основные факты, важнейшие события и явления отечественной и всеобщей истории; теоретические определения и обобщения. Содержание истории, отобранное для изучения в школе, оформляется в виде госстандарта, программ и учебников. Оно усваивается учениками посредством определенной методической организации обучения, включающей в себя классные, внеклассные и внешкольные занятия. 3. Методы (способы деятельности) могут быть, например, словесными, печатно-рукописными (в работе с текстами), наглядными, практическими. Суть их заключается в том, что они дают ответ на вопрос, как учить, определяют двухстороннюю деятельность учителя и ученика. Хорошо продуманная методическая организация обучения позволяет наиболее эффективно формировать у учащихся исторические знания и познавательные умения, научные взгляды и убеждения, развивать их способности. С методами и приемами тесно связаны формы обучения (общеклассная, групповая, индивидуальная), типы уроков (повторитель- но-обобщающий, семинар, лабораторное занятие, урок-экскурсия), средства учебной работы учителя и учащихся на уроке. К средствам учебной работы относится все то, что обеспечивает учебный процесс. Это учебники, рабочие тетради, исторические карты, учебные картины, диафильмы, диапозитивы, учебные фильмы и т. д. На основе единства содержания учебного материала, организации соответствующих методов обучения и форм познавательной деятельности учащихся достигаются цели обучения. 4. Познавательные возможности учащихся связаны с возрастом ученика и соответствующим уровнем исторических знаний и умений. Посильное познание в наибольшей степени способствует развитию мышления, воображения, мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности. В процессе обучения развиваются способности учащихся понимать, усваивать и применять исторические знания. Что же такое способности? Это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, в данном случае — изучения истории. Они выражаются в быстроте, глубине и прочности овладения методами и приемами деятельности. 5. Результаты обучения напрямую связаны с реализацией поставленных целей и отражают достигнутый уровень знаний и умений учащихся, их интеллектуальный, мотивационно-волевой и эмоциональный уровни развития. Знания выражаются в умении доказывать и обосновывать, выделять существенное, выявлять причинно-следственные связи, использовать нужцые знания для разрешения возникших проблем.
Результаты обучения измеряются уровнем: 1) исторического образования, достигнутым на одном уроке, на многих уроках при изучении темы, раздела, учебного курса, всех курсов истории в 5—11 классах; 2) сформированности научного мировоззрения; 3) воспитания учащихся в процессе изучения истории; 4) развития познавательных возможностей учащихся. Таким образом, результаты обучения показывают, реализованы ли поставленные цели или они остались только в замыслах. Качество обучения в последнее время оценивается при помощи тестов. Реже используются задания, позволяющие оценить способность ученика применять полученные знания и умения в практической деятельности. На уроках истории такие задания связаны с проведением лабораторных занятий по простейшему исследованию источников и документов. Во внеурочное время ученики готовят доклады, рефераты, научные статьи на основе работы в музеях и архивах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|